АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-9327/2017
16 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2017 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой И.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 57 831,0 рублей, процентов в размере 10 369,0 рублей, третье лицо - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1.
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - ФИО1, начальник отдела судебной защиты, доверенность от 01.01.2017 года № Д-96, постоянная, паспорт; ФИО2, зам.гл.бухгалтера, доверенность от 01.01.2017 года № Д-27, постоянная, паспорт,
от заинтересованного лица - ФИО3, главный специалист-эксперт, доверенность от 08.08.2017 года № 05-20/19538, постоянная, удостоверение,
от 3-го лица - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд провести судебное заседание в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Публичное акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 57 831,0 рублей, процентов в размере 10 369,0 рублей.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что им в 2014 году излишне уплачен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), исчисленный и удержанный с доходов акционеров - физических лиц, являющихся как резидентами, итак и нерезидентами Российской Федерации, в размере 57 831,0 рублей, что подтверждается налоговыми декларациями, платежными поручениями, отчетами регистратора, оказавшего услуги по выплате дивидендов. Заявления о возврате излишне уплаченного НДФЛ третьим лицом, заинтересованным лицом оставлены без удовлетворения, в связи с чем начислены проценты.
Налоговый орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, письменных пояснениях. В обоснование возражений налоговый орган указывает, что заявителем не подтверждено право на возврат излишне уплаченного НДФЛ. Так, не предоставлены документы, подтверждающие возврат регистратору дивидендов. Остаток невыплаченных регистратором дивидендов по состоянию на 25.07.2017 года изменился и составил 540 559,94 рублей. Следовательно, предоставленный обществом расчет НДФЛ является недостоверным.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее - межрегиональная инспекция) заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, письменных пояснениях. Межрегиональной инспекцией приведены возражения, аналогичные возражениям налогового органа.
При разрешении спора в судебном заседании арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Общим собранием акционеров в июне 2014 года принято решение по результатам деятельности в 2013 году произвести выплату акционерам- физическим лицам дивидендов.
Обществом (эмитент) и закрытым акционерным обществом "Сервис-Реестр" (регистратор) 16.07.2014 года заключен договор № 1007, согласно п. 1.1. которого, эмитент поручает, а регистратор за вознаграждение обязуется в порядке и на условиях. предусмотренных договором, оказать услуги по содействию в осуществлении прав по ценным бумагам, а именно: услуги по расчету и выплате дивидендов по привилегированным акциям ОАО "Орскнефтеоргсинтез", принадлежащим физическим лицам - владельцам акций, учет которых ведется регистратором, по результатам 2013 года (т. 1, л.д. 40-42). Согласно условиям данного договора, регистратор обязан в срок не позднее 19.08.2014 года включительно осуществить выплату (перечисление) дивидендов лицам, права которых на акции учитываются в реестре, в следующем порядке: физическим лицам выплата дивидендов осуществляется путем почтового перевода денежных средств, а при наличии в реестре надлежащих сведений о банковских реквизитах - путем перечисления денежных средств на их банковские счета (п. 2.1.4."а" договора). Осуществить учет и обработку сумм возвращенных дивидендов, не полученных лицами, имеющими право на их получение (п. 2.1.5 договора). Осуществить повторную выплату дивидендов лицам, имеющих право на их получение, но не полученных (возвращенных) по причине некорректных сведений о банковских реквизитах или почтовых адресах, имеющихся в реестре (п. 2.1.6. договора). В срок не позднее 28 рабочих дней с даты, на которую определялся список получателей дивидендов, предоставить эмитенту отчет о выплате дивидендов (п. 2.1.9. договора).
Платежным поручением от 29.07.2014 года № 4664 общество перечислило регистратору 2 791 505,84 рублей, в том числе 2 747 505,42 рублей для выплаты резидентам, 44 000,42 рублей для выплаты нерезидентам (т. 1. л.д. 37, т. 13, л.д. 123). Платежным поручением от 31.07.2014 года № 4731 общество перечислило в бюджет НДФЛ с дивидендов (резиденты) в размере 271 665,0 рублей, платежным поручением от 31.07.2014 года № 4732 общество перечислило в бюджет НДФЛ с дивидендов (нерезиденты) в размере 7 765,0 рублей (т. 1, л.д. 38-39, т. 13. л.д. 123).
Согласно отчету регистратора от 31.12.2014 года по договору № 1007 от 16.07.2014 года, не перечислено регистратором дивидендов 38 196,42 рублей, общая сумма денежных средств, перечисленных по акциям общества физическим лицам-резидентам - 2 723 694,74 рублей, физическим лицам-нерезидентам - 29 614,68 рублей, сумма возвращенных дивидендов физическим лицам-резидентам - 552 459,44 рублей, физическим лицам-нерезидентам - 4 213,0 рублей, повторно выплачено дивидендов, ранее возвращенных, физическим лицам-резидентам - 21 152,64 рублей, физическим лицам-нерезидентам - 1 790,3 рублей, остаток денежных средств - 571 925,92 рублей (т. 1, л.д. 35-36).
Обществом в межрегиональную инспекцию 27.03.2015 года в электронном виде предоставлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год, которая была получена 30.03.2015 года (т. 1, л.д. 87-150, т. 2, т. 3, т. 4, т. 5, т. 6, т. 7, т. 8, т. 9, т. 10, т. 11, т. 12, л.д. 1-46, т. 14).
Согласно приложениям № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год, сумма дивидендов в 2014 году за 2011-2013 годы составляет: физическим лицам-резидентам 2 463 811,97 рублей (выплачено дивидендов 2 242 098,97 рублей, исчислен и удержан НДФЛ - 221 713 рублей), физическим лицам-нерезидентам 36 752,68 рублей (выплачено дивидендов 31 238,68 рублей, исчислен и удержан НДФЛ - 5 514 рублей). При этом сумма дивидендов в 2014 году за 2013 год составляет: физическим лицам-резидентам 2 409 187,94 рублей (выплачено дивидендов 2 192 387,94 рублей, исчислен и удержан НДФЛ - 216 800 рублей), физическим лицам-нерезидентам 31 990,98 рублей (выплачено дивидендов 27 191,98 рублей, исчислен и удержан НДФЛ - 4 799 рублей). Всего сумма НДФЛ с дивидендов, выплаченных в 2014 году за 2013 год составляет 221 599 рублей (216 800,0 руб. + 4 799,0 руб.).
По вопросу исчисления, удержания и уплаты НДФЛ в 2014 году по дивидендам за 2011-2012 год между сторонами спора нет.
Общество, посчитав, что им излишне уплачен НДФЛ в 2014 году в размере 57 831,0 рублей по дивидендам за 2013 год (279 430,0 руб. - 221 599,0 руб.), обратилось в межрегиональную инспекцию с заявлением от 28.08.2015 года № К-3754 о возврате суммы налога, заявление получено 07.09.2015 года (т. 1, л.д. 32, т. 12, л.д. 109). Обществом в межрегиональную инспекцию предоставлены письменные пояснения от 31.08.2015 года № К-3778 с приложением подтверждающих документов к заявлению от 28.08.2015 года № К-3754, которые были получены 07.09.2015 года (т. 12, л.д. 110-151).
Межрегиональная инспекция, установив в предоставленных заявителем документах несоответствие, направило последнему требование от 17.09.2015 года № 52-13-13/13735 о предоставлении пояснений, письмом от 17.09.2015 года № 52-13-13/13768 заявление от 28.08.2015 года № К-3754 оставлено без исполнения (т. 13, л.д. 2-5).
Обществом 07.12.2015 года за № К-5554 предоставлены письменные пояснения с приложением подтверждающих документов по требованию 17.09.2015 года № 52-13-13/13735, получено межрегиональной инспекцией 16.12.2015 года (т. 13, л.д. 10-86).
На основании письма Федеральной налоговой службы от 19.12.2016 года № БС-4-11/24349@, с 01.01.2017 года администрирование НДФЛ передано в территориальные налоговые органы.
Письмом от 26.01.2017 года № 52-13-13/00931 межрегиональная инспекция известила общество о том, что ею не получен ответ на требование 17.09.2015 года № 52-13-13/13735, в связи с чем сумма НДФЛ в размере 57 831 рублей по заявлению от 28.08.2015 года № К-3754 не возвращена, ранее предоставленные обществом пояснения и документы, касательно подтверждения факта излишней уплаты НДФЛ, направлены в налоговый орган (т. 13, л.д. 87-88).
Письмом от 21.02.2017 года № 52-13-13/02111 межрегиональная инспекция известила общество о том, что ею получен ответ на требование 17.09.2015 года № 52-13-13/13735, документы предоставлены не в полном объеме, не предоставлены первичные документы, подтверждающие возврат регистратору денежных средств банком или почтой, предоставленные обществом документы не подтверждают излишнюю уплату НДФЛ в размере 57 831 рублей, предоставленные пояснения и документы направлены в налоговый орган (т. 13, л.д. 89-90).
Письмом от 27.02.2017 года № 52-13-13/02211 межрегиональная инспекция направила в налоговый орган заключение по результатам проверки пояснений и документов, предоставленных обществом по возврату НДФЛ с дивидендов за 2013 год в размере 57 831 рублей (т. 13, л.д. 91-93).
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 30.03.2017 года № К-1295 о возврате, согласно заявлению от 28.08.2015 года № К-3754, излишне уплаченного НДФЛ в размере 57 831 рублей, получено 30.03.2017 года (т. 1, л.д. 28-29). Письмом от 06.06.2017 года № К-2329 общество проинформировало налоговый орган о не поступлении ответа на его заявление от 30.03.2017 года № К-1295 (т. 1, л.д. 27).
Решением от 11.05.2017 года № 15998 налоговый орган отказал обществу в возврате налога в размере 57 831,0 рублей по заявлению от 30.03.2017 года № К-1295, основания для отказа - не предоставлены дополнительные документы, подтверждающие возврат денежных средств регистратору банком или почтой, решение об отказе направлено заявителю сопроводительным письмом от 22.06.2017 года № 10-46/15160 (т. 12, л.д. 65, 65 оборот, 66).
Согласно предоставленным обществом копиям информационных писем регистратора и платежным документам, регистратором в 2015-2017 годах производилась выплата дивидендов физическим лицам-акционерам общества. При этом в связи с увеличением с 01.01.2015 года ставки НДФЛ с 9% до 13% регистратором из сумм выплачиваемых дивидендом производился перерасчет НДФЛ (производилось удержание 4% от сумм начисленных дивидендов), сумма удержаний перечислялась обществу. Обществом по фактам выплат дивидендов в 2015-2017 годах за 2013 год перечислялся в бюджет НДФЛ по ставке 13%. Всего регистратором выплачено дивидендов в сумме 29 986,98 рублей (без НДФЛ), возвращена регистратором разница по НДФЛ на расчетный счет общества в размере 1 379 рублей, обществом уплачен в указанный период в бюджет НДФЛ в размере 4 482,0 рублей (34 468,98 руб. х 13%) (т. 13, л.д. 122-134 оборот). Оставшаяся сумма для выплаты дивидендов в размере 540 559,94 рублей (571 925,92 руб. - 29 986,98 руб. - 1 379 руб.) возвращена регистратором на расчетный счет общества по платежному поручению от 25.07.2017 года № 4400 (т. 13, л.д. 135).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд первой инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31.10.2002 года № 134-ФЗ) общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.
Пунктом 8 данной статьи определено, что выплата дивидендов в денежной форме осуществляется в безналичном порядке обществом или по его поручению регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества, либо кредитной организацией.
Выплата дивидендов в денежной форме физическим лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, осуществляется путем почтового перевода денежных средств или при наличии соответствующего заявления указанных лиц путем перечисления денежных средств на их банковские счета, а иным лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковские счета. Обязанность общества по выплате дивидендов указанным лицам считается исполненной с даты приема переводимых денежных средств организацией федеральной почтовой связи или с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет лица, имеющего право на получение таких дивидендов.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Из п.п. 1 п. 3 данной статьи следует, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В силу п. 3 ст. 214 Налогового кодекса, исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с настоящей главой налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 данной статьи определено, что исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии с настоящей статьей с учетом положений статьи 226.1 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 226.1 Налогового кодекса, лица, признаваемые в соответствии с данной статьей налоговыми агентами, при выплате дохода в виде дивидендов исчисляют и удерживают сумму подлежащего уплате налога на дату выплаты такого дохода.Под выплатой денежных средств в целях настоящей статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.
Согласно п. 4 ст. 230 Налогового кодекса лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 настоящего Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 настоящего Кодекса для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 17.1 раздела XVII порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 26.11.2014 года № ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014 года, регистрационный номер 35255, далее - Порядок), в Приложении № 2 к налоговой декларации "Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов" налоговые агенты, признаваемые таковыми исходя из положений статьи 226.1 Кодекса, в соответствии с пунктом 4 статьи 230 Кодекса указывают данные о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 Налогового кодекса налоговые агенты имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 22 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Налогового кодекса права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо № 98) срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Налогового кодекса.
Правовое толкование положений статьи 78 Налогового кодекса, приведенное в информационном письме № 98, применимо и к порядку возврата излишне уплаченного налога, установленного статьей 78 Налогового кодекса в редакции, относящейся к спорному периоду, поскольку норма пункта 9 статьи 78 старой редакции соответствует норме пункта 6 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 года № 137-ФЗ.
В пункте 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление № 57) разъяснено, что статья 78 Налогового кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Из п. 34 постановления № 57 следует, что согласно пункту 14 статьи 78 Кодекса определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Какими доказательствами должен быть обоснован факт излишней уплаты (взыскания) налогов (страховых взносов), следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Обществом при содействии регистратора выплачены в 2014 году дивиденды за 2013 год в общей сумме 2 219 579,92 рублей (без НДФЛ), в том числе физическим лицам-резидентам - 2 192 387,94 рублей, сумма НДФЛ составляет 216 800 рублей (2 409 187,94 руб. х 9%, с учетом округлений), физическим лицам-нерезидентам - 27 191,98 рублей (без НДФЛ), сумма НДФЛ составляет 4 799 рублей (31 990,98 х15%, с учетом округлений). Всего сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет с выплаченных в 2014 году дивидендов за 2013 год физическим лицам-резидентам и физическим лицам-нерезидентам составляет 221 599 рублей. Указанные сведения отражены обществом в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год.
Обществом 31.07.2014 года произведена уплата НДФЛ с выплаченных в 2014 году дивидендов за 2013 год в общей сумме 279 430 рублей, в том числе с дивидендов, выплаченных физическим лицам-резидентам, в размере 271 665 рублей, с дивидендов, выплаченных физическим лицам-нерезидентам, в размере 7 765 рублей.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что обществом в 2014 году излишне уплачен в бюджет НДФЛ с выплаченных в 2014 году дивидендов за 2013 год в общей сумме 57 831 рублей, в том числе по физическим лицам-резидентам в сумме 54 865 рублей, по физическим лицам-нерезидентам в сумме 2 966 рублей.
Налоговым органом не приведены доводы о наличии у заявителя задолженности по НДФЛ, соответствующие доказательства не предоставлены.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что обществом факт излишней уплаты в бюджет НДФЛ в размере 57 831 рублей доказан, указанная сумма налога подлежит возврату обществу.
Пунктом 10 ст. 78 Налогового кодекса установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Общество просит суд обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного НДФЛ с начислением процентов в размере 10 379,73 рублей за период с 08.10.2015 года по 26.07.2017 года.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса, п. 11 информационного письма № 98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Кодекса.
Как следует из п. 2 ст. 88 Налогового кодекса, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Обществом налоговая декларация по налогу на прибыль организаций предоставлена 30.03.2015 года. По правилам ст. 88 Налогового кодекса камеральная налоговая проверка должна быть завершена 30.06.2015 года. Заявление общества № К-3754 о возврате излишне уплаченного НДФЛ в размере 57 831 рублей, пояснения от 31.08.2015 года № К-3778 к заявлению о возврате поступили в межрегиональную инспекцию 07.09.2015 года, то есть после истечения срока, когда камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год должна быть завершена. С учетом положений п. 6 ст. 78 Налогового кодекса месячный срок для возврата обществу излишне уплаченного НДФЛ истекает 07.10.2015 года.
Исходя из изложенного арбитражный суд признает правильным исчисление обществом срока для начисления процентов с 08.10.2015 года.
Расчет процентов арбитражным судом проверен и признан правильным.
При таких обстоятельствах возврат обществу излишне уплаченного НДФЛ в размере 57 831 рублей налоговому органу надлежит произвести с начислением процентов за период с 08.10.2015 года по 26.07.2017 года в размере 10 379,73 рублей.
При принятии решения арбитражным судом не принимаются доводы заинтересованного лица, третьего лица об отсутствии надлежащих доказательств излишней уплаты обществом НДФЛ в размере 57 831 рублей в связи с не предоставлением документов, подтверждающих возврат регистратору дивидендов кредитными учреждениями и организацией почтовой связи.
Обществом предоставлен отчет регистратора от 31.12.2014 года по договору № 1007 от 16.07.2014 года, содержащий сведения о возврате дивидендов кредитными учреждениями и организацией почтовой связи. Предоставленные регистратором списки лиц, почтовые переводы которых были возвращены; списки лиц, дивиденды которых вернулись на расчетный счет регистратора; информационные письма регистратора о выплате дивидендов за 2013 год в 2015-2017 годах; платежные документы о возврате обществу разницы по подоходному налогу в связи с увеличением его ставки с 9% до 13%; возврат регистратором 25.07.2017 года оставшейся невыплаченной суммы дивидендов в размере 540 559,94 рублей свидетельствуют о невыплате в 2014 году дивидендов за 2013 год на сумму 571 925,92 рублей.
Требования межрегиональной инспекции о предоставлении обществом пояснений, документов, подтверждающих возврат регистратору дивидендов кредитными учреждениями и организацией почтовой связи, могли быть предъявлены при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год, такая проверка межрегиональной инспекцией не проводилась.
Кроме того, заявленный довод не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05.
Вся совокупность предоставленных доказательств подтверждает наличие у общества переплаты по НДФЛ с дивидендов, выплаченных в 2014 году за 2013 год, в размере 57 831 рублей, обоснованность требований общества о возврате переплаты по налогу с начислением процентов за период с 08.10.2015 года по 26.07.2017 года в размере 10 379,73 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области произвести возврат публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 57 831,0 рублей с начислением процентов в размере 10 369,0 рублей.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст.ст. 318-320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области в пользу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 728 рублей.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст.ст. 318-320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша