НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 25.10.2007 № А47-8453/07



Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е



г. Оренбург                                                  Дело № А47-8453/2007 АК-21
«25» октября 2007г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Н.И. Говыриной.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Поляковой
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Оренбург

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга, г. Оренбург 

о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов

при участии:
от заявителя: Гурова Анастасия Александровна – представитель (доверенность б/н от 24.10.07 г.);
от ответчика: специалист  Дьяченко Андрей Сергеевич  (доверенность № 03/55 от 20.09.07 г.).

Заявление рассмотрено в открытом предварительном судебном заседании в соответствии с частью 1 статьи 11, ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ.


Установил:
Государственное учреждение социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» просит суд «обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 101043 руб. 84 коп».

 Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга в отзыве от 23.10.07 г. № 03-15/65916  просит суд в удовлетворении заявления отказать в связи с тем, что обязанность по принятию решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лежит на органах государственных внебюджетных фондов, и по другим основаниям.

В ходе предварительного заседания представителем заявителя был повторно уточнен предмет заявления, а именно учреждение просит суд признать незаконным действие налоговой инспекции в отказе возвратить учреждению излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 101043 руб. 84 коп. и обязать инспекцию возвратить указанную сумму налогоплательщику, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.

Судом ходатайство удовлетворено как не противоречащее ст. 41, ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В ходе предварительного заседания, лица участвующие в деле, согласились с переходом с предварительного заседания к основному судебному заседанию, в соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания.

В связи с изложенным, суд счел предварительное заседание оконченным и перешел к основному судебному заседании.

В ходе судебного разбирательства ходатайств, отводов заявлено не было. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.
Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения Арбитражный суд счел заявление Государственного учреждения социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

Как указывает учреждение в своем заявлении в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ и п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» государственным учреждением социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» уплачивались авансовые платежи по страховым взносам. В связи с ошибочным отнесением сумм авансовых платежей налогов и страховых взносов на другие коды бюджетной классификации была произведена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В платежных поручениях от 06.02.07 г. № 9411, от 06.03.07 г. № 30503, от 30.03.07 г. № 47017 и от 03.05.07 г. № 72597 при уплате единого социального налога , зачисляемого в федеральный бюджет вместо КБК 18210201010010000110 (ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет) было указано18210202020060000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части).

В письме от 24.05.07 г. № 138 ГУСО ТСРЦН просило ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга вернуть переплату в сумме 101 043 руб. 84 коп.

Инспекция письмом от 20.06.07 г. № 14-49/35308 уведомила ГУСО ТСРЦН о неисполнении возврата на расчетный счет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии, ссылаясь на то, что «законом не определены уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения зачета (возврата), споры по вопросу о зачете (возврате) указанных сумм в настоящее время разрешаются в судебном порядке».

Таким образом, у ГУСО ТСРЦН перед ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга образовалась дебиторская задолженность в сумме 101 043 руб. 84 коп.

Возражения, изложенные инспекцией в ее отзыве судом не принимаются во внимание как не соответствующие ст. 78 Налогового кодекса РФ, а именно п.7, 9, 13 указанной статьи.

В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который производится переплата, в течении одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом.

В соответствии с п. 13 ст. 78 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В силу ч. 3 ст. 2 Закона № 167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, и следовательно к указанным правоотношениям подлежит применению глава 12 Налогового кодекса РФ.

Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Налогового кодекса РФ применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с приложением № 11.1 и Законом от 15.08.96 г. № 115-ФЗ (в редакции от 23.12.04 г. № 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
        Таким образом, обязанность по возврату налогоплательщику ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Как видно из отзыва налогового органа последним не оспаривается факт излишне уплаченных средств взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 101043 руб. 84 коп.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу п/п 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ одной из задач арбитражного суда является защита прав и законных интересов лица, нарушение прав и законных интересов налогоплательщика подтверждено материалами дела.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

1.Ходатайство Государственного учреждения социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» об уточнении предмета заявления удовлетворить.

2.Заявление Государственного учреждения социального обслуживания «Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Оренбург удовлетворить.
Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга  в отказе возвратить учреждению излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 101043 руб. 84 коп.
Обязать инспекцию устранить допущенное нарушение в недельный срок.

3.Расходы по государственной пошлине в сумме 3521 руб. возвратить заявителю из федерального бюджета, выдав справку, после вступления решения в законную силу.

4.Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья                                                                               Н.И. Говырина

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2007 г., в полном объеме решение изготовлено и отдано в печать 25.10.2007г.
3