НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 17.03.2009 № А47-8975/08

Арбитражный суд Оренбургской области

460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А 47-8975/2008

г. Оренбург 24 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 24 марта 2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Малышевой И.А.

При ведении протокола судебного заседания судьёй.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге к индивидуальному предпринимателю Борзуновой Светлане Анатольевне, г.Оренбург о взыскании санкции в сумме 1 321 руб. 16 коп. за представление неполных и (или) недостоверных сведений по персонифицированному учёту за 2007 год.

При участии представителей:

От заявителя – Афанасьева Мария Анатольевна – ведущий специалист –эксперт юридического отдела (доверенность б/н от 02.02.2009);

От ответчика - не явилась, извещена в порядке ч.1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие ответчицы, надлежащим образом извещённой о месте и времени его проведения.

При рассмотрении спора арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Ходатайств, отводов судье не заявлено.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Борзунова Светлана Анатольевна (далее по тексту – ответчица, предприниматель) зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304560931500302, а также в органе Пенсионного фонда РФ за номером 066-362-034605.

21.01.2008 предпринимателем в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга была представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007 год, согласно которой подлежащая уплате сумма страховых взносов составляет 12 187 руб. (8 705 руб. на страховую часть пенсии и 3 482 руб. на накопительную часть пенсии).

05.02.2008 в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге (далее по тексту – заявитель, орган Пенсионного фонда РФ) предпринимателем была представлена ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование АДВ-11 за 2007 год, согласно которой подлежащая уплате сумма страховых взносов за трёх работников составляет 13 216 руб. (9 440 руб. на страховую часть пенсии и 3 776 руб. на накопительную часть пенсии).

Органом Пенсионного фонда РФ была проведена проверка своевременности, полноты и достоверности представления предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за 2007 год.

В результате проверки было выявлено несоответствие сведений, указанных в налоговой декларации, (12 187 руб.) и сведений, содержащихся в ведомости уплаты страховых взносов АДВ-11, (13 216 руб.).

20.05.2008 заявителем в адрес ответчицы было направлено извещение № 10-05/37933 от 20.05.2008 о факте выявленного расхождения сумм начисленных страховых взносов между ведомостью АДВ-11 и декларацией, в котором было предложено в срок до 04.06.2008 представить необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда РФ.

Предприниматель в указанный срок испрашиваемые пояснения или корректирующие формы индивидуальных сведений не представила.

04.06.2008 по результатам проверки был составлен акт камеральной проверки № 94, который направлен ответчице по почте 05.06.2008.

07.07.2008 в адрес ответчицы было направлено уведомление № 10-05/94 от 04.07.2008 о явке 15.07.2008 в 12 час. 00 мин. для рассмотрения материалов проверки. Доказательств вручения указанного извещения ответчице заявитель не представил.

15.07.2008 заявителем в отсутствие ответчицы было вынесено решение № 94 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому ответчица привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 1 321 руб. 60 коп. В указанном решении ответчице было предложено добровольно уплатить штраф в срок до 05.08.2008. Данное решение направлено ответчице по почте 16.07.2008.

07.08.2008 заявителем в адрес ответчицы было выставлено требование № 94 об уплате финансовых санкций за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в срок до 26.08.2008. Данное требование направлено ответчице по почте 08.08.2008.

Поскольку требование в добровольном порядке не исполнено, орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчицы штрафа в судебном порядке.

В ходе судебного заседания заявитель свои требования поддерживает.

Ответчица доказательств уплаты штрафа и отзыв на заявление в материалы дела не представила.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы заявителя, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования с учётом следующего.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчица является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем, перечислены в п. 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Данные сведения страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.

Статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрена ответственность для страхователей, уклоняющихся от представления в полном объёме достоверных сведений о застрахованных лицах: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к таким лицам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Из содержания указанной нормы следует, что она предусматривает три состава правонарушений: несвоевременное представление сведений; представление неполных сведений; представление недостоверных сведений.

Согласно решению № 94 от 15.07.2008 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» обществу вменяется представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 под индивидуальным (персонифицированным) учётом понимается организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, данный учёт создан и действует для обеспечения верного определения страхового стажа и начисления пенсии в интересах конкретных застрахованных лиц. Соответственно, цель привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ состоит в обеспечении полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц во избежание ошибок при подсчёте их страхового стажа и начислении им пенсии.

Таким образом, в случае привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление недостоверных сведений орган Пенсионного фонда РФ должен установить, какие именно из перечисленных в п. 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и на каких застрахованных лиц являются недостоверными, какими документами подтверждена их недостоверность: указаны неверные страховые номера индивидуальных лицевых счетов, имена, фамилии, отчества застрахованных лиц, даты их приёма на работу или увольнения с неё, суммы заработка, на который начисляются страховые взносы, и прочие сведения, необходимые для правильного подсчёта страхового стажа и начисления пенсии конкретным застрахованным лицам. В случае привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление неполных сведений орган Пенсионного фонда, соответственно, должен установить, сведения на каких конкретных застрахованных лиц не представлены вовсе или представлены не в полном объёме.

«Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учёта для целей государственного пенсионного страхования», (далее по тексту – Инструкция) подробно регламентированы действия территориальных органов Пенсионного фонда РФ по контролю за достоверностью представляемых страхователями сведений.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путём проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путём сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточнённые данные.

В соответствии с абзацем 2 пункта 36 Инструкции правовым последствием неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений является принятие территориальным органом решения о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.

Из буквального толкования указанных выше положений Инструкции следует, что в ней речь идёт также о полноте и достоверности представляемых в орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже, сумме дохода и прочих сведениях, имеющих значение для выплаты пенсии, и о расхождениях между сведениями, представляемыми в Пенсионный фонд РФ в отношении конкретных застрахованных лиц.

В данном случае орган Пенсионного фонда РФ не установил объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, поскольку не выяснил, какие конкретно сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении трёх застрахованных лиц не соответствуют действительности (являются недостоверными), либо какие сведения не представлены или представлены не в полном объёме (являются неполными).

В ходе проверки заявителем лишь установлены расхождения между данными о суммах начисленных за 2007 год страховых взносов, указанными в ведомости уплаты страховых взносов АДВ-11 за 2007 год, и в декларации по страховым взносам за тот же период, которая не относится к числу документов индивидуального (персонифицированного) учёта и представляется в налоговый орган, а не в орган Пенсионного фонда РФ. Следовательно, указание недостоверных сведений в такой декларации не охватывается диспозицией ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» указал, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Пенсионный фонд РФ довёл до территориальных органов ПФР приведенную позицию Высшего Арбитражного суда РФ в письме от 28.06.2006 № КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций»

Кроме того, во избежание судебных споров, связанных с взысканием сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд РФ в письме от 28.06.2006 № КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций» указал территориальным органам ПФР на то, что следует чётко руководствоваться положением п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 11.08.2004 № 79.

Из анализа указанных норм следует, что достоверность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта проверяется в отношении конкретных застрахованных лиц. В случае выявления фактов представления по определённым застрахованным лицам конкретных недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта сумму штрафа следует исчислять не от всей суммы причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ, а только от тех платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (например, в случае занижения суммы выплаченного застрахованному лицу дохода). Иначе не будут соблюдены справедливость и целесообразность юридической ответственности. Более того, будет умалён основополагающий принцип юридической ответственности – соразмерность наказания совершённому правонарушению.

Такая позиция согласуется с легальным определением индивидуального (персонифицированного) учёта как организации и ведения учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996).

Следовательно, в случае выявления расхождений между данными о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, указанными в ведомости АДВ-11 и в декларации по страховым взносам, органу Пенсионного фонда РФ необходимо установить, какой из данных документов содержит достоверные сведения, сопоставить данные ведомости АДВ-11 со сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта на конкретных застрахованных лиц, определить, в отношении каких застрахованных лиц были представлены недостоверные и (или) неполные сведения, какие именно сведения не соответствуют действительности, какие не представлены, и исчислять сумму штрафа от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за тех лиц, в отношении которых были представлены недостоверные и (или) неполные сведения.

Из материалов дела, а именно из акта камеральной проверки № 94 от 04.06.2008 и решения № 94 от 15.07.2008 о привлечении страхователя к ответственности следует, что расчёт суммы штрафа (1 321 руб. 60 коп.) произведён заявителем от всей суммы страховых взносов (13 216 руб.), начисленных согласно представленной обществом ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11). При этом в ходе проведения проверки орган Пенсионного фонда РФ не выяснил, в отношении каких именно лиц какие сведения индивидуального (персонифицированного) учёта не представлены, представлены не в полном объёме либо не соответствуют действительности.

Из представленных заявителем материалов проверки также невозможно установить, какой документ содержит достоверные сведения: ведомость АДВ-11 или декларация по страховым взносам за 2007 год.

В упомянутых выше акте и решении не указано, какие конкретные сведения признаны недостоверными и (или) неполными, в чём заключается их недостоверность и (или) неполнота, не указаны застрахованные лица, в отношении которых были представлены недостоверные и (или) неполные сведения, в связи с чем из содержания данных акта и решения невозможно определить, за что конкретно страхователь привлекается к ответственности и каков размер санкции, подлежащей взысканию.

Из текста решения следует, что и сам заявитель не знает, что явилось причиной выявленных расхождений: арифметическая ошибка, недостоверность представленных сведений или их неполнота, поскольку в тексте решения орган Пенсионного фонда РФ необоснованно идентифицирует понятия неполнота и недостоверность сведений.

Иных документов, свидетельствующих о недостоверности и (или) неполноте представленных сведений о застрахованных лицах, заявителем в материалы дела не представлено.

Поскольку Федеральными законами от 15.12.2001 № 167-ФЗ и от 01.04.1996 № 27-ФЗ не установлены требования к содержанию решений, выносимых органами Пенсионного фонда РФ, следует руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в данной сфере.

Статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ предусмотрены требования, предъявляемые к оформлению результатов налоговой проверки, в частности к акту и решению, вынесенных по результатам налоговой проверки. Так, в акте налоговой проверки указываются, в числе прочего, документально подтверждённые факты нарушений законодательства. В решении излагаются обстоятельства совершённого привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведённой проверкой со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Поскольку в акте и решении событие правонарушения не описано и не раскрыто, суд лишён возможности установить наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и определить размер санкции, подлежащей взысканию в порядке, предусмотренном данной нормой.

Таким образом, требования заявителя о взыскании с ответчицы финансовой санкции в сумме 1 321 руб. 60 коп. нельзя признать законными и обоснованными.

Более того, заявителем нарушен установленный законом порядок привлечения к ответственности.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в числе прочего, должен установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц он выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо отложении указанного рассмотрения.

Как следует из материалов дела, решение № 94 от 15.07.2008 о привлечении лица к ответственности было вынесено в отсутствие ответчицы.

Судом установлено, что доказательств надлежащего заблаговременного извещения ответчицы о месте и времени вынесения решения на указанную дату в материалах дела не содержится.

Представленное заявителем уведомление № 10-05/94 от 04.07.2008 и почтовый реестр от 07.07.2008 об отправке письма ответчице не могут быть приняты судом в качестве доказательств надлежащего извещения, поскольку свидетельствуют о направлении указанного уведомления, но не о факте его вручения.

Других доказательств извещения ответчицы (почтового уведомления или доказательств извещения нарочным) о месте и времени рассмотрения материалов проверки и вынесения решения заявителем не представлено.

Определениями от 13.01.2009 и 10.02.2009 суд предлагал заявителю представить данные доказательства, однако определения в данной части исполнены не были.

Следовательно, органом Пенсионного фонда РФ было вынесено решение о привлечении ответчицы к ответственности в её отсутствие, а также при отсутствии доказательств извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения материалов проверки и вынесения указанного решения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель от её уплаты освобождён.

Руководствуясь ст. ст. 156, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявленного требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.ru.

Судья Малышева И.А.