НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 09.08.2011 № А47-2051/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-2051/2011

15 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2011 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Крапивиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Оренбургской области, г. Абдулино Оренбургской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Главы КФХ Филипповского Николая Николаевича, с. Александровка Александровского района Оренбургской области 128 489 руб. 55 коп. недоимки и пени по транспортному налогу за 2009 год.

При участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Каюмова Э.И. – ведущего специалиста-эксперта (дов. б/№ от 13.05.2011г., пост.);

от ответчика: Филипповского Н.Н. – главы КФХ (паспорт);

При рассмотрении дела 03.08.2011 г. в заседании суда согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 09.08.2011 г. до 15 час. 30 мин. Стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще.

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Оренбургской области, г. Абдулино Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Главы КФХ Филипповского Николая Николаевича, с. Александровка Александровского района Оренбургской области ответчика 128 489 руб. 55 коп. недоимки и пени по транспортному налогу за 2009 год.

Заявитель в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно сведений МРЭО ГИБДД УВД Оренбургской области ответчик является собственником транспортных средств, являющихся объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ.

25.02.2010г. налогоплательщику Филипповскому Н.Н. почтой было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога в размере 149702, 78 руб.

В связи с неисполнением требования об уплате налога Филипповским Н.Н. в добровольном порядке, Межрайонная ИФНС России № 2 по Оренбургской области 08.07.2010г. обратилась к мировому судье судебного участка Александровского района Оренбургской области с исковым заявлением на взыскание недоимки и пени по транспортному налогу за 2009 год в сумме 141 962, 38 руб.

Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 27.09.2010г. иск Межрайонной ИФНС России № 2 удовлетворен частично. С Филипповского Н.Н. взыскано в пользу Межрайонной ИФНС России №2 12135 руб. 28 коп. - транспортный налог за 2009г. только по транспортным средствам, зарегистрированным за Филипповским Н.Н., как за физическим лицом.

В остальной части производство по делу прекращено судом за неподведомственностью, поскольку остальные транспортные средства зарегистрированы за индивидуальным предпринимателем (главы КФХ) Филипповским Н.Н.

В связи с вышеизложенным, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Филипповского Н.Н. недоимки и пени по транспортному налогу за 2009 год в общей сумме 128 489 руб. 55 коп.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на то, что он является сельхозпроизводителем, имеющим транспортные средства, не подлежащие в силу подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ налогообложению.

Исследовав материалы дела, и заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 29, ч. 1 ст. 213 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Данная обязанность в силу п.1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 данной нормы не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

На основании подп. 5 п. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (действовавшего в спорный период) не являются объектом обложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов в течение календарного года.

Вместе с тем п. 2 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ содержит требование, согласно которому в целях признания крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителем оно должно быть создано в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон N 74-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом согласно ст. 5 рассматриваемого Закона фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данная норма согласуется и с положениями п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, которым установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, статус индивидуального предпринимателя при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства приобретает только глава хозяйства, а остальные члены крестьянского (фермерского) хозяйства такого статуса не получают.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с положениями порядка государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (п. 2 ст. 11), моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. При этом согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ каждой записи присваивается государственный регистрационный номер (ОГРНИП), который является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, если крестьянское (фермерское) хозяйство создано в соответствии с Федеральным законом N 74-ФЗ (то есть внесено в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с присвоением ОГРНИП), то поименованные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, зарегистрированные на это хозяйство и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу независимо от того, какую долю в общем доходе этого хозяйства составляет доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции.

Как установлено судом, налогоплательщик Филипповский Н.Н. является индивидуальным предпринимателем, Главой КФХ, что подтверждается свидетельством № 025 государственной регистрации КФХ «Ак-тау», свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого является Филипповский Н.Н., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме этого, судом установлено и подтверждено материалами дела, что за индивидуальным предпринимателем Филипповским Н.Н. зарегистрированы: гусеничные и колесные трактора и комбайны, используемые на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Налоговый орган не отрицает принадлежность транспортных средств индивидуальному предпринимателю и фактическое ее использование в целях основной производственной деятельности.

Таким образом, и в связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель имеет право на предоставление ему налоговой льготы по транспортному налогу в силу пдп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Следовательно начисленный транспортный налог и пени взысканию с индивидуального предпринимателя Филипповского Н.Н. не подлежат.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Оренбургской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Главы КФХ Филипповского Николая Николаевича 128 489 руб. 55 коп. недоимки и пени по транспортному налогу за 2009 год.

Государственная пошлина взысканию с заявителя не подлежит в силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

1. Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Оренбургской области, г. Абдулино Оренбургской области оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Т.В. Сердюк