Арбитражный суд Пермского края
ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь Дело № А50-5540/2019
«10» июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2019 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В. Торопицина, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Скрябиной С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭЛКАМ-сервис» (ОГРН 1065904122767, ИНН 5904149839)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
о признании частично недействительным решения от 27.12.2018 № 203V12180000988 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации,
при участии представителей:
от заявителя – Каракулов А.В. по доверенности от 01.09.2019, предъявлен паспорт,
от Инспекции – Срыбных Т.В. по доверенности от 22.01.2018, Арапова Т.Г. по доверенности от 16.05.2019, предъявлены удостоверения,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЭЛКАМ-сервис» (далее – заявитель, страхователь, Общество, общество «ЭЛКАМ-сервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее – Фонд, Пенсионный фонд, контролирующий орган) о признании недействительным решения Фонда от 27.12.2018 № 203V12180000988 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015-2016 года в сумме превышающей 509 180,06 руб., соответствующих пени и штрафа (с учётом принятых судом заявленных требований).
В обосновании заявленных требований Общество указывает на неправомерное доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу, поскольку обязанность по их уплате возникает только в части выплат, которые производятся за период непосредственной занятости работников на вредных и опасных работах. Заявителем произведён расчёт страховых взносов по дополнительному тарифу исходя из объёма выполненных работ, с учётом пропорционально отработанного работниками времени; с учётом названного расчёта сумма правомерно доначисленных страховых взносов составила 509 180,06 руб., в остальной части предъявление к уплате страховых взносов ошибочно.
Фонд с требованиями заявителя не согласился и полагает, что страхователь неправомерно не исчислял страховые взносы по дополнительному тарифу за 2015-2016 года с выплат работникам, которые заняты на вредных и опасных работах. По мнению Пенсионного фонда, представленный заявителем расчёт страховых взносов не может быть принят во внимание, т.к. доказательств перевода работников на выполнение иных видов работ не представлено; расчёт произведён исходя из усреднённых показателей, а не из фактически отработанного времени, что не предусмотрено законодательством.
В судебном заседании 28.05.2019 объявлялся перерыв до 03.06.2019 11-00. После перерыва дело продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Скрябиной С.Ю.; в судебное заседание явились от заявителя – Каракулов А.В., от Пенсионного фонда - Срыбных Т.В.
В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал, представитель Фонда поддержала позицию изложенную в отзыве, просила требования оставить без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена выездная проверка деятельности Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 24.10.2018 № 203V10180000871. Уведомлением от 24.10.2018 заявитель поставлен в известность о времени и месте рассмотрения материалов проверки (л.д.37-48, 74 том 2).
Рассмотрев материалы проверки, Фондом принято решение от 27.12.2018 № 203V12180000988 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому обществу «ЭЛКАМ-сервис» доначислены страховые взносы в сумме 1 531 845,1 руб., начислены пени – 143 706,54 руб. Кроме того, Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 306 369,01 руб. (л.д.91-119 том 2).
Считая, что указанное решение Фонда частично не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, общество «ЭЛКАМ-сервис» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015-2016 года в сумме превышающей 509 180,06 руб., соответствующих пени и штрафа.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации о страховых взносах обязательный досудебный порядок не предусмотрен, спор относительно законности оспариваемого решения Фонда подлежит рассмотрению судом по существу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая, что обжалуемое решение вынесено 27.12.2018, а с заявлением о признании его недействительным заявитель обратился в арбитражный суд 22.02.2019 (л.д.7 том 1), следовательно, заявителем соблюдён трёхмесячный срок, предусмотренный частью 4
статьи 198 АПК РФ.
Порядок проведения выездной проверки, оформления её результатов, процедура вынесения решения регламентируется статьями 35, 38, 39 Закона № 212-ФЗ, с учётом статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что акт проверки вручен заявителю, Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о соблюдении Фондом порядка проведения проверки, оформления её результатов, процедуры вынесения решения. Основания для признания решения Фонда недействительным, в связи с несоблюдением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки либо наличием иных процессуальных нарушений, судом не установлены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ установлено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), в 2015 году и последующие годы применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи, в размере 9,0 процентов.
Частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), в 2015 году и последующие годы применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи, в размере 6,0 процентов.
Из части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ следует, что для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный | 4 | 8,0 процента |
Вредный | 3.4 | 7,0 процента |
3.3 | 6,0 процента | |
3.2 | 4,0 процента | |
3.1 | 2,0 процента | |
Допустимый | 2 | 0,0 процента |
Оптимальный | 1 | 0,0 процента |
Из материалов дела следует и сторона не оспаривается, что общество «ЭЛКАМ-сервис» в 2015-2016 годах, в том числе осуществляло деятельность по облуживанию и ремонту нефтяных скважин. В указанный период времени Общество производило выплаты своим работникам, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно, - машинист подъёмника, бурильщик капитального ремонта скважин, помощник бурильщика капитального ремонта скважин. Общая сумма выплат за 2015 год составила 8 486 602,2 руб., за 2016 год – 17 529 778,23 руб.
В 2015 году Обществом специальная оценка рабочих мест не проводилась; в 2016 такая оценка осуществлена, и завершена 14.11.2016. Согласно картам специальной оценки рабочих мест класс условий труда по степени вредности в отношении машиниста подъёмника, бурильщика капитального ремонта скважин, помощника бурильщика капитального ремонта скважин, установлен 3,2.
За 2015 год страховые взносы по дополнительному тарифу заявителем не исчислялись и не уплачивались. За 2016 год – до ноября 2016 года не исчислялись; за ноябрь определены исходя из суммы выплат и дополнительного тарифа 4 процента, за декабрь исчислены в полном объёме.
Согласно оспариваемому решению Обществу доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу за 2015 год в сумме 509 196,13 руб. исходя из объёма выплат 8 486 602,2 руб. и тарифа 6%; 2016 год: за январь-октябрь 2016 года выплата составила 16 800 143,23 руб., применён тариф 6%, что явилось основанием для доначисления страховых взносов в сумме 1 008 008,59 руб.; за ноябрь 2016 года с 729 635 руб. страховые взносы доначислены по дополнительному тарифу 2%, т.к. до 13.11.2016 (14.11.2016 – дата завершения специальной оценки рабочих мест) подлежал применению тариф 6%, а заявителем исчислил по тарифу 4% за весь месяц; за декабрь 2016 года страховые взносы не доначислялись.
Принимая во внимание, что Общество осуществляло выплаты своим работникам, которые приняты на должности машиниста подъёмника, бурильщика капитального ремонта скважин, помощника бурильщика капитального ремонта скважин, и названные лица выполняли работы указанные в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», соответственно, у заявителя имелась обязанность по исчислению страховых взносов по дополнительному тарифу, а потому у Пенсионного фонда имелись достаточные основания для их доначисления, а также начисления пени и привлечения к ответственности.
Не оспаривая по существу необходимость исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат своим работникам, которые приняты на должности машиниста подъёмника, бурильщика капитального ремонта скважин, помощника бурильщика капитального ремонта скважин, Общество полагает, что обязанность по их уплате возникает только в части выплат, которые производятся за период непосредственной занятости работников на вредных и опасных работах. В случае если указанные работники не выполняют вредные и опасные работы, страховые взносы по дополнительному тарифу не подлежит исчислению.
Заявителем произведён помесячный расчёт страховых взносов по дополнительному тарифу исходя из объёма выполненных работ, - приняты по актам о приёмке выполненных работ, в которых содержится объём выполненных работ в часах; по табелям учёта рабочего времени установлено общее количество часов отработанных указанными работниками; определена пропорция между количеством часов по актам о приёмке выполненных работ и общим количеством отработанных часов.
Полученная пропорция применена к общему количеству отработанных часов в разрезе каждого работника с её умножением на сумму выплаты работнику. С учётом названного расчёта сумма правомерно доначисленных страховых взносов составила 509 180,06 руб., в остальной части предъявление к уплате страховых взносов, по мнению заявителя, ошибочно (л.д.63-72 том 3).
Вместе с тем, Обществом не учтено следующее.
Статьёй 58.3 Закона № 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьёй 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, № 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанные выводы содержаться в определениях Верховного суда Российской Федерации от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562 по делу № А64-3850/2017, от 19.12.2018 № 310-КГ18-13800 по делу № А48-5108/2017.
В случае частичной занятости работника, оформленной надлежащим образом, в течение месяца как на работах, поименованных в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, если при этом в организации не ведется раздельный учет выплат работнику за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда и за работу в нормальных условиях труда, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование осуществляется плательщиком со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Если в организации ведется раздельный учет выплат работникам при их частичной занятости, оформленной надлежащим образом, на работах, поименованных в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и на работах в нормальных условиях труда, то исчисление страховых взносов по соответствующему дополнительному тарифу производится в общеустановленном порядке с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников за период работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.
Необходимо также отметить, что в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
Из обстоятельств дела следует, что Обществом не вёлся раздельный учёт рабочего времени работников при их частичной занятости на вредных (опасных) работах и иных работах; приказы о переводе работников на иные виды работ либо другие должности не издавались. Согласно пояснениям представителя заявителя в актах о приёмке выполненных работ не учитывалось время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. Произведённый заявителем расчёт основан на усреднённых показателях, а не на фактически отработанном работниками времени на вредных (опасных) работах, что не предусмотрено законодательством.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неверном применении норм материального права, противоречащие материалам дела.
С учётом изложенного, оспариваемое решение Фонда в обжалуемой части является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя; основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что требования заявителя оставлены без удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., перечисленной платёжным поручением от 21.02.2019 № 190, подлежат отнесению на заявителя (л.д.20 том 1).
Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
1. Требования общества с ограниченной ответственностью «ЭЛКАМ-сервис» (ОГРН 1065904122767, ИНН 5904149839) оставить без удовлетворения.
2. Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми от 27.12.2018 № 203V12180000988 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015-2016 года в сумме превышающей 509 180,06 руб., соответствующих пени и штрафа, соответствующим законодательству Российской Федерации о страховых взносах.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья С.В. Торопицин