НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 09.08.2013 № А47-5844/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-5844/2013

12 августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена09 августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 12 августа 2013 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат», г. Новотроицк Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области, г. Оренбург о признании недействительными решения от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя Киреевой М.В. (доверенность от 24.07.2013г. № 50-07д/13, постоянная),

от ответчика – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Беловой Н.В. (доверенность от 07.09.2013г. № 05/28, постоянная), старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 Черных А.В. (доверенность от 06.08.2013г. № 05/08, постоянная).

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее по тексту – ответчик, налоговый орган, инспекция) проведена камеральная налоговая проверка декларации о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов 3 квартал 2012г. представленной Обществом с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» (далее по тексту – ООО «НМК», заявитель, общество, налогоплательщик) в налоговый орган 30.10.2012г.

По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.02.2013г. № 06-45/393 и вынесено решение от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением налоговый орган предложил обществу уплатить начисленные пени по налогу на доходы, полученные виде дивидендов от российских организаций иностранной организацией в сумме 269 372,50 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 200 000 руб., также налогоплательщику было предложено удержать и перечислить неудержанный и неперечисленный в установленный законодательствам о налогах и сборах срок налог ан прибыль организаций в сумме 6 000 000 руб.

Не согласившись с указанным решением налогового органа ООО «НМК» направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 22.05.2013г. № 16-15/05647 решение инспекции от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было оставлено без изменения и утверждено.

23.05.2013г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области в адрес ООО «НМК» на основании решения от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было выставлено требование № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

ООО «НМК», считая указанное решение налогового органа от 26.03.2013г. № 37 незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Оренбургской области о признании недействительными решения от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

По мнению заявителя вывод инспекции о том, что право на применение льготной ставки в размере 5 % не подтверждено обществом не соответствует действительности, так как все необходимые документы для подтверждения статуса иностранной организации, которой производилась выплата дивидендов, как резидента Республики Кипр были предоставлены в налоговый орган. Статус иностранной организации KERYBELLE LIMITED как резидента Республики Кипр не изменялся с 2010г. по настоящее время, при этом в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует такая обязанность налогоплательщика как представление нового документа, подтверждающий статус иностранной организации, при каждой выплате дивидендов.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, мотивируя свою позицию тем же обстоятельствами на основании которых вынесено оспариваемое решение, а именно неисполнением обществом обязанности, предусмотренной ст. 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации, о предоставлении надлежащего документа, подтверждающего статус иностранной компании, на момент выплаты дивидендов за 3 квартал 2012г.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 309 Налогового Кодекса Российской Федерации дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, подлежат налогообложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Налогового Кодекса Российской Федерации налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации в валюте выплаты дохода.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к налоговой базе в форме доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется налоговая ставка 15 процентов.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ, то в соответствии со статьей 7 Налогового Кодекса Российской Федерации подлежат применению правила и нормы международных договоров РФ.

Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в РФ по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 312 Налогового Кодекса Российской Федерации подтверждение представляется российской организации, выплачивающей доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным соглашением предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ или в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 312 Налогового Кодекса Российской Федерации при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопрос налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения, органом иностранного государства.

Как следует из материалов дела, ООО «НМК» в инспекцию представлена Декларация о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов 3 квартал 2012 года. По строкам 1.2_06_4 указанной декларации отражена сумма дохода до удержания налога, выплаченная Компании Керибелл Лимитед (KERYBELLE LIMITED), Республика Кипр 31.07.2012г. и 01.08.2012г. в общей сумме 60 000 000 рублей.

По строкам 1.2_06_8 декларации указана применяемая ставка при удержании налога при выплате дивидендов KERYBELLE LIMITED (Республика Кипр), в размере 5 процентов. Согласно декларации сумма налога, удержанного по ставке 5% от суммы выплачиваемых иностранной организации дивидендов, перечисленного в бюджет, составила 3 000 000 рублей.

Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр 05.12.1998 заключено Соглашение «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее по тексту - Соглашение).

Данное Соглашение заключено с целью избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами.

При удержании налога при выплате дивидендов иностранной организации KERYBELLE LIMITED, зарегистрированной на Кипре, заявитель руководствовался подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения, в соответствии с которым доход, полученный иностранной компанией в виде дивидендов, подлежит налогообложению на территории РФ по ставке 5 процентов.

Из системного анализа норм статей 309-312 Налогового Кодекса Российской Федерации, следует, что в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, облагаемых в РФ по пониженным ставкам, иностранная организация, до даты выплаты дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, заверенное компетентным органом иностранного государства подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопрос налогообложения.

Согласно подпункту «i» пункта 1 статьи 1 Соглашения термин «компетентный орган» применительно к Республике Кипр означает - Министра финансов или его уполномоченного представителя.

Следовательно, исходя из указанных выше норм, для применения льготной ставки 5% налогоплательщику следовало предоставить в налоговый орган документ, заверенный Министром финансов или его уполномоченным представителем, подтверждающий, что иностранная организация KERYBELLE LIMITED имеет постоянное местонахождение на территории Республики Кипр, при этом данный документ должен быть выдан датой ранее даты выплаты доходов.

Инспекцией в адрес ООО «НМК» было выставлено требование от 31.10.2012г. № 12-27/1857 о представлении документов (информации), согласно которого налоговый орган просит предоставить: протокол собрания учредителей, в повестке которого числится вопрос о принятии решения о выплате дивидендов за июль, август 2012г. иностранному учредителю Компании Керибелл Лимитед, решение о выплате дивидендов за июль, август 2012г. иностранному учредителю Компании Керибелл Лимитед, сведения о банке и счете, с которого производилось перечисление денежных средств в счет выплаты дивидендов за июль, август 2012г. иностранному учредителю Компании Керибелл Лимитед, платежные документы, на основании которых производилось перечисление денежных средств в счет выплаты дивидендов за июль, август 2012г. иностранному учредителю Компании Керибелл Лимитед, паспорта сделок, оформленные в уполномоченных банках за июль, август 2012г. (в случае если оформлялись).

Требования о предоставлении документов, подтверждающих статус Компании Керибелл Лимитед как резидента Республики Кипр в данном требовании не содержится.

Кроме того, обществом была предоставлена справка (подтверждение) постоянного местонахождения (резидентства) за 2011, 2012гг. в Республике Кипр иностранной организации Компании Керибелл Лимитед.

Данная справка (сертификат) выдана Департаментом регистрации и официального управления компаний Министерства торговли, индустрии туризма (Никосия) 31.10.2012г.

Налоговым органом обществу было направлено сообщение (с требованием предоставлении пояснений) от 16.01.2013г. № 06-46/4057, в котором ответчик просит пояснить причины исчисления налогов по сниженной ставке 5% при отсутствии документов, подтверждающих резидентство Компании Керибелл Лимитед до даты выплаты дохода или внести в течении пяти рабочих дней соответствующие исправления в декларацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов 3 квартал 2012г. (рег. № 7457346), представленную 30.10.2012г.

Общество, в письме от 18.01.2013г. № 01-03/19, пояснило, что в 2011г. в налоговый орган был направлен пакет документов, для проведения камеральной налоговой проверки расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 3 квартал 2011г., в том числе и документ о местонахождении, заверенный компетентным органом Республики Кипр, в отношении Компании Керибелл Лимитед. Справка Департамента регистрации и официального управления компаний Министерства торговли, индустрии туризма (Никосия) 31.10.2012г. подтверждает что местонахождение данной иностранной организации не изменилось.

С возражениями на акт камеральной налоговой проверки ООО «НМК» предоставило копии (заверенные с переводом на русский язык) сертификата Департамента регистрации и официального управления компаний Министерства торговли, индустрии туризма (Никосия) от 27.02.2013г. (апостиль 27.02.2013) о том, что компания Керибелл Лимитед зарегистрирована 13.07.2010г. и до сих пор находится в реестре, а также сертификата Департамента регистрации и официального управления компаний Министерства торговли, индустрии туризма (Никосия) от 27.02.2013г. (апостиль 27.02.2013г.) об адресе зарегистрированного офиса компании Керибелл Лимитед.

Факт представления пакета документов с расчетом о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за 3 квартал 2011г., а также свидетельства о территориальной регистрации налогоплательщика Компании Керибелл Лимитед, выданный Министерством финансов Республики Кипр 07.09.2010г. (апостиль 07.09.2010г.), налоговым органом не оспаривается.

Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения и отзыва налогового органа, данный документ, датированный 07.09.2010г. инспекцией не принимается исходя из позиции Министерства финансов Российской Федерации о том, что такое подтверждение относится к календарному году в котором выдан данный документ.

Документы, представленные с пояснениями и возражениями на акт камеральной налоговой проверки не приняты ответчиком, поскольку выданы и заверены органами не являющимися компетентными в соответствии с Соглашением.

Как указал представитель налогоплательщика сертификаты Департамента регистрации и официального управления компаний Министерства торговли, индустрии туризма (Никосия) были представлены в налоговый орган не как документы подтверждающие постоянное местопребывание (резидентство) в Республике Кипр Компании Керибелл Лимитед, а как доказательства нахождения данной организации по прежнему адресу и в прежнем статусе, что свидетельствует об отсутствии необходимости представления нового документа, подтверждающего постоянное местопребывание (резидентство) в Республике Кипр Компании Керибелл Лимитед.

Кроме того, в материалы дела ООО «НМК», в подтверждение неизменности статуса Компании Керибелл Лимитед, предоставило копию свидетельства Министерства финансов Республики Кипр от 27.05.2013г. о том, что компания Керибелл Лимитед является резидентом Кипра в соответствии с Конвенцией о двойном налогообложении между Республикой Кипр и Российской Федерацией с момента ее официальной регистрации 13.07.2010г. (апостиль 31.05.2013г.).

Изучив предоставленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о том, что доводы налогоплательщика являются обоснованными.

Положения статей 310 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривая необходимость предоставления в налоговый орган подтверждения того, что иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства, при этом не определяют сроки действия такого подтверждения, а также не содержат требования представления нового документа при каждой выплате дохода.

В рассматриваемом случае, налогоплательщик располагал соответствующим документом, выданным компетентным органом Республики Кипр (министерством финансов) в отношении Компании Керибелл Лимитед и датированный 07.09.2010г.

На момент предоставления декларации о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов 3 квартал 2012г. указанный документ имелся у налогового органа.

Требований о предоставлении нового документа (с более поздней датой, либо приближенной к дате выплаты дохода) налоговым органом не выставлялось, при наличии такого права, предусмотренного ст. 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылки налогового органа на письма Минфина РФ от 21.07.2009г. № 03-08-05, от 21.08.2008г. № 03-08-05/1 судом отклоняются, так как данные письма не являются нормативными правовыми актами, входящими в систему налогового законодательства и обязательными для применения налогоплательщиками.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что налогоплательщиком на настоящее время представлен документ, подтверждающий постоянное местопребывание (резидентство) в Республике Кипр Компании Керибелл Лимитед, при этом статус компании не изменялся с 2010г.

Таким образом, при выплате доходов до удержания налога, выплаченная Компании Керибелл Лимитед (KERYBELLE LIMITED), Республика Кипр 31.07.2012г. и 01.08.2012г. в общей сумме 60 000 000 рублей, общество правомерно указало в декларации сумму налога, удержанного по ставке 5% от суммы выплачиваемых иностранной организации дивидендов, перечисленного в бюджет в размере 3 000 000 рублей.

Иных нарушений при проведении камеральной налоговой поверки декларации о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов 3 квартал 2012г., предоставленной Обществом с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» инспекцией не установлено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Общества с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения следует удовлетворить.

Поскольку требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа выставлено ответчиком на основании оспариваемого налогоплательщиком решения от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оно следует судьбе решения и также подлежит признанию недействительным.

Исходя из вышеизложенного заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области о признании недействительными решения от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на налоговый орган и подлежат взысканию с ответчика в качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» удовлетворить.

2. Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области от 26.03.2013г. № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области № 319 по состоянию на 23.05.2013г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (ИНН 5615012994, ОГРН 1045610209776, 460021, Оренбургская область, г.Оренбург, ул. 60 лет Октября, 11а) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Новотроицкий мясокомбинат» (ИНН 5607014116, ОГРН 1025600820970, юридический адрес: 462351, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, 38) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов по государственной пошлине выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

5. Обеспечительные меры отменить с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.С. Мирошник