НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 21.06.2010 № А47-2942/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460000

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-2 942/2010

25 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 25.06.2010 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Воробьевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Валера», (г. Оренбург) об отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области по делу № 316 от 29.03.2010г. об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители сторон

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом согласно ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ;

от административного органа: Прилепин Сергей Владимирович – представитель (доверенность от 17.06.2010г. № 1-2/3850, постоянная), Лесникова Зоя Александровна – представитель (доверенность от 17.02.2010, № 1-2/069, постоянная).

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной миграционной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Управление, ответчик) 07.01.2010г. при изучении материалов дел об административных правонарушениях граждан КНДР по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) было установлено, что Закрытое акционерное общество «Валера» (далее по тексту – Общество, заявитель) в период с 31.12.2009г. по 16.01.2010г. не обеспечило выезд за пределы Российской Федерации 30 граждан КНДР, у которых 31.12.20009г. истекли сроки заключенных с ними трудовых договоров и законного пребывания на территории Российской Федерации.

28 января 2010г. старшим инспектором по особым поручениям Управления Прилепиным С.В. было вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении ЗАО «Валера» по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.

27 февраля 2010 г. в отношении ЗАО «Валера» в отсутствие законного представителя общества, был составлен протокол № 229 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.

11 марта 2010г. заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления, было вынесено Определение о возвращении протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Согласно данному документу в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ, протокол от 27.02.2010г. № 229 на юридическое лицо ЗАО «Валера» и другие материалы дела были возвращены сотрудникам отдела иммиграционного контроля УФМС России по Оренбургской области, в связи с тем, что из материалов дела не видно, что представителю Общества Калайчиеву Б.В. была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

11 марта старшим инспектором по особым поручениям Управления Прилепиным С.В. было вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении до 28.03.2010г.

22 марта 2010г. в отношении ЗАО «Валера» в отсутствие законного представителя общества, был составлен протокол № 316 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.

29 марта 2010 г. заместителем начальника УФМС России по Оренбургской области подполковником милиции Шутовым А.Н. по результатам рассмотрения материалов проверки, в отсутствие законного представителя общества, вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ЗАО «Валера» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2010г. было направлено Обществу почтой: по юридическому адресу общества (Оренбургская область, п. Первомайский, ул. Транспортная, д. 14) и получено им 12.04.2010г., что подтверждается почтовым уведомлением (т. 2, л.д. 145); по домашнему адресу директора Калайчиева Б.В. (Оренбургская область, п. Первомайский, ул. Базовая, д. 1, кв. 1) - получено им 12.04.2010г., что подтверждается почтовым уведомлением (т.2, л.д. 146); по адресу, указанному обществом в качестве его фактического адреса (г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 34) – получено им 05.04.2010г. (т.2, л.д. 147).

В суд с данным заявлением общество обратилось 12.04.2010 г., о чем свидетельствует штамп суда на заявлении, т.е. в установленный законом срок.

Общество просит вынесенное постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным, так как считает, что в действиях Общества не содержится умысла на совершение административного правонарушения. Кроме того, Обществом принимались все меры по избежанию административного правонарушения, в действиях ЗАО «Валера» отсутствуют признаки виновности.

Административный орган считает обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Федеральным Законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с указанным законом, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы, или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешение на временное проживание.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Закон № 114-ФЗ) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Исходя из положений статей 16, 18 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ), иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности въезжают на территорию Российской Федерации по приглашению принимающей стороны.

В соответствии со ст. 5 Закона № 115-ФЗ, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

В соответствии со ст. 25.6 Закона № 114-ФЗ, обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5 Закона № 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 69 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335, решение о продлении срока действия визы принимается Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, по приглашению (по ходатайству) которых иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 25.10 Закона № 114 ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей - на должностных лиц; от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей - на юридических лиц.

Объективной стороной данного правонарушения являются действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении должностным лицом организации установленного действующим законодательством порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы иностранных граждан, что в силу ст. 26.1 КоАП РФ признается одним из существенных обстоятельств, подлежащих доказыванию при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Валера» 01 декабря 2008г. получило от ФМС России разрешение на привлечение и использование иностранных работников в количестве 70 специалистов – граждан КНДР (№ 2072782А), срок действия данного разрешения установлен до 31.12.2009г.

Следовательно, срок пребывания иностранных работников на территории Российской Федерации заканчивается 31.12.2009г. и, в случае, если в установленном порядке им не была продлена рабочая виза, данные работники должны покинуть территорию Российской Федерации до 31.12.2009г.

Из материалов административного дела следует, что 07.01.2010г. из указанных 70 граждан КНДР, 30 человек продолжали оставаться на территории Российской Федерации.

При этом, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО «Валера» обращалось в территориальный орган ФМС России с письменным ходатайством о продлении срока действия визы 30 гражданам КНДР.

Пункт 5 части 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ, одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 (в ред. от 23.01.2007) «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации», гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств, в том числе: предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации.

ЗАО «Валера» не выполнило возложенную на него обязанность, связанную с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, выразившуюся в нарушении порядка продления срока действия визы, не обратилось в территориальный орган ФМС России с письменным ходатайством о продлении срока визы 30 гражданам КНДР, у которых 31.12.2009г. истекли сроки заключенных с ними трудовых договоров и законного пребывания на территории Российской Федерации, тем самым ЗАО «Валера» не оказало содействие для своевременного выезда за пределы Российской Федерации граждан КНДР.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил в материалы дела доказательства наличия обстоятельств, которые препятствовали обществу принять все зависящие от него меры по соблюдению установленного порядка по оформлению документов на право пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что им предпринимались все меры к отправке граждан КНДР в разрешенный срок или к продлению их пребывания на 2010г., а именно: подача заявок на продление срока пребывания рабочих; ведение переговоров по переуступке квот для ЗАО «Валера»; обращение в УФМС по вопросу получения выездных виз для 70 граждан КНДР, не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Валера» в 2009г. дважды обращалось в Управление с заявлениями о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников в количестве 60 человек на срок с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. (исх. № 178 от 03.11.2009г. и исх. № 210 от 30.11.2009г.)

Обществу дважды было отказано в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (исх. № 1-2/7119 от 25.11.2009г. и исх. № 2/6927 от 22.12.2009г.).

29.12.2009г. Общество обратилось в Управление для оформления выездных виз. Однако, как следует из представленного ответчиком в материалы судебного дела Журнала учета приема граждан, 29.12.2009г., от Общества было принято заявлений на оформление выездных виз только на 25 человек.

Анкеты на оформление выездных виз на оставшихся иностранных граждан были поданы Обществом 07.01.2010г., то есть, уже после истечения срока пребывания иностранных работников на территории Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что Общество не имело возможности купить железнодорожные билеты на 30 граждан КНДР, так как в предпраздничные дни банк не выдавал денежные средства, а в Управлении им не разъяснили, что возможны и другие документы для обоснования продления выездных виз, также не могут быть приняты во внимание, поскольку для подтверждения данного обстоятельства не представлены надлежащие доказательства. Кроме того, данный факт не является обстоятельством, исключающим вину Общества, так как Общество еще в ноябре 2009г. знало о том, что в Оренбургской области отсутствуют квоты на рабочие места, поэтому должно было заблаговременно оформить все необходимые документы (в том числе и получить денежные средства).

С учетом вышеизложенного, административным органом с позиции ст. 65, части 4 ст.210 АПК РФ доказан факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.9. КоАП РФ, а также вина в его совершении.

Процессуальных нарушений в порядке привлечения к административной ответственности судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом - Управлением ФМС по Оренбургской области, в пределах предоставленных ему полномочий, в отсутствии законного представителя ЗАО «Валера». Приглашение на 22.03.2010г. для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности (письмо № 2-1/1111 от 19.03.2010г.), было вручено Обществу 19.03.2010г., о чем свидетельствует штамп Общества на копии данного письма.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.03.2010г., в котором содержится приглашение на 29.03.2010г., направлено с сопроводительным письмом № 2-1/1155 от 22.03.2010г. по юридическому адресу Общества, по домашнему адресу директора Общества и по адресу, указанному Обществом в качестве адреса фактического нахождения организации (т. 2, л.д. 138) и получено им по фактическому адресу нахождения (г. Оренбург, ул. Беляевская, 34) - 25.03.2010г., о чем свидетельствует почтовое уведомление (т.2, л.д. 142).

Штраф наложен в пределах, установленных ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Валера», отказать.

Признать постановление по делу об административном правонарушении от 29.03.2010г., принятое УправлениемФедеральной миграционной службы по Оренбургской области о привлечении ЗАО «Валера» к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей, законным и обоснованным.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

Судья Е.Г. Цыпкина