ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орел Дело № А48-11002/2022
22 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Клименко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикаловым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (Орловская область, г. Орёл, ул. Московская, 159; ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (Орловская область, г. Орел, ул. Матвеева, д. 7; ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786) о признании недействительными представления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 и предписания от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4152,
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (Орловская область, г. Орел, ул. Максима Горького, д. 45, оф. 12; ОГРН 1215700002451, ИНН 5753075692),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель Григорьева Е.П. (доверенность № 331 от 08.12.2022, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт),
от ответчика – (до перерыва) представитель Ставцева В.С. (доверенность № 54-14-27/20-53 от 10.01.2023, удостоверение № 01131), (после перерыва) представитель Долецкая Е.В. (доверенность № 54-14-27/20-56 от 10.01.2023, удостоверение № 5700942),
от третьего лица – представитель не явился, извещён надлежащим образом,
в судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 декабря 2023 года до 11 час. 30 мин.,
установил:
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее – заявитель, НО "РФКР", Фонд) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее – ответчик, УФК по Орловской области, Управление) о признании недействительным представления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154.
Делу присвоен номер А48-11002/2022.
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Орловской области о признании недействительным предписания от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4152.
Делу присвоен номер А48-11001/2022.
Определением от 19.01.2023 по делу № А48-11002/2022 суд объединил в одно производство дела №№ А48-11002/2022 и А48-11001/2022 для дальнейшего совместного рассмотрения в рамках дела № А48-11002/2022.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика требования не признал по доводам, указанным в письменных отзывах на заявление и дополнениях к ним.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на заявление не представил.
Суд в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о слушании дела.
Суд приостанавливал производство по данному делу до рассмотрения Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2022 по делу № А48-156/2022.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
УФК по Орловской области в соответствии с приказом от 01.09.2022 № 318 в период с 05.09.2022 по 14.10.2022 в отношении НО "РФКР" (региональный оператор) проведена плановая проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2021 году.
По результатам проверки 14.10.2022 был составлен акт выездной проверки в отношении НО "РФКР".
09.11.2022 УФК по Орловской области вынесено НО "РФКР" представление № 54-14-34/24-4154, из которого следует, что в ходе проверки выявлены, наряду с прочими, нарушения, которые заявитель оспаривает:
1. В нарушение статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18 Закона Орловской области от 28.06.2013 № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области», по состоянию на 01.01.2021 НО "РФКР" не соблюдено требование к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора на сумму 394 016 289,39 руб.;
3. В нарушение пункта 13 раздела 9 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" региональным оператором в 2021 году сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения региональной программы капитального ремонта, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещались;
4. В нарушение части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации региональным оператором нарушены условия, установленные Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 № 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, которая являлась критерием отбора в соответствии с Порядком № 321 и извещением о проведении конкурса от 30.10.2014, а также существенным условием договора банковского счета № 40703810647000000012 от 31.12.2014, заключенного по результатам проведенного конкурса, что привело к недополучению дохода фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора в сумме 36 122 291,56 руб.;
5. В нарушение частей 1 - 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором в 2021 году без решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в 2021 году проведен капитальный ремонт в трех многоквартирных домах на общую сумму 4 569 975,45 руб., в том числе:
1) капитальный ремонт двух многоквартирных домов в части оценки их технического состояния на общую сумму 62 191,45 руб.в 2021 году, расположенных по адресам:
- г. Ливны, ул. Орджоникидзе, д. 41 по договору от 27.04.2021 № ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 35 302,89 руб.;
- г. Ливны, ул. Поликарпова, д. 5 по договору от 27.04.2021 № ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 26 888,56 руб.;
2) капитальный ремонт крыш и осуществление строительного контроля в одном многоквартирном доме в 2021 году, расположенном по адресу:
- г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28 по договору от 02.08.2021 № 250-К/2021 на сумму 4 507 279 руб., по договору от 13.08.2021 № 251-СК-К/2021 на сумму 505 руб.;
6. В нарушение пункта 234 Положения о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, региональным оператором не размещена в Единой информационной системе в сфере закупок исчерпывающая информация по 7 заключенным договорам на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы;
7. В нарушение части 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов приняты и оплачены работы по установке приборов учета потребления электрической энергии на общую сумму 22 564 руб. по адресам:
- г. Орел, ул. Федотовой, д. 13 на сумму 7 782 руб.;
- г. Орел, ул. Плещеевская, д. 22 на сумму 14 782 руб.;
10. В нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках исполнения краткосрочного плана 2021 года за собственниками помещений 47-ми многоквартирных домов сложилась задолженность перед собственниками помещений в иных многоквартирных домах, которая не может быть возвращена за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате указанными собственниками, до конца реализации Областной программы капитального ремонта в сумме 70 055 912,03 руб.;
11. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Таблицы 2.3 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пунктом 6 раздела «Б» Приложения № 4 и Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, региональным оператором определена стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 и г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3 с включением в стоимость работ по капитальному ремонту фасада стоимости работ по устройству отмостки, которые относятся к текущему ремонту. Стоимость работ по ремонту отмостки, включенная в состав работ по капитальному ремонту фасадов указанных объектов исследования, составила 62 569 руб. и 202 312 руб. соответственно (из них принято к оплате согласно акту КС-2 от 04.10.2021 № 02 в сумме 31 144 руб. по объекту исследования 1 (г. Орел, ул. Герцена, д. 9) и акту КС-2 от 16.07.2021 № 02-01-02 в сумме 149 538 руб. по объекту исследования 3 (г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3).
В соответствии с представлением от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 Управление требует от Фонда:
1. По нарушению № 4 провести конкурс по отбору российских кредитных организаций для открытия счета регионального оператора, на котором формируется фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, и заключить договор об открытии счета регионального оператора в течение 90 дней со дня получения представления;
2. По нарушению № 6 разместить в Единой информационной системе в сфере закупок исчерпывающую информацию по договорам от 20.04.2021 № 022-КФ/2020, от 07.05.2021 №066-К/2021, от 27.05.2021 № 117-К/2021, от 01.06.2021 № 139-К/2021, от 01.06.2021 № 147-КФ/2021, от 01.06.2021 № 143-ПСД/КР/2021, от 09.08.2021 № 258-К/2021 на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы, в течение 30 дней со дня получения представления;
3. По нарушениям №№ 1 - 14 принять меры по устранению причин и условий нарушений в течение 30 дней со дня получения представления.
09.11.2022 Управлением Фонду выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации № 54-14-34/24-4152.
Не согласившись с пунктами 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11 вышеуказанного представленияУФК по Орловской области, а также с предписанием Управления, НО "РФКР" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Орловской области, реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов распоряжением Правительства Орловской области от 04.07.2013 № 263-р создан региональный оператор - НО "РФКР" в организационно-правовой форме фонда.
Функции и полномочия учредителя регионального оператора осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает п. 1 представления от 09.11.2022 №54-14-34/24-4154, согласно которому НО "РФКР" в нарушение статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18 Закона Орловской области от 28.06.2013 №1498-О3 «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области», по состоянию на 01.01.2021 не соблюдено требование к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора на сумму 394 016 289,39 руб.
В силу ст. 185 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора устанавливаются настоящей статьей и законом субъекта Российской Федерации. Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18Закона Орловской области от 28.06.2013 № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» (далее – Закон №1498-ОЗ) объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется как сумма остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде, и доли в размере 95 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
Фонд обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, с соблюдением требований жилищного законодательства, в том числе в течение 2020 года. Реализацией региональной программы является исполнение краткосрочных планов.
В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ краткосрочные планы утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
При этом частью 7.1 статьи 168 ЖК РФ установлено, что краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Орловской области от 25.04.2014 № 96 утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области (далее – Порядок № 96).
В соответствии с п. 8 Порядка № 96 разработка и утверждение краткосрочных планов включают в себя, в том числе, представление региональным оператором органу исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющему функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по запросу уполномоченного органа данных о прогнозируемом объеме поступлений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, подлежащих уплате собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Орловской области, финансовой устойчивости в соответствии со статьей 18 Закона № 1498-ОЗ.
Согласно п. 13 Порядка № 96 региональный оператор в течение 15 календарных дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляет ему данные о прогнозируемом объеме поступлений взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, подлежащих уплате собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Орловской области, финансовой устойчивости в соответствии со статьей 18 Закона № 1498-ОЗ.
Указанные запросы в адрес НО "РФКР" не поступали.
Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах" (далее – Постановление № 480) утвержден объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год в размере 1 991 295,8 тыс. руб.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 25.05.2021 № 289 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480" объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год был увеличен до 2 592,628 млн. руб.
В целях разрешения создавшейся ситуации Заседанием Попечительского совета НО "РФКР" от 08.06.2021 было принято решение о предоставлении НО "РФКР" предложений по актуализации областной адресной программы капитального ремонта и краткосрочных планов ее реализации, в том числе с учетом обеспечения исполнения поручения Президента Российской Федерации (лифты) и опыта других регионов.
В рамках исполнения указанного решения НО "РФКР" 13.09.2021 в адрес руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области направлено письмо № 2684 с расчетом финансовой устойчивости регионального оператора на 2021 год.
НО "РФКР" в связи с отсутствием ответа на указанное письмо в адрес Заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию инфраструктуры - Председателя Попечительского совета было направлено письмо № 2890 от 01.10.2021 с просьбой о содействии в предоставлении Департаментом в адрес Фонда информации о доле денежных средств, которые будут направлены в 2021, 2022, 2023 годах на реализацию капитального ремонта в порядке очередности, а также на подпрограммы.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2021 № 813 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года № 480" объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год установлен в размере 387 441 150,73 руб.
В акте проверки УФК по Орловской области от 14.10.2022 указано, что в соответствии с данными бухгалтерского учета и абонентской службы регионального оператора остаток средств собственников на расчетных счетах по состоянию на 01.01.2021 составлял 952 147 314,50 руб., в 2021 году поступили взносы на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах в сумме 679 105 469,59 руб.
Таким образом, объем средств, который региональный оператор был вправе израсходовать на финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2021 году составил 1 597 279 510,61 руб. (952 147 314,50 руб. + (679 105 469,59 руб. х 95%)).
Учитывая, что объем средств, который региональный оператор был вправе израсходовать на финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2021 году составляет 1 597 279 510,61 руб., то есть превышает объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год, установленный Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2021 № 813 в размере 387 441 150,73 руб., то на период проверки финансовая устойчивость регионального оператора соответствовала нормам установленным ст. 185 ЖК РФ, ч. 1 ст. 18 Закона № 1498-О3.
С учетом изложенного, п. 1 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 №54-14-34/24-4154 следует признать недействительным.
Заявитель также оспаривает п. 3 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 №54-14-34/24-4154, в которомв нарушение пункта 13 раздела 9 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" региональным оператором в 2021 году сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения региональной программы капитального ремонта, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещались.
В соответствии с п. 4 раздела 2 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" органами государственной власти субъектов Российской Федерации подлежит к размещению информация о региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и краткосрочных планах реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с указанием видов работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плановой стоимости в отношении каждого вида работы (услуги).
В правовых актах Орловской области об утверждении краткосрочных планов реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества на территории Орловской области на период 2018 – 2020 гг. и 2021 - 2023 гг.» отсутствуют необходимые сведения о плановой стоимости в отношении каждого вида работы (услуги) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поскольку Постановлением Правительства Орловской области от 05.04.2019 № 196 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года № 482" Приложение 2к региональной программе, в котором отражена информация об указании плановой стоимости в отношении каждого вида работ, признано утратившим силу.
В материалы дела заявителем представлены письма, направленные в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 22.10.2018 № 2423, от 17.03.2021 № 699, от 08.06.2022 № 1846, в которых указано, что в случае отсутствия в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства («ГИС ЖКХ») информации о краткосрочных планах капитального ремонта, региональный оператор не может выполнить свои обязательства по размещению информации об оказании услуг и выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. С целью устранения вышеуказанных нарушений НО "РФКР" просило Департамент предпринять необходимые меры по актуализации краткосрочных планов с указанием предельной стоимости в отношении каждого вида работы (услуги) и произвести загрузку необходимых сведений в «ГИС ЖКХ».
Письмом Департамента от 22.10.2021 № 15097 региональным оператором получен отказ в предоставлении указанной информации.
Таким образом, при отсутствии в «ГИС ЖКХ» информации о краткосрочных планах капитального ремонта в рамках существующих полномочий, алгоритмов и ограничений в системе НО "РФКР" не может выполнить свои обязательства по размещению сведений об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения региональных программ капитального ремонта, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта по независящим от заявителя причинам.
Учитывая вышеизложенное, ответчиком необоснованно вменяется указанное нарушение.
Заявитель оспаривает п. 4представления Управления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, в котором указано, что в нарушение части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации региональным оператором нарушены условия, установленные Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 № 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, которая являлась критерием отбора в соответствии с Порядком № 321 и извещением о проведении конкурса от 30.10.2014, а также существенным условием договора банковского счета №40703810647000000012 от 31.12.2014, заключенного по результатам проведенного конкурса, что привело к недополучению дохода фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора, в сумме 36 122 291,56 руб.
Суд считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч. 8 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); 3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Частью 3 ст. 180 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора банковского счета от 31.12.2014) региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 № 321 (действовавшим на момент проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета регионального оператора и заключения договора банковского счета от 31.12.2014), одним из критериев оценки участников конкурсного отбора являлась процентная ставка, начисляемая на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора.
Согласно протоколу о результатах конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области от 17.12.2014 победителем конкурса было признано Орловское отделение № 8595 ОАО «Сбербанк России».
Заявка Орловского отделения № 8595 ОАО «Сбербанк России» содержала предложение по размеру процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, в размере 7%.
31.12.2014 между НО "РФКР" и победителем конкурса - Орловским отделением № 8595 ОАО «Сбербанк России» был заключен договор банковского счета № 40703810647000000012.
Пунктом 5.2 указанного договора предусмотрено, что банк в одностороннем порядке вводит новые тарифы, вносит изменения и/или отменяет действующие тарифы, устанавливает и изменяет условия начисления процентов (включая ставки, период и порядок расчета процентов) на остатки денежных средств на счете или прекращает начисление банком процентов на остатки денежных средств на счете, за исключением тарифов и условий начисления процентов (включая ставки, период и порядок расчета процентов) на остатки денежных средств на счете, значение которых определены условиями конкурсной документации.
В соответствии с приложением № 16 к договору банковского счета №40703810647000000012 от 31.12.2014 размер процентной ставки на остатки денежных средств на счете был установлен в размере 7% годовых.
Вместе с тем, соглашением № 1 о начислении процентов на остатки денежных средств на счете по договорам специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта от 30.12.2020 процентная ставка на остаток средств на счете была изменена и составляла в проверяемом периоде 3,25% годовых.
Согласно акту выездной проверки 14.10.2022 уменьшение процентной ставки на остаток средств на счете привело к недополученную доходов фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора в сумме 36 122 291,56 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", изменение сторонами условий договора, заключенного по результатам обязательных процедур, конкурентных закупок, допускается в пределах, установленных законом (например, пункт 8 статьи 448 Гражданского кодекса, статья 95 Закона о контрактной системе), и само по себе не может являться нарушением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Например, о создании для победителя преимущественных условий участия не может свидетельствовать сама по себе вероятность привлечения большего количества участников в случае изначального составления договора на измененных условиях.
Вместе с тем, если договор изменен настолько, что это влияет на условия, представляющие существенное значение, например, для определения цены договора, и имеются достаточные основания полагать, что в случае изначального предложения договора на измененных условиях состав участников был бы иным и (или) победителем могло быть признано другое лицо, то действия сторон по изменению договора могут быть квалифицированы как обход требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, а соглашение, которым внесены соответствующие изменения, считается ничтожным на основании частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 статьи 168 и пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса.
Таким образом, в нарушение положений ч. 8 ст. 448 ГК РФ было изменено условие договора, заключенного по результатам торгов, имевшее существенное значение для определения цены на торгах. При этом уменьшение процентной ставки на остаток средств на счете привело к недополучению доходов фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора.
Судом установлено, что постановлением временно исполняющего обязанности руководителя УФК по Орловской области Гридяева С.П. от 14.06.2022 № 24-09/05-2022, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 27.12.2022, исполняющий обязанности директора НО "РФКР" Слизовский В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за невыполнениепредставления Управления от 14.12.2021 № 54-14-35/24-5445 с аналогичным нарушением, допущенным Фондом в 2020 году.
В представлении Управления от 14.12.2021 № 54-14-35/24-5445 указано, что УФК по Орловской области в отношении НО "РФКР" проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019 - 2020 годах.
В ходе данной проверки было выявлено в частности, что в нарушение ч. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 5.2 договора банковского счета от 31.12.2014 № 40703810647000000012 не соблюдены условия, установленные Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 № 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, которая являлась критерием отбора в соответствии с Порядком № 321 и извещением о проведении конкурса от 30.10.2014 а также существенным условием договора банковского счета от 31.12.2014 № 40703810647000000012, заключенного по результатам конкурса.
Указанное нарушение отражено в п. 1 представления Управления от 14.12.2021 № 54-14-35/24-5445.
Решением Орловского областного суда от 31.03.2023 постановление временно исполняющего обязанности руководителя УФК по Орловской области Гридяева С.П. от 14.06.2022 № 24-09/05-2022, решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 27.12.2022, вынесенные в отношении должностного лица Слизовского В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, оставлены без изменения.
Из материалов дела также следует, что заявитель оспаривает п. 5представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, в котором указано, что в нарушение частей 1 - 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором в 2021 году без решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в 2021 году проведен капитальный ремонт в трех многоквартирных домах на общую сумму 4 569 975,45 руб., в том числе: 1) капитальный ремонт двух многоквартирных домов в части оценки их технического состояния на общую сумму 62 191,45 руб. в 2021 году, расположенных по адресам: г. Ливны, ул. Орджоникидзе, д. 41 по договору от 27.04.2021 № ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 35 302,89 руб.; г. Ливны, ул. Поликарпова, д. 5 по договору от 27.04.2021 № ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 26 888,56 руб.; 2) капитальный ремонт крыш и осуществление строительного контроля в одном многоквартирном доме в 2021 году, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28 по договору от 02.08.2021 №250-К/2021 на сумму 4 507 279 руб., по договору от 13.08.2021 № 251-СК-К/2021 на сумму 505 руб.
Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах" многоквартирные дома № 41 по ул. Орджоникидзе и № 5 по ул. Поликарпова в г. Ливны включены в Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках выполнения основного мероприятия краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории орловской области" на период 2021 год, при этом в Постановлении утверждены виды работ по капитальному ремонту, одним из которых является оценка технического состояния многоквартирного дома (17) и разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта (11).
В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 №482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" разработчиком региональной программы является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области.
НО "РФКР" является ответственным исполнителем региональной программы и неправомочна принимать или изменять нормативно-правовые акты, принятые Правительством Орловской области.
НО "РФКР" является исполнителем региональной программы и утвержденных для ее реализации краткосрочных планов.
Согласно СП 368.1325800.2017 «Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта»капитальный ремонт объектов капитального строительства – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При планировании работ по капитальному ремонту жилого здания и его элементов следует руководствоваться данными, содержащимися в проектной документации согласно пункту 6.3 СП 255.1325800.2016, а при их отсутствии - данными о средних сроках службы конструкций и систем инженерно-технического обеспечения. Необходимость выполнения капитального ремонта определяют на основании: оценки физического износа здания в целом и его отдельных элементов; результатов обследования технического состояния здания в соответствии с ГОСТ 31937-2011 или СП 454.1325800.2019 (п. 4.3 СП 368.1325800.2017).
Согласно п. 4.4 СП 368.1325800.2017 «Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» в перечень работ по капитальному ремонту включают работы по восстановлению (замене):
- элементов здания, указанных в 4.1, для которых более 30% объема имеет физический износ 45% и более;
- отдельных элементов несущих строительных конструкций, для которых установлена опасность нарушения предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, соответствующая ограниченно-работоспособному и аварийному состоянию.
В силу п. 2.1.2 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Методические рекомендации), фактическое техническое состояние конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирных домов характеризуется их физическим износами соответствующей степенью утраты первоначальных эксплуатационных свойств. Под физическим износом конструктивных элементов здания, его инженерных систем понимается ухудшение их технического состояния (потеря эксплуатационных, механических и других качеств), в результате чего происходит соответствующая утрата потребительской стоимости жилых помещений.
Согласно п. 2.1.3 Методических рекомендаций физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирных домов определяется путем их обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания их в соответствии с требованиями ВСН 57-88(р), а количественная оценка физического износа - на основании требований ВСН 53-86(р) и применения соответствующих расчетных формул, таблиц или графиков, приведенных в данных документах.
По результатам обследования (на основании дефектных ведомостей либо заключения проектной или специализированной организации) управляющей организацией либо органом управления объединения собственников многоквартирного дома должны быть приняты предварительные решения о мерах, необходимых для устранения выявленных неисправностей и повреждений (дефектов), в том числе по проведению в доме капитального ремонта, и подготовлены необходимые материалы и расчеты для рассмотрения на общем собрании собственников помещений (п. 2.1.5 Методических рекомендаций).
Таким образом, для выполнения ремонтно-восстановительных работ необходимо выполнить комплекс мероприятий по выявлению дефектов и повреждений в конструкциях и инженерных сетях каждого многоквартирного жилого дома, поскольку до проведения работ капитального характера обследование конструкций и инженерных сетей не производится.
В рамках капитального ремонта следует предусматривать экономически целесообразную замену элементов конструкций и систем инженерно-технического обеспечения жилого здания для устранения их функционального износа, в том числе с учетом пункта 21.1.3 СП 255.1325800.2016. Проектирование капитального ремонта осуществляют на основании данных, указанных в проектной документации по итогам обследования.
Следовательно, результаты обследования, содержащиеся в заключении, служат исходными данными для разработки проектной документации, в связи с чем процесс обследования строительных конструкций и инженерных сетей представляет собой единое целое с процессом проектирования по капитальному ремонту конструкций жилых домов и их инженерных сетей, и данные работы относятся к проектным работам.
В соответствии с Порядком № 96 в краткосрочный план включены многоквартирные дома, в которых планируется замена лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы, а также многоквартирные дома, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и в отношении которых органами местного самоуправления представлены заявки о необходимости проведения капитального ремонта крыш. Перечни указанных домов приведены в приложениях 3 и 4 к краткосрочному плану.
Судом установлено, что в соответствии с приложением 4 к краткосрочному плану реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах" "Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и в отношении которых органами местного самоуправления представлены заявки о необходимости проведения капитального ремонта крыш" многоквартирный дом № 28 по ул. Привокзальной в г. Орле включен в подпрограмму капитального ремонта крыши на основании Постановления Администрации города Орла от 16.08.2021 № 3366 на период проведения - 2021 год. При этом в постановлении об утверждении краткосрочного плана на период 2021 год подпрограмма крыши по МКД № 28 по ул. Привокзальной в г. Орле установлены виды работ - ремонт крыши (3) и строительный контроль (14).
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в ст. 182 ЖК РФ. Исходя из функциональных обязанностей НО "РФКР", закрепленных в указанной норме, основанием для проведения капитального ремонта общего имущества МКД является региональная программа капитального ремонта, а не решение собственников МКД.
Согласно ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
В п. 10.1 Порядка № 96 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) определено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирные дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которых не наступили в соответствии с региональной программой, включаются в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) наличие в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы и требующего проведения капитального ремонта в соответствии с заключением специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы; 2) необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в соответствии с заявкой органа местного самоуправления.
Согласно п. 10.2 Порядка № 96 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объем средств, который региональный оператор в соответствии с подпунктом 1 пункта 10.1 настоящего Порядка должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, определяется как доля средств от прогнозируемой суммы денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту, определенной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, дифференцированно по муниципальным образованиям Орловской области.
При наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка, количество многоквартирных домов, в которых в текущем году производится капитальный ремонт крыши, определяется дифференцированно по каждому муниципальному образованию Орловской области как произведение 5% от общего количества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования Орловской области, включенных в региональную программу, и доли собираемости взносов на капитальный ремонт за прошедший календарный год по помещениям, находящимся в муниципальной собственности этого муниципального образования Орловской области. Из полученного результата вычитается количество домов, в которых капитальный ремонт крыши осуществляется в текущем году, но ранее установленного региональной программой срока за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области. Окончательный результат принимается с округлением в меньшую сторону до целого числа, но не менее одного дома.
В силу п. 10.4 Порядка № 96 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: 1) копию заключения специализированной организации по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, которое свидетельствует о наличии в многоквартирном доме лифтового оборудования, отработавшего назначенный срок службы и требующего проведения капитального ремонта, - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 10.1 настоящего Порядка; 2) заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.
К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом.
Как указывалось, Постановлением № 480 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых органами местного самоуправления представлены заявки о необходимости проведения капитального ремонта крыш на период 2021 год.
В соответствии с указными нормами решения собственников являются основанием для актуализации региональной программы, а также утвержденных с целью ее исполнения краткосрочных планов, разрабатываемых Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области и утверждаемых Правительством Орловской области.
Таким образом, требование заявителя о признании недействительным п. 5 представления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 подлежит удовлетворению.
По нарушению, отраженному в пункте 6 представления Управления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, а именно - региональным оператором не размещена в Единой информационной системе в сфере закупок исчерпывающая информация по 7 заключенным договорам на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы, заявитель настаивает на отсутствие нарушения по указанному пункту в связи с тем, что договоры, указанные в нарушении, исполнены и претензионная работа не ведется, вся информация в Единой информационной системе размещена в полном объеме.
Однако, как следует из материалов дела, в ходе проверки НО "РФКР" представила Управлению претензии от 15.10.2021 № 842/01-14 об уплате неустойки (пени) по договору №143-ПСД/КР/2021 от 01.06.2021 в сумме 8 061,12 руб.; от 14.12.2021 № 895/01-14 об уплате неустойки по договору № 147-КФ/2021 от 01.06.2021 в сумме 13 756 руб.;от 11.11.2021 №855/01-14 об уплате штрафа по договору № 066-К/2021 от 07.05.2021 в сумме 100 000 руб.;от 22.11.2021 № 858/01-14 об уплате неустойки (пени) по договору № 139-К/2021 от 01.06.2021 в сумме 28 271 руб.; от 29.12.2021 № 908/01-14П об уплате неустойки (пени) по договору № 117-К/2021 от 27.05.2021 в сумме 74 302,27 руб., направленные в адреса подрядчиков, однако данная информация не размещена в ЕИС.
В то же время дополнительное соглашение № 1 от 17.12.2021 к договору от 09.08.2021 № 285-К/2020 и дополнительное соглашение № 1 от 24.12.2021 к договору от 20.04.2021 № 022-КФ/2020 размещены 10.11.2022, то есть после составления оспариваемого представления.
Таким образом, требование заявителя о признании недействительным п. 6 представления Управления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 не подлежит удовлетворению.
Суд отклоняет требование заявителя о признании недействительным п. 7 представления Управления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 - региональным оператором при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов приняты и оплачены работы по установке приборов учета потребления электрической энергии на общую сумму 22 564 руб. по адресам: г. Орел, ул. Федотовой, д. 13 на сумму 7 782 руб.; г. Орел, ул. Плещеевская, д. 22 на сумму 14 782 руб., ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" из части 2 статьи 166 ЖК РФ была исключена возможность установки за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, узлов управления и регулирования потребления электрической энергии. Указанные изменения вступили в силу 01.07.2020.
При этом в статью 11 Закона № 1498-ОЗ, устанавливающую перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, а такжев пункт 4 региональной программы, устанавливающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, соответствующие изменения в проверяемом периоде не внесены, то есть не исключена возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления электрической энергии и узлов управления и регулирования потребления электрической энергии.
Управлением в ходе проверки установлено, что региональным оператором при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов производилась установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления электрической энергии и узлов управления и регулирования потребления электрической энергиина общую сумму 22 564 руб., а именно:
- договор от 23.10.2020 № 341-КР/2020 (КС-2 от 28.06.2021), установка по адресу: г. Орел, ул. Федотовой, д. 13 на сумму 7 782 руб.;
- договор от 18.12.2020 № 364-КР/2021 (КС-2 от 30.06.2021), установка по адресу: г. Орел, ул. Плещеевская, д. 22 на сумму 14 782 руб.
В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании изложенного, суд также считает подлежащим отклонению требование заявителя о признании недействительным предписания Управления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства, израсходованные на оплату работ по установке приборов учета потребления электрической энергии, на общую сумму 22 564 руб.
Удовлетворяя требование заявителя о признании недействительным п. 10 представления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, средства от реализации региональным оператором закупленных им товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 ЖК РФ, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оплата товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), и уплата процентов за пользование такими кредитами, займами.
На основании ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
На основании изложенных норм права суд приходит к выводу, что формирование региональных программ капитального ремонта, включение в региональную программу и краткосрочный план реализации региональной программы многоквартирных домов, объёмы финансирования программы и краткосрочного плана (за счёт средств взносов собственников помещений или бюджетной поддержки) входят в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации, к каковым Фонд не относится.
Согласно ч. 4 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в том числе для оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Тем самым обеспечивается обращаемость средств фонда капитального ремонта, которая носит постоянный характер и составляет экономическую основу централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями, что позволяет не только оптимальным образом использовать средства фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в многоквартирных домах на счете, счетах регионального оператора, и защитить их от обесценивания вследствие инфляционных процессов, но и, в конечном счете, достичь правомерной цели, вытекающей из конституционного принципа социального государства, - эффективного управления общественными ресурсами в жилищной сфере (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
При этом нормы действующего законодательства не наделяют регионального оператора полномочиями по отказу в финансировании капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, включенного в региональную программу, в связи невозможностью собственниками таких домов обеспечить возвратность средств в период действия региональной программы (до 2044 года), в связи с чем действие регионального оператора не противоречат в данной части действующему законодательству.
Кроме того, УФК по Орловской области в оспариваемом представлении (п. 11) выявлены нарушения, касающиеся заключения договоров на проведение капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов, в состав работ которых включены виды работ по ремонту отмостки, которые, по мнению ответчика, не подлежат оплате за счет средств фона капитального ремонта, а являются работами, осуществляющимися в рамках текущего ремонта.
Исследовав материалы дела, суд считает требование заявителя в данной части обоснованным.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Из ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ следует, что текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В пунктах 18, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержатся понятия и различие между текущим и капитальным ремонтом.
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Понятия «капитальный ремонт» и «текущий ремонт» также содержатся в следующих ведомственных строительных нормах:
- Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с "ВСН 58-88 (р)), утвержденное Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (далее – ВСН 58-88 (р)),
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда",
- Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 № 79 (далее - МДС 13-1.99).
Согласно пункту 1.2 ВСН 58-88 (р) положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В силу пункта 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).
В соответствии с п. 4.1 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в приложении № 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в приложении № 7.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В соответствии с подпунктами 1, 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением «Б» к СП 368.1325800.2017 «Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада, ремонт приямков, входов в подвал - к капитальному ремонту фундаментов, подвалов.
Судом также учитывается, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
В частности, ремонт отмостки подлежит отнесению к текущему, в случае, если выполнение этого ремонта направлено на поддержание технического состояния дома, и в таком случае подлежат применению положения пункта 4.1.7 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в соответствии с которыми в рамках текущего ремонта просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Вместе с тем, необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
В рассматриваемом случае, изучив представленные в материалы дела акты о приемке выполненных работ по капитальному ремонту МКД, расположенных по адресам: Орловская область, г. Орел, ул. Герцена, д. 9 и Орловская область, г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3, суд установил, что были запланированы и фактически произведены работы по разборке покрытий оснований цементно-бетонных, асфальтобетонных с помощью молотков отбойных, устройству подстилающих слоев щебеночных, песчаных, бетонных, устройству асфальтобетонных покрытийдорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см. (т. 3, л.д. 47).
Также из актов о приемке выполненных работ, представленных суду заявителем в ходе рассмотрения дела, следует, что при ремонте фасада зданий были произведены следующие работы в отношении отмосток: 1) разборка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м. без креплений с откосами; 2) устройство подстилающих и выравнивающих слоев щебеночных, песчаных, бетонных; 3) установка бортовых камней бетонных; 4) устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см.; 5) армирование подстилающих слоев и набетонок; 6) устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см.
Таким образом в рассматриваемом случае были проведены работы по полной замене всей конструкции (разборка с помощью отбойных молотков и устройство новых покрытий), а не по устранению её отдельных недостатков, что в любом случае квалифицируется как работы по капитальном ремонту (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, п.п. 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р), ГОСТ Р 51929-2014)
Исходя из характера произведенных работ, суд считает, что в настоящем случае имела место необходимость замены отмосток спорных МКД, которая должна быть отнесена к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств региональной программы капитального ремонта субъекта Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Орловской области от 23.12.2022 по делу № А48-156/2022, оставленном без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 и Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2023.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительными п. 11 представления от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, а также предписания от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства, израсходованные на оплату работ по ремонту отмостки многоквартирных домов, в сумме 180 682 руб. являются обоснованными.
Учитывая приведенные нормативные положения и установленные по делу обстоятельства в их взаимосвязи, суд считает, что требования НО "РФКР" подлежат удовлетворению в части признания недействительными пунктов 1, 3, 5, 10, 11 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154, а также предписания от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства в сумме 180 682 руб. В остальной части требований заявителю следует отказать.
При подаче заявлений в суд заявитель уплатил государственную пошлину в общем размере 6 000 руб.
С учетом частичного удовлетворения требований расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя в сумме 3 000 руб., а в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительными представление Управления Федерального казначейства по Орловской области от 09.11.2022 № 54-14-34/24-4154 в части пунктов 1, 3, 5, 10, 11 и предписание Управления Федерального казначейства по Орловской области от 09.11.2022 №54-14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства в сумме 180 682 руб.
В остальной части требование Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Орловской области (Орловская область, г. Орел, ул. Матвеева, д. 7; ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786) в пользу Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (Орловская область, г. Орёл, ул. Московская, 159; ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины 3 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца с момента его принятия.
Судья Е.В. Клименко