АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Орел Дело №А48-4472/2009 «26» ноября 2009г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковойпри ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Балашовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Кузнецовой Анны Александровны
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области
о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от заявителя
-
Кузнецова Анна Александровна (паспорт 54 03 №755274);
от ответчика
-
руководитель группы персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности Подаченкова Г.С. (доверенность от 26.10.2009г. №3),
установил:
Дело слушалось 25.11.2009г., в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.11.2009г. в 11 час. 30 мин.
Индивидуальный предприниматель Кузнецова Анна Александровна (далее также – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области (далее также - ответчик) о признании недействительным решения от 02.07.2009г. №9 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя».
В обоснование заявленных требований Кузнецова А.А. указала, что в связи с рождением 02.05.2008г. ребенка, начиная с указанной даты в течение периода, за который оспариваемым решением с нее взыскиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени, она не осуществляла предпринимательскую деятельность ввиду ухода за ребенком до достижения им полутора лет. Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005г. №182-О, взимание с нее страховых взносов за данный период не соответствует нормам п.п.1-3 ст.28 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ, а также ст.ст.2, 3, 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ответчик в представленных письменных объяснениях по делу указал, что решение от 02.07.2009г. №9 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя» было принято начальником ГУ - УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области в порядке п.3 ст.25, ст.25.1 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на основании сведений и документов в отношении страхователя - индивидуального предпринимателя Кузнецовой А.А., поступивших в Управление в мае 2009г. из ГУ – УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области в связи с изменением страхователем адреса места жительства.
Пакет документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты страховых взносов, был представлен ИП Кузнецовой А.А. в ГУ – УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области только 17.11.2009г., при этом с 26.10.2009г. заявитель прекратил осуществление предпринимательской деятельности, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Кузнецова Анна Александровна (05.07.1983г.р., уроженка г.Алмалык Ташкентской области Р.Узбекистан) 27.07.2007г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 307574120800061, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации серии 57 №001059765, выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.11).
26.10.2009г. в отношении ИП Кузнецовой А.А. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения (л.д.108-113).
В силу правовой позиции, изложенной в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» настоящее дело подведомственно арбитражному суду, так как было принято к производству с соблюдением правил о подведомственности до прекращения действия государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, 02.05.2008г. у Кузнецовой Анны Александровны родилась дочь – Ревкова Алена Алексеевна (л.д.8).
В период со 02.05.2008г. по 25.10.2009г. Кузнецова А.А. предпринимательскую деятельность не осуществляла, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (л.д.17). С 26.10.2009г., как указывалось ранее, заявитель не имеет статуса индивидуального предпринимателя в связи с прекращением в установленном законом порядке соответствующей деятельности и, следовательно, не является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В связи с изменением заявителем адреса места жительства (л.д.14) 22.05.2009г. из ГУ – УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области (территориального органа ПФР по прежнему месту учета страхователя) в ГУ – УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области поступил пакет документов в отношении страхователя - ИП Кузнецовой А.А. (л.д.119), в том числе справка о состоянии расчетов предпринимателя по страховым взносам за расчетный период 2008г. и направленное страхователю требование №155 об уплате недоимки по страховым взносам за 2008г. и пеней по состоянию на 27.03.2009г., в соответствии с которым заявителю было предложено в срок до 11.04.2009г. погасить задолженность по страховым взносам в сумме
3 864 руб., в том числе на страховую часть пенсии – 2 576 руб., на накопительную – 1 288 руб., и уплатить пени в сумме 150,56 руб., в том числе на страховую часть – 100,37 руб., на накопительную – 50,19 руб. (л.д.101-105).
На основании поступивших сведений и документов ввиду неисполнения ИП Кузнецовой А.А. выставленного ГУ – УПФ РФ в Троснянском районе Орловской области требования от 27.03.2009г. №155 начальником ГУ - УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области в порядке п.3 ст.25, ст.25.1 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было принято решение от 02.07.2009г. №9 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя» (л.д.38-39).
Не согласившись с указанным решением, ИП Кузнецова А.А. обжаловала его в арбитражный суд.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу п.2 ст.14 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Согласно ст.28 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
Согласно ст.10 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем ст.11 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подп.2, 3 п.1 ст.11).
В Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005г. №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями п.п.1-3 ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что «Предписания статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.
Следовательно, положения статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору….
Таким образом, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.05.2005г. №182-О, не предполагают взимания с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в названном определении Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике».
Согласно ст.79 Федерального конституционного закона 21.07.1994г. №1-ФКЗ Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005г. №182-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые установлены в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», включая организацию их доставки, на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящим пунктом, и порядок расчета объема этих средств определяются федеральным законом (п.2 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ).
На основании Федерального закона от 21.03.2005г. №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в ст.2 Федерального закона от 21.03.2005г. №18-ФЗ (в том числе периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет), Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета. При этом согласно ст.3 названного Федерального закона сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР за период, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС Центрального округа от 14.02.2006г. по делу №А14-15813-2005-612/25, ФАС Уральского округа от 24.02.2009г. № Ф09-10266/08-С2.
В подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов за период со 02.05.2008г. по 02.11.2009г. Кузнецовой А.А. в материалы настоящего дела представлены копии свидетельства о государственной регистрации Кузнецовой А.А. в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о рождении Ревковой А.А., справка о составе семьи, справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком, копии налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговые периоды 2008г., копия письма МРИ ФНС России №1 по Орловской области от 19.01.2009г. №12-01/00347, согласно которому подтверждающим документом о совокупном доходе индивидуального предпринимателя являются налоговые декларации за соответствующий налоговый период.
Необходимый пакет документов 17.11.2009г. представлен заявителем в ГУ – УПФ РФ в Шаблыкинском районе Орловской области, каких-либо замечаний относительно перечня (то есть, достаточности для подтверждения наличия соответствующего права) либо содержания указанных документов ответчиком не заявлено.
С учетом изложенного ни то обстоятельство, что Кузнецовой А.А. не были своевременно представлены в территориальное отделение ПФР по месту учета соответствующие документы, ни последующее прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не свидетельствуют об отсутствии у заявителя предоставленного законодательством права на освобождение от уплаты страховых взносов на время ухода за ребенком со дня его рождения до достижения возраста полутора лет применительно к периоду наличия у Кузнецовой А.А. статуса индивидуального предпринимателя.
Частью 5 ст.200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела Управлением не представлено доказательств законности и обоснованности решения от 02.07.2009г. №9 в части взыскания страховых взносов в сумме 2 565,62 руб., в том числе на страховую часть пенсии – 1 710,4 руб., на накопительную – 855,22 руб. за период со 02.05.2008г. по 31.12.2008г. (л.д.120), и пени в сумме
102,21 руб., в том числе на страховую часть – 68,14 руб., на накопительную – 34,07 руб., всего – 2 667,83 руб., оспариваемое решение в указанной части подлежит признанию недействительным.
В силу ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно ч.5 ст.170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение между сторонами судебных расходов.
В соответствии со ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Как следует из представленной в материалы настоящего дела платежной квитанции от 01.10.2009г. заявителем при обращении в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в сумме 100 руб. (л.д.33).
Частью 1 ст.110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, данные в п.5 Информационного письма от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ», в соответствии с п.47 ст.2 и п.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл.9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.11.2008г. №7959/08 указано что, «исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере».
В соответствии с вышеизложенным расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области от 02.07.2009г. №9 «О взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя» недействительным в части взыскания страховых взносов в сумме 2 565,62 руб., в том числе на страховую часть пенсии – 1 710,4 руб., на накопительную – 855,22 руб., и пени в сумме
102,21 руб., в том числе на страховую часть – 68,14 руб., на накопительную – 34,07 руб., всего – 2 667,83 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области устранить нарушения прав и интересов заявителя.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шаблыкинском районе Орловской области в пользу Кузнецовой А.А. 100 руб. госпошлины.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова