НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пензенской области от 30.08.2022 № А49-2705/2022

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru/  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Пенза                                                                                         

 30 августа 2022 года                                                                              Дело № А49-2705/2022

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Столяр Е.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнишиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению арбитражного управляющего Алешина Сергея Владимировича

к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ОГРН 1045800303933),
третье лицо - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (ОГРН 1045803015543, ИНН 5836010018),

о разрешении разногласий,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Алешина С.В. – заявителя (паспорт),

от ответчика – Митрофановой И.В. – представителя (дов. от 06.07.2022 № 05-30/08800),

от третьего лица – Буранцевой С.Н. – представителя (дов. от 11.01.2022 № 03-16/00020),

                                                                      установил:

     Арбитражный управляющий Алешин Сергей Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление ФНС России по Пензенской области), в котором просил разрешить разногласия между ним и Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее – Управление ФНС России по Пензенской области) по применению статьи 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.10.2020 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ) в части уплаты арбитражным управляющим Алешиным С.В. страховых взносов за 2021 год: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 32448 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 8426 руб., как не работавшего в течение всего 2021 года военного пенсионера, относящегося к группе неработающего населения. В обоснование заявленных требований арбитражный управляющий Алешин С.В. указал, что в 2021 году новых назначений в качестве арбитражного управляющего от арбитражных судов не получал, деятельность в качестве арбитражного управляющего не вел, то есть в течение 2021 года являлся неработающим военным пенсионером и относился к группе неработающего населения.

     Учитывая, что данный спор подлежит рассмотрению не по нормам Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), арбитражный суд определением от 23.03.2022 предложил арбитражному управляющему Алешину С.В. уточнить заявленные требования в соответствии с нормами статей 198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Арбитражный управляющий Алешин С.В. представил уточнение заявленных требований, в котором дополнительно к ранее заявленным требованиям просил суд отменить решение Управления ФНС России по Пензенской области от  28.02.2022 № 06-09/38 о разрешении разногласий с налоговым органом.

     На предложение арбитражного суда сформулировать требования к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (далее – Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Пензы) и привлечь ее к участию в деле в качестве соответчика заявитель ответил отказом.

     Согласно части 5 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску.

     В соответствии с определением от 09.06.2022 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Пензы (далее – Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Пензы).

     В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

     Представитель ответчика заявленные требования не признал, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена возможность освобождения арбитражных управляющих, фактически не осуществляющих соответствующую деятельность, от уплаты страховых взносов.

     Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика и пояснил, что требование от 14.01.2022 № 728 об уплате страховых взносов направлено арбитражному управляющему заказной корреспонденцией 19.01.2022, вынесенный 13.04.2022 судебный приказ о взыскании с Алешина С.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 32448 руб. и пени – 1275 руб. 19 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2021 год – 8426 руб. и пени – 278 руб. 46 коп. отменен определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Пензы от 18.04.2022 по делу № 2а-699/22, а 15.08.2022 Ленинским районным судом г.Пензы принято решение о взыскании с Алешина С.В. указанной задолженности.

Заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

     14.01.2022 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Пензы вынесено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 728, в соответствии с которым Алешину С.В. предложено уплатить в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2021 год в сумме 32448 руб. и пени – 27 руб. 58 коп., а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2021 год в сумме 8426 руб. и пени – 7 руб. 16 коп.

     13.04.2022 в рамках производства № 2а-699/22 мировой судья судебного участка № 7 Ленинского района г.Пензы вынес судебный приказ, в соответствии с которым с Алешина С.В. взысканы следующие суммы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2021 год в сумме 32448 руб. и пени – 27 руб. 58 коп., а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2021 год в сумме 8426 руб. и пени – 7 руб. 16 коп.

     Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Пензы от 18.04.2022 по делу № 2а-699/22 судебный приказ от 13.04.2022 отменен.

     Алешин С.В. обратился в Управление ФНС России по Пензенской области по вопросу освобождения его от уплаты начисленных Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Пензы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год.

     Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 28.02.2022 № 06-09/38 жалоба Алешина С.В. по вопросу освобождения от уплаты начисленных Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Пензы страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год оставлена без удовлетворения.

     Согласно статье 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

     Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

     Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

     Порядок исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01.2017 регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

     В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, арбитражные управляющие.

     В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (в редакции, действующей в 2017 году).

     В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере 32448 руб. за расчетный период 2021 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 руб. за период 2021 года (с учетом положений Федерального закона от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

     Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

     В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

     В силу пункта 6 статьи 432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе арбитражного управляющего в качестве плательщика страховых взносов.

     Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из обязанности арбитражного управляющего уплачивать страховые взносы с момента получения до прекращения членства в саморегулируемой организации.

     Довод арбитражного управляющего о неосуществлении им деятельности в качестве арбитражного управляющего не исключает обязанность по уплате страховых взносов.

     Условия, при которых указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщики, вправе не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, приведены в пункте 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ, к которым относятся периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 – 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

     Период не осуществления фактической деятельности арбитражным управляющим, являющимся членом саморегулируемой организации, получающим военную пенсию и страховую часть пенсии по старости, не указан в пунктах 1, 3, 5 – 8 части 1 статьи 2 Закона о страховых пенсиях. 

     Арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателем, соответственно индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей.

     Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения доходов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 210-О).

     Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», обязанность уплачивать страховые взносы может быть прекращена только с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 № 305-ЭС19-12313 по делу № А41-73598/2018).

     Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13.01.2021 № 310-ЭС20-21013 указал, что действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 23.09.2010 № 1189-О-О и о 12.05.2005 № 211-О), в том числе назначения арбитражным судом для проведения процедуры банкротства несостоятельных физического или юридического лица, наличия заключенного и действующего договора страхования ответственности, получения прибыли от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке.

     Поскольку доказательства прекращения членства Алешина С.В. в саморегулируемой организации отсутствуют, следовательно, он является плательщиком страховых взносов.

     Довод заявителя о том, что налоговый орган отнес его к категории работающего населения, материалами дела не подтверждается.

     Ссылку заявителя на пандемию коронавирусной инфекции и нормы статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает, поскольку согласно пункту 3 статьи 2 данного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.   

     Основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов предусмотрены в статье 44 Налогового кодекса РФ, при этом коронавирусная инфекция не названа в качестве обстоятельства, с которым налоговое законодательство связывает возможность прекращения обязанности по уплате страховых взносов.  

     При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

     В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

     Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                         решил:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

     Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пензенской области.

     Судья                                                                                                                        Е.Л. Столяр