НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 19.11.2008 № А47-6766/08

Арбитражный суд Оренбургской области

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А 47-6766/2008 АК-31

г. Оренбург 19 ноября 2008 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Малышевой И.А.

При ведении протокола судебного заседания судьей.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары к обществу с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург о взыскании санкций в сумме 646 руб. 40 коп. за непредставление сведений по персонифицированному учёту за 2007 год.

Лица, участвующие в деле, не явились, заявитель извещен в порядке ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ответчик считается извещённым в порядке п. 3 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ по всем известным арбитражному суду адресам.

Согласно ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени его проведения.

При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Ходатайств, отводов судье не заявлено.

Как следует из материалов дела, в соответствии с данными Выписки из единого государственного реестра юридических лиц 21.08.2007 общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара, ранее состоявшее на учёте в государственном учреждении-Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары в качестве страхователя, прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния, в результате чего его правопреемником стало общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург (далее по тексту – общество, ответчик).

28.04.2008 государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары (далее по тексту – заявитель, орган Пенсионного фонда РФ) была проведена проверка своевременности представления обществом с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В результате проверки было выявлено непредставление сведений за 2007 год в установленный срок (до 1 марта 2008 года).

28.04.2008 по результатам проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара без участия представителя данного общества был составлен акт проверки № 237 о непредставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также вынесено решение № 237, согласно которому общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара было привлечено к ответственности, установленной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в размере 646 руб. 40 коп. На основании указанного решения в тот же день (28.04.2008) обществу выставлено требование № 237 об уплате финансовых санкций для страхователей.

Указанные документы 16.05.2008 по почте направлены обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара, однако, возвратились в орган Пенсионного фонда РФ с отметкой почтового отделения - «отказ адресата от получения».

Поскольку решение и требование в добровольном порядке исполнены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург, как правопреемника прав и обязанностей общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара, штрафа в судебном порядке.

Ответчик доказательств уплаты штрафа и отзыв на заявление в материалы дела не представил.

Исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2 указанной нормы права страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрена ответственность для работодателей, уклоняющихся от представления в полном объеме достоверных сведений о застрахованных лицах: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к таким страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Данная санкция является мерой наказания за совершение финансового правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования. Следовательно, для привлечения к ответственности по такому основанию органу Пенсионного фонда РФ необходимо установить как наличие события правонарушения, так и субъекта, подлежащего привлечению к ответственности по указанной норме права.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары 21.08.2007 была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара с указанной даты является общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

В силу ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Поскольку правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара с 21.08.2007 стало общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург, обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в данном случае уже была возложена на общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург, которое должно было исполнить такую обязанность по месту своей регистрации в г. Оренбурге, а не в г. Самаре.

На общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ» пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в данном случае была возложена обязанность по представлению сведений персонифицированного учёта в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в налоговый орган документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Однако, за неисполнение данной обязанности орган Пенсионного фонда РФ к ответственности указанное общество до завершения его реорганизации не привлёк.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Налогового кодекса РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации.

Из приведенной нормы следует, что обязанность по уплате штрафов, наложенных на реорганизованное юридическое лицо за совершение правонарушений в сфере обязательного пенсионного страхования, возлагается на его правопреемника лишь в том случае, если штрафы наложены до завершения реорганизации юридического лица.

Из материалов дела следует, что проверка проведена, решение № 237 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа было вынесено и требование № 237 об уплате финансовых санкций было выставлено в один день - 28.04.2008, то есть после завершения реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара (21.08.2007). При этом к ответственности данное общество было привлечено за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в срок до 1 марта 2008 года, наступивший после прекращения существования реорганизованного юридического лица.

Между тем, налоговое законодательство и законодательство об обязательном пенсионном страховании не устанавливают обязанность правопреемника уплачивать штрафы, наложенные на реорганизованное юридическое лицо уже после завершения реорганизации и прекращения его существования.

Обязанность по проверке и установлению статуса юридического лица на момент привлечения к ответственности в данном случае возложена на орган Пенсионного фонда РФ.

Следовательно, на ответчика –общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург не может быть возложена обязанность по уплате штрафа, наложенного на общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара после завершения реорганизации последнего.

Таким образом, ответчик по настоящему делу (общество с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург) не может быть признан субъектом правонарушения, вменяемого обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», и не может нести ответственность в виде взыскания штрафа за реорганизованное до привлечения к ответственности юридическое лицо, в связи с чем оснований для его привлечения к ответственности у органа Пенсионного фонда РФ в данном случае не имелось.

Кроме того, суд не может признать требования заявителя о взыскании штрафа в сумме 646 руб. 40 коп. подлежащими удовлетворению, так как при рассмотрении спора установлено существенное нарушение порядка привлечения к ответственности, предусмотренного ст. 101 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, начало действия редакции 31.01.2007), выразившееся в следующем.

Поскольку Федеральными законами от 15.12.2001 № 167-ФЗ и от 01.04.1996 № 27-ФЗ не определён порядок привлечения страхователя к ответственности органами Пенсионного фонда РФ, следует руководствоваться положениями ст. 101 Налогового кодекса РФ при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения.

Пунктом 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в числе прочего должен установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц он выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо отложении указанного рассмотрения.

Как следует из материалов дела, 28.04.2008 органом Пенсионного фонда РФ было вынесено решение № 237 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ» к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара, а также в отсутствие представителя его правопреемника – общества с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург.

Судом установлено, что доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара о месте и времени вынесения решения в материалах дела не содержится.

Также в материалах дела не содержится доказательств извещения о месте и времени вынесения решения правопреемника реорганизованного общества – общества с ограниченной ответственностью «Календарь», г. Оренбург.

Следовательно, органом Пенсионного фонда РФ было вынесено решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара к ответственности в отсутствие его представителя и представителя правопреемника, а также при отсутствии доказательств извещения реорганизованного общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Треугольникъ», г. Самара и его правопреемника о месте и времени вынесения указанного решения.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что неисполнение управлением требований ст. 101 Налогового кодекса РФ лишило страхователя права на представление возражений и объяснений, что является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

Согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как отмечается в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 № 12566/07, законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, внесением Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ изменений в ст. 101 Налогового кодекса РФ, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объёме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством. Одной из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании. Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения её материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения налогового органа незаконным.

При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал неправомерной ссылку нижестоящих арбитражных судов на п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (о необходимости оценки характера и существенности допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения), поскольку суды применили содержащееся в нём разъяснение без учёта изменений, внесённых в ст. 101 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 22.07.2006 № 137-ФЗ.

Таким образом, действующая редакция п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ в качестве безусловного процессуального основания для признания незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ указывает на его вынесение без обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, то есть в отсутствие доказательств надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Санкция, начисленная на основании решения, вынесенного с существенным процессуальным нарушением установленного законом порядка и без установленных законом оснований, взысканию не подлежит, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.

Вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель от её уплаты освобождён.

Руководствуясь ст. ст. 156, 167-171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленного требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Малышева И.А.

Решение в полном объеме изготовлено 24.11.2008.