НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 31.10.2012 № А47-12244/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.оrenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург

14 ноября 2012 года

Дело № А47-12244/2012

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2012 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Лазебной Галины Николаевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Ю.У., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (ИНН 5607015014, ОГРН 1025600822510, юридический адрес: 462360 Оренбургская обл. г. Новотроицк километр 5, 4 км, запад № 5, а/я 2843) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области № 12-35/70 от 11.05.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области.

При участии представителей сторон:

от заявителя: Зубкова В.А. (доверенность от 12.09.2012 №209/12, постоянная; паспорт),

от ответчика: Беловой Н.В. (доверенность от 07.09.2012 № 05/28, постоянная; паспорт),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (далее по тексту – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области № 12-35/70 от 11.05.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения дела в открытом судебном заседании судом установлено следующее.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области было выявлено несвоевременное представление Обществом с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» аудиторского заключения за 2011г. по сроку представления – 30.03.2012г.

В связи с выявлением данного факта налоговым органом был составлен акт №75 от 12.04.2012г. «Об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) и принято решение №70 от 11.05.2012г. которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа 200 рублей.

Решением Управления ФНС по Оренбургской области от 01.08.2012г. № 16-15/09272 поданная заявителем апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение налогового органа без изменения.

Не согласившись с решением инспекции ООО «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» обратилась в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что

оспариваемое решение налогового органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствует состав правонарушения. Поясняет, что проверку бухгалтерской отчетности общества проводило ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» на основании договора от 05.08.2011г. № 402/2-11/310-1/11, согласно которому срок для представления аудиторского заключения был определен 30.03.2012г., однако в установленный срок заключение предоставлено не было и срок был продлен до 31.05.2012г.

При этом, после получения обществом аудиторского заключения, оно незамедлительно было направлено в адрес Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области.

Таким образом, заявитель считает, что, поскольку на момент наступления установленных законом сроков представления бухгалтерской отчетности, проведение аудиторской проверки не было завершено, общество по объективным причинам не имело возможности представить аудиторское заключение в налоговый орган в установленный законом срок, а следовательно у общества отсутствует вина в совершении правонарушения вменяемого оспариваемым решением налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган в представленном в материалы дела отзыве на заявление возражает относительно удовлетворения требований общества, указывая на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту регистрации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения такого учета.

Налоговый орган полагает, что совокупность таких обстоятельств как заключение договора с аудиторской фирмой так, что его исполнение приходится на последний день срока, отсутствие в договоре об оказании аудиторских услуг условий об ответственности исполнителя за нарушение сроков исполнения договора, а также представление бухгалтерской отчетности до истечения срока действия договора свидетельствуют о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Таким образом, инспекция указывает, что общество заведомо предполагало несоблюдение срока предоставления в налоговый орган аудиторского заключения.

На основании имеющихся в деле доказательств, представленных в материалы дела и исследованных согласно требованиям, определенным ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в течение 90 дней по окончании года (то есть до 31 марта каждого года), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, также пояснительных записок.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продаж продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Законом о бухгалтерском учете, а также ст. 23 НК РФ определены пользователи бухгалтерской отчетности, которыми являются, в том числе и налоговые органы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 года № 4-П, проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Обязательный аудит отчетности направлен на защиту публичных интересов и является одной из гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета.

Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

Согласно статье 2 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, в том числе, как было указано ранее, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к нему, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, пояснительная записка. При этом достоверной и полной является бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, без аудиторского заключения сведения годовой бухгалтерской отчетности не могут отвечать критериям достоверности, а состав бухгалтерской отчетности является неполным.

В связи с тем, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством использования сведений, содержащихся в документах бухгалтерской отчетности, а также с учетом того, что при осуществлении налогового контроля налоговый орган опирается на сведения и показатели, достоверность, полнота и соответствие действующему законодательству которых подтверждает аудиторское заключение, то его представление необходимо для осуществления налогового контроля.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Общество с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» подлежит обязательному аудиту, поскольку объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, 05.08.2011г. между ООО «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (Заказчик) и ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (Исполнитель) был заключен договор № 402/2-11 оказания аудиторских услуг по проведению на выборочной основе аудиторской проверки за 2011 г. с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, предоставление консультаций по бухгалтерскому и налоговому учету (п.1 договора).

Из приложения № 1 к договору следует, что стороны достигли соглашения о том, что аудит бухгалтерской отчетности подготовленной за период с 01.01.2011г. по 3112.2011г. будет проведен Исполнителем в два проверочных этапа:

- аудит бухгалтерской отчетности Заказчика, подготовленной за период с «01 » января 2011 года по «30» сентября 2011 года, будет проведен Исполнителем с 07.11.2011г. по 18.11.2011г.;

- аудит бухгалтерской отчетности Заказчика, подготовленной за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, будет проведен Исполнителем в дополнительно согласованный в рабочем порядке с Заказчиком срок в течение февраля-мая 2012 г. с учетом принятых у Заказчика сроков подготовки бухгалтерской отчетности, даты проведения собрания акционеров (участников) и других обстоятельств, влияющих на подготовку и утверждение бухгалтерской отчетности, подлежащей аудиторской проверке.

По итогам оказанных услуг на основании указанного соглашения Исполнитель представляет Заказчику проекты письменной информации руководству Заказчика по результатам аудита и аудиторского заключения не позднее 31 мая 2012 года.

Окончательные варианты указанных выше итоговых документов аудиторской проверки, предоставляются в сроки и на условиях, указанных в пунктах 5.2 и 5.3 Договора, при этом аудиторское заключение предоставляется не позднее 31 мая 2012 гола.

Аудиторское заключение поступило в адрес ООО «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» 07.06.2011 и 11.06.2011 было направлено в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области, что не оспаривается и ответчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в сумме 200 руб. за каждый не представленный документ.

Между тем, согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В силу пункта 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою виновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение его к ответственности за совершение данного налогового правонарушения (пункт 2 статьи 109 НК РФ).

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, только в случае, если он располагал истребованными налоговым органом документами, однако уклонился от их представления на проверку.

В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 30.03.2011 у Общества отсутствовало аудиторское заключение за 2011 г.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что Общество с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» по объективным причинам не имело возможности представить аудиторское заключение в налоговый орган с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 15 Закона «О бухгалтерском учете». Вина Общества в несоблюдении срока для представления аудиторского заключения налоговым органом не доказана.

Довод инспекции о том, что общество заведомо предполагало нарушение срока представления аудиторского заключения судом отклоняется. Установление в договоре срока представления заключения аудиторской фирмой – Исполнителем в последний день срока сдачи бухгалтерской отчетности не противоречит установленным законом нормам, регламентирующим порядок и условия заключения такого договора и, само по себе не может свидетельствовать о безусловной виновности налогоплательщика, а также являться поводом для привлечения последнего к налоговой ответственности.

На основании изложенного, суд считает, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования Общества с ограниченной ответственностью «Южно - уральская Горно-перерабатывающая Компания» (ИНН 5607015014, ОГРН 1025600822510, юридический адрес: 462360 Оренбургская обл. г. Новотроицк километр 5, 4 км, запад № 5, а/я 2843) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области о признании недействительным решения № 12-35/70 от 11.05.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, следует удовлетворить.

Судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 (Две) тысячи рублей следует взыскать с налогового органа в пользу заявителя в силу положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (ИНН 5607015014, ОГРН 1025600822510, юридический адрес: 462360 Оренбургская обл. г. Новотроицк километр 5, 4 км, запад № 5, а/я 2843), удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области № 12-35/70 от 11.05.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

2. Взыскать с Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (ИНН 5615012994, юридический адрес: 460021, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября,11а) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (ИНН 5607015014, ОГРН 1025600822510, юридический адрес: 462360 Оренбургская обл. г. Новотроицк километр 5, 4 км, запад № 5, а/я 2843) расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 (Две тысячи) рублей после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Исполнительный лист выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Южно- уральская Горно-перерабатывающая Компания» (ИНН 5607015014, ОГРН 1025600822510, юридический адрес: 462360 Оренбургская обл. г. Новотроицк километр 5, 4 км, запад № 5, а/я 2843) в порядке, предусмотренном ст.ст. 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Лазебная Г.Н.