АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-6188/2023
25 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2023 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кустовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1105658029036, ИНН 5627020238, Оренбургская область, Грачевский район, с. Грачевка)
к Администрации муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области (ОГРН 1135658040264, ИНН 5627020460, Оренбургская область, Грачевский район, с. Петрохерсонец)
о внесении изменений в концессионное соглашение,
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии с требованиями ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Судом ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца рассмотрено в порядке, установленном статьей 159 АПК РФ и удовлетворено.
Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области (далее - ответчик) о внесении изменений в концессионное соглашение №1 от 10.01.2020.
Определением суда от 21.04.2023 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.
Истцом в материалы дела 14.09.2023 представлено ходатайство об уточнении исковых требований, 12.10.2023 представлено ходатайство об исправлении описки в заявлении об уточнении заявленных требований, в части указания суммы расходов по Концессионному соглашению в п.9.16 и 13.2 , а именно исправить «…227874, 00 руб.» на «…197 075 ,00 руб.».
Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд, рассмотрев заявленное истцом ходатайство, учитывая, что оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц, его удовлетворил на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв уточнение исковых требований.
Таким образом, суд рассматривает исковые требования с учетом их уточнений, произведенных истцом 14.09.2023 с ходатайством об описке от 12.10.2023.
Истец на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на уточненное исковое заявление, в котором признает заявленные истцом требования.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Между ООО «Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство» и администрацией муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области заключено Концессионное соглашение № 1 от 10.01.2020 в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области.
Согласно условиям Концессионного соглашения, Концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных Концессионным соглашением осуществить мероприятия по реконструкции (модернизации) Объекта соглашения, право собственности на который принадлежит Концеденту, в соответствии с Заданием и основными мероприятиями, а также осуществлять с использованием (эксплуатацией) Объекта соглашения. Иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии в границах муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области.
В приложении № 3 Концессионного соглашения закреплены мероприятия по реконструкции путем модернизации объектов соглашения, в приложении №5 установлен предельный расход Концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, в приложении №6 установлен предельный расход Концессионера по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Как следует из искового заявления, в связи с инфляцией и со значительным повышением стоимости оборудования в 2022 году, значительно увеличиваются расходы Концендента и Концессионера на реконструкцию (модернизацию) объектов Концессионного соглашения.
Без увеличения средств Концедента на финансирование части расходов, не представляется возможным надлежащее исполнение условий Концессионного соглашения.
Истец указал, что значительное увеличение стоимости оборудования (газовых котлов, геплообменников, насосов) приводит к ухудшению положения Концессионера, по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего ООО «Управляющая компания Грачевское ЖКХ» в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, вследствие чего, появилась необходимость в изменении условий Концессионного соглашения.
Кроме того, в процессе исполнения условий Концессионного соглашения, в целях обеспечения устойчивого и качественного теплоснабжения потребителей от объектов Концессионного соглашения, полного исполнения обязательств сторонами Концессионного соглашения появилась необходимость в корректировке мероприятий.
В сентябре 2022 ООО «УК Грачевское ЖКХ» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области с заявлением о возможных правовых механизмов для изменения концессионного соглашения.
Согласно ответа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 7439 от 05.10.2022г., существенные условия концессионного соглашения могут быть изменены в судебном порядке.
18 октября 2022г. ООО «Управляющая компания Грачевское ЖКХ» обратилось к администрации МО Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области (Конценденту) о внесении изменений в концессионное соглашение (копия письма прилагается).
Как следует из ответа Администрации от 20.10.2022г. № 02-09-164, Концедент не имеет право самостоятельно увеличить расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и внести изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим заявлением в суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях определены существенные условия концессионного соглашения, к которым отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1); обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (пункт 2); срок действия концессионного соглашения (пункт 3); описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения (пункт 4); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (пункт 6).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 настоящего Федерального закона.
Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц (часть 3.4 Закона о концессионных соглашениях).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ по требованию стороны концессионного соглашения оно может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Из смысла статей 421, 422 ГК РФ следует, что юридические лица свободны в заключении договора, условия которого, по общему правилу, определяются по усмотрению сторон.
В том случае, если условие договора предусмотрено диспозитивной правовой нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если правоотношение регулируется императивной нормой закона и иного правового акта, действующих в момент его заключения, то стороны не вправе ее изменять и договор должен ей соответствовать. Соглашение сторон об изменении императивной нормы ничтожно.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором (пункт 1).
Основания для изменения договора в судебном порядке установлены в пункте 2 статьи 450 и пункте 2 статьи 451 ГК РФ: существенное нарушение договора другой стороной; случаи, предусмотренные этим Кодексом, другими законами или договором; существенное изменение обстоятельств, предполагающее совокупность определенных в статье признаков.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным тогда, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, отсутствие одного из перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ условий является самостоятельным основанием для отказа в расторжении или изменении договора ввиду существенно изменившихся обстоятельств.
При этом пунктом 4 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Таким образом, в силу приведенных норм возможность изменения договорных обязательств основывается на общем принципе свободы договора, предполагающем согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обязательств. В отсутствие согласования он может быть изменен по решению суда, лишь в случаях, установленных Кодексом, другими законами или самим договором.
В качестве существенного изменения обстоятельств истец ссылается на то, что в связи с инфляцией и со значительным повышением стоимости оборудования в 2022 году, значительно увеличиваются расходы концедента и концессионера на реконструкцию (модернизацию) объектов концессионного соглашения.
Без увеличения средств концедента на финансирование части расходов, не представляется возможным надлежащее исполнение условий Концессионного соглашения.
Истец указал, что значительное увеличение стоимости оборудования (газовых котлов, теплообменников, насосов) приводит к ухудшению положения Концессионера, по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство» в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, вследствие чего, появилась необходимость в изменении условий Концессионного соглашения.
Кроме того, в процессе исполнения условий Концессионного соглашения, в целях обеспечения устойчивого и качественного теплоснабжения потребителей от объектов Концессионного соглашения, полного исполнения обязательств сторонами Концессионное соглашения появилась необходимость в корректировке мероприятий.
Доказательств, объективно опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не приведены.
В материалы дела от ответчика поступило письменное заявление о признании исковых требований, уточненных исковых требований.
Признание иска подписано главой муниципального образования Петрохерецкий сельсовет Ивановой Г.А.
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон. Признание, изложенное в письменной форме, приобщается к материалам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что позиция ответчика противоречит закону или нарушает права других лиц, в том числе, имеющих к ответчику имущественные требования по другим обязательствам, из материалов дела суд не усматривает, сведениями о возможности наличия таких обстоятельств не располагает.
Согласно абз. 3 п. 3 ч. 3 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
В порядке пункта 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, признание иска, представленное ответчиком в суд, принято судом.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд, руководствуясь статьями 309, 310 и 451 ГК РФ, положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для внесения изменений в концессионное соглашение на условиях определенных истцом.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче искового заявления в суд истцом платежным поручением № 746 от 13.04.2023 уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. 00 коп.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
На основании изложенного, истцу из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 4 200 руб. 00 коп., составляющей 70% суммы государственной пошлины, государственная пошлина в размере 1 800 руб. 00 коп., составляющая 30% суммы уплаченной государственной пошлины, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца ввиду признания ответчиком иска.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство" удовлетворить.
Внести в концессионное соглашение № 1 от 10.01.2020, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно-коммунальное хозяйство" и муниципальным образованием Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области, от имени которого выступает администрация Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области следующие изменения:
1) в пункте 9.16 Концессионного соглашения сумму "...183156,00 рублей…" заменить на "...197 075,00 рублей...":
2) в пункте 13.2 Концессионного соглашения сумму "...183156,00 рублей…" заменить на "...197 075,00 рублей...":
Приложение №3 к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области читать в новой редакции:
Задание и основные мероприятия
по Реконструкции путем модернизации Объектов соглашения
Цели Концессионного соглашения:
- повышение качества и надёжности теплоснабжения Потребителей в границах муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области;
- снижение затрат, связанных с выработкой и транспортировкой тепловой энергии:
- повышение эффективности производства тепловой энергии и поставки её Потребителям;
- снижение себестоимости поставляемой Потребителям тепловой энергии.
Концессионер обязан осуществить следующие основные мероприятия по реконструкции путем модернизации Объекта соглашения:
№
Наименование
Адрес
Описание
Предельные
Сроки
п/п
объекта
мероприятия
расходы на техническое перевооружение и реконструк-цию (тыс.руб., с НДС) Концессионер/кон цедент
ввода объекта в эксплуатацию
1.
Здание котельной
с. Петрохерсонец
2020г.
197,075 /320,438
2020г.
МО
ул. Мира. 1 а
Поверка и ремонт корректора
Петрохерсонецкий
TC-220.
1.
сельский совет
Замена котла Хопер-100 2021г.
МБДОУ
«Петрохерсонецкий
Замена запорной арматуры Замена котла Хопер-100
2021г.
детский сад»
2024г.
Замена, ремонт оборудования котельной с целью
обеспечения бесперебойного
2024 г.
и надежного теплоснабжения
потребителей
Приложение 5
к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области
Предельный размер расходов Концедента на реконструкцию путем модернизацииобъекта соглашения (тыс. руб).
Год действия
концессионного
соглашения
2020
2021
2022
2023
2024
Всего
Здание котельной МО Петрохерсонецкий сельский совет
МБДОУ
«Петрохерсонецкий детский сад»
82.719
82.719
0
0
155,0
320.438
Приложение 6
к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области
Предельный размер расходов Концессионера на реконструкцию путем модернизации
объекта соглашения (тыс. руб).
Взыскать с муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области в лице Администрации муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области за счет средств бюджета муниципального образования Петрохерсонецкий сельсовет Грачевского района Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно - коммунальное хозяйство" расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 800 руб. 00 коп.
Исполнительный лист выдать истцу по его заявлению в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Грачевское жилищно - коммунальное хозяйство" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 200 руб. 00 коп., как излишне уплаченную, выдав справку.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судебные акты, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего дня после дня их принятия.
По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья С. Г. Федорова