АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-9101/2023
14 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 14 декабря 2023 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Юдина В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аршимбаевой А.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (г. Оренбург, ОГРН 1035605500810, ИНН 5612014496) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Город Бугуруслан» (ОГРН 1085658026299, ИНН 5602020772)
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Макарычева Виктора Евгеньевича, Базюк Ирины Николаевны, Степановой Татьяны Ивановны,
о взыскании 19 889 руб. 96 коп. ущерба.
В судебном заседании приняли участие:
от истца – Тихонова Е.А.,
от ответчика, третьих лиц – явки нет.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Город Бугуруслан» о взыскании 19 889 руб. 96 коп. убытков (с учетом уточнения).
В ходе судебного заседания истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик, третьи лица письменный отзыв на исковое заявление в материалы дела не представили.
Ходатайств о необходимости предоставления дополнительных доказательств сторонами не заявлено, в связи с чем, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Город Бугуруслан» зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ - Оренбургское РО ФСС РФ.
Макарычев Виктор Евгеньевич, Степанова Татьяна Ивановна состоят на учете в ОСФР по Оренбургской области как получатель страховой пенсии по старости.
16.10.2020 страхователем МБОУ «СОШ № 2» был представлен отчет по форме СЗВ-М с типом «исходный» за сентябрь 2020 года, в котором сведения о застрахованных лицах Макарычеве В.Е. Степановой Т.И. отсутствуют, в связи с чем с 01.09.2020 произведен перерасчет их пенсии с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексация фиксированной выплаты к пенсии на установленный статьями 7, 8 Закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ коэффициент.
24.11.2020 страхователем МБОУ «СОШ № 2» представлен отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года с типом «дополняющий», согласно которому Макарычев В.Е., Степанова Т.И. состоят в перечне застрахованных лиц.
Данное обстоятельство повлекло за собой необоснованность выплаты пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсии на коэффициент, установленный пунктами 7, 8 статьи 10 Закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ.
Таким образом, за период 01.09.2020 по 31.12.2020 Макарычеву В.Е. излишне выплачена пенсия в размере 7 931 руб. 72 коп., Степановой Т.И. - 11 958 руб. 24 коп., а всего 19 889 руб. 96 коп.
В адрес ответчика направлено требование о возмещении расходов.
Требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Заслушав пояснения истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ и пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума от 24.03.2016 N 7) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно пункту 5 постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 по смыслу статьи 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В силу указанных положений возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, в силу статьи 65 АПК РФ должно доказать факт нарушения своего права противоправными действиями (бездействием) ответчика, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Правоотношения между сторонами возникли ввиду излишнего перечисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком подлежат правовому регулированию нормами специального законодательства –Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон N 255-ФЗ, применяемый в редакции, действовавшей в спорный период).
Обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) заключается в исполнении страховщиком, а в отдельных случаях, установленных данным Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Законом N 255-ФЗ (пункт 3 статьи 1.2).
Лица, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Страховым случаем признается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных данным Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение,посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом (пункты 2, 3 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона №173-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 указанной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 Закона № 400-ФЗ, согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закон № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» о дополнительной ответственности работодателя в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии по отношению к ответственности работника, описывается ситуация, когда в связи с неисполнением соответствующей обязанности как работодателем, так и работником указанный ущерб подлежал взысканию в первую очередь именно с работника, однако в связи с невозможностью такого возмещения в силу определенных обстоятельств непосредственно работником (как виновным лицом, причинившим ущерб) обязанность по возмещению ущерба возлагается на работодателя.
Согласно правовой позиции судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Частью 6 статьи 16 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Закон № 385-ФЗ), который внес изменения в Закон № 400-ФЗ.
Статья 26.1 Закона № 400-ФЗ регулирует выплату страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (иной) деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 указанного закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения).
В соответствии со статьей 7 Закона № 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 7 Закона № 385-ФЗ установлено, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности установлен статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ следующим образом.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 ФЗ № 400-ФЗ).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице необходимые сведения (пункт 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ).
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ).
Как указано выше, страхователем в сроки, установленные пунктом 2.2. статьи 11 Закона №27-ФЗ, в ГУ ОПФ РФ по Оренбургской области отчетность по форме СЗВ-М с типом «исходная» за май 2020 представлена не была.
Истцом произведен перерасчет пенсии с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсии, установленные пунктом 7 статьи 10 Закона №350-ФЗ.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закон № 400-ФЗ.
Ответчиком истцу 16.10.2020 представлен отчет по форме СЗВ-М с типом «исходная» за сентябрь 2020 года с указанием сведений о работе Макарычеву В.Е. Степановой Т.И. в спорный период.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах осуществление ГУ ОПФ РФ по Оренбургской области перерасчета пенсии Макарычеву В.Е. Степановой Т.И. с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсии произведено истцом в соответствии пунктом 7 статьи 10 Закона №350-ФЗ, частью 2 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд отмечает, что представление ответчиком уточняющего отчета 24.11.2020 привело к необоснованности выплаты пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсий на коэффициент, установленный пунктами 7, 8 статьи 10 Закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом пенсионного фонда, ежемесячно не иначе чем на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ), ввиду чего непредставление соответствующей отчетности в отношении пенсионера является основанием для индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Представление же отчетности в отношении пенсионера за последующие периоды не является достаточным основанием для отказа пенсионеру в этой индексации, поскольку в силу прямого указания ч. 8 ст. 26.1 ФЗ № 400-ФЗ возобновление работы пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии не влечет за собой отмену этой индексации.
О том, что отсутствовали основания для индексации пенсии, Пенсионный фонд не должен был узнать ранее получения отчетности за сентябрь 2020 года по форме СЗВ-М, которая была сдана 24.11.2020.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что лицом, обязанным возместить истцу ущерб, является МБОУ «СОШ № 2», поскольку излишняя выплата пенсии в спорном размере Макарычеву В.Е. Степановой Т.И. связана с непредставлением сведений в отчетности по форме СЗВ-М с типом «исходная», представление которых входит исключительно в обязанности работодателя.
Согласно представленному в материалы дела расчету исковых требований, общий размер переплаты пенсии Макарычеву В.Е. Степановой Т.И. за период с 01.09.2020 по 31.12.2020, произведенной на основании представленных страхователем неполных сведений по форме СЗВ-М с типом «исходная» в спорный период составил 19 889 руб. 96 коп.
Возражений по расчету ответчиком не заявлено.
Арифметическая составляющая расчета судом проверена, признана правильной.
Необоснованное применение повышающего коэффициента в указанный период обусловлено непредставлением ответчиком исходной отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждено, что по вине страхователя (ответчика) образовалась переплата пенсии Макарычеву В.Е. Степановой Т.И. в сумме 19 889 руб. 96 коп.
Вина ответчика и причинная связь между предоставлением неполных сведений и причинением вреда Пенсионному фонду в указанной части доказана материалами дела.
Признаков совместного причинения вреда работником и работодателем, либо причинения вреда работником в ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Виновные действия ответчика судом установлены и подтверждаются материалами дела.
Судом установлено отсутствие недобросовестности со стороны МБОУ «СОШ № 2», следовательно, Пенсионный фонд, обращаясь в суд с иском о взыскании излишне выплаченной пенсии с работодателя, представившего ранее указанные неполные сведения, избрал надлежащий способ защиты своих прав.
Более того, взыскание с пенсионеров Макарычева В.Е., Степановой Т.И.. излишне выплаченной пенсии в данном случае противоречит положениям пункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение и направляются на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; доставку пенсий; иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Частью 1 статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании убытков в размере 19 889 руб. 96 коп.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, как с проигравшей стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 171 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Город Бугуруслан» в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области сумму убытков в размере 19 889 руб. 96 коп.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципального образования «Город Бугуруслан» в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб. 00 коп.
Исполнительные листы выдать истцу и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья В.В. Юдин