НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 27.05.2015 № А47-1657/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-1657/2014  

02 июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2015 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Пирской О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игиновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД», г. Видное Ленинского района Московской области, ОГРН 1037739332564,

к 1. Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, г. Оренбург, ОГРН 1115658017419,

2. Общества с ограниченной ответственностью «ПРИНТ»,

3. Общества с ограниченной ответственностью «Информ»,

о признании торгов недействительными,

о признании договоров недействительными,

о признании разрешений недействительными,

при участии:

от истца: Дубовкина Е.И. - представитель по доверенности от 25.09.2014,

от ответчика 1:  Айвазьян  Е.А. - представитель ( дов. № 58 от 01.10.14 г.), Нейфельд В. А. -  представитель (дов. № 19 от 02.02.15 г.)

от ответчика 2:  Кузнецов  Ю. С. -  представитель ( дов. № 1 от 13.01.14 г.)

от ответчика 3: Кузнецов  Ю. С. -  представитель (дов. № 14 от 12.01.15 г.)

Судебное заседание проводится с использованием видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Свердловской области,

 В судебном заседании  в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального   кодекса Российской Федерации  объявлялся  перерыв  до 27.05.15 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД», г. Видное Ленинского района Московской области, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, г. Оренбурга с иском о признании торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», проводимого в форме аукциона 23.01.2014 года по лотам № 2, 3, 5, недействительными, о признании договоров, заключенных по результатам торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», проводимого в форме аукциона 23.01.2014 года по лотам № 2, 3, 5, недействительными, о признании разрешений, выданных по результатам торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», проводимого в форме аукциона 23.01.2014 года по лотам № 2, 3, 5, недействительными.  

          Истец  поддерживает исковые  требования по  основаниям  изложенным в  исковом заявлении.

  Ответчики относительно исковых требований возражают, поддерживают доводы, изложенные в письменных отзывах на иск.

 Исследовав в открытом судебном заседании материалы дела, суд установил следующее.

     23 декабря 2013 года, первым ответчиком на официальном сайте администрации г. Оренбурга сайте www. Orenburg.ru было опубликовано извещение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», о признании недействительными договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» по лотам №№ 1-14. В указанном извещении были установлены сроки подачи заявок (до 31 декабря 2013 года), а также требования к участникам торгов и подаваемым им заявкам. Впоследствии, на основании решения Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу № 06-18-40/2013, в аукционную документацию были внесены изменения, в том числе в части продления срока приема заявок на участие в торгах до 14 января 2014 года (т.1 л.д. 14-96, т. 80, т. 81).

     Истец  подал заявку на участие в торгах по лотам №2, №3 и №5. Заявкам истца присвоены порядковые номера № 045, №043, № 044 соответственно.

     В соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов от 21.01.2014 года было установлено, что заявки истца не соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о торгах, в связи с чем, истцу было отказано в допуске к участию в торгах (т.1 л.д. 40-52).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению торгов от 23.01.2014 года, победителями торгов были признаны по лоту №2-ООО «Принт», лоту №3, №5, ООО «Информ»  (т.1 л.д. 53-58).

Между организатором торгов и победителями торгов, заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург».

Обращаясь с настоящим иском, истец указывал, что в допуске к участию в торгах ему было отказано неправомерно, с нарушениями требований действующего законодательства. Обосновывая заявленные требования истец, по существу, сослался на следующие доводы: срок для приема заявок не позволял в полном объеме собрать и подготовить все необходимые документы, в том числе получить из Федеральной налоговой службы, Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования справки об отсутствии задолженности, в протоколе заседания комиссии по проведению торгов от 21.01.2014 года не были указаны конкретные основания для отказа истцу в допуске к участию в торгах, при принятии комиссией решения отсутствовал необходимый кворум.

Ответчики исковые требования не признали, пояснив, что, по их мнению, оспариваемые торги, были проведены в соответствии с требованиями закона, претендент правомерно не был допущен к участию в торгах.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.

В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 1, 5 информационного письма N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, для признания заявленного иска о признании проведенных торгов недействительными, необходимо наличие двух условий: наличие нарушенного интереса у истца и наличие нарушений требования закона, при проведении торгов.

Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов), влекущим возможность признания торгов недействительными.

Однако не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для признания их недействительными. Эти нарушения должны иметь существенный характер. В каждом конкретном случае отступление от установленных правил организации и проведения торгов следует оценивать с точки зрения того, находятся ли они в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

При этом при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными, и повлияли ли они на результат торгов.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

  Из материалов дела усматривается, что истец принимал участие только в торгах по лотам №2, №3, №5.

  Следовательно, его права и законные интересы могут быть нарушены проведением торгов и заключением договоров с победителями торгов только в указанной части.

Согласно извещения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» от 23.12.2013 года в новой редакции опубликованной па сайте vvww.orenburg.ru 31.12.2013 года претенденты могут быть допущены для участия в торгах, если соответствуют следующим требованиям:

в отношении Претендента (юридического лица, индивидуального предпринимателя) не проводится процедура ликвидации или отсутствует решение арбитражного суда о признании Претендента (юридического лица, индивидуального предпринимателя) банкротом или об открытии конкурсного производства;

-деятельность Претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в торгах;

-у Претендента отсутствует задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;

-  Претендентом поданы надлежащим образом оформленные документы на участие в торгах в соответствии с настоящим извещением и документацией о торгах;

-  Претендетом оплачена сумма задатка.

Претендент не допускается Комиссией по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Комиссия) к участию в торгах в случаях:

-   непредставления документов, определенных настоящим извещением и документацией о торгах, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

- несоответствия требованиям, указанным в настоящем разделе;

- несоблюдения условий указанных в настоящем извещении и документации о торгах о порядке и сроках внесения задатка;

несоответствия поданной претендентом заявки требованиям настоящего извещения и документации о торгах;

-в случае обнаружения Комиссией недостоверных данных в представленных заявителем документах;

-при наличии у пего задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;

- при наличии у пего просроченной задолженности перед бюджетом МО «город Оренбург» по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «юрод Оренбург» на момент подачи заявки;

-  в случае если совокупная площадь информационных полей рекламных конструкций, находящихся во владении Претендента и его аффилированных лиц и расположенных на территории города, на момент подачи заявки составляет более 35% от общей площади информационных полей рекламных конструкций, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург».

-    указания недостоверности сведений, в документах, представленных претендентом.

Согласно разделу TV Извещения комиссия рассматривает заявки на участие в торгах на соответствие требованиям, установленным настоящим извещением и документацией о торгах. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в торгах комиссией принимается решение о допуске к участию претендента и о признании его участником торгов или об отказе в допуске такого претендента к участию в торгах в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим извещением и документацией о торгах, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в торгах, который подписывается председателем либо заместителем председателя комиссии в день подведения итогов рассмотрения заявок на участие в торгах и который размещается на сайте www. orenburgu.

Комиссия рассмотрела поступившие заявки на участие в торгах 21.01.2014 года, по результатам заседания Комиссии был составлен протокол №3, в котором отражено решение Комиссии, в том числе по заявкам Истца по лотам №2, №3, №5.

Согласно  протоколу № 3 от 21.01.2014 г. комиссией принято решение  об отказе в допуске истца в участии в торгах по лотам №2, №3, №5 в связи со следующим:

-поступившая заявка не соответствует требованиям, указанным в извещении и документации о торгах;

-претендентом ненадлежащим образом оформлены документы на участие в торгах определенные в соответствии с извещением и документацией о торгах.

- у претендента имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Согласно составу комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Состав комиссии), утвержденному Постановлением Администрации г. Оренбурга, в состав комиссии включено 15 человек.

Из пунктов 4.2, 4.4 Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга № 3457-п, решение комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава ее членов. Принимаемые комиссией решения оформляются протоколом заседания комиссии.

Согласно Протоколу № 3, представленному Заявителем, решение было принято 8 членами комиссии, что не составляет 2/3 состава ее членов.

Постановлением Администрации г. Оренбурга от 25.12.2013 № 3449-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012» были внесены изменения в пункт 4.2 Положения о комиссии, согласно которым решение комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от общего числа состава комиссии.

Поскольку Постановлением №3449, являющимся муниципальным правовым актом города, затрагиваются права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, то вступление указанного акта в силу обеспечивается после его официального опубликования в средствах массовой информации и в соответствии с утвержденными Правилами.

Постановлением Администрации г. Оренбурга от 30.08.2011 №5931 «Обутверждении Правил подготовки, оформлении, издания и опубликования правовых актов Администрации г. Оренбурга» закреплено, что правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 10 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием (обнародованием) правового акта является первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург».

Согласно копии номера газеты «Вечерний Оренбург» от 01.01.2014 №1а Постановление №3449-п официально опубликовано.

Правовые акты Администрации г. Оренбурга могут быть направлены для опубликования в иные печатные издания, в информационно-справочные системы правовой информации, а также доведены до общего сведения (обнародованы по телевидению и радио, разосланы предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, размещены на официальном сайте города.

Судом установлено, что на официальном сайте Интернет-портала г. Оренбурга - www.orenburg.ru в разделе «Нормативно-правовые акты Оренбурга» в подразделе «акты за декабрь 2013 г.», размещено Постановление №3449-п.

Кроме того, в материалы дела представлен нотариально заверенный обзор Интернет-сайта www.orenburg.ru, с подтверждением нахождения Постановления №3449-п на данном сайте.

Однако, Постановление №3449-п было принято 25.12.2013, то есть после размещения Департаментом извещения о проведении аукциона.

К извещению Департаментом было приложено Положение о проведении торгов, утвержденное Постановлением №3457-п, то есть в прежней редакции, до принятия Постановления №3449-п.

Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Согласно пункту 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Положениями частей 1-2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшим на момент размещения извещения о проведении аукциона предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия).

Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона, извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются. ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

В силу приведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что состав комиссии формируется на момент принятия и размещения извещения о проведении аукциона и является неизменным.

Как  следует из протокола от 21.01.14 г. №3 решение было принято 8 членами комиссии, что не составляет 2/3 состава ее членов.

В связи с изложенным, исходя из положений  пунктов 4.2, 4.4 Положения о комиссии, утвержденном постановлением Администрации г. Оренбурга № 3457-п от 29.12.2012, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии, оформленное Протоколом № 3 не правомочно в связи с тем, что принято в присутствии менее двух третей состава ее членов, т.е. в  отсутствие кворума.

 Учитывая, что  решение комиссии , которым  определялся допуск   истца,  к аукциону  принято в  отсутствие кворума, соответственно, аукцион проведен с нарушением.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что решение комиссии, оформленное протоколом  от 21.01.14 № 3, не правомочно ввиду отсутствия кворума, т. е. с момента его  принятия,  соответственно,      сами по себе основания отказа  допуска  истца  к участию в аукционе в  отношении  лотов  №2, № 3, № 5 не имеют  правового значения для признания аукциона  недействительным в части данных лотов.

Судом  не принимается ссылка  ответчика Департамента, что  в любом случае  решение о не допуске  принято 8 из 15 членов комиссии,  поскольку  решение о не допуске истца к участию в аукционе принято в отсутствие кворума.

Довод  ответчика о преюдициальном значении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2014 по делу №А47-1391/2014 относительно кворума комиссии по проведению торгов отклоняется в силу следующего.

Как установлено судом, индивидуальный предприниматель Абдршин Руслан Шамильевич в рамках дела № А47-1391/2014 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «ОРЕНЗНАКЪ», обществу с ограниченной ответственностью «Принт», обществу с ограниченной ответственностью «Информ», обществу с ограниченной ответственностью «РИК», обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Строй», обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская сервисная компания» о признании недействительными торгов, проведённых 23.01.2014 в форме открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», о признании недействительными договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», заключенных по итогам торгов, проведённых 23.01.2014, по лотам №1, №2, №3, об отмене протокола №3 от 21.01.2014 заседания комиссии по проведению торгов по лотам №1, №2, №3 на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург».

В процессе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, просил признать индивидуального предпринимателя Абдршина Руслана Шамильевича единственным участником торгов, проведённых 23.01.2014 в форме открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», по лоту №1 (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Указанное решение суда вступило в законную силу 18.05.2015.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах по ранее рассмотренному делу, приобретают качество достоверности и не подлежат переоценке до тех пор, пока акт не отменены или не изменены такие судебные акты.

Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

Под обстоятельствами, которые могут быть признаны установленными, следует понимать лишь фактические обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением определённого законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься как доказанные.

Для признания судом доказанными обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, должны соблюдаться следующие условия:преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, распространяется лишь на тех лиц, которые участвовали в этом деле, и на обстоятельства, относящиеся к правоотношениям, исследованным судом при рассмотрении предыдущего дела; преюдиция распространяется на констатацию судом тех или иных фактов, содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последняя имеет правовое значение и сама по себе может рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.

При этом преюдиция распространяется только на установленные вступившим в законную силу судебным актом фактические обстоятельства дела. Правовая оценка фактических обстоятельств дела в судебном акте не является обязательной для арбитражного суда.

Такой подход основан на правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 № 2045/04, от 03.04.2007 № 13988/06, от 25.07.2011 № 3318/11, согласно которой положения части 2 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.

Истец по настоящему  делу - ООО «АПР Сити ТВД»  не являлось лицом, участвующим в деле №А47-1391/2014, в связи с чем, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2014 по данному делу обстоятельства преюдициальными для него не являются.

Указание суда первой инстанции в мотивировочной части решения от 08.12.2015 по делу №А47-1391/2014 на то, что по состоянию на 21.01.2014 кворум для принятия решения комиссии по проведению торгов составлял 50% от его списочного состава, т.е 8 человек, а также о том, что с учетом количественного состава комиссии в 15 человек и при наличии в составе комиссии 9 членов, принявших участие в работе комиссии, кворум для принятия решений имелся, является не обстоятельством, имеющим характер преюдиции для настоящего дела, а правовым выводом суда, сделанным на основании оценки иных доказательств и доводов сторон, не тождественных при рассмотрении настоящего дела.

Кроме  того,   в отношении  самих оснований  отказа истцу допуска  к участию в аукционе суд считает необходимым отметить следующее.

           В части формулировок отказа о том, что «Поступившая заявка не соответствует требованиям, указанным в извещении и документации о торгах» и «Претендентом ненадлежащим образом оформлены документы на участие в торгах определенные в соответствии с извещением и документацией о торгах», суд полагает, что использование подобных словосочетаний создает в отношении претендента ситуацию правовой неопределенности, поскольку из указанных оснований невозможно определить какое конкретно нарушение (нарушения) допущено лицом, подавшим заявку.

Доводы же организатора торгов о наличии этих нарушений, изложенные в отзывах на иск, а именно: отсутствует указание на общее количество страниц каждого документа; нумерация страниц заявки не соответствует требованиям извещения, вместо номеров страниц указаны номера листов, не предоставлены сведения о совокупной площади информационных полей рекламных конструкций, которые находятся во владении претендента и его аффилированных лип и не предоставлен перечень рекламных конструкций, расположенных на территории МО «город Оренбург», на которые претенденту выданы разрешения на установку, претендентом не предоставлена справка об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня на дату указанную в п. «и» раздела III Извещения - 31.12.2012 г.,предоставленная претендентом проектная документация, предполагаемых к установке рекламных конструкций, в существенных аспектах не соответствует требованиям постановления администрации г. Оренбурга от 28.06.2013 г. № 1495-п «Об утверждении типов и видов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории МО «город Оренбург» (например, отсутствие в проектах мест для размещения информационных табличек о владельце, с контактным телефоном и номером разрешения, отсутствие в проектах схем выполнения подсвета рекламной конструкции), не представлены проекты на все виды и типы рекламных конструкций, являются не решением комиссии по проведению торгов, а мнением организатора торгов, заявленным, к тому же, только в ходе судебного разбирательства и в связи с заявленными исковыми требованиями.

          Доказательств того, что указанные основания были предметом обсуждения комиссии по проведению торгов, в материалах настоящего дела не имеется.

В силу изложенного, указанные доводы Департамента подлежат отклонению.

В отношении  основания отказа о наличии у истца задолженности   по начисленным налогам, сборам  иным обязательным  платежам, суд считает,  что   действительно из справки  фонда социального  страхования РФ   следует,  что по состоянию на  01.10.13 г.   у  истца имеется  задолженность  по обязательному страхованию от несчастных  случаев на производстве  в размере 102190 руб. 70 коп.  (т.2, л.д.109).  Однако, учитывая,   что решение комиссии   об отказе  истцу  в допуске  к  участию в торгах по лотам № 2, № 3, №5 , оформленное протоколом  № 3  от 21.01.14 г.  принято  в отсутствие  кворума  сами  основания  отказа  не имеют  правового значения.   

Также  в судебном заседании истец пояснял, что  установленные организатором   торгов  сроки   для предоставление  указанных сведений  не соответствовали действующему  законодательству и  фактически  привели к невозможности  истцом представить справки    по состоянию на 31.12.2013, хотя   по состоянию на  31.12.13 г. задолженность в размере 102190 руб. 70 коп.  в  фонд социального  страхования РФ    у   истца  отсутствовала.  Истцом был сделан запрос о предоставлении справок,  однако в связи с  короткими   сроками   государственными органами справки не были   выданы ООО "АПР Сити ТВД",  в связи с чем  истец  был вынужден представить справки по состоянию на 01.10.13 г.

Порядок проведения данного вида торгов на территории муниципального образования г. Оренбург установлен Положением о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Оренбург (далее - Положение о проведении торгов), утвержденным постановлением Администрации г. Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п (далее - Постановление № 3457-п).

23.12.2013 Департамент разместил на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.orenburg.ru извещение о проведении аукциона (далее - Извещение), согласно которому дата начала приема заявок на участие в аукционе - 24.12.2013 в 09:00, дата окончания приема заявок на участие в аукционе - 31.12.2013 в 09:30, дата и время проведения аукциона - 23.01.2014 в 09:30. Кроме того, согласно извещению, заявки на участие в аукционе подаются в рабочие дни с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00, в понедельник - с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00.

31.12.2013 Департамент на официальном сайте разместил извещение с изменениями о проведении аукциона, согласно которому, дата окончания приема заявок на участие в аукционе была продлена до 14.01.2014 в 09:30. Согласно измененному извещению заявки на участие в аукционе подаются в рабочие дни с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00, во вторник - с 09:00 до 13:00.

При этом, в силу статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.

Таким образом, срок приема заявок составил 11 рабочих дней.

Согласно подпункту 5 пункта 6.1 Положения о проведении торгов и пункту «и» раздела 3 извещения Департаментом установлено требование о предоставлении: оригинала либо заверенной налоговым органом копии справки об отсутствии у претендентов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 21.01.2013 № ММВ-7-12/22, из налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет, а так же оригинал или заверенную соответствующим территориальным органом фонда справку об отсутствии задолженности перед Пенсионным Фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования за прошедший календарный год.

В соответствии с пунктом 163 Административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях

плательщиков страховых взносов, полномочиях Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 231н, информирование заявителей на основании письменных обращений, в том числе в электронном виде, осуществляется в срок не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации обращения в Фонде, территориальном органе Фонда (срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Фонда, территориального органа Фонда не более чем на тридцать календарных дней).

На основании изложенного, с учетом срока приема заявок (11 рабочих дней), суд полагает, что установление Департаментом требований о предоставлении оригинала либо заверенной налоговым органом копии справки об отсутствии у претендентов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-12/22 от 21.01.2013, а также оригинала либо заверенной копии справки об отсутствии задолженности перед Пенсионным Фондом РФ и Фондом социального страхования за прошедший календарный год, могло привести к сокращению участников аукциона,  и , соответственно     к нарушению прав истца, поскольку   по состоянию на  31.12.13, 31.11.12  у истца   отсутствовала  задолженность.

В силу изложенных выше  обстоятельств у истца отсутствовала объективная возможность представить справки по состоянию на 31.12.13,31.12.12.

  Кроме того, в спорной ситуации следует учесть, что наряду с установленными в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции недопущениями при проведении торгов частью 2 этой же статьи предусмотрено, что в случае, если организаторами или заказчикам торгов являются в частности федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Открытые торги, к которым относится и аукцион на право заключить договор на установку рекламных конструкций, проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не предусмотренное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также в рассматриваемом деле, публичные интересы.

          С учетом изложенного суд считает, что аукционной комиссией допущено нарушение, выразившиеся в отказе истцу в допуске к участию по лотам № 2,3,5, которое является существенным и повлияло на результаты аукциона.

          Допущенные при проведении  торгов нарушения носят существенный характер, непосредственно повлекли за собой нарушение как прав истца, как участника торгов, подавшего заявку, и не допущенного к участию в аукционе по лотам №2,3,5.

В свою очередь,  материально-правовой интерес ООО "АПР -Сити/ТВД" заключается в намерении  принять участие в торгах  на право заключения договорив на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург.

С учетом изложенного суд считает обоснованными требования истца о  признании недействительными торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г. в  части лотов  2,3,5.

         В силу п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с признанием недействительными торгов от 23.01.2014 подлежат признанию недействительными и договоры, заключенные с победителями торгов  в отношении  лотов №2,3,5 - ООО «Информ» и ООО «Принт».

        Причем судом не  принимаются доводы  ответчиков об исполнении договоров, поскольку  предметом договоров является  право на   установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург сроком  на 5 лет. Таким образом, частичное  исполнение победителями торгов договоров путем установки рекламных конструкций и подключения к ним электричества, не свидетельствует об исполнении договоров и невозможности   признания  их недействительными.

Учитывая, что  торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г. в  части лотов  2,3,5, а также договоры  являются  недействительными, соответственно, имеются основания для признания недействительными  разрешений  выданных  по  результатам торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г.  в  отношение  лотов  2,3,5.

 С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы  по оплате  госпошлины  относятся на   ответчиков   в равных долях.

Руководствуясь статьями 167, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

  Признать  недействительными торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г. в  части лотов  2,3,5.

  Признать недействительными  договора, заключенные  по  результатам торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г.  в  отношение  лотов  2,3,5  между  ООО "Информ"  и Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, ООО "Принт"  и   Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, а именно  № 14 Л-0773, № 14 Л-0774, № 14 Л-0775, № 14 Л-0776,  № 14 Л-0777,  № 14 Л-0778,  № 14 Л-0779, № 14 Л-0780,  № 14 Л-0781, №14Д-0782, №14Д-0783, № 14Д-0784, № 14л-0785, №14Д-0786, № 14л-0787,  № 14Д-0818,  №14Д-0819, № 14л-0820, №14ц-0821,№ 14Д-0822, №14л-0823, № 14Д-0824, №14л-0825, № 14л-0826, №14д-0827 , № 14ц0828, №14д-0829, №14д-0830 , №14д-0831, №, 14д-0832, № 14П0788, № 14П0789, №14ц0790, № 14ц0791, №14л0792, №14л0793, №14д0794, №14д0795, №14ц0796, №14д0797, №14ц0798, №14д0799, №14д0800, №  14ц0801, №14д0802, №14л0848, № 14д0849,   №14д0850, №14ц0851,  № 14ц0852, №14п0833,    №14д0834, № 14ц0835, №14д0836, № 14ц0837,№ 14д0838, №14ц0839,  №14п0840, №14д0841, №14д0842, №14л0843, №14ц0844, №14л0845, №14л0846, №14л0847, №14ц0803, № 14л0804,  №14д0805, №14д0806, №14л0807, №14д0808, №14п0809, №14д0810, №14л0811, №14л0812, №14л0813, №14л0814, №14л0815, №14л0816, №14д0817, №14л0768, №14д0769, №14ц0770, №14д0771, №14д0772,№14д0928, №14ц0929, №14л0930, №14д0931, №14л0932, №14л0933, №14д0935, №14д0934, №14п0936, №14ц0937, №14д0938, №14л0939, №14л0940, №14д0941, №14л0942, №14д1003, №14л1004, №14п1005, №14л1006, №14л1007, №14л0738, №14д0739, №14д0740, №14д0741, №14ц0742, №14л0743, №14л0744, №14л0745, №14л0746, №14д0747, №14д0748, №14ц0749, №14д0750, №14д0751, №14п0752, №14л0693, №14л0694, №14д0695, №14л0696, №14л0697, №14л0698, №14л0966,№,14л0700, №14д0701, №14л0702, №14л0703, №14ц0704, №14ц0705, №14л0706, №14ц0707, №14п0988, №14д0989, №14д0990, №14ц0991, №14л0992, №14ц0993, №14ц0994, №14п0995, №14д0996, №14ц0997, №14д0998, №14д0999, №14д1000, №14д1001, №14ц1002, №14л0943, №14д0944, №14л0945, №14п0946, №14д0947, №14ц0948, №14п0949, №14д0945, №14д0951, №14п0952, №14п0953, №14п0954, №14д0955, №14д0956, №14ц0957, №14л0723, №14д0724, №14ц0725, №14ц0726, №14п-0727, №14л-0728, №14д-0729, №14л-0730, №14л0731, №14л0732, №14л-0733, №14д0734, №14д0735, №14л-0736, №14л 0737, №14л0708, №14д0709, №14д-0710, №14л0711, №14л0712, №14п0713, №14д0714, №14ц0715, №14д0716, №14л0717, №14л0718, №14п0719, №14п0720, №14д0721, №14п0722, №14д0753, №14д0754, №14п0756, №14д0755, №14д0757, №14ц0758, №14л0759, №14ц0761, №14д0760, №14ц0762, №14д0764, №14п0763, №14ц0765, №14л0766, №14л0767, №14п0958, №14л0959, №14л0960, №14д0961, №14д0962, №14д0964, №14п0963, №14л0965, №14л0966, №14л0967, №14л0968, №14д0969, №14л0970, №14л0971, №14ц0972, №14ц0973, №14д0974, №14л0975, №14д0976, №14л0977, №14п0978, №14ц0979, №14л0980, №14д0981, №14д0982, №14п0983, №14л0984, №14л0985, №14л0986, №14л0987.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Признать  недействительными  разрешения,  выданные  по  результатам торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО г. Оренбург,  проводимые  в форме  аукциона 23.01.2014 г.  в  отношение  лотов  2,3,5, а именно №14л-0773, №14ц0801, №14ц0851, №14л0846, №14л0845, №14ц0844, №14л0843, №14д0836, №14ц0828, №14д0810, №14л0804, №14ц0790, №14л077, №14л0775, №14п0776, №14л0777, №14л0778, №14л0779, №14л0780, №14л0781, №14д0782, №14д0783, №14д0784, №14л0785, №14д0786, №14л0787, №14п0788, №14д0789, №14ц0791, №14л0792, №14л0793, №14д0794, №14л0795, №14ц0796, №14д0797, №14ц0798, №14д0799, №14д0800, №14д0802, №14ц0803, №14д0805, №14л0806, №14д0807, №14д0808, №14п0809, №14п0811, №14л0812, №14л0813, №14л0814, №14л0816, №14л0815, №14д0817, №14д0818, №14л0189, №14л0820, №14ц0821, №14д0822, №14л0823, №14д0824, №14л0825, №14л0826, №14д0827, №14д0829, №14д0830, №14д0831, №14д0832, №14п0833, №14д07834, №14ц0835, №14ц0837, №14д0838, №14ц0839, №14п0784,№14д0841, №14д0842, №14л0847, №14л0848, №14д0849, №14д0850, №14ц0852, №14д0928, №14ц0929, №14л0930, №14д0931, №14л0932, №14л0933, №14д0934, №14д0935, №14п0936, №14у0937, №14д09378, №14л0939, №14л0940, №14д0941, №14л0942, №14л0943, №14д0944, №14л0945, №14п0946, №14д0947, №14ц0948, №14п0948, №14д0950, №14д0951, №14п0952, №14п0953, №14п0954, №14д08955, №14д0956, №14ц0957, №14п0958, №14л0959, №14п0960, №14д0961, №14д0962, №14п0963, №14д0964, №14л0965, №14л0966, №14л0967, №14л0968, №14д0969, №14д0970, №14л0971, №14ц10972, №14ц0973, №14л0974, №14л0975, №14д0976, №14л0977, №14п0978, №14ц07979, №14л0980, №14д0981, №14д0982,№14п0983, №14л0984, №14п0985, №14п0986, №14л0987, №14п0988, №14д0989, №14д0990, №14ц0991, №14л01992, №14ц0993, №14ц0994, №14ц0995, №14д0996, №14ц0997, №14д0998, №14д0999, №14д1000, №14д1001, №14ц1002, №14д1003, №14л1004, №14п1005, №14л1006, №14л1007.

         Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, г. Оренбург в  пользу Общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД», г. Видное Ленинского района Московской области, расходы по оплате госпошлины в сумме  4000 руб.

         Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПРИНТ», г. Оренбург в  пользу Общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД», г. Видное Ленинского района Московской области, расходы по оплате госпошлины в сумме  4000 руб.

         Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Информ», г. Оренбург в  пользу Общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД», г. Видное Ленинского района Московской области, расходы по оплате госпошлины в сумме  4000 руб.

         Исполнительные  листы  выдать взыскателю,  налоговому  органу,  в порядке  статей  319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Челябинск в течение месяца  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                   О. Н.  Пирская