АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-2818/2022
29 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года
В полном объеме решение изготовлено июня 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25.01.2022 года по делу № 056/01/18.1-6/2022, о признании незаконным предписания Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28.01.2022 по делу № 056/01/18.1-6/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, отмене предписания Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28.01.2022 по делу № 056/01/18.1-6/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно-Уральская» (ОГРН <***>, ИНН <***>, общество с ограниченной ответственностью "ЛАВР" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
от заинтересованного лица – ФИО1, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 05.05.2022 года № 3778, постоянная, выдана сроком до 31.12.2022 года, копия диплома, удостоверение,
от третьего лица (ООО «ЛАВР») – ФИО2, адвокат, доверенность от 19.04.2021 года № б/н, постоянная, удостоверение адвоката,
от третьего лица (ООО "УК "Южно-Уральская»") - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения комиссии антимонопольного органа от 25.01.2022 года по делу № 056/01/18.1-6/2022 (с учетом уточнения), определением арбитражного суда от 05.03.2022 года заявление принято к производству суда с присвоением номера дела №А47-2818/2022.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к антимонопольному органу о признании незаконным предписания комиссии антимонопольного органа от 28.01.2022 года по делу № 056/01/18.1-6/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, отмене предписания комиссии антимонопольного органа от 28.01.2022 года по делу № 056/01/18.1-6/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, определением суда от 24.03.2022 года заявление принято к производству арбитражного суда с присвоением номера дела №А47-3700/2022.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2022 года дело № А47-3700/2022 объединено с настоящим делом.
В обоснование заявленных требований Управление указывает на то, что комиссия антимонопольного органа не определила в чем конкретно заключается недостоверность сведений в документах, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно-Уральская» (далее - ООО "УК «Южно-Уральская»). Конкурсной комиссией Управления проведена оценка заявок по состоянию на 21.12.2021 года, в то время как комиссией антимонопольного органа произведен анализ сведений, предоставленных обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно-Уральская» (далее - ООО "УК «Южно-Уральская») по состоянию на 21.01.2022 года;
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений антимонопольный орган указывает на представление в составе заявки ООО "УК «Южно-Уральская» бухгалтерского баланса, содержащего недостоверные сведения.
ООО "УК «Южно-Уральская» в отзыве указывает на то, что в составе заявки на участие в конкурсе ошибочно был предоставлен бухгалтерский баланс за 2020 год со сведениями, которые не утверждались в установленном порядке. Бухгалтерский баланс, размещенный на государственном информационном портале бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит сведения, утвержденные в установленном порядке (решение от 12.03.2021 года единственного участника общества). В сведения в каждом из предоставленных бухгалтерских балансов подтверждают его соответствие формальным требованиям к претендентам, перечисленным в пункте 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 (далее - Правила).
Арбитражным судом Оренбургской области в судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
Управлением 18.11.2021 года на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 181121/3324284/01 о проведении открытого конкурса по составу заявок и по форме подачи заявок на право заключения договоров управления многоквартирными жилыми домами, лот № 1 - <...>. Согласно пункту 7 извещения, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 36,60 руб. (без НДС).
Пункт 1.5.2. конкурсной документации содержит обязательные требования к претендентам, в том числе, отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетные период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу.
Согласно пункту 3.3.1. конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе включает в себя, копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период. Аналогичные требования к составу заявки содержатся в пункте 15 информационной карты конкурса. Из пункта 3.4.3. конкурсной документации следует, что непредставление определенных пунктом 3.3. настоящего раздела документов, либо наличие в таких документах недостоверных сведений является основанием для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе.
Как следует из пункта 7.1.3. конкурсной документации, участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1%.
В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса, более чем на 10% конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс (пункт 7.1.4. конкурсной документации).
На участие в конкурсе заявки поданы двумя организациями: ООО "ЛАВР" и ООО "УК «Южно-Уральская», что следует из протокола от 20.12.2021 года вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>. Согласно протоколу от 21.12.2021 года рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>, допущены к участию в конкурсе ООО "ЛАВР" и ООО "УК «Южно-Уральская». Согласно протоколу от 22.12.2021 года конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>, участник конкурса ООО "УК «Южно-Уральская» предложил снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (32,91 рублей) более чем на 10% размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса, на основании пункта 77 Правил конкурс признан несостоявшимся.
ООО "ЛАВР" 28.12.2021 года подана в антимонопольный орган жалоба на действия конкурсной комиссии Управления при проведении конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...>.
В обоснование жалобы ООО "ЛАВР" приведены следующие доводы: ООО "УК «Южно-Уральская» в качестве доказательств отсутствия у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу, предоставлена справка об отсутствии у
него задолженности. В связи с чем, ООО "УК «Южно-Уральская» не подлежало допуску к участию в конкурсе, договор на управление многоквартирным домом по адресу: <...> должен быть заключен с единственным допущенным участником конкурса - ООО "ЛАВР".
Административным органом рассмотрение жалобы назначено на 14.01.2022 года посредством системы видеоконференц-связи.
Управлением в антимонопольный орган предоставлены 13.01.2022 года возражения на жалобу, в обоснование которых указано, что на дату рассмотрения заявок ООО "ЛАВР" и ООО "УК «Южно-Уральская» наличие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периодов, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, не установлено, основания для отклонения заявки ООО "УК «Южно-Уральская» отсутствовали.
В дополнение к жалобе ООО "ЛАВР" 16.01.2022 года предоставило бухгалтерский баланс ООО "УК «Южно-Уральская», полученный на сайте https:bo.nalog.ru/, указав, что сведения бухгалтерского баланса, предоставленного ООО "УК «Южно-Уральская» в состав заявки, отличаются от сведений бухгалтерского баланса, размещенного на сайте, что свидетельствует о предоставлении претендентом недостоверных сведений.
Комиссией заинтересованного лица в рассмотрении жалобы на действия Управления объявлялся перерыв до 25.01.2022 года.
Управлением в антимонопольный орган предоставлены 25.01.2022 года возражения на жалобу, в обоснование которых указано, что согласно сведений обоих бухгалтерских балансов за 2020 год (первый предоставлен в составе заявки, второй размещен на сайте), у претендента отсутствует кредиторская задолженность в размере, превышающем 70% от балансовой стоимости активов.
На запрос комиссии заинтересованного лица ООО "УК «Южно-Уральская» предоставило пояснения о том, что оно соответствует требованиям к претендентам по критерию отсутствия задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу, так как доказательства иного отсутствуют.
На запрос комиссии заинтересованного лица, рассматривающей жалобу ООО "ЛАВР" на действия Управления при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...> (извещение № 241121/3324284/01 от 24.11.2021 года) ООО "УК «Южно-Уральская» предоставило пояснения о том, что в составе заявки на участие в конкурсе ошибочно был предоставлен бухгалтерский баланс за 2020 год со сведениями, которые не утверждались в установленном порядке; бухгалтерский баланс, размещенный на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит сведения, утвержденные в установленном порядке (решение от 12.03.2021 года единственного участника общества), копия указанного решения предоставлена в антимонопольный орган.
Решением комиссии антимонопольного органа от 28.01.2022 года (резолютивная часть от 25.01.2022 года) по делу № 056/10/18.1-6/2022 жалоба ООО "ЛАВР" признана обоснованной; решено выдать Управлению обязательное для исполнение предписание:
- отменить протокол от 21.12.2021 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1);
- отменить протокол от 22.12.2021 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1);
- провести повторную процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1) с учетом решения комиссии по делу № 056/10/18.1-6/2022.
Заинтересованным лицом из двух нарушений, указанных ООО "ЛАВР" в жалобе, обоснованным признано одно в части недостоверных сведений бухгалтерского баланса, предоставленного ООО "УК «Южно-Уральская» в составе заявки.
Комиссией заинтересованного лица Управлению выдано предписание от 28.01.2022 года № 726 по делу № 056/10/18.1-6/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, согласно которому заявителю в срок до 25.02.2022 года предписано:
- отменить протокол от 21.12.2021 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1);
- отменить протокол от 22.12.2021 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1);
- провести повторную процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> (извещение № 181121/3324284/01 от 18.11.2021г. лот № 1) с учетом решения комиссии по делу № 056/10/18.1-6/2022.
Несогласие с принятыми заинтересованным лицом решением явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений многоквартирного дома не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.
Пунктом 15 Правил установлены требования к претендентам, в том числе
4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;
5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента.
Пунктом 53 Правил определено, что заявка на участие в конкурсе включает в себя: 2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов: копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается (пункт 20 Правил).
Из буквального толкования абзаца 4 подпункта 2 пункта 53 Правил следует, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период. Отсутствие указанного документа в приложении к заявке либо наличие в нем недостоверных сведений согласно подпункту 1 пункта 18, пункту 70 Правил является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе.
Условие о предоставлении копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, содержащего достоверные сведения, обусловлено необходимостью соблюдения подпункта 5 пункта 15 Правил, предусматривающего в качестве одного из требований к претендентам при проведении конкурса отсутствие кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
В судебном заседании установлено, что ООО "УК «Южно-Уральская» в составе заявки для участия в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домов по адресу: <...> в комиссию Управления предоставлен бухгалтерский баланс за 2020 год, который не был утвержден в установленном порядке. Более того, сведения предоставленного бухгалтерского баланса (т, 1, л.д. 118-120) имеют значительные расхождения с данными бухгалтерского баланса ООО "УК «Южно-Уральская» за 2020 год, утвержденного в установленном порядке решением от 12.03.2021 года единственного участника общества (т. 2, л.д. 18-23).
Следовательно, ООО "УК «Южно-Уральская» в составе заявки предоставлены документы (бухгалтерский баланс за 2020 год), содержащие недостоверные сведения, что влечет отказ в допуске к участию в конкурсе.
Доводы Управления, ООО "УК «Южно-Уральская» о том, что сведения надлежащего бухгалтерского баланса за 2020 год подтверждают отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов, арбитражным судом не принимаются.
Утвержденный в установленном порядке 12.03.2021 года решением единственного участника общества бухгалтерский баланс за 2020 год в составе заявки для участия в конкурсе предоставлен не был.
Пунктом 77 Правил определено, что при проведении конкурса допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса. В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10 процентов конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан уменьшить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Признание конкурсной комиссией Управления на основании пункта 77 Правил конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <...> несостоявшимся не препятствует исполнению оспариваемого предписания комиссии антимонопольного орана.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено на основании подпункта 1.1. пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша