НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 17.10.2017 № А47-3110/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-3110/2016

31 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области

в составе судьи Гильмутдинова В.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», ИНН 0278168302, ОГРН 1100280014020, г. Уфа

к Оренбургской области в лице министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, ИНН 5610128360, ОГРН 1095658014187, г. Оренбург

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Министерство финансов Оренбургской области, г.Оренбург

2. Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, г.Оренбург

3. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г. Москва в лице Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Самара

4. Правительство Оренбургской области, г.Оренбург

о взыскании 6 535 683 руб. 29 коп.

при участии в заседании суда:

от истца: Андрияшина Е.А. доверенность № 34 от 25.09.2017

от ответчика: Макарова О.А. доверенность № 33 от 22.12.2016

от третьего лица: не явились

от третьего лица 2: Грачева А.В. доверенность №01/22-396 от 15.11.2016

от третьего лица 3: не явились

от третьего лица 4: Евдокимова Т.Н. доверенность №01/22-396 от 10.05.2016

Открытое акционерное общество «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика за счет казны Оренбургской области 6 535 683 руб. 29 коп. потерь от выполнения регулярных пассажирских перевозок по установленным договором направлениям движения и количеством пригородных поездов при применении тарифов, установленных органами государственной власти (с учетом принятых уточнений).

Определением суда от 28 апреля 2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Оренбургской области

На основании ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ третьи лица 1, 3 о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.

Истец ходатайствовал о вызове эксперта для дачи пояснений по экспертизе.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства истца.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик исковые требования отклонил по доводам письменного отзыва на иск и дополнений к нему.

Третьи лица поддерживают доводы письменных отзывов на исковое заявление.

В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что открытое акционерное общество "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Башкортостанская ППК") - транспортное предприятие, целью и предметом деятельности которого является организация перевозок населения железнодорожным транспортом.

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте из состава деятельности ОАО "РЖД" с 1 января 2011 года выведены пригородные пассажирские перевозки. Приказом ОАО "РЖД" № 22 от 18.02.2010 упразднена Башкирская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении -структурное подразделение Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО "РЖД".

С 1 августа по 31 декабря 2010 года деятельность ОАО "Башкортостанская ППК" осуществлялась в соответствии с агентским договором "Об оформлении железнодорожных проездных документов" между ОАО "РЖД" и ОАО "Башкортостанская ППК", а с 1 января 2011 года истец работает в качестве перевозчика на основании лицензии серия ППБ № 0205719 от 24.12.2010 на осуществление перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Из материалов дела судом установлено, что 28.12.2012 между Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (заказчик) и открытым акционерным обществом "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" (исполнитель) заключен договор № 603 на организацию обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области.

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что предметом договора является организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в 2013 году.

Согласно п. 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области.

Заказчик предоставляет из бюджета Оренбургской области в 2013 году субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, в случаях, предусмотренных договором (п. 1.3.)

Заказчик обязался поручить исполнителю выполнение комплекса работ по организации транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Оренбургской области в 2013 году, по тарифам, устанавливаемым Правительством Оренбургской области. Компенсировать исполнителю в 2013 году потери в доходах, возникающие в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в сумме, не превышающей 27 640 000 руб. (п.2.1, п. 2.2)

Исполнитель обязался обеспечить установленный объем вагонокилометровой работы пригородных поездов, на определенных в приложении № 2 к договору пригородных маршрутах, установленной составности пригородных поездов на территории Оренбургской области в размере 731 244 вагонокилометров (пункт 4.1 договора в редакции дополнительного соглашения № 1 от 19.04.2013); в рамках установленной статистической и финансовой отчетности предоставлять заказчику данные, необходимые для проверки правильности утверждения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в 2013 году (п. 4.8);ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять заказчику отчет об объеме осуществленной вагонокилометровой работы пригородных поездов в соответствии с договором (приложение № 1) (пункт 4.9 договора).

В соответствии с пунктом 6.1 договора размер субсидии составляет 27 640 000 руб.

Исполнитель ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет заказчику отчеты об объеме осуществленной вагонокилометровой работы и о потерях в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, счет на перечисление субсидий. Заказчик в течение 10 календарных дней с даты получения отчета и счета на перечисление субсидий принимает решение о перечислении денежных средств исполнителю. Перечисление исполнителю субсидий производится ежеквартально. Субсидии предоставляются при условии своевременного представления отчетности и перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета по расходам порядке в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). (пункты 6.1-6.4 договора).

Истцом были применены тарифы, установленные Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 №4-п «О введении в действие тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом» (тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на участке Похвистнево- Абдулино, установленные в размере 9 руб. за одну тарифную зону), Постановлением Правительства Оренбургской областиот 05.04.2013 № 263-п «О введении в действие тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом» (единые унифицированные тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, введенные в действие на территории Оренбургской области для ОАО «Башкортостанская пригородная компания» в размере 10 руб. за одну тарифную зону).

В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 ОАО «Башкортостанская ППК» осуществляло социальнозначимые перевозки транспортом общего пользования

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ОАО "Башкортостанская ППК" в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 осуществляло социальнозначимые перевозки транспортом общего пользования, в результате которых были получены доходы от реализации билетов (перевозочных документов) по регулируемому тарифу в сумме 12 265, 965 тыс. руб. Расходы от выполнения регулярных пассажирских железнодорожных перевозок по установленным договором направлениям движения и количеством пригородных поездов составили 47 306, 065 тыс. руб.. и определены истцом расчетным путем на основании Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 и в соответствии с маршрутами и количеством пригородных поездов, утвержденных Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (приложение № 2 к договору).

Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области было произведено частичное возмещение потерь в доходах в сумме 27 640 000 руб., что не оспаривается сторонами.

Сумма потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, согласно уточненному расчету истца, составляет 6 535 683 руб. 29 коп.

Претензия № БППК-274 от 12.02.2014 (том 1 л.д. 160) с требованием в месячный срок со дня направления претензии оплатить задолженность, направленная истцом в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения

Указанную сумму потери в доходах на основании ст. ст. 15, 16, 307 - 310, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в судебном порядке.

Возражая против исковых требований, ответчик в письменном отзыве на иск считает необоснованным взыскание с министерства потерь в доходах от выполнения регулярных пассажирских перевозок по установленным договором направлениям движения и количеством пригородных поездов при применении тарифов, установленных органами государственной власти, так как Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли, являясь главным распорядителем средств областного бюджета, произвело возмещение потерь в доходах в сумме 27 640 000 руб., которая предусмотрена договором. Кроме того, ответчик считает, что истец, применяя тарифы, руководствовался правовыми актами, которые не содержат норм, свидетельствующих о льготном характере тарифов. Ответчик также указывает, что убытки истца, связанные с перевозкой льготной категории граждан, компенсированы за счет средств бюджета Оренбургской области в соответствии с условиями договора от 28.12.2014 № 604. Ответчик считает, что на Оренбургскую область не могут быть переложены затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика. Ответчиком было указано на факт бездействия истца, заключавшийся в непринятии действий по предоставлению документов или иных сведений для установления тарифа в большем размере и уменьшения своих убытков (т. 7 л.д. 1-4).

Третье лицо – Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывает, что постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п установлен тариф для Куйбышевской железной дороги- филиала ОАО «Российские железные дороги» в размере 9 руб./зону, постановлением правительства Оренбургской области о 29.08.2012 № 740-п установлен тариф для ОАО «Свердловская пригородная компания» в размере 11 руб./зону; данные тарифы как льготные обозначены не были. Исходя из этого, считает доводы истца о компенсации убытков, возникающих от реализации услуг по льготным ценам необоснованными. Третье лицо поддерживает доводы, изложенные ответчиком в письменном отзыве на исковое заявление (т. 7 л.д. 31-35).

Третье лицо- Министерство финансов Оренбургской области просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 N 110-п, главным распорядителем средств областного бюджета, является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое распределяет самостоятельно осуществляет распределение субсидий между организациями железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области, заключает с ними договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах.

Также, Министерство финансов Оренбургской области в отзыве на иск указало, что в соответствии с Приложением N 8 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Оренбургской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" от 18.12.2012 N 1314/343-V-ОЗ утвержден объем субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, в сумме 311 613, 9 тыс. руб. и исполнение расходной части областного бюджета в этой части, по мнению Министерства финансов Оренбургской области, осуществлено в полном объеме (т. 7 л.д. 41-42).

Третье лицо - ОАО "РЖД" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги") в письменном отзыве на иск считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению (т. 7 л.д. 112-114).

Правительство Оренбургской области представило отзыв, в котором поддержало доводы ответчика (т. 7 л.д. 105-109).

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает заявленные требования подлежащими отклонению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу указанных норм ответственность, предусмотренная статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при наличии в совокупности следующих условий: противоправности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинно-следственную связь между нарушением права и возникшими убытками.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Россиской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утверждено «Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», согласно которому тарифы устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 № 4-п «О введении в действие тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом» установлен тариф на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на участке Похвистнево- Абдулино для Куйбышевской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» в размере 9 руб. за одну тарифную зону. Постановлением Правительства Оренбургской области от 05.04.2013 № 263- п « О введении в действие тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом» установлены единые унифицированные тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, введенные в действие на территории Оренбургской области для ОАО «Башкортостанская ПППК» в размере 10 руб. за одну тарифную зону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В данный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 № 110-п утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении (далее - Порядок).

Согласно п. 2 данного Порядка получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области (далее - получатели).

Субсидии предоставляются получателям на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и предоставления 50-процентной скидки от действующего тарифа отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, при проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области (п. 3 Порядка).

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год для предоставления субсидий является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое распределяет объемы субсидий между получателями и заключает с ними договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с тарифным регулированием и предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которое относится к ведению Оренбургской области, 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В договорах (соглашениях) должны быть предусмотрены сведения о размере субсидий, предоставляемых организации железнодорожного транспорта (п. 4 порядка).

Субсидии предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) путем перечисления на расчетные счета получателей, открытые им в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений министерства (п. 7 Порядка).

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком с целью организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области был заключен договор от 28.12.2012 № 603.

Суд установил, что согласно условиям договора заказчик обязался компенсировать исполнителю в 2013 году потери в доходах, возникающие в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в сумме, не превышающей 27 640 000 руб. Обязательства Оренбургской области по возмещению потери в доходах, возникающие в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в размере 27 640 000 руб. исполнены в полном объеме, что не оспаривается истцом.

Из материалов дела усматривается, что до введения единого унифицированного тарифа на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, введенные в действие на территории Оренбургской области для ОАО «Башкортостанская ПППК» в размере 10 руб. за одну тарифную зону, истец применял тарифы на перевозку, установленные для другой компании. Суд считает обоснованным довод Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о том, что государственное регулирование тарифов для истца в период с 01.01.2013 по 05.04.2013 не осуществлялось по вине самого истца в связи с тем, что обоснование затрат не было представлено в полном объеме, о чем имеется переписка между ОАО «Башкортостанская ППК» и третьим лицом. Кроме того, отчеты по работе, представленные истцом, свидетельствуют о том, что установленный тариф 10 руб. за зону, ОАО «Башкортостанская ППК» начала применять не ранее июля 2013 года.

При таких обстоятельствах ввиду отсутствия государственного регулирования тарифов в период с января по 05.04.2013 года основания для возмещения потерь в доходах размере 27 640 000 руб, превышающем согласованную сторонами договор от 28.12.2012 № 603, не имеется.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 утвердило Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, во исполнение которого Федеральной службой по тарифам разработана Методика № 235-т/1.

Расходы организации на осуществление регулируемого вида деятельности определяются в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика), утверждаемой Федеральной службой по тарифам (Приказ ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1).

Доходы организации от регулируемого вида деятельности определяются исходя из объемов перевозки пассажиров и тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденных в установленном порядке.

Согласно п. 7 Методики расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении выполняется на основе расчетных и обосновывающих материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий орган.

Согласно п. п. 10, 13 Методики при расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации регулирующий орган проводит оценку их обоснованности и не учитывает затраты, в том числе вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Представленное истцом заключение аудиторское заключение от 10.02.2014 по финансовой(бухгалтерской ) отчетности за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 ООО «Финансовые и бухгалтерские консультации» по экспертизе расчетов экономически обоснованных затрат ОАО «Башкортостанская ППК» не принимается судом во внимание, поскольку согласно пункту 13 Методики при расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации регулирующий орган не учитывает затраты, в том числе вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам. Однако истцом в состав включена финансовая помощь, перечисление средств, связанных с благотворительностью и т.д.

Судом по ходатайству истца назначена по делу судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью фирма «Центр независимой экспертизы». На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1) Какова сумма доходов, полученных ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" от осуществления в 2013 г. деятельности по перевозке пассажиров на территории Оренбургской области.

2) Какова сумма расходов, понесенных ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" для осуществления в 2013 г. деятельности по перевозке пассажиров на территории Оренбургской области.

3) Являются ли фактические затраты ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", сложившиеся по итогам хозяйственной деятельности в 2013 г., экономически обоснованными на предмет соответствия нормам Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 № 235-т/1.

4) Какова сумма выпадающих доходов ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", возникших вследствие применения тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Оренбургской области в 2013 г.?

Согласно заключению экспертизы, фактические затраты ОАО «Башкортостанская ПППК», сложившиеся по итогам хозяйственной деятельности в 2013 году, являются экономически обоснованными на предмет соответствия нормам Методики № 235-т/1.

Результаты экспертного заключения судом отклоняются, поскольку эксперт не произвел анализ экономической обоснованности расходов, а принял все фактические расходы, подтвержденные истцом. Таким образом, экспертом были учтены стоимость затрат не связанных с перевозками на территории Оренбургской области (открытки, визитки, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, ложки чайные, блюдца и т.д.)

Между тем на публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика (ошибки в управленческих решениях, установление экономически необоснованных цен в договорах, заключаемых с контрагентами, утрата или повреждение арендованного имущества и т.п.).

При формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом в пригородном сообщении затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения.

Так, в силу абзаца 1 п. 15 Положения № 643 и п. 13 Методики № 235-т/1 подлежат исключению из расчетной базы расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №302-ЭС15-11950.

Из материалов дела усматривается, что в совокупном объеме учтенных пассажирской компанией затрат большую часть составили затраты, связанные с арендой, техническому обслуживанию, ремонту, управлению и эксплуатации подвижного состава в 2013 году.

Согласно абзц.1 п. 15 Положения № 643 и п. 13 Методики 3 235-т/1, данные расходы наряду с другими подлежат проверке на предмет экономической целесообразности.

В ходе проведения судебной экспертизы затраты пассажирской компании фактически не анализировались с точки зрения того, являются они завышенными или нет.

Позиция пассажирской компании, уклоняющейся от проверки возможности учета показателей ее хозяйственной деятельности применительно к экономически обоснованному тарифному регулированию, ведет по существу к бесконтрольному увеличению затрат с последующим их возложением на публично- правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства о естественных монополиях (Определение ВС РФ от 21.01.2016 №302-ЭС15-11950).

Кроме того, согласно пункту 16 Методики в случае, если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, эти затраты (включая затраты, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, которые учитываются по ставке процента, определенной соглашением сторон по долговым обязательствам, но не более ставки, установленной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации) учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на текущий период (год) и период регулирования.

Доказательств обращения ОАО «Башкортостанская ППК» по вопросу учета понесенных в 2013 году затрат, не учтенных при установлении регулируемых тарифов, в деле не имеется. В установленном порядке правом на корректировку затрат в текущем и последующих периодах регулирования, предусмотренным пунктом 16 Методики, истец не воспользовался.

В данном случае размер субсидии согласован сторонами в твердой сумме и этот размер зафиксирован в договоре. Истец с требованиями о внесении изменений в условия договор в целях увеличения размера компенсации не обращался.

Довод истца о недостаточности указанной субсидии не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку истец, являясь коммерческой организацией и осуществляя предпринимательскую деятельность, несет соответствующие риски, в том числе по превышению фактических расходов, не связанных с тарифным регулированием, над возмещаемыми (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), такое превышение само по себе не является основанием для их компенсации за счет средств публично-правового образования.

С учетом изложенного, исковые требования заявлены необоснованно, основания для вывода о наличии правонарушения в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют, в удовлетворении требований следует отказать.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, на основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, а так же судебные расходы по оплате по оплате экспертизы относятся на истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» государственную пошлину в размере 4 322 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья В.Р. Гильмутдинов