ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Орел Дело №А48-9548/2018 22 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Ф. Борицкой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бутановой Татьяны Юрьевны (ОГРНИП 305574507100017, ИНН 570501617064) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (302026, Орловская область, Орловский район, г.Орел, ул. Комсомольская, 108, ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380) о признании недействительным ненормативного правового акта и обязании вернуть излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год в размере 130 275,60 руб.,
третьи лица:
1.Межрайонная ИФНС №5 по Орловской области (303720, Орловская область, Верховский район, пгт. Верховье, ул. 7 Ноября,4, ОГРН 1055731000005, ИНН 5705002905),
2.Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (Межрайонное) (303720, Орловская область, Верховский район, пгт Верховье, ул. 7 Ноября д.8,ИНН 5705004250, ОГРН 1175749006069)
при участии:
от заявителя | - | представитель Краснова Д.В. (доверенность от 01.11.2018 №57АА0913883), |
от ответчика от третьего лица1 от третьего лица2 | - - - | главный специалист-эксперт Зайцева С.А. (доверенность от 15.10.2018 №42), ведущий специалист-эксперт Изотов А.В. (доверенность от 26.11.2018, №03-12/11267, паспорт), ведущий специалист-эксперт Прилепский С.И. (паспорт), не явился, извещен надлежащим образом. |
установил:
Дело слушалось 12 марта 2019 года. В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 19 марта 2019 года до 13 час. 45 мин.
Индивидуальный предприниматель Бутанова Татьяна Юрьевна (далее – заявитель, ИП Бутанова Т.Ю., Индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением кГосударственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - ответчик, отделение Пенсионного фонда) в котором просило:
-признать недействительным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области от 30.07.2018 №067F 07180000925 «о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов».
-обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю Бутановой Татьяне Юрьевне излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в сумме 130275,60 руб. и направить его Межрайонную ИФНС России №5 по Орловской области ( с учетом заявления об уточнении исковых требований, поступившего в суд 28.01.2018).
Заявитель требование поддержал по доводам, указанным в заявлении сослался на правовую позицию изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, наличие переплаты по страховым взносам за 2015 год в размере 130 275,60 руб.
Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что расчет сумм за 2015 год произведён в соответствии с действующим в спорный период законодательством. Обязательства по уплате сумм страховых предпринимателем исполнены добровольно в полном объеме. В связи с отсутствием сумм излишне взысканных страховых взносов отделением Пенсионного фонда обоснованно вынесено оспариваемое решение. Законодательством не предусмотрен возврат отделением Пенсионного фонда суммы страховых взносов.
Межрайонная ИФНС №5 по Орловской области (далее также третье лицо 1) полагалось на усмотрения суда (протокол судебного заседания 12-19.03.2019).
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховском районе Орловской области (Межрайонное) ( далее также третье лицо 2) в судебное заседание не явилось о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, письменный отзыв как третье лицо не представило.
В соответствии с ч. 2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предприниматель по итогам 2015 года уплатил страховые взносы в Пенсионный фонд в общем размере 130 275,60 руб.
Факт уплаты предпринимателем 08.09.2016 страховых взносов в размере 130 275,60 руб. подтверждается реестром поступления платежей от страхователя в Пенсионный фонд РФ за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 и платежным поручением № 57 от 08.09.2016.
Расчеты страховых взносов были произведены предпринимателем с общего размера доходов без учета расходов.
20 июля 2018 года ИП Бутанова Т.Ю. обратилась в ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Согласно уведомления о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 02.08.2018 №8 ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области уведомило ИП Бутанову Т.Ю. о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штраф 30.07.2018 №067F 07180000925 в сумме 130 275,60 рублей.
24 сентября 2018 года в ГУ УПФ РФ в Верховском районе Орловской области (межрайонное) предпринимателем была направлена претензия с требованием вернуть излишне уплаченные денежные средства по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 130 275, 60 руб. ( л.д. 39,40)
В ответ претензию ГУ ПФ РФ в Верховском районе сообщило что перерасчет обязательств предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.2016 г. № 27-П, сформированных до 02.12.2016 исполнено индивидуальным предпринимателем в полном объеме, возможно произвести только на основании судебного решения.
Посчитав отказ возвратить излишне уплаченные страховые взносы незаконным, ИП Бутанова Т.Ю. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавший в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Часть 1.1 указанной статьи устанавливает, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В 2015 году МРОТ был установлен в размере 5965 руб., В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2016 составлял 6 204 руб., Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 – 7 500 руб.
В силу п.п.1, 2 ч.2 ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 настоящей части.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Часть 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ устанавливает обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П признаны взаимосвязанные положения п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст.227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П вступило в силу 02.12.2016 (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru) и действует непосредственно.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу пп 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них
Согласно налоговой декларации по налогу, на доходы физических лиц ( форма 3-НДФЛ) расходы ИП Бутановой Т.Ю. за 2015 год составили 13 020 488руб., сумма дохода - 13 240 488 руб. Разница составила 220 000 руб. Предпринимателем произведен имущественный налоговый вычет при покупке квартиры по адресу: г. Орел, ул. Фомина, д. 25, кв. 168 на сумму 220 000 руб.
Таким образом, согласно поданной декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год с учетом применения налогового вычета в связи с покупкой квартиры налоговая база составила 0 руб.
Сумма переплаты по страховым взносам составила: за 2015 год 130 275,60 руб.
Согласно сведением имеющимся в деле за ИП Бутановой Т.Ю. задолженности по страховым взносам па обязательное пенсионное страхование не числилось.
Сумма страховых взносов исчислена и уплачена с доходов без учета произведенных заявителем расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 30.11.2016 №27-П.
Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов за 2015 год в завышенном размере и излишней их уплате в сумме 130 275,60 руб.
Арбитражный суд полагает, что в рамках настоящего дела ответчик не доказал правомерность своих действий по невозврату излишне уплаченных страховых взносов, поскольку законодательно установленных ограничений для возврата излишне взысканных сумм в рассматриваемом случае не имеется.
В п.3 ч.1 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно п.5 ч.3 ст.29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Части 2, 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусматривают, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 №250-ФЗ).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из изложенного следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между территориальными органами ПФ и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, в законе не предусмотрена возможность споров между ПФ и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, поскольку спорные страховые взносы уплачены за 2015 год, то отделение Пенсионного фонда обязано принять и передать решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Мри ФНС №5 по Орловской области, которая обязана его исполнить.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение ответчика является незаконным и подлежит признанию его недействительным судом.
Согласно ч.5 ст.170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение между сторонами судебных расходов.
В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В п.21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области от 30.07.2018 №067F 07180000925 «о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов».
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю Бутановой Татьяне Юрьевне излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в сумме 130275,60 руб. и направить его Межрайонную ИФНС России №5 по Орловской области.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области (302026, г.Орел, ул. Комсомольская, 108, ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380) в пользу индивидуального предпринимателя Бутановой Татьяны Юрьевны (ОГРНИП 305574507100017, ИНН 570501617064) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.А. Жернов