НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 27.06.2013 № А47-3568/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-3568/2013

03 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2013 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Советовой В.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федотовой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области, г.Оренбург, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Оренбургской области, г.Оренбург, о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений № 53-03-07/04-262 от 01.02.2013г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Комлева Д.А.- доверенность от 10.01.2013г.;

от ответчика: Серединой Д.С.– доверенность № 53-01-16/3 от 05.03.2013г., Сурковой Д.В. – доверенность №53-01-16/8 от 03.06.2013г.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 20.06.2013г. по 27.06.2013г. до 10 часов 00 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено 27.06.2013г. в 10 часов 05 минут.

После перерыва в судебное заседание явились:

от заявителя: Комлев Д.А.- доверенность от 10.01.2013г.;

от ответчика: Середина Д.С.– доверенность № 53-01-16/3 от 05.03.2013г., Суркова Д.В. – доверенность №53-01-16/8 от 03.06.2013г.

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области (далее по тексту – заявитель, Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области (далее по тексту – ответчик, управление) о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений № 53-03-07/04-262 от 01.02.2013г.

Изучив материалы дела, суд установил следующее, Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области осуществляет деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации №5612090004 от 05.05.2010г., запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 04.05.2010г. за основным государственным регистрационным номером 1105600000747.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области на основании централизованного задания Федеральной службы финансово – бюджетного надзора от 10.12.2012г. №43-01-03-25/5060 и Плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области на 2013г. по вопросам программы, утвержденной и.о. руководителя Федеральной службы финансово – бюджетного надзора 06.12.2012г., проведена проверка правомерности и эффективности использования субсидий, выделенных ДОСААФ России на выполнение государственных задач, установленных постановлением Правительства РФ от 28.11.2009г. №973 «Об Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в Региональном отделении Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г.

По результатам проверки составлен акт от 25.01.2013г. (т.1 л.д. 69-100), согласно которому в ходе проверки Регионального отделения ДОСААФ Оренбургской области установлены следующие нарушения: полученная от Центрального совета ДОСААФ России субсидия на расходы по выплате заработной платы с начислениями, категориям должностных лиц, не предусмотренным пунктами 7 Правил 2012г., Типовых правил 2012г. в сумме 2 019 402 руб., распределена региональным отделением образовательным учреждениям; региональным отделением проверка законности использования целевых средств, поступивших из федерального бюджета на выполнение государственных задач, установленных Постановлением №973 в 2011-2012 годах в региональном отделении и в образовательных учреждениях не проводилась.

И.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области 01.02.2013г. вынесено предписание №53-03-07/04-262 по устранению выявленных нарушений (т.1 л.д. 14-15).

Из текста предписания следует, что председателю Регионального отделения ДОСААФ Оренбургской области предписано возместить в доход федерального бюджета средства в сумме 2 019 402 руб. Содержание нарушения: полученная от Центрального совета ДОСААФ России в 2012г. субсидия на расходы по выплате заработной платы с начислениями категориям должностных лиц, не предусмотренным правилами, распределена образовательным учреждениям.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области установлен срок исполнения предписания до 11 марта 2013г.

Не согласившись с указанным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы организации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, указывая, что Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области не являлось в соответствии с действующим законодательством участником бюджетного процесса – распорядителем или получателем бюджетных средств и поэтому не имеет возможности возвращать в бюджет какие – либо денежные средства, поскольку из бюджета их не получало. Поступившие денежные средства с расчетного счета ДОСААФ России в размере 2 019 402 руб. 09.01.2013г. были направлены в 7 учебных организаций в соответствии с назначением, указанным в платежном поручении и в решении Бюро Президиума Центрального Совета ДОСААФ России №94 от 25.12.2012г. Правила предоставления Центральным советом ДОСААФ России субсидии из федерального бюджета региональным отделением (образовательным учреждениям и организациям) ДОСААФ России для подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям в 2012 году, утвержденные Председателем ДОСААФ России 31.01.2012г., не являются нормативно – правовым актом, никогда не согласовывались ни с одним государственным органом и не могут рассматриваться в качестве документа определяющего законность или незаконность использования субсидий в ДОСААФ России.

Представители ответчика возражают против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указывая, что Правила предоставления Центральным советом ДОСААФ России субсидии из федерального бюджета региональным отделением (образовательным учреждениям и организациям) ДОСААФ России для подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям в 2012 году, утверждены Председателем ДОСААФ России 31.01.2012г., во исполнение п. 4 постановления Правительства РФ от 27.12.2010г. №1125 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии Общероссийской общественно – государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», являющегося нормативно – правовым актом. Региональное отделение ДОСААФ не вправе было руководствоваться протоколом Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 25.12.2012г. №94, нарушать условия Соглашения от 19.01.2012г., а также Правила и Типовые правила по вопросу целевого использования субсидии.

Исследовав материалы дела, и, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, суд признаёт требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписание руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства, которые могут быть обжалованы в установленном порядке.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011г.) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений вынесено ответчиком в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, допущенными Региональным отделением ДОСААФ Оренбургской области, а именно: полученная от Центрального совета ДОСААФ России в 2012г. субсидия на расходы по выплате заработной платы с начислениями категориям должностных лиц, не предусмотренным правилами, распределена образовательным учреждениям.

В предписании указана обязанность Регионального отделения ДОСААФ Оренбургской области возместить в доход федерального бюджета средства в сумме 2 019 402 руб.

По своей природе ненормативный правовой акт представляет собой акт правоприменения, государственно-властного характера, который издан на основании нормативно-правового акта в пределах компетенции органа или должностного лица, принявшего этот акт, выражает волю уполномоченного органа, конкретизирует норму права применительно к индивидуальным правоотношениям, рассчитан на однократное применение, имеет характер индивидуального обязательного предписания, адресован конкретному лицу (группе лиц), порождает для адресата правовые последствия, выступая в качестве юридического факта, служащего основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, а также в целях реализации нормативного требования предусматривает возможность мер принудительного воздействия, установленных законом.

Таким образом, упомянутое предписание службы финансово-бюджетного надзора, устанавливающее определенные обязанности для заявителя, является ненормативным правовым актом, принято уполномоченным государственным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Министерством обороны РФ (Министерство) и Общероссийской общественно – государственной организацией ДОСААФ России (Получатель) 12.01.2012г. заключено Соглашение о предоставлении Общероссийской общественно – государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» субсидии из федерального бюджета для подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно – учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2012 году (т.1 л.д. 101-109).

Согласно пункту 1.1. Соглашения Министерство предоставляет Получателю из федерального бюджета субсидию в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением.

Субсидии предоставляются в целях подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно – учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлениям военных комиссариатов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба в 2012 году (пункт 1.2 Соглашения).

Пунктом 2.2 Соглашения предусмотрено, что субсидия используется на подготовку граждан по военно – учетным специальностям, как в образовательным учреждениях Получателя, так и путем привлечения для этих целей третьих лиц (иных образовательных учреждениях) на договорной основе, действующих от имени Получателя.

Общероссийской общественно – государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (Распорядитель) и Региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области (Получатель) 19.01.2012г. заключено Соглашение на подготовку граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно – учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2012 году в Оренбургской области (т.1 л.д. 110-117).

Согласно пункту 1.1 указанного Соглашения Получатель обязуется организовать подготовку в Оренбургской области в количестве 1 125 (целевой показатель) граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно – учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2012 году в Оренбургской области (приложение №1).

Пунктами 1.2, 1.3 Соглашения предусмотрено, что Распорядитель осуществляет возмещение затрат Получателя, связанных с исполнением настоящего Соглашения, из предоставленных ему федеральным бюджетом целевого финансирования (субсидии). Получатель обязуется: подготовить 1 125 граждан по 5 ВУС, объем целевого финансирования 27 171 733 руб.; использовать предоставленные Распорядителем денежные средства на расходы, связанные с подготовкой граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно – учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлениям военных комиссариатов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Денежные средства используются на численность граждан подготовленных, как в образовательных учреждениях ДОСААФ России, так и на договорной основе прошедших обучение в образовательных учреждениях начального (среднего) профессионального образования и в соответствии с Правилами и Типовыми правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на проведении подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010г. №1125 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидии Общероссийской общественно – государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Председателем ДОСААФ России 28.04.2012г. во исполнение пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010г. №1125 утверждены Правила предоставления Центральным советом ДОСААФ России субсидии из федерального бюджета региональным отделениям (образовательным учреждениям и организациям) ДОСААФ России для подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям в 2012 году (далее по тексту – Правила) (т.1 л.д. 118-144).

Согласно пункту 3 Правил порядок использования целевого финансирования региональными отделениями, образовательными учреждениями и организациями ДОСААФ России определяется «Типовыми правилами предоставления региональным отделениям ДОСААФ России целевого финансирования образовательным учреждениям на проведение подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям в 2012 году».

Председателем ДОСААФ России 28.04.2012г. утверждены Типовые правила предоставления региональным отделением ДОСААФ России в 2012 году субсидий из федерального бюджета образовательным учреждениям и организациям на проведение подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям (далее по тексту – Типовые правила) (т.2 л.д. 1-21).

Пунктом 7 Правил и пунктом 7 Типовых правил определены целевые показатели и результативность расходования субсидии по направлениям расходов определенных Министерством обороны РФ: расходы на заработную плату с начислениями и ГСМ (автогаз), расходы на техническое обслуживание и ремонт техники группы «А», создание и развитие учебно – материальной базы, повышение квалификации обучающего состава; обязательные налоговые и другие платежи. Расходы на заработную плату с начислениями и ГСМ (автогаз) включают: расходы на ГСМ (автогаз): заработная плата основного производственного персонала с начислениями на оплату труда, в том числе: преподаватели; мастера производственного обучения; мастера (инструктора) производственного обучения вождению.

В Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области 29.12.2012г. поступило целевое финансирование от Центрального Совета ДОСААФ России по соглашению от 19.01.2012г. на сумму 2 447 290 руб., из них, по платежному поручения №3462 от 28.12.2012г. на сумму 2 019 402 руб. на возмещение фактических затрат образовательным учреждениям на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре (т.2 л.д. 22), по платежному поручению №3377 от 28.12.2012г. на сумму 427 888 руб. на возмещение расходов образовательных учреждений за ремонт техники группы «А», привлекающейся для подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС.

Согласно сводному отчету от 20.12.2012г. о невозмещенных расходах образовательных учреждений за ремонт техники группы «А», привлекающейся для подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС в 2012г. сумма невозмещенных расходах составила 427 888 руб.

Региональному отделению ДОСААФ Оренбургской области от образовательных учреждений представлены дополнительные заявки, на основании которых произведено распределение остатка субсидии, учтенного по состоянию на 01.01.2013г. на расчетном счете Регионального отделения ДОСААФ Оренбургской области в сумме 2 447 890 руб.

Всего за 2012 год Региональным отделением ДОСААФ Оренбургской области перечислено субсидий на сумму 27 810 652 руб. (с учетом распределения остатка субсидии на конец года), в том числе по автошколам: Бугурусланской - 3168895 руб., Бузулукской – 3040923 руб., Новотроицкой – 1583147 руб., Оренбургской – 9636999 руб., Орской – 5920679 руб., Медногорской – 1674828 руб., Сорочинской – 2785181 руб.

Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области 09.01.2013г. перечислило автошколам 2 447 890 руб., из них, в сумме 2 019 402 руб. на возмещение фактических затрат образовательным учреждениям на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре, что подтверждается платежными поручениям (т.1 л.д. 48-54).

На основании изложенного, ответчик пришел к выводу о том, что Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области в нарушение пунктов 7 Правил 2012г., Типовых правил 2012г. перечислена образовательным учреждениям в 2013г. субсидия в размере 2 019 402 руб. – расходы на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре, не подлежащие возмещению за счет субсидий, тогда как Правилами 2012г. и Типовыми правилами 2012г. определено осуществлять выплату заработной платы основному производственному персоналу.

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого предписания ответчиком не учтено следующее.

Пунктом 22 Правил и пунктом 22 Типовых правил предусмотрено, что перераспределение субсидии по целевым показателям осуществляется по решению Распорядителя и утверждается Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России.

Согласно выписке из протокола Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России №94 от 25.12.2012г. (т.1 л.д. 44-46) Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России постановила перераспределить субсидии между региональными отделениями ДОСААФ России по фактически достигнутым значениям целевых показателей Норм времени и примерного расхода материальных средств при выполнении программы подготовки (переподготовки, доподготовки) по ВУС в 2012 году. В соответствии с пунктом 2.7 Приложения 5 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета региональным отделениям (образовательным учреждениям и организациям) ДОСААФ России для подготовки граждан Российской Федерации по военно – учетным специальностям в 2012 году (Порядок возмещения обязательных налоговых и других платежей (затрат) образовательным учреждениям и организациям ДОСААФ России при подготовке граждан по военно – учетным специальностям в 2012 году за счет субсидии) финансово – экономическому управлению ЦС ДОСААФ России направить в региональные отделения ДОСААФ России субсидии для возмещения затрат образовательных организаций (учреждений) ДОСААФ России за выплату заработной платы с начислениями административно – управленческому персоналу в объемах, указанных в приложении 2.

Пунктом 7 Правил и пунктом 7 Типовых правил определены целевые показатели результативность расходования субсидии по направлениям: расходы на заработную плату с начислениями и ГСМ (автогаз), расходы на техническое обслуживание и ремонт техники группы «А», создание и развитие учебно – материальной базы, повышение квалификации обучающего состава, а также обязательные налоговые и другие платежи.

Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области получило от ДОСААФ России денежные средства в размере 2 019 402 руб. с назначением платежа - на возмещение фактических затрат образовательным учреждениям на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре, что подтверждается платежным поручением №3462 от 28.12.2012г. (т.2 л.д. 22).

Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области 09.01.2013г. платежными поручениями №1 на сумму 228 721 руб., №2 на сумму 159 236 руб., №3 на сумму 115 808 руб., №4 на сумму 140 417 руб., №5 на сумму 615 230 руб., №6 на сумму 524 031 руб., №12 на сумму 235 959 руб. перечислило данные денежные средства в общей сумме 2 019 402 руб. автошколам Бузулукской, Бугурусланской, Медногорской, Новотроицкой, Оренбургской, Орской, Сорочинской, с назначением платежа - на возмещение фактических затрат образовательным учреждениям на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области полученные в 2012 году от Центрального совета ДОСААФ субсидии в размере 2 019 402 руб. перечислило образовательным учреждениям в соответствии с решением Бюро Президиума Центрального Совета ДОСААФ России №94 от 25.12.2012г. и назначением платежа, указанным ДОСААФ России в платежном поручении №3462 от 28.12.2012г.

Ссылки заявителя на ст. 38, ч.6 ст. 162, ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на то, что Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области не вправе было руководствоваться протоколом Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 25.12.2012г. №94, нарушать условия Соглашения от 19.01.2012г., а также Правила и Типовые правила по вопросу целевого использовании субсидии, судом отклоняются, поскольку, как следует из текста оспариваемого предписания №53-03-07/04-262 от 01.02.2013г., заявителю вменяется незаконное использование субсидий, выделенных из федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием.

При этом ссылки на нормы действующего законодательства, которые были нарушены заявителем, в оспариваемом предписании отсутствуют.

Кроме того, суд считает необходимым указать следующее.

Предписание органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) - это обязательный для исполнения документ строгой отчетности, установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа (должностного лица) юридическому лицу и содержащий законные требования по устранению нарушений требований законодательства.

В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом требования властно – распорядительного характера, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимы.

В настоящем деле ответчиком не доказано, что у Регионального отделения ДОСААФ Оренбургской области на момент вынесения оспариваемого предписания имелась возможность обеспечить его исполнение, а именно, возместить в доход федерального бюджета средства в сумме 2 019 402 руб., которое является важным требованием к данному виду ненормативного акта наряду с его законностью, так как для исполнения предписания установлен определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Денежные средства в сумме 2 019 402 руб. с назначением платежа - на возмещение фактических затрат образовательным учреждениям на выплату заработной платы с начислениями, установленными категориям должностных лиц: руководитель образовательного учреждения, главный бухгалтер, зам. по ВТО, главный механик, медик, участвующий в предрейсовом медицинском осмотре были перечислены 09.01.2013г. по платежным поручениям автошколам Бузулукской, Бугурусланской, Медногорской, Новотроицкой, Оренбургской, Орской, Сорочинской. Доказательств наличия у заявителя возможности на момент вынесения оспариваемого предписания обеспечить его исполнение ответчиком не представлено.

Кроме того, пунктами 28, 28.1 Правил и пунктами 27, 27.1 Типовых правил предусмотрены основания для возврата субсидии и порядок возврата субсидии.

Согласно пункту 28.1 Правил и пункту 27.1 Типовых правил возврат субсидии (целевого финансирования) образовательными учреждениями (организациями) осуществляется через региональные отделения ДОСААФ России. Решение о возврате суммы целевого финансирования установленной Соглашением на подготовку граждан по всем основаниям принимается руководителем регионального отделения. Целевое финансирование оставшееся в образовательном учреждении (организации) после возмещения затрат подлежит обязательному возврату на расчетный счет регионального отделения в течение 10 банковских дней после представления Отчета об использовании субсидии (целевого финансирования). Региональное отделение, получив на расчетный счет неиспользованные субсидии (целевое финансирование) от образовательных учреждений (организаций) в течение 10 банковских дней переводит их на расчетный счет ДОСААФ России (Распорядителя).

Пунктом 28.2 и пунктом 27.2 Типовых правил предусмотрены порядок возврата субсидии в случае установления факта нецелевого использования.

Согласно пункту 28.2.6 Правил и пункту 27.2.6 Типовых правил о взыскании суммы субсидии, использованной не по целевому назначению, председатель регионального отделения в течение 3 рабочих дней информирует Финансово – экономическое управление ДОСААФ России направляя 2-й экземпляр Постановления с приложением копии исполненного платежного поручения с отметкой банка. Возвращенная на расчетный счет регионального отделения сумма субсидии в течение 10 банковских дней перечисляется на расчетный счет Распорядителя для последующего перераспределения.

Таким образом, возврат региональным отделением в доход федерального бюджета субсидий Правилами и Типовыми правилами не предусмотрен.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В нарушение указанной нормы Территориальное управление Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области не представило доказательств законности предписания № 53-03-07/04-262 от 01.02.2013г. по устранению выявленных нарушений.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на Региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области обязанность по исполнению обязательных требований, содержащихся в предписании, и принимая во внимание возможность применения к заявителю мер административного воздействия в случае неисполнения такого предписания, суд считает доказанным совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области № 53-03-07/04-262 от 01.02.2013г. по устранению выявленных нарушений, подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117, относятся на ответчика и подлежат взысканию в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области, г.Оренбург, удовлетворить.

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области № 53-03-07/04-262 от 01.02.2013г. по устранению выявленных нарушений.

2. Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

3. Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Оренбургской области (место нахождения: 460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 34) в пользу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Оренбургской области (ОГРН 1105600000747, ИНН 5610098719, место нахождения: 460000, г. Оренбург, ул. Орджоникидзе, д. 23) 2 000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать заявителю, после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Судья В.Ф.Советова