ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.01.2024.
В полном объеме решение суда изготовлено 17.01.2024.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Полиноги Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (302026, Орловская обл., г. Орел, ул. Мопра, д. 42, ОГРН: 1035753000700, ИНН: 5752030770,) к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (302027, Орловская обл., г. Орел, ул. Матвеева, д. 7, ОГРН: 1025700764320, ИНН: 5751015786) о признании недействительным представления от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015 в части,
при участии:
от заявителя – представитель Деменьева Е.А. (доверенность от 07.12.2023, диплом);
от ответчика – представитель Долецкая Е.В. (доверенность от 10.01.2024, диплом);
установил:
казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Орловской области (далее – ответчик) о признании недействительным представления от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015 в части нарушений, перечисленных в пунктах 2,3,4,5,6 мотивировочной части представления и содержащегося в п. 1 резолютивной части представления.
В обоснование заявленных требований казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» указало, что вмененные нарушения в указанных пунктах мотивировочной части представления не основаны на нормах действующего законодательства.
Ответчик возражал относительно удовлетворения заявленных требований, в письменном отзыве указал, что нарушения, отраженные в представлении законны и обоснованы.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Управлением Федерального казначейства по Орловской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Орловской области от 22.06.2023 № 236 «О назначении плановой выездной проверки в казенном учреждении Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» в соответствии с пунктом 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Орловской области на 2023 год, в период с 26.06.2023 по 04.08.2023 в отношении казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд (нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета).
По результатам проверки составлен акт от 04.08.2023.
14.09.2023 казенному учреждению Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» вынесено представление №54-14-27/23-3015, согласно которому Управление Федерального казначейства по Орловской области потребовало по нарушениям №1-7 принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в течение 30 дней со дня получения представления.
Не согласившись с нарушениями №2, 3, 4, 5, 6 мотивировочной части представления, казенное учреждение Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу статьи 269.2 БК РФ является полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: планирования закупок товаров, работ, услуг; заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируется Федерльным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу статьи 269.2 БК РФ является полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: планирования закупок товаров, работ, услуг; заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируется Федерльным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерльный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство осуществляет, в том числе, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу статьи 269.2 БК РФ является полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: планирования закупок товаров, работ, услуг; заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируется Федерльным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерльный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство осуществляет, в том числе, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Согласно пункту 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, УФК по Орловской области наделено полномочиями по проведению выездных проверок и по выдаче соответствующих представлений.
Заявителем оспаривается представление Управления Федерального казначейства по Орловской области в части нарушений, изложенных в п. 2,3,4,5,6 мотивировочной части.
Согласно п. 2 мотивировочной части представления №54-14-27/23-3015 от 14.09.2023 заявителю вменено нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объектом контроля по 8 контрактам на выполнение работ для государственных нужд на общую сумму 1 837 379 095,91 руб. (контракт от 23.11.2022 № 23, контракт от 27.12.2022 № 30-ЗД, контракт от 04.11.2022 № 6-с, контракт от 29.12.2022 № 31-КР, контракт от 26.12.2022 № 28-КР, контракт от 27.12.2022 № 29-КР, контракт от 26.12.2022 № 25-КР, контракт от 30.12.2022 № 26-КР) не соблюдены требования порядка авансирования, в части установления различного размера аванса в процентном выражении для этапа исполнения контракта, а также выплаты аванса по этапам исполнения контракта в размере отличном от контракта.
Так, на основании п. 1 ч. 13 ст. 34 в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Возражая относительно вмененного заявителю нарушения КУ ОО «Орелгосзаказчик» указало, что сама норма п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона №44-ФЗ запрета на установление различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта не устанавливает.
Указанное нарушение основывается не на нормах действующего законодательства, а на не имеющем юридической силы мнении Минфина России, выраженное в письме от 15.07.2022 №24-06-07/68449, которое противоречит дословному содержанию нормы п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона №44-ФЗ.
Ответчик, возражая на доводы заявителя, указал, что письмо Минфина России от 12.04.2023 №24-06-06/32815, согласно которому, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, то в реестре контрактов указывается размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа контракта, издано федеральным органом исполнительной власти, направлено для использования в работе в подведомственные органы и содержит общеобязательные результаты толкования норм права.
Относительно вмененного обществу нарушения п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ судом установлено следующее.
За проверяемый период Казенным учреждением Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» заключено 8 контрактов на выполнение работ для государственных нужд, в которых предусмотрены этапы исполнения контракта и выплата аванса.
Согласно пункту 7.2.1 контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства от 23.11.2022 № 23 авансирование работ предусмотрено в размере 40% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств областного бюджета на указанные цели на 2022 год. Авансовый платеж выплачивается единовременно в срок до 30 декабря 2022 года включительно.
Размер авансового платежа составил 404 040 404,00 руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета 400 000 000,00 руб.
Размер аванса в отношении этапов исполнения Контракта от размера цены соответствующего этапа установленного в Графике выполнения работ (Приложение № 2 к Контракту) составил:
- 100 % стоимости от цены I этапа (с момента заключения контракта -15.06.2023);
- 36,63 % стоимости от цены II этапа (с 16.06.2023 по 23.11.2023).
Платежными поручениями от 05.12.2022 № 370316, № 370317 объектом контроля осуществлена выплата аванса в размере 404 040 404,00 руб. (средства субсидии из федерального бюджета в сумме 400 000 000,00 руб.), в том числе в размере 100% стоимости от цены I этапа в сумме 53 653 4611,41 руб., в размере 36,63 % стоимости от цены II этапа в сумме 350 386 942,59 руб.
Согласно пункту 7.3 контракта на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполнение строительно-монтажных работ от 27.12.2022 № 30-ЗД авансирование работ предусмотрено в размере 50% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств областного бюджета на указанные цели в соответствующем финансовом году. Авансовый платеж в 2022 году производится в срок до 29.12.2022 года.
Размер авансового платежа в 2022 году составил 1 011 187 000,00 руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета 910 000 000,00 руб.
Размер аванса в отношении этапов исполнения контракта, в которые входит выполнение работ, от размера цены соответствующего этапа установленного в Графиках выполнения работ (Приложение № 3 к контракту, Приложение № 6 к контракту) составил:
- 100 % от этапа, выполняемого с момента заключения контракта по 31.05.2023;
- 100 % от этапа, выполняемого с 01.03.2023 по 30.06.2023; -49,31 % от этапа, выполняемого с 01.06.2023 по 14.11.2023.
Платежными поручениями от 28.12.2022 № 527138, от 29.12.2022 № 541862 объектом контроля осуществлена выплата аванса в размере 1 010 187 000,00 руб. (средства субсидии из федерального бюджета в сумме 910 000 000,00 руб.), в том числе в размере 100% стоимости от цены I этапа.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог от 04.11.2022 № 6-с его цена составила 679 338 041,00 руб.
Согласно пункту 6.18.1 контракта от 04.05.2022 № 6-с авансирование работ не предусмотрено.
Дополнительными соглашениями в контракт внесены изменения в отношении его цены и авансирования работ в размере 100% от этапов работ.
Платежными поручениями от 29.11.2022 № 334337, № 334554, от 01.12.2022 № 352375, № 352374, № 352376 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 357 683 672,00 руб., (средства субсидии из федерального бюджета в сумме 337 218 664,82 руб.), в том числе в размере 100% стоимости от цены 1 этапа, 2 этапа, 3 этапа, 4 этапа, 5 этапа, 6 этапа, 7 этапа, 8 этапа, 9 этапа, 10 этапа, 11 этапа, 12 этапа, 13 этапа, 18 этапа, 19 этапа.
Согласно пункту 6.18.1 контракта на выполнение работ по капитальному ремонту БУЗ Орловской области «Поликлиника № 3» от 29.12.2022 № 31-КР авансирование работ предусмотрено в размере 50,54 % от цены контракта. Размер авансового платежа составил 52 995 786,00 руб. Авансовый платеж осуществляется единовременно до 30.12.2022 года.
Приложением №2 к контракту предусмотрены этапы исполнения контрактов.
Платежным поручением от 30.12.2022 № 553774 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 52 995 786,11 руб. (средства субсидии из федерального бюджета), то есть в размере 100% стоимости от цены 1 этапа.
Согласно пункту 6.18.1 контрактана выполнение работ по капитальному ремонту
поликлиники БУЗ Орловской области «Колпнянская ЦРБ» от 26.12.2022 № 28-КР авансирование работ предусмотрено в размере 36,23 % от цены контракта. Размер авансового платежа составил 16 800 000,00 руб. Авансовый платеж осуществляется единовременно до 31.12.2022. Порядок авансирования работ предусмотрен Приложением № 3 к контракту.
Графиком исполнения этапов (Приложение № 2 к контракту) предусмотрено 86 этапов исполнения контракта.
Платежным поручением от 29.12.2022 № 541861 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 16 800 000,00 руб. (средства субсидии из федерального бюджета), то есть в размере 100%» стоимости от цены 1 этапа.
Согласно пункту 6.18.1 контракта на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» от 27.12.2022 № 29-КР авансирование работ предусмотрено в размере 81,59 % от цены контракта. Размер авансового платежа составил 41 880 576,98 руб. Авансовый платеж осуществляется единовременно до 31.12.2022 года. Порядок авансирования работ предусмотрен Приложением № 3 к контракту.
Согласно порядку авансирования работ по объекту: Капитальный ремонт поликлиники БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» - Приложение № 3 к контракту, процент авансирования по 6 этапам исполнения контракта установлен в размере 100%, по 7 этапу в размере 23,88 %.
Платежным поручением от 29.12.2022 № 541861 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 41 880 576,98 руб. (средства субсидии из федерального бюджета), то есть в размере 100% стоимости от цены 6 этапов и по 7 этапу в размере 23,88 %.
Согласно пункту 6.18.1 контракта на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» от 26.12.2022 № 25-КР авансирование работ предусмотрено в размере 50 % от цены контракта. Размер авансового платежа составил 64 618 645,00 руб. Авансовый платеж осуществляется: в размере 41,47 % от цены контракта до 29.12.2022, в размере 8,53 % от цены контракта до 01.02.2023. Порядок авансирования работ предусмотрен Приложением № 3 к контракту.
Согласно порядку авансирования работ по объекту: Капитальный ремонт поликлиники БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» - Приложение № 3 к контракту, процент авансирования по 7 этапам исполнения контракта установлен в размере 100%, по 8 этапу в размере 24,99 %.
Платежным поручением от 29.12.2022 № 541860 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 53 595 500,00 руб. (средства субсидии из федерального бюджета), то есть в размере 100% стоимости от цены 6 этапов, по 7 этапу в размере 63,44 %.
Согласно пункту 6.18.1 контракта на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт БУЗ Орловской области «Поликлиника № 2» от 30.12.2022 № 26-КР авансирование работ предусмотрено в размере 89,45 % от цены контракта. Размер авансового платежа составил 24 888 568,00 руб., осуществляется единовременно до 31.12.2022. Порядок авансирования работ предусмотрен Приложением № 3 к контракту.
Согласно порядку авансирования работ по объекту: Капитальный ремонт БУЗ Орловской области «Поликлиника № 2» Приложение № 3 к контракту, процент авансирования по 1 этапу установлен в размере 100%.
Платежным поручением от 30.12.2022 № 553775 заявителем осуществлена выплата аванса в размере 24 888 568,00 руб. (средства субсидии из федерального бюджета), то есть в размере 100% стоимости от цены 1 этапа.
Таким образом, по вышеуказанным контрактам на выполнение работ для государственных нужд не соблюдены требования порядка авансирования, в части установления различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта, а также выплаты аванса по этапам исполнения контракта в размере отличном от контракта.
При этом, суд соглашается с доводами заявителя, что Министерство Финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения по вопросам применения законодательства, однако в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728, Министерство Финансов Российской Федерации является органом, уполномоченным на регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, правовых оснований для признания п. 2 мотивировочной части Представления УФК по Орловской области от 14.09.2023 №54-14027/23-3015 недействительным не имеется.
Пунктом 3 мотивировочной части представления установлено нарушение казенным учреждением Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» абзаца 2 пункта 2 постановления Правительства Орловской области от 13.04.2022 № 199 «О приостановлении действия подпункта «ж» пункта 8 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 08.12.2017 № 515 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам», и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных контрактов в 2022 году».
Так, заявителем при заключении 3 контрактов на выполнение работ для государственных нужд при казначейском сопровождении контракта установлены размеры авансовых платежей, которые не соответствуют нормативно-правовому акту субъекта, а именно:
- по контракту от 23.11.2022 № 23 размер авансового платежа составил 40%, следовало в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта);
- по контракту от 04.11.2022 № 6-с размер авансового платежа составил 22,09 %, следовало в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта);
- по контракту от 26.12.2022 № 28-К размер авансового платежа составил 36,23 %, следовало в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта).
Возражая относительно указанного нарушения, заявитель указал, что Федеральный закон №44-ФЗ не содержит положений, обязывающих включать в контракт условие о выплате аванса и не наделяет подобными полномочиями органы исполнительной власти субъекты Российской Федерации, выплата аванса по контрактам, предусматривающим казначейское сопровождение платежей, в размере от 50 до 90% является правом, а не обязанностью заказчика.
Ответчик указал, что средства, предоставляемые по контрактам, подлежали казначейскому сопровождению, ввиду чего подлежит применению п. 2 постановления Правительства Орловской области от 13.04.2022 №199.
Рассмотрев доводы сторон, суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), подлежащие казначейскому сопровождению, могут быть определены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) (далее - закон (решение) о региональном (местном) бюджете), федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, решением Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» казначейскому сопровождению в 2022 году подлежали в том числе расчеты по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, или бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» (далее -Постановление № 505) установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета могли предусматривать в заключаемых ими в 2022 году контрактах, средства на финансовое обеспечение которых:
- подлежали казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;
- не подлежали казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 5 Постановления № 505 высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации (местным администрациям) было рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в 2022 году в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с пунктом 2 Постановления № 505 для получателей средств федерального бюджета.
Таким образом, на основании указанного постановления высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации принял постановление от 13.04.2022 №199.
Пунктом 2 постановления Правительства Орловской области от 13.04.2022 № 199 «О приостановлении действия подпункта «ж» пункта 8 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 08.12.2017 № 515 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам», и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных контрактов в 2022 году» установлено, что в 2022 году главные распорядители средств областного бюджета как получатели средств областного бюджета и подведомственные им получатели средств областного бюджета (далее - получатели средств областного бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых:
- подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, -авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств областного бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;
- не подлежат казначейскому сопровождению авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств областного бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Указанная позиция выражена в письме Письмо Минфина России от 03.03.2023 № 02-11-15/18855 «О предоставлении обеспечения исполнения контракта и установлении размера аванса по контракту для нужд субъекта РФ, предусматривающему казначейское сопровождение, поэтапное исполнение, выплату аванса».
Доводы заявителя о том, что толкование постановления Правительства Орловской области от 13.04.2022 №199 противоречит Федеральному закону №44-ФЗ, судом отклоняется, поскольку оценка законности нормативного правового акта не входит в компетенцию арбитражного суда и относится к подсудности суда общей юрисдикции.
Учитывая то обстоятельство, что нормативный правовой акт в установленном законом порядке не оспорен, не признан недействительным и не отменен, правовых оснований для признания п. 3 мотивировочной части Представления УФК по Орловской области от 14.09.2023 №54-14027/23-3015 не имеется.
Оспаривая п. 4 мотивировочной части представления УФК по Орловской области, заявитель указал, что нарушение срока оплаты авансового платежа на один день вызвано обстоятельствами, не зависящими от КУ ОО «Орелгосзаказчик».
Так, УФК по Орловской области вменено нарушение пункта 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 6.18.1 контракта на выполнение работ для государственных нужд от 01.06.2022 № 2 - КР, по несоблюдению условий контракта в части нарушения срока авансового платежа на сумму 68 083 313,85 руб. на один день.
Законом № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом. При этом сроки и порядок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги определяются условиями заключенного контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Судом установлено, что 01.06.2022 между заявителем и Обществом с ограниченной ответственностью «Полимарк» заключен контракт № 2-КР на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт поликлиники БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ».
Дополнительным соглашением от 26.12.2022 № 7 к контракту от 01.06.2022 № 2 - КР в пункт 6.18.1 внесены изменения: «Авансирование работ предусмотрено в размере не более 90 % в сумме 68 083 313,85 руб. от цены контракта. Авансовый платеж выплачивается единовременно в срок до 27.12.2022 включительно».
При этом, КУ ОО «Орелгосзаказчик» авансовый платеж перечислен платежными поручениями от 28.12.2022 № 526287 в сумме 433 704,24 руб. от 28.12.2022 № 526288 в сумме 40 660 359,30 руб., от 28.12.2022 № 526289 в сумме 996 554,05 руб.
Отклоняя доводы заявителя об отсутствии вины в нарушении срока оплаты авансового платежа, суд отмечает, что несвоевременная оплата работ является нарушением пункта 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вне зависимости от причин, которыми были обусловлены указанные нарушения.
Таким образом, оснований для признания недействительным п. 4 мотивировочной части представления УФК по Орловской области от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015 не имеется.
Пунктом 5 мотивировочной части представления заявителю вменено нарушение части 6 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 11.3 контрактов от 05.07.2021 № 17-рт, от 21.11.2022 № 21-КР, 21.11.2022 № 22-КР на выполнение работ для государственных нужд на общую сумму 64 353,33 руб. КУ ОО «Орелгосзаказчик» не применил меры ответственности в виде пеней за нарушение срока выполнения работ (по контракту от 05.07.2021 № 17-рт - 19 300,01 руб. (3 дня); по контракту от 21.11.2022 № 21-КР - 28 772,93 руб. (19 дней); по контракту от 21.11.2022 № 22-КР - 16 280,39 руб. (19 дней)).
Возражая по данному нарушению, КУ ОО «Орелгосзаказчик» указал, что заказчик имеет возможность исполнить установленную ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязанность и реализовать свое право на судебную защиту в течение предусмотренного ст. ст. 195, 196, 200 ГК РФ общего срока исковой давности - трех лет со дня, когда заказчик узнал о нарушении своего права. Указанный срок заказчиком не нарушен.
При этом, ответчик пояснил, что по настоящему делу указание на допущение нарушения направлено на их предупреждение в будущем. Не направление представлений при выявлении подобных нарушений может повлечь за собой снижение активности получателей бюджетных средств во взаимодействии с подрядчиками. Вывод о необходимость направить требование об уплате пеней подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 04.02.2021 № 307-ЭС20-22888 по делу № А66-18340/2019.
Суд, рассмотрев доводы сторон, указывает следующее.
Частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Частью 1 статьи 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что между заявителем и Обществом с ограниченной ответственностью «Дорожное предприятие № 1» заключен контракт на выполнение работ для государственных нужд от 05.07.2021 № 17-рт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Орловском, Мценском и Корсаковском районах Орловской области.
Согласно дополнительному соглашению № 7 к государственному контракту от 05.07.2021 № 17-рт срок выполнения работ-31.07.2022.
Согласно актам о приемке выполненных работ от 03.08.2022 № 4 и № 5 работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Орловском, Мценском и Корсаковском районах Орловской области на сумму 22 705 897,92 выполнены 03.08.2022.
Таким образом, просрочка исполнения контракта составляет 3 дня.
Также, между заявителем и Обществом с ограниченной ответственностью «ТомСтрой» заключен контракт на выполнение работ для государственных нужд от 21.11.2022 № 21-КР на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт Истоминского ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ», расположенного по адресу: д. Истомино, ул. Центральная д. 2а, Орловский муниципальный округ».
Согласно пункту 5.1 контракта от 21.11.2022 № 21-КР, окончание работ -09.12.2022.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 28.12.2022 № 1, работы по капитальному ремонту Истоминского ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ на сумму 5 344 817,00 руб. выполнены 28.12.2022.
Таким образом, просрочка исполнения контракта составляет 19 дней.
Кроме того, между заявителем и Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Гранит» заключен контракт от 21.11.2022 № 22-КР на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт Моховицкого ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ», расположенного по адресу: с. Моховица, ул. Садовая д. 24, Орловский муниципальный округ».
Согласно пункту 5.1 контракта от 21.11.2022 № 22-КР, окончание работ - 09.12.2022.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 28.12.2022 № 1, работы по капитальному ремонту Моховицкого ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ на сумму 3 024 221,90 выполнены 28.12.2022.
Таким образом, просрочка исполнения контракта составляет 19 дней.
Также, из материалов дела следует, что КУ ОО «Орелгосзаказчик» по контракту № 17-рт от 05.07.2021 г. на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Орловском, Мценском и Корсаковском районах Орловской области направил претензию № 5964/23 от 16.08.2023 с требованием о выплате неустойки в размере 18 164,72 руб.; по Контракту № 21-кр от 21.11.2022 г. на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт Истоминского ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ» направил претензию № 5965/23 от 16.08.2023 с требованием о выплате неустойки в размере 25 387,88 руб.; по контракту № 22-кр от 21.11.2022 г. на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт Моховицкого ФАП БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ» направил претензию № 5966/23 от 16.08.2023 с требованием о выплате неустойки в размере 14 365,05 руб.
Статья 34 Закона N 44-ФЗ не содержит положений, обязывающих заказчика направить претензию и/или обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки (пени) в конкретный срок.
Срок досудебного урегулирования спора установлен п. 5 ст. 4 АПК РФ, согласно которому гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, заказчик может направить требование об уплате неустойки непосредственно в день выявления недостатков в оказываемых услугах (день оформления акта экспертизы), в день завершения оказания услуг, по завершению исполнения контракта или даже после окончания срока действия контракта, однако не позднее 3-х лет со дня, когда заказчик узнал о ненадлежащем выполнении исполнителем своих обязательств (п. 4 ст. 425, п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Заказчик имеет возможность исполнить установленную ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязанность и реализовать свое право на судебную защиту в течение предусмотренного ст. ст. 195, 196, 200 ГК РФ общего срока исковой давности, т.е. трех лет со дня, когда заказчик узнал о нарушении своего права.
Поскольку на момент проверки и вынесения оспариваемого представления трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки по государственным контрактам не истек, у Управления не имелось оснований полагать, что бюджету причинен ущерб или допущено иное нарушение бюджетного законодательства.
Более того, на момент вынесения оспариваемого представления от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015 заказчик исполнил обязанность по выставлению требований об оплате неустойки. Требования претензий № 5965/23 и № 5966/23 исполнены Подрядчиками (платежные поручения № 1105 от 17.08.2023 г. и № 644 от 16.08.2023 г.).
Таким образом, суд приходит к выводу о признании недействительным п. 5 мотивировочной части представления УФК по Орловской области от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015.
Пунктом 6 мотивировочной части представления КУ ОО «Орелгосзаказчик» вменено нарушение пункта 8 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов Орловской области от 19.12.2016 № 1074, пункта 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов Орловской области № 1 от 10.01.2022, заявителем сведения о бюджетных обязательствах (ф. 0506101) по 5 контрактам на общую сумму 1 060 632 315,39 руб. представлены с нарушением установленного срока от 1 до 4 рабочих дней, а именно:
- в 2021 году по 4 контрактам от 18.03.2021 № 1-е, от 05.04.2021 № 3-е, от 16.04.2021 № 4-е, от 05.10.2021 № 19-КР на сумму 807 359 267,39 руб.;
- в 2022 году по 1 контракту от 02.03.2022 № 1-е на сумму 253 273 048,00 руб.
КУ ОО «Орелгосзаказчик» указало, что вины в нарушении срока представления сведений о бюджетных обязательствах нет, поскольку Учреждение приняло все зависящие от него меры по своевременной регистрации бюджетных обязательств.
Ответчик указал, что выявленные нарушения в данной части законны и обоснованы, КУ ОО «Орелгосзаказчик» мог осуществить отправку бюджетного обязательства в день прохождения контроля государственного контракта.
Рассмотрев доводы сторон, суд отмечает следующее.
Пунктом 8 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов Орловской области от 19.12.2016 № 1074, установлено, что сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов - оснований Государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения областных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками, или реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств областного бюджета формируются получателем средств областного бюджета не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора).
Пунктом 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов Орловской области № 1 от 10.01.2022 установлено, что получателем средств областного бюджета сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 3 графы 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств областного бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств областного бюджета (Приложение 3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета) (далее - Перечень к Приказу № 1 от 10.01.2022), не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, формируются не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора, указанных в пункте графы 2 Перечня к Приказу № 1 от 10.01.2022.
В проверяемом периоде заявителем сведения о бюджетных обязательствах (ф. 0506101) по 5 контрактам представлены с нарушением: в 2021 году по 4 контрактам от 18.03.2021 № 1-е, от 05.04.2021 № 3-е, от 16.04.2021 № 4-е, от 05.10.2021 № 19-КР на сумму 807 359 267,39 руб.; в 2022 году по 1 контракту от 02.03.2022 № 1-е на сумму 253 273 048,00 руб.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Рябовичева Наталья Геннадьевна, являющаяся главным бухгалтером КУ Орловской области «Орловский областной государственный заказчик», подтвердила представление сведений о бюджетных обязательствах по 5 контрактам с нарушением срока, установленного приказом Департамента финансов Орловской области. Возможность отправить сведения своевременно была.
Довод заявителя об отсутствии вины учреждения суд отклоняет, поскольку само по себе не исключает факт рассматриваемых нарушений и не свидетельствует о незаконности оспоренного пункта представления.
Представление должностного лица уполномоченного органа должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого представления в части в. 2,3,4,6 мотивировочной части, также заявителем не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подводя итог всему вышеизложенному, оспариваемое представление Управления Федерального казначейства по Орловской области от 14.09.2023 №54-14-27/23-3015 подлежит признанию недействительным в части нарушения п. 5 мотивировочной части и исключению его из требовательной части.
В остальной же части оспариваемое представление соответствует требованиям закона и подлежит исполнению заявителем.
Оспариваемое представление является четким и понятным для исполнения, не содержит неисполнимых мер по устранению нарушения. За разъяснением порядка его исполнения заявитель в Управление не обращался.
Суд полагает, что признание недействительным пункта 5 представления, а также требования представления в части принятия мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений в течение 30 дней со дня получения представления, само по себе устраняет нарушение прав заявителя и не требует применения отдельного способа восстановления этих прав.
Поскольку стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, то вопрос о ее распределении судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительным п. 5 мотивировочной части, исключив его из требовательной части, представления УФК по Орловской области от 14.09.2023 №54-14-27/23-2015.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.В. Полинога