АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-5702/2020
01 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года
В полном объеме решение изготовлено сентября 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шинкаревой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге, ОГРН 1065658011869, ИНН 5610112152, г. Оренбург,
к муниципальному унитарному предприятию "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", ОГРН 1065638054756, ИНН 5638031922, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
1. Кулькашаева Оля Тулисовна, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
2. Феофанов Петр Владимирович, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
3. Острикова Алла Федоровна, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
4. Аванесова Сания Гарифулловна, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
5. Данилов Владимир Николаевич, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
6. Тактаев Сергей Викторович, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
7. Бочкарева Ольга Алексеевна, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
8. Аниськов Александр Михайлович, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
9. Трофимов Виктор Семенович, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
10. Черкашина Зоя Емельяновна, пос. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области,
о взыскании 63 274 руб. 19 коп.
Истец, ответчик и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге обратилось в арбитражный суд к муниципальному унитарному предприятию "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" с исковым заявлением о взыскании убытков в виде переплаты пенсии в размере 66 574 руб. 19 коп.
Ответчик письменный отзыв на иск в материалы дела не представил.
Третьи лица Аниськов А.М. и Острикова А.Ф. представили письменные отзывы, в которых указали, что действиями ГУ Управления Пенсионного фонда по Оренбургской области нанесен материальный ущерб из-за халатного отношения, просят суд определить правомерность истца и разделить сумму нанесенного ущерба между истцом и ответчиком.
Иные третьи лица письменные отзывы на иск не представили.
До вынесения окончательного судебного акта истцом заявлены, судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты уточнения исковых требований. Иск рассматривается о взыскании убытков в размере 63 274 руб. 19 коп.
В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Стороны в предварительном судебном заседании возражений относительно завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу не представили, в связи с чем, судом завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание.
Истец, ответчик и третьи лица не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Кулькашева Оля Тулисовна, Феофанов Петр Владимирович, Острикова Алла Федоровна, Аванесова Сания Гарифулловна, Данилов Владимир Николаевич, Тактаев Сергей Викторович, Бочкарева Ольга Алексеевна, Аниськов Александр Михайлович, Трофимов Виктор Семенович, Черкашина Зоя Емельяновна состоят на учете в Государственном учреждении — Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее — Управление) как получатели страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом о страховых пенсиях.
13.12.2017 г., то есть в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, страхователем МУП «Ж.К.Х.» был представлен отчет по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года в форме электронного документа с типом «исходная». Поскольку сведения о вышеуказанных застрахованных лицах в данном отчете отсутствовали, Управлением в соответствии с частями 3, 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона о страховых пенсиях с 01.11.2017 г. была произведена корректировка размера страховой пенсии вышеуказанных застрахованных лиц в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.12.2016 г. № 416-ФЗ и с 01.01.2018 г. - в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 420-ФЗ.
25.04.2017 страхователем был представлен отчет по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за ноябрь 2017 года, согласно которой вышеуказанные застрахованные лица состоят в перечне застрахованных лиц. Данное обстоятельство повлекло за собой необоснованность выплаты пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.12.2016 г. № 416-ФЗ и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 420-ФЗ.
На основании части 10 статьи 26.1 Федерального закона о страховых пенсиях Управлением было принято решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения и с 01.06.2018 г. пенсия вышеуказанным лицам выплачивалась без учета вышеуказанных перерасчетов пенсии.
Следовательно, за период с 01.11.2017 по 31.05.2018 Управлением излишне выплачена пенсия Кулькашевой О.Т. в размере 4 827 руб. 33 коп., Феофанову П.В. - в размере 1 080 руб. 13 коп., Остриковой А.Ф. - в размере 9 435 руб. 97 коп., Аванесовой С.Г - размере 5 865 руб. 41 коп., Данилову В.Н. - в размере 7 635 руб. 37 коп., Тактаеву СВ. - в размере 7 601 руб. 33 коп., Бочкаревой О. А. в размере 7 343 руб. 94 коп., Аниськову A.M. в размере 10 106 руб., Трофимову B.C. - в размере 2 756 руб. 20 коп., Черкашиной З.Е. - в размере 9 922 руб. 51 коп., а всего 66 574 руб. 19 коп.
Управлением в адрес ответчика были направлены требования о возмещении излишне выплаченной суммы пенсии. До настоящего времени переплата не погашена.
В период рассмотрения дела, истец утонил сумму убытков до 63 274 руб. 19 коп., в связи с частичным погашением задолженности в размере 3300 руб. по пенсионному делу Черкашиной З.Е., которую просит взыскать с ответчика.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Пункт 6 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает возникновение гражданских прав и обязанностей вследствие причинения вреда другому лицу.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), вину лица, обязанного к возмещению убытков (возмещению вреда).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом.
В предмет доказывания по иску о взыскании убытков, по смыслу вышеуказанных норм, входит: наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие его вины, причинно-следственная связь между действиями указанного лица и вредом (ущербом).
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика убытков послужило то, что страхователем сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года в отношении Кулькашевой О.Т., Феофанова П.В., Остриковой А.Ф., Аванесовой С.Г., Данилова В.Н., Тактаева С.В., Бочкаревой О. А., Аниськова А.М., Трофимова В.С., Черкашиной З.Е. были представлены лишь 25.04.2018, с кодом "ДОП".
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи Закон № 173-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ, согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" о дополнительной ответственности работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии по отношению к ответственности работника, описывается ситуация, когда в связи с неисполнением соответствующей обязанности как работодателем, так и работником указанный ущерб подлежал взысканию в первую очередь именно с работника, однако в связи с невозможностью такого возмещения в силу определенных обстоятельств непосредственно работником (как виновным лицом, причинившим ущерб) обязанность по возмещению ущерба возлагается на работодателя.
Согласно правовой позиции судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 ФЗ № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Частью 6 статьи 16 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-Ф3 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - ФЗ № 385-ФЗ), который внес изменения в ФЗ № 400-ФЗ.
Статья 26.1 ФЗ № 400-ФЗ регулирует выплату страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (иной) деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 указанного закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения).
В соответствии со статьей 7 ФЗ № 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 385-ФЗ установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности установлен статьей 26.1 ФЗ № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ) следующим образом.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, (часть 1 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи, (часть 7 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, (часть 8 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), (часть 10 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167- ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, введенным Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ и вступившим в силу с 01.04.2016, установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице необходимые сведения.
В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ вышеуказанная норма устанавливает обязанность страхователя предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2014г. № 345-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно проведенной истцом проверке сведений, в результате несвоевременного предоставления сведений, истцом в отношении пенсионеров Кулькашевой О.Т., Феофанова П.В., Остриковой А.Ф., Аванесовой С.Г., Данилова В.Н., Тактаева С.В., Бочкаревой О. А., Аниськова А.М., Трофимова В.С., Черкашиной З.Е. произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающим пенсионерам.
Ежемесячное представление страхователем сведений о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотрено с 1 апреля 2016 года (часть 2 статьи 9 Закона), положения об уточнении факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности вступили в силу с 1 мая 2016 года (часть 3 статьи 9 Закона).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплате к страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда России получены сведения, представлены страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 указанной статьи (с учетом индексации), выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено соответствующее решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 ФЗ № 400- ФЗ.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно материалам дела, Кулькашева Оля Тулисовна, Феофанов Петр Владимирович, Острикова Алла Федоровна, Аванесова Сания Гарифулловна, Данилов Владимир Николаевич, Тактаев Сергей Викторович, Бочкарева Ольга Алексеевна, Аниськов Александр Михайлович, Трофимов Виктор Семенович, Черкашина Зоя Емельяновна, является получателями страховой пенсии по старости.
Страхователем за ноябрь 2017 г. а сведения по форме СЗВ-М представлены не в установленный законом срок, а лишь 25.04.2018
Непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М послужило основанием для перерасчета размера страховой пенсии с учетом индексации.
Таким образом, согласно материалам дела, по вине страхователя образовалась переплата пенсии в сумме 66 574 руб. 19 коп., с учетом частично погашенной суммы по пенсионному делу Черкашиной З.Е., размер убытка составил 63 274 руб. 19 коп.
Вина ответчика и причинная связь между предоставлением неполных сведений за ноябрь 2017 г. и причинением вреда Пенсионному фонду доказана материалами дела.
В рассматриваемой ситуации излишняя выплата пенсии в спорной сумме обусловлена действиями работодателя, выразившиеся в предоставлении неполных сведений за ноябрь 2017 г. в отношении указанных пенсионеров.
Признаков совместного причинения вреда работниками и работодателем, либо причинения вреда работниками в ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что лицом, обязанным возместить истцу ущерб, является МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", поскольку излишняя выплата пенсии в спорном размере третьим лицам связана с предоставлением неполных сведений за ноябрь 2017 г., представление которых входит исключительно в обязанности работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Виновные действия ответчика судом установлены и подтверждаются материалами дела в виде предоставления неполных сведений за ноябрь 2017 г., повлекших выплату пенсии в завышенном размере, а не пенсионерами, то есть таких сведений, ответственность за достоверность которых несет работодатель, а не работники.
Судом установлено отсутствие недобросовестности со стороны пенсионеров - третьих лиц, следовательно, Пенсионный фонд, обращаясь в суд с иском о взыскании излишне выплаченной пенсии с работодателя, предоставившего неполные сведения за ноябрь 2017 г., избрал надлежащий способ защиты своих прав.
Более того, взыскание с пенсионеров излишне выплаченной пенсии в данном случае противоречит положениям пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 167- ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской имеют строго целевое назначение и направляются на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; доставку пенсий; иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Частью 1 статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доводы третьих лиц основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не принимаются судом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина в размере 2531 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге убытки в размере 63 274 руб. 19 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" в доход федерального бюджета 2 531 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.А. Долгова