НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 28.09.2016 № А47-4099/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-4099/2016  

05 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена       сентября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено        октября 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Мастер КИП", ОГРН 1145658025292, ИНН 5612086652, г.Оренбург

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, ОГРН 1035605508443, ИНН 5610042191, г.Оренбург

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», ИНН 5610077370, ОГРН 1035605520334, г.Оренбург,

о признании незаконным решения УФАС по Оренбургской области №19946 от 09.12.2015 и обязании УФАС по Оренбургской области привлечь ООО «Оренбург Водоканал» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В судебном заседании приняли участие представитель  заявителя Моисеева Наталья Васильевна по доверенности от 19.11.2015, специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Зайцев Михаил Михайлович по доверенности № 6373 от 24.05.2016, представитель третьего лица Новикова Наталия Геннадьевна по доверенности № 5 от 11.01.2016.

Общество с ограниченной ответственностью "Мастер КИП" (далее – заявитель, ООО "Мастер КИП", абонент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Оренбургской области, Управление) о признании незаконным решения УФАС по Оренбургской области №19946 от 09.12.2015 и обязании УФАС по Оренбургской области привлечь ООО «Оренбург Водоканал» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Определением суда от 31 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – третье лицо, ООО «Оренбург Водоканал», организация ВКХ).

Представитель заявителя заявленные требования считает обоснованными, поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель УФАС по Оренбургской области в судебном заседании требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддерживает правовую позицию заинтересованного лица.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании  арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

10.09.2015 ООО «Мастер КИП» обратилось в УФАС по Оренбургской области с заявлением вх.№7933 от 10.09.2016 о проверки действий ООО  «Оренбург Водоканал», выраженных в ущемлении интересов хозяйствующего субъекта.

В ходе проверки указанного заявления антимонопольным органом установлено, что между ООО «Оренбург Водоканал» и ООО «Мастер КИП» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения №63350/119-р от 24.08.2014 (далее – договор, т.д. 14 л.д. 56-61).

Согласно п. 1 договора организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод  абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Разделом IV договора (п.12-п.15) предусмотрены права и обязанности сторон.

Организация ВКХ вправе, в том числе, взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. «д» п. 13 договора).

Абонент обязан обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством Российской Федерации (пп. «ф» п. 14 договора).

Разделом X договора (п.36-п.43) урегулирован порядок декларирования состава и свойств сточных вод.

Разделом XIII договора (п.49-п.52) определены условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Согласно п. 51 договора сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента приведены в приложении № 9.

В соответствии с п. 66 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств в рамках настоящего договора организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

В результате обследования объектов абонента ООО «Оренбург Водоканал» была установлена точка приема поверхностных сточных вод, оформлено приложение № 9 к договору (т.д. 1 л.д. 80).

Сопроводительным письмом №02/4702 от 23.10.2014 ООО «Оренбург Водоканал» направило в адрес ООО «Мастер КИП» оформленное и подписанное приложение № 9 «Сведения о точках приема поверхностных сточных вод» по объекту, расположенному по адресу: ул.М.Жукова /ул. Туркестанская, 30/2.

Экземпляр приложения № 9 «Сведения о точках приема поверхностных сточных вод» получен директором ООО «Мастер КИП» Одношивкиной А.Н. 24.10.2014, что подтверждается отметкой о получении (т.д. 1 л.д. 81).

В ходе проверки УФАС по Оренбургской области установлено, что ООО «Мастер КИП» не представило протокол разногласий об исключении раздела XIII, определяющего условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, из договора.

В рамках указанного договора в период с октября 2014 года по август 2015 года ООО «Оренбург Водоканал» предъявляет ООО «Мастер КИП» счета-фактуры за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (т.д. 1 л.д. 95-105) и за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов ДК (т.д. 1 л.д. 106-116).

Антимонопольный орган пришел к выводу, что указанный договор, в рамках которого ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет контроль качества сточных вод, сбрасываемых в систему канализации г.Оренбурга, отвечает требованиям действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения, поэтому ООО «Оренбург Водоканал» не ущемляет права и законные интересы ООО «Мастер КИП».

Кроме того, административным органом установлено, что между ООО «Оренбург Водоканал»  и  абонентами МБУ «Центр здорового питания», ГБУЗ ООКИБ, ГБУЗ ГКБ № 1, ГБУЗ ГКБ № 4, ГБУЗ ОЦМР заключены договора холодного водоснабжения и водоотведения № 1931/32-р (т.д. 2 л.д. 86-99), № 678/9-р/230 от 02.03.2015 (т.д. 2 л.д. 29-45), № 670/9-р от 04.03.2015 (т.д. 2 л.д. 46-63), № 560/9-р от 12.01.2015 (т.д. 2 л.д. 124-137), № 304/5-р от 25.02.2015 (т.д. 3 л.д. 15-27), которые содержат раздел X «Порядок декларирования состава и свойств сточных вод», поскольку среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод у указанных абонентов составляет более 30 куб. м. в сутки.

В договорах холодного водоснабжения и водоотведения № 5058/95-р от 03.04.2015 (т.д. 1 л.д. 124-135), №5162/97-р от 22.06.2015 (т.д. 2 л.д. 64-74), №5018/94-р от 05.05.2015 (т.д. 2 л.д. 75-85), №5083/95-р от 15.06.2015 (т.д.2 л.д.100-111), №1033/15-р от 30.12.2013 (т.д.1 л.д.147-159), №5104/96-р от 01.01.2015 (т.д. 2 л.д. 112-123), №5039/94-р от 20.04.2015 (т.д.2 л.д.1-12), заключенных между ООО «Оренбург Водоканал» и абонентами МОБУ "СОШ № 72 с углубленным изучением математики", МОБУ "СОШ № 68" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ № 32", МБДОУ №5, МБДОУ № 8, МБДОУ № 3, МБДОУ № 6, условия, касающиеся декларирования, исключены по соглашению сторон, поскольку  среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод данных абонентов составляет менее 30 куб. м. в сутки, таким образом, указанные организации не подпадают под требования, регламентирующие декларирование, и не обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию ВКХ.

УФАС по Оренбургской области установлено, что поверхностные сточные воды абонентов МОБУ "СОШ № 72 с углубленным изучением математики", МОБУ "СОШ № 68" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ № 32", МБДОУ №5, МБДОУ № 3, МБДОУ № 6, по договорам холодного водоснабжения и водоотведения № 5058/95-р от 03.04.2015 (т.д. 1 л.д. 124-135), №5162/97-р от 22.06.2015 (т.д. 2 л.д. 64-74), №5018/94-р от 05.05.2015 (т.д. 2 л.д. 75-85), №5083/95-р от 15.06.2015 (т.д.2 л.д.100-111), №5104/96-р от 01.01.2015 (т.д. 2 л.д. 112-123), №5039/94-р от 20.04.2015 (т.д.2 л.д.1-12), не попадают в централизованную систему водоотведения, в связи с чем, условия в отношении поверхностных сточных вод были исключены из договоров по соглашению сторон.

У остальных абонентов условия о приеме поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения присутствуют.

Административный орган по результатам рассмотрения обращения общества пришел к выводу о том, что все договоры, указанные в жалобе ООО «Мастер КИП», содержат условия об обязанности абонентов соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации, вместе с тем установление (не установление) определенных условий в договорах ООО «Оренбург Водоканал» с другими абонентами не повлияло и не могло повлиять на нарушение прав и ущемление законных интересов ООО «Мастер КИП».

На основании п. 2 ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) УФАС по Оренбургской области 09.12.2015 было принято решение №19946 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Посчитав  решение  Управления  незаконным и  необоснованным,    заявитель  обратился  в  арбитражный  суд  с  настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав довод лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. При этом в таком случае право на обращение в суд связано с тем, что указанные лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а так же проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Функции по выявлению нарушений антимонопольного законодательства и принятию мер по их прекращению возложены на антимонопольный орган (п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции), который в силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом основанием для возбуждения такого дела может являться, в том числе, заявление юридического или физического лица (п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции).

В силу ч. 8 ст. 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в следующих случаях: вопросы, указанные в заявлении, материалах, не относятся к компетенции антимонопольного органа; признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, дело возбуждено ранее; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа, за исключением случая, если имеется решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 настоящей части или решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения; по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона;  отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда;  устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

Статья 52 Закона о защите конкуренции устанавливает судебный порядок обжалования решений антимонопольного органа.

Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 № 25125).

Согласно п. 3.27 Административного регламента исполнитель принимает заявление, материалы к рассмотрению и в срок не более пяти рабочих дней с даты регистрации заявления, материалов в антимонопольном органе: определяет, относится ли рассмотрение заявления, материалов к компетенции антимонопольного органа; проверяет наличие сведений и документов, указанных в пункте 3.6 настоящего Регламента; определяет наличие документов, позволяющих установить признаки нарушения антимонопольного законодательства и нормы, которые подлежат применению.

В соответствии с пунктом 3.42 Административного регламента по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании пункта 3.44 Административного регламента решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный пунктами 2.16, 2.20 настоящего Регламента, с указанием мотивов принятия этого решения.

В рассматриваемой ситуации предметом оценки подлежит письмо антимонопольного органа от 09.12.2015 №19946, содержание которого позволяет признать его решением об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Основанием принятия такого решения послужил вывод заинтересованного лица об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров холодного водоснабжения и водоотведения между ООО «Оренбург Водоканал» и ООО «Мастер КИП», а также между ООО «Оренбург Водоканал» и другими абонентами.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Мастер КИП»  на действия ООО «Оренбург Водоканал» Управлением ФАС по Оренбургской области в адрес последнего направлен запрос о предоставлении письменных пояснений и копий договоров холодного водоснабжения и водоотведения с МОБУ "СОШ № 72 с углубленным изучением математики", МОБУ "СОШ № 68" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ № 32", МБДОУ №5, МБДОУ № 8, МБДОУ № 3, МБДОУ № 6, МБУ «Центр здорового питания», ГБУЗ ООКИБ, ГБУЗ ГКБ № 1, ГБУЗ ГКБ № 4, ГБУЗ ОЦМР (т.д. 1 л.д. 120).

В ответ на данный запрос ООО «Оренбург Водоканал» представило  письменные пояснения и запрашиваемые копии договоров (т.д. 1 л.д. 124-159, т.д. 2 л.д. 1-152, т.д. 3 л.д. 1-27).

Исследовав представленные документы, Управлением ФАС по Оренбургской области установлено, что все договоры, указанные в жалобе заявителя, содержат условия об обязанности абонентов соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также нормативы сброса загрязняющих веществ в систему канализации.

Вместе с тем УФАС по Оренбургской областипришло к выводу, что установление (не установление) определенных условий в договорах ООО «Оренбург Водоканал» с другими абонентами не повлияло и не могло повлиять на нарушение прав и ущемление законных интересов ООО «Мастер КИП».

Суд первой инстанции считает, что данный вывод антимонопольного органа является правильным, поскольку опирается на исследовании всех представленных ООО «Оренбург Водоканал» документов. У антимонопольного органа имелась вся необходимая информация, позволившая исследовать все обстоятельства дела, в том числе с учетом имеющихся у него дополнительно запрошенных материалов.

Суд первой инстанции также приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Оренбург Водоканал» признаков нарушения антимонопольного законодательства в виде навязывания заявителю невыгодных условий договора и установления дискриминационных условий в виду нижеследующего.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон №416-ФЗ), согласно части 10 статьи 7 которого в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 13, ч. 8 ст. 14, ч. 3 ст. 15 Закона №416-ФЗ договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

С августа 2013 года вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Согласно пункту 4 Правил № 644 раздел VII Правил № 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел предусматривает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Приложением № 3 к Правилам № 644 определены максимальные допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление №1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В Оренбургской области условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) города Оренбурга установлены распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р.

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, которые  устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод).

До 25.02.2016 в Оренбургской области порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов регламентировался в соответствии с  Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р.

Данный Порядок распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (абоненты), отводящие сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации населенных пунктов в окружающую природную среду и на организации водопроводно - канализационного хозяйства и предприятия, содержащие на своем балансе очистные сооружения населенных пунктов (владельцы систем канализации) на территории Оренбургской области.

Под сточными водами в данном Порядке подразумеваются все виды сточных вод, сбрасываемых в результате деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций и др.), а также поверхностные и дренажные воды с территории абонента.

Между тем, Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 25.02.2016 № 42-р признано утратившим силу Распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".

В силу п. 5 Правил № 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

Пунктом 80 Правил № 644 предусмотрено, что абонент в течение 30 дней со дня поступления от гарантирующей организации проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора гарантирующей организации с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.

В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от гарантирующей организации проекта договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения абонент не представил подписанный договор (договоры) либо предложение об изменении представленного проекта договора (проектов договоров) в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правил № 644 и условиям типового договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемого Правительством Российской Федерации (в отношении условий договора, определяемых гарантирующей организацией и абонентом), такой договор (договоры) считается заключенным на условиях, содержащихся в договоре (договорах), представленном гарантирующей организацией.

Вместе с тем, на основании п. 13 Правил № 644 абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом). Такое предложение абонента направляется абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение предложения абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае представления абонентом в течение 30 дней после получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения мотивированного отказа от подписания проекта договора (проектов договоров) в предложенной редакции с приложением предложения об изменении проекта договора (проектов договоров) организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть указанные документы, принять меры к урегулированию разногласий и направить абоненту на подписание новый проект договора (проекты договоров)

Абонент подписывает проект договора (договоров) в течение 5 рабочих дней со дня его получения в 2 экземплярах и направляет 1 экземпляр подписанного договора (договоров) организации водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направит абоненту в течение 5 рабочих дней новый проект договора (проекты договоров), абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор (п. 14 Правил № 644).

Как установлено пунктом 118 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами №644.

Согласно п. 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.

Соответственно, для подачи декларации о составе и свойствах сточных вод необходимо наличие одновременно двух условий: абонент должен осуществлять деятельность, связанную с производством либо переработкой продукции; объем отводимых (принимаемых) сточных вод должен составлять более 30 куб. м. в сутки.

В случае отсутствия одного из условий абонент не обязан подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод.

Декларация о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, подается абонентами в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Как следует из материалов дела, у абонентов (МБУ «Центр здорового питания», ГБУЗ ООКИБ, ГБУЗ ГКБ № 1, ГБУЗ ГКБ № 4, ГБУЗ ОЦМР) по договорам холодного водоснабжения и водоотведения № 1931/32-р, №678/9-р/230, № 670/9-р, № 560/9-р, № 304/5-р среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 30 куб. м. в сутки.

УФАС по Оренбургской области правомерно пришло к выводу, что вышеуказанные организации подпадают под действие требований раздела VIII «Порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод» Правил № 644, в связи с чем, заключенные с ними договоры содержат раздел X «Порядок декларирования состава и свойств сточных вод», и они обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию ВКХ.

В договорах холодного водоснабжения и водоотведения № 5058/95-р, №5162/97-р, №5018/94-р, №5083/95-р, №1033/15-р, №5104/96-р, №5039/94-р, заключенных с абонентами МОБУ "СОШ № 72 с углубленным изучением математики", МОБУ "СОШ № 68" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ № 32", МБДОУ №5, МБДОУ № 8, МБДОУ № 3, МБДОУ № 6, условия, касающиеся декларирования, исключены по соглашению сторон, поскольку  среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод данных абонентов составляет менее 30 куб. м. в сутки (что подтверждается справкой об объемах абонентов, т.д. 3 л.д. 30), таким образом, указанные организации не подпадают под требования, регламентирующие декларирование, и не обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод в организацию ВКХ.

Договор водоотведения может содержать условие об отведении (приеме) поверхностных сточных вод абонента как в случае присоединения к централизованным сетям водоотведения, так и без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод. При наличии точек приема поверхностных сточных вод оформляется соответствующее приложение к договору и осуществляется коммерческий учет поверхностных сточных вод расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Решение об исключении условий договора, касающихся порядка приема поверхностных сточных вод, принимается ООО «Оренбург Водоканал» на основании проведенного совместно с абонентом обследования сетей водоотведения.

В случае установления факта попадания поверхностных сточных вод в централизованную сеть водоотведения составляется двухсторонний акт с указанием точек приема.

В результате обследования объектов заявителя ООО «Оренбург Водоканал» была установлена точка приема поверхностных сточных вод, оформлено приложение к договору, которое направлено в адрес абонента.

Антимонопольным органом установлено, что  поверхностные сточные воды бюджетных учреждений (МОБУ "СОШ № 72 с углубленным изучением математики", МОБУ "СОШ № 68" г.Оренбурга, МОАУ "СОШ № 32", МБДОУ №5, МБДОУ № 3, МБДОУ № 6) не попадают в централизованную систему водоотведения, поэтому условия в отношении поверхностных сточных вод были исключены из договоров холодного водоснабжения и водоотведения по соглашению сторон.

В связи с чем, у ООО «Оренбург Водоканал» отсутствует необходимость по включению в договоры с данными абонентами раздела X «Порядок декларирования состава и свойств сточных вод», следовательно, отсутствует необходимость по отбору проб, выполнению анализов и предъявлению платы за сверхнормативный сброс сточных вод, загрязняющих веществ в систему канализации.

Данный факт не свидетельствует о нарушении ООО «Оренбург Водоканал» действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения.

У остальных бюджетных учреждений условия о приеме поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения присутствуют.

Кроме того, все абоненты, указанные в жалобе заявителя, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ежегодно перезаключают договора  холодного водоснабжения и водоотведения с  ООО «Оренбург Водоканал», таким образом, условия данных договоров пересматриваются ежегодно.

Поскольку ООО «Мастер КИП» осуществляет производственную деятельность (в том числе деятельность ресторанов и кафе, код по ОКВЭД 55.30), ООО «Оренбург Водоканал» производит расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.

Суд первой инстанции приходит к выводу, что действия ООО «Оренбург Водоканал» по предъявлению в отношении ООО «Мастер КИП» требования об оплате штрафных санкций соответствуют  действующему законодательству.

В данном случае Управление ФАС по Оренбургской области, как уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий государственную функцию по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, не имел достаточных оснований для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, что предусмотрено пунктом 3.42 Административного регламента.

В связи с отсутствием в действиях ООО «Оренбург Водоканал» по согласованию условий договоров ресурсоснабжения признаков нарушения антимонопольного законодательства, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в возбуждении дела в отношении ООО «Оренбург Водоканал».

Кроме того, в отношении довода заявителя о дифферинциированной ответственности за неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательств для различных абонентов суд считает необходимым отметить следующее.

Бюджетные учреждения, указанные заявителем в жалобе, относятся к заказчикам, которые обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  (далее – Закон №44-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 34 Закона №44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила №1063).

Пеня определяется по формуле, приведенной в п. 6 Правил №1063, начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для бюджетных учреждений ответственность в договорах холодного водоснабжения и водоотведения ограничена положениями Закона №  44-ФЗ и Правил №1063.

Когда как для остальных абонентов, включая заявителя, ответственность за неисполнения или ненадлежащее исполнение обязательств установлена положениями Закона №416-ФЗ.

В соответствии со статьёй 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статей 198, 201 АПК РФ арбитражный суд признает ненормативный правовой акт (решение) государственного органа недействительным (незаконным) при наличии в совокупности двух условий: несоответствие закону и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской (экономической) деятельности.

В нарушение данных статей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Мастер КИП» не представлено доказательств того, что оспариваемое решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.

Таким образом, ни в ходе рассмотрения Управлением жалобы ООО «Мастер КИП», ни в ходе судебного разбирательства в рамках настоящего дела не было установлено нарушений со стороны ООО «Оренбург Водоканал», выразившихся в навязывании ООО «Мастер КИП» невыгодных условий договора, экономически необоснованных, прямо не предусмотренных законодательными и нормативными актами, а также в создании дискриминационных условий и нарушений, установленных нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований  следует отказать.

Расходы по  уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Мастер КИП" требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                      А.А. Александров