НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 30.01.2024 № А47-13237/2023

11982/2024-25211(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-13237/2023  06 февраля 2024 года 

Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2024 года 

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи О.А.  Вернигоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Кустовой Е.В., рассмотрел в открытом судебном  заседании дело по заявлению 

общества с ограниченной ответственностью "Медногорский  медно-серный комбинат" (ОГРН 1025600752726, ИНН 5606001611,  Оренбургская область, г. Медногорск) 

к главному управлению Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (ОГРН:  1045605472747, ИНН: 5610084427, Оренбургская область, г. Оренбург) 

о признании недействительным предписания об устранении  выявленных нарушений обязательных требований № 7-ЧС от  19.05.2023, 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: до перерыва и после перерыва (с помощью системы  веб-конференции) - Чекашкиной Анастасии Юрьевны (доверенность   № 10/45 от 03.04.2023 сроком по 31.12.2025, паспорт); 

от заинтересованного лица: до перерыва и после перерыва -  Попова Михаила Юрьевича (доверенность № ДВ-166-31 от 07.09.2023  до 07.09.2024, удостоверение). 

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24 января 2024 по  30 января 2024 до 14 час. 20 мин., на основании ст. 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 


Общество с ограниченной ответственность "Медногорский  медно-серный комбинат" (далее – заявитель, общество, ООО "ММСК")  обратилось в арбитражный суд к главному управлению Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по  Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, ГУ  МЧС по Оренбургской области) с заявлением о признании  недействительным предписания об устранении выявленных нарушений  обязательных требований № 7-ЧС от 19.05.2023. 

В обоснование заявления указано, что оспариваемое предписание  возлагает на заявителя незаконные обязанности и создает препятствия  для осуществления предпринимательской и экономической  деятельности. 

Управлением представлен письменный отзыв, в котором указано  на несогласие с доводами заявителя и правомерность оспариваемого  предписания. 

Кроме того, заинтересованным лицом предоставлены в  материалы дела копии судебных актов, согласно которым общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и  назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100  000 руб., в связи с наличием нарушений установленных требований в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  указанных в предписании № 7-ЧС от 19.05.2023 (постановление  мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской  области от 14.07.2023 по делу № 5-231/2023 и решение Медногорского  городского суда Оренбургской области от 05.09.2023 по делу № 1216/2023). 

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях  настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к  нему. Просил заявленные требования удовлетворить. 

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не  признал. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать. 

Стороны не заявили ходатайств о необходимости представления  дополнительных доказательств, в связи с чем суд рассматривает дело  исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом  положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих  требований и возражений (часть 1 статья 65 АПК РФ). 


При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления  последствий совершения или несовершения ими процессуальных  действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи  9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). 

При рассмотрении материалов дела судом установлены  следующие фактические обстоятельства. 

Главным управлением Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Оренбургской области на  основании решения о проведении плановой выездной проверки от  03.05.2023 № 7-ЧС в отношении ООО "ММСК" в период с 16.05.2023  по 19.05.2023 проводилась плановая выездная проверка по соблюдению  обязательных требований законодательства Российской Федерации в  области гражданской обороны, защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций. 

По результатам данной проверки составлен акт плановой  выездной проверки № 7-ЧС от 19.05.2023 и выдано предписание об  устранении выявленных нарушений обязательных требований № 7-ЧС  от 19.05.2023. 

В предписании № 7-ЧС от 19.05.2023 содержатся допущенные  нарушения требований законодательства в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а  именно: 

- отсутствуют резервы материальных ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций (нарушение подпункта "ж" части 1 статьи 14  Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного  характера"; пункта 20 Положения о единой государственной системе  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.203 №  794); 

- отсутствуют резервы финансовых ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций (нарушение подпункта "ж" части 1 статьи 14,  статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного  техногенного характера"; пункта 20 Положения о единой  государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.12.203 № 794); 

 Управлением установлен срок устранения выявленных  нарушений - 10.05.2024. 

Общество обратилось в ГУ МЧС России по Оренбургской  области с жалобой № 1702142597 от 01.06.2023 на вынесенный акт 


плановой выездной проверки № 7-ЧС от 19.05.2023 и предписание об  устранении выявленных нарушений обязательных требований № 7-ЧС  от 19.05.2023 посредством сервиса досудебного обжалования единого  портала государственных услуг. 

По результатам рассмотрения жалобы № 1702142597 от  01.06.2023 ГУ МЧС России по Оренбургской области 27.06.2023  вынесено решение об оставлении жалобы общества без  удовлетворения, в котором указано, что основания для отмены акта  выездной проверки от 19.05.2023 № 7-ЧС, предписания об устранении  нарушений от 19.05.2023 № 7-ЧС отсутствуют. 

Не согласившись с выданным ГУ МЧС России по Оренбургской  области предписанием № 7-ЧС от 19.05.2023, полагая, что последнее  нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере,  с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ,  ООО "ММСК" обратилось в суд с настоящим заявлением. 

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле  доказательства в их совокупности, суд арбитражный инстанции пришел  к следующим выводам. 

В силу статей 198, 201 АПК РФ для признания незаконным  решения государственного органа, органа местного самоуправления  необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и  иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных  интересов заявителя. 

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному  правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием  для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял  акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ). 

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности должен в  силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель. 

Общие для Российской Федерации организационно-правовые  нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории  Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного  пространства в пределах Российской Федерации или его части,  объектов производственного и социального назначения, а также  окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера определены Федеральным законом от  21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный  закон № 68-ФЗ). 


Согласно преамбуле Федерального закона № 68-ФЗ действие  данного закона распространяется на отношения, возникающие в  процессе деятельности органов государственной власти Российской  Федерации, органов государственной власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий,  учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой  формы и населения в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 68-ФЗ,  единая государственная система предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и  средства федеральных органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит  решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных  объектах. Единая государственная система предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном,  межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом  уровнях. 

В силу подпункта "ж" части 1 статьи 14 Федерального закона №  68-ФЗ, организации, помимо прочего обязаны создавать резервы  финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных  ситуаций. 

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 68- ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях  экстренного привлечения необходимых средств в случае  возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются  федеральными органами исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления, а также организациями. 

Порядок создания и использования указанных в части первой  настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения  использованных средств этих резервов определяются соответственно  Правительством Российской Федерации, органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления, организациями (часть 2 статьи 25 Федерального  закона № 68-ФЗ). 

Во исполнение Федерального закона № 68-ФЗ и в целях  совершенствования единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о 


единой государственной системе предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций (далее - Положение № 794). 

В соответствии с пунктом 20 Положения № 794 для ликвидации  чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе,  резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления и организаций. 

Порядок создания, использования и восполнения резервов  финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством  Российской Федерации, законодательством субъектов Российской  Федерации и нормативными правовыми актами органов местного  самоуправления и организациями. 

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием,  хранением, использованием и восполнением устанавливаются  создающим их органом. 

С учетом требований федеральных законов, постановлений  Правительства Российской Федерации, нормативно правовых актов  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий, с целью оказания организациям содействия и практической  помощи в решении вопроса связанного с созданием, хранением,  восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС  России разработаны Методические рекомендации от 19.03.2021 № 2-471-5-11 (далее - Методические рекомендации). 

Резервы материальных ресурсов создаются организациями - для  ликвидации ЧС локального характера, в том числе для защиты  работников организации при ЧС природного и техногенного характера  и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (при их  наличии) для проведения аварийно спасательных и других неотложных  работ. 

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов  определяются с учетом: 

- прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС;
- предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС;

- максимально возможного использования имеющихся сил и  средств для ликвидации ЧС; 

- продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение  которого осуществляется устойчивое снабжение населения по нормам,  установленным в ЧС; 

- природных, экономических и иных особенностей региона или  объекта. 


Как следует из материалов дела, заявителем не создан резерв  материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не  определен порядок его создания, который утверждается приказом  руководителя организации. Кроме того, отсутствует номенклатура  резерва материальных ресурсов для защиты работников. 

Обществом не подтверждено, что имущество, перечисленное в  оборотной ведомости по материальным запасам, является резервом  материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Материалами дела также не содержат доказательства наличия у  заявителя финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных  ситуаций. Так, действующим законодательством предусмотрено, что  резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях  экстренного привлечения необходимых средств в случае  возникновения чрезвычайных ситуаций. 

Руководитель организации ежегодно самостоятельно определяет  способ создания финансового резерва и устанавливает его уточненный  объем. 

Финансовые средства, формирующие резервы, находятся на  счетах эксплуатирующей организации и могут быть освоены только в  случае произошедшей аварии. 

Ссылка общества на банковский счет № 40702810900760004259,  не является подтверждением того, что денежные средства на указанном  счете предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме  того, обществом не подтверждено, что сумма финансовых средств,  которая находится на указанном счете, достаточна для локализации и  ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Представленные заявителем копии страховых полисов, выданных  АО "СОГАЗ", не свидетельствуют о формировании обществом резерва  финансовых ресурсов. Данные договоры обязательного страхования  заключены в рамках соблюдения положений Федерального закона от  27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской  ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в  результате аварии на опасном объекте". Объектом страхования  являются имущественные интересы владельца опасного объекта,  связанные с его обязанностью возместить вред, причинённый  потерпевшим в результате аварии на опасном объекте, а не страхование  расходов по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в  рамках Федерального закона о защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций. 

Доводы заявителя о том, что ООО "ММСК" имеет определенные  соглашения с другими организациями на оказание услуг, связанных с  локализацией и ликвидации аварий, а также ежегодно корректирует 


перечень транспортных средств, которые привлекаются для  ликвидации последствий аварий или чрезвычайной ситуации на  территории предприятия, не опровергают наличие нарушений,  связанных с отсутствием резервов материальных и финансовых  ресурсов. 

Таким образом, приведенные обществом доводы о наличии  резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций не могут быть приняты судом как  обоснованные, поскольку не содержат документального подтверждения  того, что указанные средства были созданы и предназначались для  ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Кроме того, следует отметить, что обоснованность требований  оспариваемого предписания была фактически предметом оценки  мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской  области в постановлении от 14.07.2023 по делу о назначении  административного наказания № 5-231/2023 и Медногорского  городского суда Оренбургской области в решении от 05.09.2023 по  делу № 12-16/2023. 

В рамках указанных дел рассматривался вопрос о привлечении  ООО "ММСК" к административной ответственности по части 1 статьи  20.6 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно за невыполнение  предусмотренных законодательством обязанностей по защите  населения и территории от чрезвычайных ситуаций пригородного или  техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и  правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах  производственного или социального значения. 

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством  обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного или техногенного характера, а равно  невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и  катастроф на объектах производственного или социального назначения. 

При рассмотрении вышеуказанных дел суды общей юрисдикции  пришли к выводу об обоснованности предъявляемых ООО "ММСК"  претензий в части не создания резерва финансовых и материальных  ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заявитель привлечен  к административной ответственности в виде административного  штрафа в размере 100 000 рублей. 

Постановлением Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 25.12.2023 по делу № 16-7493/2023 постановление  мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской 


области от 14.07.2023 и решение Медногорского городского суда  Оренбургской области от 05.09.2023 оставлены без изменений. 

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции  по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда,  рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах,  установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих  отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 АПК РФ). 

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее  в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как  на основания своих требований и возражений. 

Исходя из положений вышеназванных норм, общество должно  доказать факт нарушения своих прав и законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности на момент  вынесения оспариваемого акта. 

Нарушение прав и законных интересов может наступить в  результате совершения неправомерных действий, или вынесения акта,  решения, не соответствующего закону. 

Поскольку, в данном случае судом установлено, что Управление  действовало в рамках закона и у заявителя имеется возможность для  соблюдения требований пожарной безопасности, нарушения прав и  законных интересов общества не имеется. 

Следовательно, отсутствует совокупность условий  (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных  интересов заявителя в сфере экономической деятельности),  необходимых для признания недействительным ненормативного  правового акта заинтересованного лица, что исключает удовлетворение  заявленного требования. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если  арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решения и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований ООО  "ММСК" следует отказать. 

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы,  понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят  судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

Принимая во внимание, что заявленные требования общества  оставлены без удовлетворения, расходы по уплате государственной  пошлины в сумме 3 000 рублей, перечисленной по платежному  поручению № 5450 от 02.08.2023, подлежат отнесению на заявителя. 


Согласно части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения  арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по  обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об  обеспечении исполнения решения. 

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного  суда от 10.08.2023 подлежат отмене с момента вступления решения  суда в законную силу. 

Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О  применении законодательства о государственной пошлине при  рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее  законодательство не предусматривает обязанности по уплате  государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении  исполнения решения государственного органа, органа местного  самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199  АПК РФ). 

При таких обстоятельствах, уплаченная платежным поручением   № 5451 от 02.08.2023 государственная пошлина в сумме 3 000 рублей  за рассмотрение заявления о приостановлении действия оспариваемого  предписания, является излишне уплаченной и подлежит возврату  заявителю из федерального бюджета. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований обществу с ограниченной  ответственностью "Медногорский медносерный комбинат" отказать. 

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.  отнести на заявителя. 

Меры по обеспечению иска отменить с момента вступления  решения суда в законную силу. 

Обществу с ограниченной ответственностью "Медногорский  медносерный комбинат" возвратить из федерального бюджета  государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную на  основании платежного поручения № 5451 от 02.08.2023. 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в  срок, не превышающий месяц со дня его принятия (изготовления в  полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области. 

Решение, выполненное в форме электронного документа,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения 


на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном  носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня  поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под  расписку. 

Судья О.А. Вернигорова