Арбитражный суд Пензенской области
Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Пенза
11 августа 2022 года Дело № А49-3415/2022
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Столяр Е.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнишиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (ОГРН 1055803536997, ИНН 5837025458)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пензенской области (ОГРН 1045801699987, ИНН 5827008446),
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ОГРН 1045800303933, ИНН 5836010515)
о признании недействительным решения в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Кулеевой А.С. – представителя (дов. от 20.05.2022 № 48/2022),
от ответчика – Богдановой М.Н. – представителя (дов. от 01.12.2021), Никитиной Ю.А. – представителя (дов. от 23.05.2022),
от третьего лица – Никитиной Ю.А. – представителя (дов. от 29.04.2022 № 05-13/05842),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пензенской области (далее – Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Пензенской области, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.11.2021 № 1787 в части начисления штрафа, превышающего 100000 руб., а также просило обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. По мнению заявителя, назначенный ответчиком штраф не соответствует принципам справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности за правонарушение.
Определением от 28.04.2022 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее – Управление ФНС России по Пензенской области).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил учесть, что у ООО «ОПВЗ» отсутствовал умысел на совершение правонарушения, общество отнесено к системообразующим предприятиям, имеющим региональное значение и оказывающим существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Пензенской области, при определении размера штрафа налоговый орган незаконно применил отягчающие ответственность обстоятельства.
Представители ответчика заявленные требования не признали и просили суд в их удовлетворении отказать, так как размер штрафа был определен с учетом смягчающих ответственность обстоятельств – сумма штрафа уменьшена в 32 раза, а также отягчающих ответственность обстоятельств – уменьшенный с учетом смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа увеличена на 100%.
Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика.
Заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
ООО «ОПВЗ» зарегистрировано в качестве юридического Инспекцией ФНС России по Первомайскому району г.Пензы 25.10.2005, в настоящее время запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц № 1055803536997. Основным видом деятельности предпринимателя ООО «ОПВЗ» является производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и т.п.
ООО «ОПВЗ» и его филиалы являются плательщиками акцизов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза признаются организации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно статье 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признаются этиловый спирт, спирт-сырец, винный спирт, виноградный спирт, дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и (или) законодательством о виноградарстве и виноделии.
В соответствии со статьей 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
Налоговым периодом признается календарный месяц (статья 192 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 204 Налогового кодекса РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 5 стать 204 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, если иное не предусмотрено настоящим пунктом или пунктом 5.1 настоящей статьи, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществления ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности налоговые органы выявляют смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.
Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, приведены в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса, при чем, перечень данных обстоятельств не является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы обязывают налогоплательщиков акцизов представлять в налоговый орган налоговые декларации в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом нарушение срока представления декларации влечет привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа, размер которого рассчитывается с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
По результатам проведенной в отношении ООО «ОПВЗ» камеральной проверки налоговый орган установил, что общество представило декларацию по акцизам за май 2021 года 29.06.2021, то есть с нарушением установленного срока ее представления – не позднее 25.06.2021.
Согласно декларации по акцизам за май 2021 года сумма налога составила 413130846 руб., из которых не уплачен акциз в сумме 413110908 руб.
Решением от 22.11.2021 № 1787 Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Пензенской области привлекла ООО «ОПВЗ» к ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по акцизам за май 2021 года, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 1290972 руб., при этом налоговый орган при расчете размера штрафа применил как смягчающие ответственность обстоятельства (незначительность просрочки в представлении декларации, признание вины, отсутствие задолженности по акцизам на момент вынесения решения, тяжелое финансовое положение), уменьшив сумму штрафа в 32 раза, так и отягчающее ответственность обстоятельство (совершение налогового правонарушения в течение одного года с момента привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение), увеличив размер штрафа на 100 процентов (5 процентов от 413110908 руб. : 32 х 100%).
Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 14.02.2022 № 06-10/29 жалоба ООО «ОПВЗ» на решение Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Пензенской области от 22.11.2021 № 1787 оставлена без удовлетворения.
Учитывая, что ООО «ОПВЗ» представило налоговую декларацию по акцизам по ТКС с нарушением установленного срока ее представления, налоговый орган обоснованно вынес оспариваемое решение.
Довод заявителя о том, что декларация по акцизам за май 2021 год была направлена в адрес Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Пензенской области почтовой корреспонденцией, материалами дела не подтверждается, поскольку почтовый конверт с вложенной в него декларацией был доставлен 29.06.2021 в налоговый орган работниками ООО «ОПВЗ», а не почтой. Более того, на представленном конверте отсутствует почтовый идентификатор, что не позволило Нижнеломовскому почтамту и УФПС Пензенской области представить информацию об отправке почтового отправления.
Довод заявителя об уменьшения размера штрафа до 100000 руб. арбитражный суд не принимает, поскольку установленный заявителем размер штрафа не соответствует нормам Налогового кодекса РФ.
При вынесении оспариваемого решения налоговый орган учел смягчающие ответственность обстоятельства и уменьшил размер штрафа в 34 раза по сравнению с установленным размером.
Довод заявителя о неправомерном применении налоговым органом отягчающих ответственность обстоятельств суд считает ошибочным.
Согласно пункту 3 статьи 112 Налогового кодекса РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Материалами дела установлено, 30.04.2021 Межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по Пензенской области вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1080, в соответствии с которым ООО «ОПВЗ» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по водному налогу за 2 квартал 2019 года в виде штрафа в размере 250 руб., которое было вручено представителю общества 13.05.2021 и, соответственно, вступило в законную силу 14.06.2021.
Таким образом, в период с 14.06.2021 по 14.06.2022 ООО «ОПВЗ» считается подвергнутым наказанию, а нарушение срока представления декларации по акцизам за май 2021 года – совершенным при наличии отягчающего ответственность обстоятельства.
Довод заявителя о нарушении налоговым органом срока проведения камеральной налоговой проверки по водному налогу за 2 квартал 2019 года и вынесения решения по ее результатам, суд считает не относящимся к данному делу, поскольку вынесенное решение № 1080 вступило в законную силу, заявитель его не оспаривал, штраф уплатил.
Следовательно, оспариваемое в рамках данного дела решение налогового органа соответствует нормам Налогового кодекса РФ и не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель при подаче заявления уплатил государственную пошлину в сумме 6000 руб., в то время как согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (г.Пенза, ул.Московская/М.Горького, 56/34, литера А, этаж 3, пом. 39-41, ИНН 5837025458, ОГРН 1055803536997) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Е.Л. Столяр