НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 24.05.2016 № А47-2329/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-2329/2016  

03 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2016 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» (ОГРН 1035605505100, ИНН 5610054013) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге (ИНН 5610112152, ОГРН 1065658011869) о признании недействительным Решения от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя Кудриной Е.Ю. (доверенность от 05.08.2015, постоянная), представителя Дикевич О.Г. (доверенность от 01.002.2016 № 3, постоянная), представителя Тарануха О.Б. (выписка из приказа от 17.09.2007 № 301, паспорт),

от ответчика – представителя Мокиной Н.Ю. (доверенность от 18.09.2015 № 04-10, постоянная).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст.  121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» а (далее - заявитель, учреждение) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение, работодатель) в г.Оренбурге о признании недействительным решения от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

По мнению

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, мотивируя свою позицию тем же обстоятельствами на основании которых вынесено оспариваемое решение, а именно тем, что оплата стоимости питания работников заявителя подлежит обложению страховыми взносами, так как не указана ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Оренбурге (далее по тексту – ответчик, орган пенсионного фонда, Управление) проведена выездная проверка Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

По результатам выездной проверки инспекцией составлен акт от 23.12.2015 № 18-14/157074 и вынесено решение от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Данным решением ответчик предложил учреждению уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 100 590,19 руб., пени в общей сумме 18 662,31 руб., а также плательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в сумме 20 118,04 руб.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и заслушав доводы сторон, суд приходит к  выводу, что заявленные требования  подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ) учреждение является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны:

правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;

вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Как следует из решения от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах основанием для доначисления недоимки по страховым взносам в размере 100 590,19 руб., соответствующей суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» явилось не включение заявителем в базу для исчисления страховых взносов в 2013-2014 годах сумм предоставленного бесплатного питания сотрудникам, работающим в загородном оздоровительном лагере, в размере 371 481,19 руб.

В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 100 590,19 руб., из них:

- 74 234,29 руб., направленных на страховую часть трудовой пенсии;

- 7 367,74 руб., направленных на накопительную часть трудовой пенсии;

- 18 898,16 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ  объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

По мнению заявителя, возмещение работодателем расходов работников на оплату стоимости питания в перечень, предусмотренный ст. 165 Трудового кодека Российской Федерации, не входит, и не соответствует понятию компенсации по ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и должно включаться в облагаемую страховыми взносами базу.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).

Поскольку Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

Компенсации в смысле указанной нормы являются элементами оплаты труда и включаются в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Как следует из материалов дела, коллективным договором на 2013-2015 годы, в разделе 7 «Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями» установлено, что работодатель обеспечивает все категории работников ДООЛ «Факел» бесплатным питанием и проживанием за счет собственных и бюджетных средств.    

Трудовыми договорами, заключенными заявителем с работниками, такой вид оплаты труда как оплата стоимости питания в загородном оздоровительном лагере «Факел» не предусмотрен.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оплата стоимости питания, произведенная заявителем своим работникам занятым в загородном оздоровительном лагере «Факел» не являются стимулирующими, не зависящими от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Следовательно, суммы оплаты стоимости питания работникам  подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

При таких обстоятельствах у ответчика не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат в размере                     100 590,19 руб., соответствующей суммы пени и штрафа по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в сумме 20 118,04 руб.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, требования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге  о признании недействительным решение от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей  в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на ответчика и подлежат взысканию  качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина в сумме 3000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 12.02.2016 № 0022182 подлежит возврату из федерального бюджета Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»  путем выдачи соответствующей справки

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» (ОГРН 1035605505100, ИНН 5610054013) удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге от 05.02.2016 № 18-14/15139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге (ИНН 5610112152, ОГРН 1065658011869) в пользу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» (ОГРН 1035605505100, ИНН 5610054013) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Возвратить Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» (ОГРН 1035605505100, ИНН 5610054013) из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 руб., уплаченной по платежному поручению от 12.02.2016 № 0022182 (подлинное платежное поручение находится в материалах дела).

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                                       А.С. Мирошник