НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 13.03.2014 № А47-10024/13

Арбитражный суд Оренбургской области

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург  

21 марта 2014 года                                                  Дело № А47-10024/2013  

Резолютивная часть решения объявлена       марта 2014 года

Полный текст решения изготовлен                марта 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бандаренко О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Чистюля» (ИНН 6316088757, ОГРН 1036300580909, адрес места нахождения: 443022, Самарская обл., г Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 1Д) к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области, г. Бузулук Оренбургской области об отмене постановлений № 36, № 39 по делам об административном правонарушении от 11.07.2013 г.,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Русаковой М.М. – представителя (доверенность от 19.08.2013 № б/н, постоянная); Котлярова А.В. - директора (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),

от заинтересованного лица: не явились (извещены); после перерыва – Артемьева А.А. – ведущего специалиста-эксперта правового отдела (доверенность от 04.10.2013 № 13029, постоянная).

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее в тексте – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.03.2014 года до 13.03.2014 года 16 часов 30 минут.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистюля» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Чистюля») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об отмене постановлений № 36, № 39 по делам об административном правонарушении от 11.07.2013 г., вынесенных Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Оренбургской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция).

Как следует из материалов дела, налоговым органом за период с 25.06.2013 по 28.06.2013в отношении обособленных подразделений общества, а именно: магазина «Чистюля № 1», расположенного г. Бузулук, ул. Комсомольская, д. 106А; магазина «Чистюля № 4», расположенного по адресу: г. Бузулук, ул. Гая, д. 91, проведены проверки в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение) по вопросу полноты учета выручки и соблюдения порядка ведения кассовых операций.

В ходе проверки инспекцией установленонарушение обособленными подразделениями   ООО   «Чистюля»   порядка   ведения   кассовых   операций, выразившихся в неоприходовании в кассы указанных магазинов общества денежной наличности.

По результатам проверки составлены акты проверки полноты учета выручки от 28.06.2013 №№ 000011, 000012 (т. 1, л.д. 26-29) и протоколы об административном правонарушении от 28.06.2013г. №№ 000072, 000075 (т. 1, л.д. 30-33).

11.07.2013 года налоговым органом вынесены постановления №№ 36, 39 о привлечении ООО «Чистюля» к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в общей сумме 80 000 рублей (40 000 рублей по каждому обособленному подразделению) (т. 1, л.д. 43-45, 47-49).

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора обществом обжалованы указанные постановления инспекции в вышестоящем налоговом органе (Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области) (т. 1, л.д. 53-55).

По результатам рассмотрения жалобы Управлением ФНС России по Оренбургской области вынесено решение № 16-15/09103 от 14.08.2013г., в соответствии с которым  жалоба ООО «Чистюля» оставлена без удовлетворения (т. 1, л.д. 83-88).

Общество с вынесенными постановлениями не согласилось и обжаловало их в судебном порядке. В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что в связи с отсутствием в арендуемых торговых точках места хранения первичной бухгалтерской документации, а также текучестью кадров (продавцов, администраторов торговых точек) и отсутствием лиц, несущих ответственность за хранение бухгалтерских документов в торговых точках, ведение кассовой дисциплины ООО «Чистюля» осуществляется в электронном виде самим директором; оприходование выручки и ее передача в головной офис производится ежедневно; листы кассовой книги распечатываются и передаются в бухгалтерию предприятия.

Кроме того, заявитель указывает на ряд нарушений, допущенных налоговым органом при проведении проверки полноты учета выручки, а именно: поручение на проведение проверки должностными лицами, проводящими проверку, не предъявлено; нарушено право на представление необходимого пакета документов для проведения проверки кассовой дисциплины; пояснения с продавцов, не несущих ответственности за ведение кассовой книги и не компетентных выступать от имени ООО «Чистюля», взяты под давлением должностных лиц, проводящих проверку. В связи с этим просит суд отменить постановления налогового органа № 36, № 39 по делам об административном правонарушении от 11.07.2013 г.

Налоговый орган требования общества не признает, считает оспариваемые постановления законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзыве.

Оценив представленные документы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в тексте – КоАП РФ) нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение).

На основании пунктов 5.1, 5.2 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Согласно пункту 2.5 Положения кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства).

Как указано в абзаце 9 пункта 2.5 Положения, листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.

Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

Таким образом, Положением установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.

Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

Согласно пункту 6.1 Положения, юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

Требование Положения о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255).

Учитывая изложенное, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. Таким образом, каждое обособленное подразделение должно вести отдельную кассовую книгу вне зависимости от способа оформления (на бумажном носителе или с применением технических средств).

Из материалов дела следует, что на  основании представленных при проверке квитанций к сумке (код формы документа поюридического лица, открытого дляОКУД 0402300) о сдаче наличных денег инкассаторским работникам за июнь 2013 года установлено, что обособленным подразделением магазином «Чистюля № 1» за период с 03.06.2013 по 21.06.2013 получена выручка от реализации товаров в сумме 349 818,24 рублей, магазином «Чистюля № 4» за период с 03.06.2013 по 24.06.2013 - 115 936,40 рублей. Однако, во время проведения проверки указанными обособленными подразделениями кассовые книги 0310004, приходные кассовые документы 0310001, расходные кассовые документы 0310002 не представлены.

От продавцов магазинов «Чистюля № 1» и «Чистюля № 4» Семеновой Ю.А. и Степановой Т.А., работающих по трудовым договорам № 61 от 10.01.2012г. и № 109 от 01.06.2013г. получены объяснения, согласно которым установлено, что в указанных магазинах кассовые книги 0310004 не ведутся, приходные и расходные кассовые ордера не оформляются.

Кроме того, директор ООО «Чистюля» Котляров А.В. по установленным фактам пояснил, что он не проконтролировал и не усмотрел за бухгалтером и обязуется исправить допущенное нарушение в кратчайший срок. Данный факт подтверждается протоколами №№ 000072 и 000075, представленными налоговым органом в материалы дела.

Вместе с тем, в силу требований Положения обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу подразделения, внести запись в кассовую книгу обособленного подразделения) и передать лист кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) юридическому лицу не позднее следующего рабочего дня.

Поскольку Положение не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, невнесение обособленными подразделениями магазинами «Чистюля № 1» и «Чистюля № 4» в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги) свидетельствует о неоприходовании этих денежных средств в кассу юридического лица.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, выражается, в частности, в неоприходовании в кассу денежной наличности, то есть в фактическом получении наличных денежных средств без их последующей сдачи в кассу юридического лица и неотражении этих средств в соответствующих бухгалтерских документах.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Чистюля» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на отсутствие в арендуемых торговых точках места хранения первичной бухгалтерской документации, а также на текучесть кадров (продавцов, администраторов торговых точек) и отсутствие лиц, несущих ответственность за хранение бухгалтерских документов, не может быть признана состоятельной, поскольку не является непреодолимым обстоятельством, препятствующим обеспечение заявителем организации ведения кассовых операций его обособленными подразделениями в соответствии с Положением.

Доводы заявителя о том, что ведение кассовой дисциплины ООО «Чистюля» осуществляется в электронном виде самим директором; оприходование выручки и ее передача в головной офис производится ежедневно; листы кассовой книги распечатываются и передаются в бухгалтерию предприятия, а также, указание заявителя на представление ООО «Чистюля» в инспекцию первичных бухгалтерских документов, подтверждающих ведение кассовой книги по обособленным подразделениям, не может быть принята судом, поскольку представление указанных документов при рассмотрении материалов по делу об административном правонарушении не подтверждает их наличие в период проведения проверки.

Кроме того, необоснованным также является довод заявителя о том, что письменные объяснения при проведении проверки взяты с продавцов, которые не несут ответственности за ведение кассовой книги и не компетентны выступать от имени ООО «Чистюля», не исключает установленные проверкой обстоятельства и не освобождает его от административной ответственности, поскольку реализация товаров в спорных обособленных подразделениях велась от имени и в интересах ООО «Чистюля».

Также, в заявлении налогоплательщик указывает на нарушение процедуры проведения проверки, а именно, не доведение до руководителя общества поручения о проведении проверки.

Данный довод признается судом несостоятельным, поскольку противоречит материалам дела. Так, налоговым органом поручение на проведение проверки от 24.06.2013 № 000023 предъявлено продавцам-кассирам обособленных подразделений ООО «Чистюля» Семеновой Ю.А. и Степановой Т.А., что подтверждается их подписями в данном поручении.

Поскольку указанные лица являются работниками ООО «Чистюля» порядок предъявления проверяемому объекту поручения на проведение проверки, предусмотренного пунктом 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 № 133н, заинтересованным лицом не нарушен. Кроме того, материалам дела подтверждается тот факт, что директор ООО «Чистюля» Котляров А.В. также лично ознакомлен с указанным поручением, о чем свидетельствует его подпись.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.1 КоАП РФ, исследована и доказана налоговым органом. Из оспариваемых постановлений следует, что вина ООО «Чистюля» выразилась в том, что общество знало или должно было знать о необходимости соблюдения требования Положения, вступившего в силу с 01.01.2012, могло обеспечить надлежащее его исполнение и должно предвидеть возможность нарушения требований, установленных данным Положением, но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Таким образом, вывод налогового органа о наличии вины в действиях общества, документально подтвержден материалами дела и его следует считать доказанным с позиции ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Чистюля» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований Порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, заявителем в материалы дела не представлены.

При данных обстоятельствах, факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, документально подтвержден материалами дела и его следует считать доказанным с позиции ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая, что административным органом доказано, а материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает законным оспариваемое постановление и исходя из отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Чистюля» (ИНН 6316088757, ОГРН 1036300580909, адрес места нахождения: 443022, Самарская обл., г Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 1Д) отказать.

2.Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Чистюля» (ИНН 6316088757, ОГРН 1036300580909, адрес места нахождения: 443022, Самарская обл., г Самара, ул. 22 Партсъезда, д. 1Д)  уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей (платежное поручение № 1862 от 16.08.2013 г.), выдав справку на возврат государственной пошлины.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если в указанный срок в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, пр-кт Ленина, 83) через Арбитражный суд Оренбургской области не подана апелляционная жалоба.

В случае апелляционного обжалования решение суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Судья           О.А. Вернигорова