НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 27.04.2009 № А47-1596/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург

28 апреля 2009 года Дело № А47- 1596 /2009

Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2009 года

В полном объеме решение изготовлено 28.04.2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А.Александрова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге (г.Оренбург) к индивидуальному предпринимателю Севостьянову Михаилу Николаевичу (г.Оренбург) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета в размере 2 696 рублей 90 копеек.

При участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – Вяткина Елена Михайловна – главный специалист – эксперт (доверенность №б/н от 22.10.2008, постоянная);

от ответчика – не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте его проведения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге (далее – заявитель, страховщик) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Севостьянову Михаилу Николаевичу (далее – ответчик, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета в размере 2 696 рублей 90 копеек.

Отводов суду и ходатайств не заявлено.

Ответчик отзыва на заявление не представил.

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, считает, что исчисление суммы финансовых санкций от страховых взносов, отраженных в ведомости АДВ-11 предусмотрено законодательством, поскольку ответчик в целом предоставил недостоверные сведения по всем работающим у него лицам, а не в отношении какой либо части.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.

Ответчик зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304561203000038, и в органе Пенсионного фонда РФ за номером 066-373-006470, ИНН 561201158880.

Согласно представленной ответчиком ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период – 2007 год (АДВ-11), страхователем за 2007 год начислено 26 969 рублей, в том числе, на страховую часть трудовой пенсии 20 000 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии 6969 рублей (л.д. 23).

В соответствии с декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 26), ответчиком задекларированы 31 111 рублей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, на страховую часть (код строки 0300) 22 682 рублей, на накопительную часть (код строки 0400) 8 429 рублей.

Таким образом, расхождение между данными представленной в налоговую инспекцию декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и представленной в управление пенсионного фонда ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период составляет 4 142 рубля (31111-26969).

О выявленном факте несоответствия страхователю сообщено и предложено в срок до 08.07.2008 года представить в управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений (извещение №10-05/52189 от 24.06.2008; л.д.14).

Ответчик в установленный срок испрашиваемые управлением пояснения или корректирующие формы ранее представленных сведений не предоставил.

По результатам проверки управлением составлен акт камеральной проверки №144 от 08.07.2008 года (л.д.16), на основании которого вынесено решение №144 от 12.08.2008 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 2696 рублей 90 копеек.

Добровольно в срок, установленный в требовании №144 от 04.09.2008 (л.д.21) страхователем сумма штрафа не уплачена, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя названной финансовой санкции.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ответчик в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Во исполнение положений статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

В пункте 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, также как и в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусмотрено положение о том, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.

Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе, Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Форма АДВ-11).

В материалы дела представлены копии ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за аналогичный период, в которых указаны разные суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности как за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так и за представление неполных и (или) недостоверных сведений. То есть указанная норма права предусматривает два состава правонарушений: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Согласно решению о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователю вменяется представление неполных и(или) недостоверных сведений о начисленных страховых взносах за 2007 год.

Тем временем, Инструкцией подробно регламентированы действия территориальных органов Пенсионного фонда РФ в такой ситуации.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.

Как указывалось выше, страхователю в извещении №10-05/52189 от 24.06.2008 года было предложено в срок до 08.07.2008 года представить в управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений. Испрашиваемые управлением пояснения ответчиком представлены не были.

В соответствии с абзацем вторым пункта 36 Инструкции правовым последствием неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений является принятие территориальным органом решения о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в том числе, требовать от страхователей, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Однако, сведения о том, что в результате выявленного нарушения управлением произведена корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц в материалах дела и в решении, вынесенном управлением по итогам проверки достоверности сведений персонифицированного учёта, отсутствуют.

Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, управление имело возможность определить и доказать общую сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по сведениям о начислениях в отношении каждого застрахованного лица.

Однако, при наличии противоречий между двумя исходящими от страхователя документами (декларацией и ведомостью) управление достоверно не определило (не доказало) общий размер причитающихся обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2007 год.

Необходимо также отметить, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» высказал правовую позицию, согласно которой «размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения».

Из телеологического толкования вышеприведенных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, следует, что в случае представления страхователем недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, органу пенсионного фонда необходимо установить в отношении каких застрахованных лиц были представлены недостоверные сведения, и исчислять сумму штрафа от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за тех лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения.

Такая позиция согласуется с легальным определением индивидуального (персонифицированного) учета как организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 28.06.2006 №КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций», от 31.08.2004 № АК-09-25/9488 указал территориальным органам ПФР на то, что следует четко руководствоваться положением пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.08.2004 №79.

Таким образом, сумму штрафа следует исчислять не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от причитающихся уплате в действительности платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В противном случае не будут соблюдены справедливость и целесообразность юридической ответственности. Более того, будет умален основополагающий принцип юридической ответственности – соразмерность наказания совершенному правонарушению, – ведь в отношении части работников работодатель представил полные и достоверные сведения (в этой части данные, указанные в декларации и в ведомости формы АДВ-11 совпадают).

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Сумма штрафа рассчитана, исходя указанного в АДВ-11 размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (26 969 рублей х 10 %), составила 2696 рублей 90 копеек.

Таким образом, для исчисления суммы штрафа управление приняла всю сумму начисленных платежей в пенсионный фонд, указанную в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

По смыслу абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" штраф подлежит исчислению от суммы в действительности причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (достоверных сведениях), а не указанной недостоверно.

Заявитель, исчисляя сумму штрафа от общей суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанной в ведомости АДВ-11, не определил какие именно сведения являются достоверными (указанные в декларации или в ведомости), размер в действительности причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, не определил в отношении каких застрахованных лиц представлены недостоверные сведения.

В связи с чем, правомерность привлечения ответчика к ответственности в виде штрафа в сумме 2696 рублей 90 копеек материалами дела не подтверждена и ее нельзя считать доказанной с позиции ч.4 ст.215 АПК РФ, ст.65 АПК РФ.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями.

При этом, под сведениями, упоминающимися в абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", имеются в виду только те сведения, которые необходимы для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако, управлением не установлено нарушений обязательных требований в части организации и ведения учета сведений именно о каждом застрахованном лице, корректировка сведений о стаже и заработке не проводилась.

Заявитель, в обосновании исчисления суммы штрафа с общей суммы начисленных страховых взносов, указанной в ведомости АДВ-11, ссылается на п.48 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п. Однако, данный пункт, предусматривая заполнение граф АДВ-11 в части сведений об начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, не основан в данной части на требованиях п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь обязан предоставлять сведения один раз в год об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих застрахованных лиц, а не общей суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В связи с чем, отсутствуют основания считать, что установленные управлением противоречия между общими суммами начисленных страховых взносов по данным двух различных видов отчетности (АДВ-11 и декларации) свидетельствуют о предоставлении ответчиком недостоверных сведений в части индивидуального (персонифицированного) учета.

Наоборот, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения об общей сумме начисленных платежей в целом за всех работающих застрахованных лиц не имеют отношения к сведениям о каждом конкретном работнике. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, установлена п.2 ст.27 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При данных обстоятельствах, заявителем не доказано наличие оснований взыскания финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, заявителем не определено и не доказано, какие именно сведения являются не достоверными (указанные в декларации или в ведомости); размер в действительности причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации; в отношении каких застрахованных лиц представлены недостоверные сведения. Более того, управлением не установлен факт недостоверности именно тех сведений, которые необходимы для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

При данных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге о взыскании с индивидуального предпринимателя Севостьянова Михаила Николаевича (г.Оренбург) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета в размере 2 696 рублей 90 копеек отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск).

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья А.А. Александров