НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Орловской области от 14.02.2007 № А48-36/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

№ А48-36/07-15

21 февраля 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.02.07г. Полный текст решения изготовлен 21.02.07г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Е.В.Клименко,

при ведении протокола судебного заседаниясекретарем Осиповой Н.Р.,

  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Мценский литейный завод», г. Мценск

к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Орловской области, г.Мценск

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в заседании:

от заявителя -

начальник юридического отдела Маркина Т.А. (доверенность от 12.09.06 г. б\н),

от ответчика -

специалист 2-го разряда Старых В.В. ( доверенность от 11.01.07 г. № 04-06\00093 )

установил:

Открытое акционерное общество «Мценский литейный завод», г. Мценск (далее - ОАО «МЛЗ», заявитель, Общество) обратилось с суд заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 21.09.06г. № 64 в части п.2.1. «б» в части уплаты НДС в сумме 74015 руб.

В обоснование своей позиции Общество со ссылками на нормы Налогового Кодекса РФ, данные Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Орловской области указало, что налоговым органом неправильно квалифицированы его действия как услуги общественного питания и неправомерно произведено доначисление НДС по ставке 18%. Заявитель считает, что реализовывал продовольственные товары, указанные в п.2 ст.164 НК РФ и налогообложение по НДС должно проводиться по ставке 10%.

Ответчик требования не признал, в отзыве указал доводы, изложенные в оспариваемом решении. В частности, Инспекция считает, что Обществом в нарушение п. 3 ст. 164 НК РФ неправомерно применялась ставка НДС по переработке и реализации продуктов питания через столовую, находящуюся на балансе предприятия 10 %, а следовало применять ставку 18 % , т.к. переработка и реализация продуктов питания через предприятия общественного питания не указана в пунктах 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ, т.е. должна облагаться по ставке 18 %. Столовая, как пояснил ответчик, является местом оказания услуг, предназначенное для производства продукции общепита, мучных и кондитерских изделий, а также их реализации и организации потребления; правила оказания услуг общественного питания утверждены Постановлением Правительства РФ № 1036 от 15.08.1997 г., таким образом, реализация продуктов питания переработанных на кухне столовой не является реализацией продовольственных товаров, поименованных в п. 2 ст. 164 НК РФ.

Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Мценский литейный завод» 01.12.2000 г. зарегистрировано в качестве юридического лица Мценским филиалом Регистрационного комитета Орловской области (свидетельство серия «М» № 57.01/07.016) по адресу: Орловская область, г. Мценск, Автомагистраль, д. 3. Инспекцией МНС России по г. Мценску 23.08.02 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г. за основным регистрационным № 1025700525839, о чем выдано свидетельство серия 57 №000184633 (л.д. 6-8).

Межрайонной инспекцией ФНС России № 4 по Орловской области была проведена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Мценский литейный завод» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г.По результатам выездной проверки составлен акт № 42 от 13.06.2006 г. На основании п. 5 ст. 100 НК РФ Обществом в налоговый орган были представлены возражения на акт проверки, частично возражения были приняты.

21 сентября 2006г. руководителем МРИ ФНС России № 4 по Орловской области по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика было вынесено решение № 64о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа по НДС за май 2005г. в сумме 826,78 руб.(пп. «а» п. 1). Кроме того, пунктом 2.1. резолютивной части решения предложено уплатить: налоговые санкции (пп. «а» п. 2.1.); НДС в общей сумме 133002,65 руб.(пп. «б» п. 2.1.); пени за несвоевременную уплату НДС – 16,54 руб. руб. (пп. «в» п. 2.1).

Указанное решение в части доначисления НДС в сумме 74015 руб.за 2005г., в т.ч. за июнь-12793,51 руб., за июль-7404,85 руб., за август -12126,12 руб., за сентябрь -12252,13 руб., за октябрь- -12639 руб., за ноябрь- 6797,15 руб., за декабрь- 10002,24 руб. было оспорено заявителем в арбитражный суд.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что требования ОАО «Мценского литейного завода» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления НДС в сумме 74015 руб. явилось следующее.

Для организации питания работников на балансе ОАО «МЛЗ» имеется столовая. В целях обеспечения работников горячим питанием Общество приобретало продовольственные товары, которые подвергались термической обработке поварами в столовой, то есть имело место изготовление различных блюд, в дальнейшем реализуемых работникам предприятия.

Понятие услуг общественного питания в налоговом кодексе отсутствует, за разъяснением этого термина следует обратиться в соответствии с правилами ст. 11 НК РФ к другим отраслям законодательства.

Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50764-95 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35, установлено, что предприятие общественного питания является предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, ручных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления, а услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан - предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании ипитания. Общие требования.», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. № 200 (пункт 4.2), услуги питания представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, и созданию условий для её реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия. В частности, услуга питания столовой представляет собой услугу по изготовлению кулинарной продукции, разнообразной по дням недели, или специальных рационов питания для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.) а также по созданию условий для реализации и организации их потребления на предприятии. В Государственном стандарте Российской Федерации «Общественное питание. Классификация предприятий» ГОСТ Р 50762-95, утвержденном постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 № 198, предусмотрено, что столовая- это общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятия общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые различают: по ассортименту реализуемой продукции - общего типа и диетическая; по обслуживаемому контингенту потребителей -рабочая, школьная и др.; по месту расположения - общедоступная, по месту работы, учебы (пункты 3.7, 4.7).

Услуги общественного питания (код ОКУН 122000) включены в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163. Одновременно под услугами общественного питания понимается результат деятельности предприятия по удовлетворению потребностей потребителя в питании. При этом в соответствии с п.2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, в качестве потребителя услуг общественного питания выступает гражданин, использующий услуги общественного питания исключительно для личных нужд. Таким образом, к услугам общественного питания относятся услуги по реализации изготовленных блюд в соответствии со Сборником технологических нормативов изделий - Сборников рецептур и кулинарных изделий, если такая реализация непосредственно связана с удовлетворением потребностей потребителя - гражданина в питании.

Бухгалтерский учет в столовой ОАО «Мценский литейный завод» ведется на основании первичных документов по учету операций в общественном питании. Для изготовления блюд ведется калькуляционная карточка, составляется меню, дневной заборный лист. Имеются накладные на приобретение продуктов, и на отпуск продукции со склада на кухню столовой. Затраты по содержанию столовой и расходы связанные с приготовлением пищи учитываются на счете 29 (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Реализация обедов производится как за наличный расчет, так и по талонам. Стоимость одного талона на питание определена коллективным договором в сумме 20 руб. Стоимость комплексного обеда составляется на основании калькуляции блюд. Учет полученных; обедов обеспечивается с помощью выданных талонов. В конце месяца на предприятии выписывается счет-фактура на основании талонов и выручке по кассе (приходному ордеру). Счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного ст. 169 ПК РФ и Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 , а именно; строка «к платежно- расчетному документу» не заполнена, строка Покупатель заполнена термином Физическое лицо, в строке «адрес покупателя» указан адрес юридического лица ОАО «Мценский литейный завод».

ОАО «MJI3» реализует услуги питания не только работникам своего предприятия, но и работникам других организаций.

На основании изложенного налоговый орган сделал вывод, что реализация продуктов питания переработанных на кухне столовой не является реализацией продовольственных товаров поименованных в п.2 ст. 164 НК РФ и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ реализация продуктов питания переработанных на кухне столовой подлежит налогообложению НДС по ставке 18%. Согласно главы 21 НК РФ, в большинстве случаев применяется ставка НДС в размере 18% (п.З ст. 164 НК РФ), исключение составляет ограниченный перечень ситуаций, когда налог исчисляется по ставке 10% (п.2 ст. 164 НК РФ), в данный перечень не включена реализация услуг общественного питания. Следовательно, ОАО «МЛЗ» в проверяемом периоде неправомерно применило ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10% на некоторые блюда при реализации услуг питания.

Согласно устному объяснению главного бухгалтера ОАО «МЛЗ» Киселевой В.А. ставку 10 % по НДС применяли в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, указанным в ст. 164 НК РФ.

По мнению налогового органа, Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 содержит перечень продукции мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности, к которым не относятся услуги общественного питания. Ставка по НДС в размере 10% применяется при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции и некоторых медицинских товаров, а не при реализации услуг.

Данный довод налогового органа нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 143 НК РФ ОАО «МЛЗ» является плательщиком НДС.

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 164 НК РФ определены налоговые ставки, по которым производится налогообложение налогом на добавленную стоимость: 0, 10, 18 (до 2004 г. действовала ставка – 20 %) процентов соответственно.

В пункте 2 ст. 164 НК РФ, в частности, определен перечень продовольственных товаров, по которым налогообложение производится по налоговой ставке 10 %. :скота и птицы в живом весе;мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);яйца и яйцепродуктов;масла растительного;маргарина;сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);крупы;муки;макаронных изделий;рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);продуктов детского и диабетического питания;овощей (включая картофель).

Кроме того, указано, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при реализации и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД России, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при ввозе на таможенную территорию РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, правомерность применения Обществом ставки по НДС 10 % в 2002-2004 гг. при переработке и реализации продуктов питания через столовую, находящуюся на балансе предприятия, уже была предметом судебного разбирательства по делу № А48-4991\05-19. Судом указано, что « Обществом подтверждена реализация через столовую ,находящуюся на балансе предприятия , продовольственных товаров, перечень которых приведен в подпункте 1 пункта 2 ст.164 НК РФ, а не продуктов их переработки. Из анализа имеющихся документов следует, что налогоплательщик вел раздельный учет товаров, использованных для приготовления кулинарных блюд, и товаров, реализованных в розницу без дополнительной обработки, облагаемых по разным ставкам налога. Представленные налогоплательщиком в ходе проверки документы позволяли налоговому органу определить, а налогоплательщику подтвердить наименование и стоимость (сумму выручки) продовольственных товаров, реализованных через столовую, находящуюся на балансе предприятия, с исчислением НДС по ставке 10%» Удовлетворяя требования ОАО «МЛЗ» арбитражный суд учитывал, что налоговым органом документально не подтвержден факт реализации обществом не продуктов питания, а изделий их переработки, не подлежащих льготированию в соответствии с нормами Налогового кодекса.(л.д.73).

Указанный довод подтвержден ВАС РФ в Определении от 07.12.06г. по делу № 14673\06 , где указывается, что «судами установлено, что в оспариваемом решении налогового органа не приведены обоснования произведенных доначислений по НДС, не указаны виды произведенной обществом продукции, в отношении которой инспекция посчитала неправомерным применение ставки 10%» (л.д.76).

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Арбитражный суд при рассмотрении спора выясняет все обстоятельства дела и в соответствии со ст.ст. 10, 67, 64, ч. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с п. 2 ст. 100 НК РФ в акте проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, при чем требования к оформлению акта выездной налоговой проверки согласно п. 3 ст. 100 НК РФ установлены Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138 (зарегистрирован в Минюсте 07.06.2000 г. за №2259).

  В пункте 1.11.2 указанной выше Инструкции в качестве одного из требований к описательной части акта проверки, указано - полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений. Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Требования к содержанию решения о привлечении к налоговой ответственности установлены пунктом 3 ст. 101 НК РФ. В таком решении излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Однако, ни в акте проверки № 42 от 13.06.2006 г., ни в решении о привлечении к налоговой ответственности № 64 от 21.09.06г.налоговым органом не приведены обоснования произведенных доначислений по НДС, не указаны виды продукции, по переработке и реализации которых Инспекция посчитала неправомерным применение налоговой ставки 10 %.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В связи с тем, что налоговым органом не соблюдены требования, предъявляемые к содержанию решения , установленные ст. 101 НК РФ, т.к. в решении надлежащим образом не описано событие налогового правонарушения совершенного заявителем, из оспариваемого решения нельзя сделать однозначный вывод о том, как налоговым органом доначислялся налог, не представляется возможным проверить представленные расчеты, а также учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика, суд находит требования заявителя о признании недействительным решения в части начисления НДС  в сумме 74015 руб.подлежащим удовлетворению. 

Расходы по госпошлине относятся на стороны в соответствии со ст.110 АПК РФ, т.е. пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины

Уплаченная заявителем госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Орловской области № 64 от 21.09.2006 г. в части п.2.1.»б»в части уплаты НДС в сумме 74015 руб.

Возвратить ОАО «Мценский литейный завод» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., на что выдать справку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Е.В.Клименко