АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-14914/2021
20 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области старшего советника юстиции Е.Г Шейрера
к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Дом Советов, г. Оренбург,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», г. Оренбург
о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154/р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 № 741-р, от 29.04.2022 № 795-р),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - начальник гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области ФИО1 (служебное удостоверение), ФИО2 (служебное удостоверение),
от заинтересованно лица - заместитель начальника управления ФИО3 (доверенность №12-13/657 от 17.01.2022, диплом), начальник управления по представлению земельных участков министерства ФИО4 (доверенность №12-13/12109 от 13.05.2022, служебное удостоверение), начальник отдела ФИО5 (доверенность от 25.04.2022, паспорт),
от третьего лица – ФИО6 (доверенность №14/132 от 20.07.2021, копия диплома).
Первый заместитель прокурора Оренбургской области старший советник юстиции Е.Г. Шейрер (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Министерства от 20.09.2021 N 2154/р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" (т. 1, л.д. 8-16).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" (далее - третье лицо).
Одновременно с принятым к производству заявлением подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета Межрайонной ИНФС России N 10 по Оренбургской области осуществлять государственную регистрацию реорганизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть".
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2021 с учетом определения об исправлении опечатки от 30.11.2021 заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области запрещено осуществлять регистрационные действия, связанные с реорганизацией государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области "Оренбургкоммунэлектросеть" в форме преобразования (т. 1, л.д. 3-5).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 N 18АП-589/2022 по делу N А47-14914/2021 определение суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер оставлено без изменения.
18.05.2022 заявителем представлено в суд письменное уточнение заявленных требований, согласно которому Прокурор просит суд признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154/р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 № 741-р, от 29.04.2022 № 795-р), то есть с учетом изменений внесенных в оспариваемое распоряжение, в том числе и после принятия заявления к производству.
В ходе судебного заседания 19.05.2022 уточнения заявленных требований арбитражным судом прияты в соответствии со ст. 49 АПК РФ путем вынесения протокольного опредления.
Представители заявителя требования считают обоснованными, поддерживают по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений. Полагают, что министерством при вынесении оспариваемого распоряжения допущены нарушения ст. 6 Закона Оренбургской области от 28.06.2004 №1278/197-III-ОЗ, ст. 11, п. 2 ст. 15 Закона от 21.12.2001 №179-ФЗ, п. 3 ст. 11 Закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, приватизация ГУП «ОКЭС» осуществляется без учета Закона Оренбургской области от 30.11.2009 №3265/748-IV-ОЗ и без соблюдения одного из основных принципов планирования – социально-экономической обоснованности, в отсутствии соблюдения процедуры подготовки приватизации имущественного комплекса, что позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого распоряжения публичным интересам, интересам населения Оренбургской области.
Представители заинтересованного лица требования не признают по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях, возражениях.
Представитель третьего лица поддерживает правовую позицию Министерства, представило в материалы дела отзыв на заявление (от 27.12.2021), дополнительные пояснения (от 05.03.2022), согласно которым считает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требовании заявителя, а именно: отсутствует одновременное несоответствие решения уполномоченного органа закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя (лиц, в интересах которых подано заявление).
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Законом Оренбургской области от 20.12.2019 № 2010/527-VI-OЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена Программа приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 и 2022 годы согласно приложению 22 к указанному Закону.
Раздел II Программы определяет областное имущество, приватизация которого планируется в 2020 году. В указанный раздел включен перечень государственных унитарных предприятий Оренбургской области, которые планируется приватизировать в 2020 году, а именно - ГУП «ОКЭС».
Начатые в 2020 году мероприятия по приватизации ГУП «ОКЭС» по объективным причинам не были завершены в изначально запланированный срок, в связи с чем, при планировании мероприятий по приватизации на последующий плановый период 2021-2023 годы осуществлено продление сроков проведения мероприятий по приватизации ГУП «ОКЭС».
Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области издано распоряжение №2154-р от 20.09.2021 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», согласно которому во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», на основании Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона Оренбургской области «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области» и Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года № 5-ук, с учетом аудиторского заключения ООО «Аудиторская фирма «Слог-Аудит» № 3 ОЗ от 22 марта 2021 года государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приватизируется путем преобразования в акционерное общество «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» с уставным капиталом 6 122 134 000 рублей, состоящим из 61 221 340 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.
Согласно пунктам 2, 3 данного распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» согласно приложению № 1; утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» согласно приложению № 2.
28.09.2021 прокуратурой Оренбургской области вынесен протест №7/1-18-2021 на распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, ввиду его противоречия федеральному и областному законодательству.
Министерством был рассмотрен протест прокуратуры и дан ответ от 13.10.2021 №АС-12-22/26813, в котором указано, что довод о нарушении ст. 37 Закона №178-ФЗ, согласно которому в оспариваемом распоряжении не определен председатель совета директоров, признан обоснованным, в связи с чем, распоряжением министерства от 13.10.2021 №2335-р внесены изменения в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, в части определения состава совета директоров предприятия.
Распоряжением министерства от 25.11.2021 №2716-р внесены изменения в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, в части включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств.
Распоряжением министерства от 07.12.2021 №2875-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р внесены изменения, в том числе, касающиеся исключения объектов газоснабжения из перечня имущества, подлежащего приватизации, и включения их в перечень объектов, не подлежащих приватизации.
Распоряжением министерства от 07.12.2021 № 2875-р в преамбулу распоряжения от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» внесены изменения, а именно «слова «Во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» заменены словами «Во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области 20 декабря 2019 года № 2010/527-VI-OЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год, утвержденного Законом Оренбургской области 18 декабря 2020 года № 2558/716-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Распоряжением министерства от 22.04.2022 № 741-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 15.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 № 2875-р) внесены изменения, в части включения в состав объектов подлежащих приватизации: земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, используемых предприятием на основании разрешений на размещение, объектов недвижимости (ТП и других), находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения.
Уставный капитал ГУП «ОКЭС» определен в размере 5 579 421 000 руб., состоящий из 55 794 210 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.
В соответствии с внесенными изменениями:
- в части земельных участков: подраздел 1.1.1 Земельные участки и объекты природопользования раздела 1. Основные средства приложения № 1.1. «Перечень объектов подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приложения № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»» изложен в новой редакции, а именно включено 1066 земельных участков (из которых: 54 - земельные участки, используемые предприятием на праве аренды, 1012 - земельные участки, используемые на основании разрешений на размещение соответствующих объектов, на которых расположены объекты недвижимости предприятия).
- в части объектов недвижимости: из раздела 1 «Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения» приложения № 2 «Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» исключены пункты № 1 - № 134.
В приложении № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»»:
- подраздел 1.2.1. «Здания (помещения в зданиях)» раздела 1.2. «Здания (помещения в зданиях) и сооружения (части сооружений)» дополнен новыми пунктами № 620 - № 704 (85 объектов);
- подраздел «Передаточные устройства» раздела 1.3.2. «Передаточные устройства, машины и оборудование» раздела 1.3 «Машины, оборудование, инвентарь» дополнен новыми пунктами № 10 867 - № 10 868 (2 объекта);
- раздел 5 «Доходные вложения в материальные ценности» дополнен новыми пунктами № 7716 - № 7762 (47 объектов).
Таким образом в указанной части доводы заявителя, изложенные в заявлении от 25.11.2021 № 8-53а-2021, с учетом ходатайства об уточнении от 02.202.2022 № 8-53а-2021 (т.д. 6, л. д 2-10), в части состава приватизируемого имущества заявителем признана, указанные недостатки устранены.
Вместе с тем, не включены в состав приватизируемого имущества 49 земельных участков, из которых:
- 35 - используемые на основании разрешения на размещение объектов движимого имущества;
- 11 - в границах которых отсутствуют объекты недвижимого имущества;
- 3 - находящиеся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, в долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» с расчетом обязательств пропорционально размеру доли, обремененные правами третьих лиц (на земельном участке помимо объектов недвижимости предприятия расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам).
Распоряжением министерства от 29.04.2022 № 795-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р внесены изменения, утвержден Устав согласно приложению к настоящему распоряжению.
В ходе судебного заседания представители Министерства пояснили, что Распоряжением министерства от 29.04.2022 № 795-р утверждена редакция Устава с измененным размером уставного капитала в сумме 5 579 421 000 руб., что обусловлено изменением состава приватизируемого имущества с учетом доводов Прокуратуры.
Письмом от 20.12.2021 № АС-12-22/33313 министерство предложило прокуратуре рассмотреть вопрос об урегулировании спора, учитывая внесенные изменения в оспариваемое распоряжение об условиях приватизации. Указанное предложение было оставлено без удовлетворения со стороны заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий у заявителя на обращение в суд с настоящими требованиями, поскольку в данном случае прокурор действует в интересах Оренбургской области и неограниченного круга лиц, а также в защиту публичного интереса.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2, 8 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из смысла указанных норм следует, что для признания незаконным бездействия государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, исходя из смысла положений части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценка законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственного органа производится судом на момент его вынесения (совершения).
В настоящем случае, с учетом уточнения заявленных требований, оспаривается распоряжение Министерства от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 № 741-р, от 29.04.2022 № 795-р.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Установленный трехмесячный срок заявителем соблюден.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Оренбургской области от 28.06.2004 № 1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области» является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере приватизации государственного имущества, к компетенции которого отнесены, в том числе, следующие полномочия: представление Правительству Оренбургской области подготовленного проекта прогнозного плана (программы) приватизации на плановый период; осуществление реализации и исполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества в соответствии с федеральным законодательством о приватизации, министерство принимает решения о способах приватизации государственного имущества, издает распоряжения и иные акты, выполняет функции продавца государственного имущества, в том числе земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, координирует в соответствии с законодательством деятельность других органов в данной сфере.
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» принято министерством в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Способы приватизации определены в статье 13 Закона N 178-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 названного Закона к числу таковых относится преобразование унитарного предприятия в акционерное общество.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 названного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Распоряжением от 22.04.2022 № 741-р в оспариваемое распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 № 2875-р) внесены изменения, в части включения в состав объектов подлежащих приватизации: земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, используемых предприятием на основании разрешений на размещение, объектов недвижимости (ТП и других), находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с внесенными изменениями:
- в части земельных участков: подраздел 1.1.1. Земельные участки и объекты природопользования раздела 1. Основные средства приложения № 1.1. «Перечень объектов подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приложения № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»» изложен в новой редакции, а именно включено 1066 земельных участков (из которых: 54 - земельные участки, используемые предприятием на праве аренды, 1012 - земельные участки, используемые на основании разрешений на размещение соответствующих объектов, на которых расположены объекты недвижимости предприятия).
- в части объектов недвижимости: из раздела 1 «Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения» приложения № 2 «Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» исключены пункты № 1 - № 134.
В приложении № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»»:
- подраздел 1.2.1. «Здания (помещения в зданиях)» раздела 1.2. «Здания (помещения в зданиях) и сооружения (части сооружений)» дополнен новыми пунктами № 620 - № 704 (85 объектов);
- подраздел «Передаточные устройства» раздела 1.3.2. «Передаточные устройства, машины и оборудование» раздела 1.3 «Машины, оборудование, инвентарь» дополнен новыми пунктами № 10 867 - № 10 868 (2 объекта);
- раздел 5 «Доходные вложения в материальные ценности» дополнен новыми пунктами № 7716 - № 7762 (47 объектов).
Не включены в состав приватизируемого имущества 49 земельных участков, из которых:
- 35 - используемые на основании разрешения на размещение объектов движимого имущества;
- 11 - в границах которых отсутствуют объекты недвижимого имущества;
- 3 - находящиеся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, в долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» с расчетом обязательств пропорционально размеру доли, обремененные правами третьих лиц (на земельном участке помимо объектов недвижимости предприятия расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам).
Не включение указанных земельных участков обусловлено следующим:
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:
- находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
- занимаемых объектами недвижимости, указанными в п. 1 ст. 28, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Объекты предприятия, размещение которых на земельных участках осуществляется на основании разрешений, отвечают признакам п. 5 Перечня.
Учитывая, что в границах 46 земельных участков либо отсутствуют объекты недвижимости (и такой свободный земельный участок не предоставлен предприятию на праве аренды), либо расположены объекты движимого имущества, включение таких земельных участков, в состав приватизируемого имущества противоречит пунктам 1 и 2 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ.
Основанием приобретения земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора является неделимость указанного земельного участка и нахождение в его границах объектов недвижимости, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения, а другим лицам на ином виде права.
Как указывалось ранее, приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иное предусмотрено подпунктом 1 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором закреплено, что при отчуждении части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, отчуждение названного недвижимого имущества проводится без земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Передача земельного участка в собственность создаваемого хозяйственного общества приведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, определенного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, включение 3 земельных участков, находящихся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, земельных участков на которых расположены объекты, принадлежащие третьим лицам, противоречит нормам земельного законодательства и Федерального закона № 178-ФЗ.
Также предприятием используются земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде предприятия с расчетом обязательств пропорционально размеру доли.
Вместе с те, земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г.Оренбург не могут быть включены в состав приватизируемого имущества.
С учетом внесенных министерством изменений (в части включения в перечень объектов, подлежащих приватизации) произошло увеличение основных средств предприятия, соответственно также внесены изменения, предусматривающие увеличение размера уставного капитала.
В отношении довода о не включении в перечень имущества подлежащего приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0216011:787, 56:39:0105021:1, 56:44:0202007:9933, 56:44:0202002:18, 56:42:0231002:25, суд соглашается с позицией Министерства.
Указанные в приложении к письму ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» от 13.05.2022 № 09/2457 земельные участки находятся либо в федеральной, либо в муниципальной, либо в частной форме собственности, с обременением (некоторых) объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, правом постоянного (бессрочного) пользования.
В границах земельных участков с нижеследующими кадастровыми номерами расположены многоквартирные дома:
- 56:44:0202007:9933 (местоположение: <...> земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 56:44:0202007) - многоквартирный дом с местоположением <...>;
- 56:44:0202002:18 (<...>) - многоквартирный дом с местоположением: <...>;
- 56:42:0231002:25 (местоположение: <...>) - многоквартирный дом с местоположением: <...>.
Вид разрешенного использования указанных земельных участков подтверждает их формирование для целей размещения многоквартирных домов.
Размещение в границах участков многоквартирных домов подтверждается данными официального сервиса Росреестра «Публичная кадастровая карта».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», приведенным в п.п. 66, 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснениям, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является неделимым.
Осуществлять раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не представляется возможным.
Земельный участок с кадастровым номером 56:39:0105021:1 (местоположение: <...>) площадью 6 682 кв.м., относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена, и передан в долгосрочную аренду ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат».
На указанном земельном участке расположено здание «Дворец горняков» площадью 5 455 кв.м., находящееся в частной собственности, протяженное сооружение - тепловые сети, трансформаторная подстанция площадью 42,2 кв.м.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Министерство не уполномочено на распоряжение данным земельным участком.
Основания для разграничения указанного земельного участка в собственность Оренбургской области, из числа предусмотренных ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ, отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером 56:44:0216011:787 (местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Оренбург, пр-кт Гагарина), в границах которого расположено здание ТП № 1254, находится в частной собственности физических лиц.
Указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права и поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2021 года из земельного участка частной формы собственности с кадастровым номером 56:44:0216011:49.
На момент принятия распоряжения об условиях приватизации предприятия, земельный участок не существовал как объект права.
Тот факт, что все вышеуказанные земельные участки не относятся к собственности Оренбургской области, исключает возможность распоряжения ими (в том числе осуществлять преобразование, формирование земельных участков) министерством.
При таких обстоятельствах, основания для включения указанных земельных участков в состав приватизируемого имущества отсутствуют.
Решением Оренбургского областного суда от 07.12.2021 по делу №3а-1762/2021, оставленным без изменения Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции от 15.03.2022 по делу № 66а-619/2022, административное исковое заявление прокурора Оренбургской области удовлетворено. Суд постановил: «Признать не действующими Раздел II приложения N 21 "Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы", утвержденный законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятый постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2558, в части слов: "Мероприятия по приватизации, начатые ранее и не завершенные в 2020 году, подлежат завершению (продолжению) в последующие годы на основании Программы приватизации" - со дня вступления решения в законную силу.».
Как следует из судебных актов суда общей юрисдикции, в разделе 1 Прогнозного плана (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год указано, что в Программу приватизации на 2021 год планируется включить одно хозяйственное общество, доля в уставном капитале которого находится в собственности Оренбургской области.
Между тем, второй абзац приложения II, помимо поименованного в перечне планируемого к приватизации в 2021 году одного общества, дополнен указанием на продолжение мероприятий по приватизации государственного имущества, начатых ранее и не завершенные в 2020 году.
В разделе III Прогнозного плана определен прогноз поступлений в областной бюджет денежных средств от продажи государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, а также затрат на проведение предпродажной подготовки по приватизации областного имущества.
Суд первой инстанции в решении по делу №3а-1762/2021 с учетом анализа приведенных норм федерального законодательства и законодательства Оренбургской области, пришел к выводу, о том, что оспариваемое нормативное положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание относительно объектов приватизации государственного имущества в планируемом периоде в соотношении к прогнозируемым поступлениям в бюджет от продажи государственного имущества и затрат на проведение мероприятий по приватизации, приводит к возможности его произвольного применения, что является основанием для признания оспариваемого положения недействующим и руководствуясь разъяснениями, содержащихся в абзаце 3 пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" решил признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В рамках настоящего спора прокуратура настаивает на том, что мероприятия по приватизации ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» в 2021 году проводились без законных оснований, а именно без включения в план (программу) приватизации на 2021 год сведений о приватизации указанного предприятия, и настаивает на том, что нормативный правовой акт должен быть признан недействительным с момента его принятия, а не с момента вступления решения суда в законную силу (15.03.2022).
Указанный довод судом отклоняется.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеуказанных разъяснений, суду, признающему нормативный правовой акт не действующим, принадлежит право определения конкретного момента, с которого данный акт следует признавать не действующим.
В рассматриваемом случае арбитражным судом первой инстанции установлено, что нормативный акт признан не действующим судом общей юрисдикции с момента вступления решения в законную силу – в данном случае 15.03.2022.
Заявитель не вправе самостоятельно изменять содержание судебного акта, в том числе, трактовать его буквальное содержание, иначе, чем это написано в самом судебном акте.
Таким образом, оснований для ретроспективного применения последствий признания Оренбургским областным судом, Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции, не действующим Раздела II приложения N 21 "Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы", утвержденный законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятый постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2558 в оспоренной части, не имеется.
Оспариваемые положения нормативного акта признаны не действующими с даты вынесения апелляционного определения (15.03.2022), а не с момента принятия оспариваемого нормативного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что распоряжения министерства от 05.08.2020 № 1852-р «О подготовке к приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приняты на основании действующей на момент их принятия Программы приватизации.
Законом Оренбургской области от 16.12.2021 № 153/55-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области от 18.12.2020 №2558/716-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Приложение № 21 «Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы» изложено в новой редакции (перечень имущества сгруппирован по видам экономической деятельности, способ и срок приватизации указан в отношении каждого хозяйствующего субъекта, также указано, что в программу приватизации включены предприятие и хозяйственные общества, приватизация которых не завершена в предыдущем периоде).
Внесение изменений было обусловлено устранением тех недостатков в нормах Закона Оренбургской области, на которые было указано в решении Оренбургского областного суда, а именно, что оспариваемые нормы не отвечают критерию формальной определенности, а их содержание не обеспечивает однозначное понимание относительно объектов, подлежащих приватизации в планируемом периоде.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, установлены статьей 30.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Приватизация объектов электросетевого хозяйства допускается при условии обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.
По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является защита потребителей энергии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2019 N 305-ЭС18-13450).
Обременением устанавливается обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3); а также указывается максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в п. 1 указанной статьи имущества (пункт 6).
Довод прокуратуры о нарушении п. 6 ст. 30.1 Федерального закона № 178-ФЗ, поскольку условиями утвержденных эксплуатационных обязательств не предусмотрен допустимый объем не предоставления соответствующих услуг, превышение которого является существенным нарушением эксплуатационного обязательства, отклоняется.
Министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области утверждена инвестиционная программа ГУП «ОКЭС» на 2020-2024 годы (от 31.10.2019 № 11/4749).
Распоряжением министерства от 25.11.2021 № 271 б-р внесены изменения в оспариваемое распоряжение об условиях приватизации, в части включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств.
В п. 3 условий эксплуатационных обязательств АО «Оренбургкоммунэлектросеть», создаваемого в порядке преобразования ГУП «ОКЭС», утвержденных распоряжением министерства от 25.11.2021 № 271 б-р, определено, что ответственность перед потребителями, гарантирующими поставщиками, энергетическими компаниями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качества устанавливается в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
В эксплуатационных обязательствах указан максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства:
для первой и второй категории надежности электроснабжения допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть больше соответствующих величин, предусмотренных третьей категорией надежности электроснабжения;
для третьей категории надежности электроснабжения допустимое число отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Объем потребления электрической энергии определяется либо на основании показаний приборов учета, либо на основании расчетов (в случае внедоговорного потребления электрической энергии, потреблении электрической энергии в отсутствие приборов учета), то есть за фактически принятое количество электрической энергии.
Объем услуг зависит непосредственно от нужд потребителя, мощности его энергопринимающих устройств, количества часов использования энергопринимающего оборудования, потребности и необходимости оказания услуг самому потребителю (то есть зависит от субъективных факторов потребителей).
Максимальный период прекращения и допустимый объем непредоставления указаны в эксплуатационных обязательствах в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых актов, максимальный период прекращения электроснабжения и допустимый объем не предоставления электрической энергии в эксплуатационных обязательствах выражен в часах.
Довод заявителя о противоречиях в общей стоимости земельных участков приватизируемого предприятия также подлежит отклонению.
Во исполнение распоряжения министерства от 05.08.2020 № 1852-р «О подготовке к приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» предприятием в ноябре 2020 года запрошены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельные участки, сформированные и используемые для размещения объектов капитального строительства, находящихся на балансе предприятия и закрепленных на праве хозяйственного ведения.
Полученная предприятием информация о характеристиках земельных участков (в том числе, кадастровой стоимости) учтена предприятием при подготовке документов во исполнение распоряжения министерства от 05.08.2020 № 1852-р и использована аудитором (ООО «Аудиторская фирма «Слог-Аудит») при подготовке аудиторского заключения по результатам проверки промежуточной финансовой отчетности ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть».
Отбор аудитора произведен министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Результаты исполнения контракта - аудиторское заключение и письменная информация по результатам проведения аудита промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» по состоянию на 31.01.2021 представлены аудитором в соответствии с условиями контракта и техническим заданием.
Аудит проводился с целью подтвердить: состав имущественного комплекса ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть»; достоверность результатов инвентаризации имущества, в том числе прав на результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности, его обязательств, в том числе мобилизационных заданий, сервитутов, полноту и правильности учета такого имущества, прав на результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности и его обязательств, их отражения в промежуточной бухгалтерской отчетности; правильность составления промежуточного бухгалтерского баланса. Техническим заданием установлены формы, которые в обязательном порядке должны содержаться в письменной информации аудитора. Одной из таких форм являются сведения о земельных участках. Содержащаяся в приложении №6 к отчету аудитора информация о кадастровой стоимости земельных участках соответствует данным выписок из ЕГРН на ноябрь 2020 года.
В 2020 году в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и постановлением Правительства Оренбургской области от 28.09.2017 № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» проведена государственная кадастровая стоимость земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Результаты утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 15.10.2020 № 858-пп, которое применяется для целей, установленных законодательством с 1 января 2021 года.
Целью аудита не являлось подтверждение достоверности и правильности отражения кадастровой стоимости используемых предприятием земельных участков, которые не учитываются в составе внеоборотных активов, информация о них не отражена в промежуточном бухгалтерском балансе предприятия на 31.01.2021 (в соответствии с учетной политикой ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» используется забалансовый учет земельных участков), в связи с чем, в письменной информации аудитора использованы данные о кадастровой стоимости земельных участков, подготовленные на основании данных ЕГРН от ноября 2020 года.
Стоимость земельных участков, входящих в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 3 статьи 11 Закона N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о приватизации расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
В распоряжении об условиях приватизации при формировании состава подлежащих приватизации земельных участков стоимость земельных участков принята равной их кадастровой стоимости по состоянию на 31.01.2021 (дата составления промежуточного баланса).
Размер кадастровой стоимости всех земельных участков, включенных в состав приватизируемого имущества, указан в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости данных участков по состоянию на 31.01.2021, а также балансовой стоимости объектов (движимого и недвижимого имущества), вошедших в состав приватизируемого имущества .
Довод заявителя о необходимости использования данных последнего бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2021 является необоснованным, противоречащим требованиям ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ.
Кроме того, с даты проведения инвентаризации имущества ГУП «ОКЭС» по состоянию на 31.01.2021 министерством принимались решения о закреплении за предприятием специализированного имущества (объекты электросетевого хозяйства), принятого в собственность Оренбургской области из муниципальной собственности, а также собственности юридических и физических лиц, с целью передачи их на квалифицированное обслуживание ГУП «ОКЭС», приняты решения о передаче от ГУП «ОКЭС» имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности.
С учетом произошедших с 31.01.2021 по 01.09.2021 изменений в составе основных средств, для отражения полного состава подлежащего приватизации имущества, министерством в расчете балансовой стоимости подлежащих приватизации активов по строке «Основные средства» учтена сумма 4 430 512 тыс. руб. (рассчитана следующим образом: сумма основных средств на 31.01.2021 - 4 380 708 тыс. руб. увеличена на 64 114 тыс. руб. (размер основных средств, принятых предприятием на баланс) и уменьшена на 14 310 тыс. руб. (размер основных средств, снятых с баланса).
В соответствии с распоряжением министерства № 2154-р в десятидневный срок с даты государственной регистрации акционерного общества «Оренбургкоммунэлектросеть» руководителю созданного акционерного общества поручено подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП «ОКЭС» и представить его в министерство для утверждения.
В передаточном акте должно быть указано, что государственное унитарное предприятие передало, а созданное акционерное общество приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс.
В данном акте также указывается на то, что он является документом, подтверждающим правопреемство акционерного общества с учетом всех изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые должниками.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первая бухгалтерская (финансовая) отчетность созданного путем реорганизации юридического лица составляется на основе утвержденного передаточного акта и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период до даты государственной регистрации возникшего в результате реорганизации юридического лица.
В соответствии с законодательством о вступительной бухгалтерской отчетности созданного в результате реорганизации акционерного общества на дату государственной регистрации юридического лица данные об имуществе, обязательствах должны быть заполнены на основе утвержденного в установленном порядке передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного унитарного предприятия, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.
Таким образом, все хозяйственные операции, произведенные в период с даты составления промежуточного бухгалтерского баланса (в случае ГУП «ОКЭС» - по состоянию на 31.01.2021) до даты государственной регистрации акционерного общества будут отражены в бухгалтерской отчетности акционерного общества, составленной на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица.
Доказательств того, что распоряжение министерства содержит недостоверную информацию о кадастровой стоимости земельных участков и об их суммарной стоимости, материалы дела не содержат и заявителем не представлены.
Довод заявителя о нарушении п. 3 ст. 11 Федерального закона №178-ФЗ при утверждении устава акционерного общества, в части отсутствия в Уставе общества конкретного перечня вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, для принятия которых требуется квалифицированное большинство, судом отклоняется.
В соответствии с нормами Федерального закона № 208-ФЗ устав акционерного общества содержит в себе перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (п. 15.2), совета директоров общества (п. 16.12. - 16.12.25), исполнительного органа (п. 17.2), порядок принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления обществом (п. 15.4, 16.20), сроки проведения годового общего собрания акционеров.
Применительно к порядку принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления обществом, определено, что решение принимается большинством голосов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 11 Федерального закона № 208-ФЗ допускает, но не обязывает, включение в устав общества перечня вопросов, решение по которым принимается органами управления общества единогласно.
Перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества единогласно, определен Федеральным законом №208-ФЗ.
Из материалов дела следует, что приватизация предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество, 100% акций которого находятся в государственной собственности Оренбургской области.
Согласно п. 2 статьи 39 Закона о приватизации в случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества.
Пунктом 3 ст. 47 Федерального закона № 208-ФЗ определено, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
При этом положения главы VII. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Вместе с тем, согласно п. 15.2 Устава общества установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров.
Пунктом 15.4 Устава установлено, что Решение Общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в собрании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Такая модель регулирования спорных отношений, содержащая отсылку к требованиям законодательства об акционерных обществах, в части определения круга вопросов, для принятия которых необходимо квалифицированное большинство, не противоречит действующему законодательству
Довод заявителя о не размещении информации о распоряжениях на сайте torgi.gov.ru, судом не принимается, поскольку само по себе не размещение распоряжений на указанном сайте не влечет за собой недействительность данных ненормативных актов, поскольку такое последствие действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, судом не выявлено нарушений принципов, установленных ст. 2 Федерального закона № 178-ФЗ принципов приватизации государственного/муниципального имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", законность оспариваемого ненормативного правового акта подлежит проверке на момент принятия такого акта, вместе с тем, учитывая, что заявителем были уточнены требования и оспаривается распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154/р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» в редакции распоряжений от 13.10.2021 №2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 №741-р, от 29.04.2022 № 795-р, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая отсутствие совокупности предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого распоряжения недействительным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые на основании определения от 29.11.2021 по данному делу, отменить после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья А.А. Александров