АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-10796/2018
14 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года
В полном объеме решение изготовлено ноября 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой Ольги Алексеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атаевой Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления образования администрации муниципального образования город Новотроицк, Оренбургская область г. Новотроицк, ОГРН 1035603251221, ИНН 5607005908,
к Министерству внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области
об изменении постановления по делу об административном правонарушении № 83 от 31 июля 2018 г., уменьшении размера административного штрафа с 334 262 (триста тридцать четыре тысячи двести шестьдесят два) рублей до ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представитель Управления образования администрации муниципального образования город Новотроицк по доверенности Эржанов Р.А. (после перерыва не явился) и представитель Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области по доверенности Федоренко И.П.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.10.2018 по 07.11.2018.
Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об изменении постановления Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области (далее – ответчик, Министерство) по делу об административном правонарушении № 83 от 31.07.2018 в части размера административного штрафа, уменьшив его размер с 334 262 руб. до ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования, просит снизить размер штрафа, указывая, что источником финансирования Управления как казенного учреждения, являются целевые бюджетные средства, выделяемые из бюджета г. Новотроицк, по состоянию на 01.08.2018г. муниципальный долг составляет 172,730 млн.руб., в связи с чем бюджет г. Новотроицк не располагает денежными средствами на оплату штрафа в размере, указанном в оспариваемом постановлении.
Представитель Министерства просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывает на отсутствие исключительных обстоятельств, наличие которых стало бы основанием для снижения размера штрафа менее минимального размера, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом в открытом судебном разбирательстве установлены следующие фактические обстоятельства.
Министерством на основании приказа от 08.05.2018 № 53-од в период с 10.05.2018 по 06.06.2018 в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новотроицк проведена внеплановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении бюджета муниципального образования город Новотроицк за период с 01.01.2017 по 30.04.2018.
В ходе проверки установлен факт нарушения порядка использования субвенции, предоставленной из бюджета Оренбургской области бюджету муниципального образования город Новотроицк на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и общеобразовательных организациях, что зафиксировано в акте проверки от 06.06.2018.
Так в 2017 году в 16 муниципальных общеобразовательных учреждениях и в 16 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в нарушение положений пункта 11 Порядка № 874-п за счет предоставленных учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания, источником финансового обеспечения которых являлась, в том числе Субвенция из областного бюджета, произведено финансирование расходов, не предусмотренных положениями Порядка № 874-п на общую сумму 6 357,33 тыс.руб., а именно на:
командировочные расходы, кроме курсовой подготовки педагогических работников, медицинский осмотр, установку средств криптографической защиты информации на ПЭВМ (подстатья 212) в сумме 286,061 тыс. рублей;
оплату налоговой недоимки (подстатья 213) в сумме 455,649 тыс. рублей;
оплату услуг связи, не включая интернет-трафик, (подстатья 221) в сумме 597,112 тыс. рублей;
оплату комиссии за переводы в рублях, за обслуживание расчетного счета, оказание услуг по информационному сопровождению программного обеспечения, выдачи сертификата ключа, проведения специальной оценки условий труда, квалифицированного сертификата для взаимодействия с государственными органами, обучения по программе «Охрана труда», курсов повышения квалификации (административно-управленческий персонал), подписки на периодические издания, услуг охраны, выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, обучения по программе пожарно-технического минимума (административно-управленческий персонал), услуг по организации мероприятий Всероссийской олимпиады школьников, обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (административно-управленческий персонал), неисключительных прав на программное обеспечение, оказания услуг по техническому сопровождению системы защиты информации, Dr. Web для школ, услуг по организации видеонаблюдения, передачи прав на расширение функционала VIPNET, утилизации списанного оборудования, обучения на курсе «Промышленная безопасность», комиссии банка за обслуживание, подписки на ИТС, обновление программного обеспечения АС «УРМ» для организации схемы исполнения бюджета, замера ученической мебели в аудиториях, проведение экспертизы нефинансовых активов на предмет их дальнейшего использования, медицинский осмотр, неисключительное передаваемое право использования всех версий программного продукта «Комплект Dr. Web для школ № 100, лицензия 12 месяцев», «Информационное сопровождение эксплуатации ПО «Государственные и муниципальные услуги в сфере образования», неисключительные права по регистрации ЭЦП сотрудника в системе СБИС, антивирусное программное обеспечение, за ПО «Мой офис Образование», за ИТС «Бюджет Проф» (подстатья 226) в сумме 3 313,795 тыс. рублей;
оплату пени, штрафов, налогов, государственной пошлины, командировочных расходов, кроме курсовой подготовки педагогических работников, компенсации за несвоевременную оплату труда, прочие расходы для организации и участия в мероприятиях (подстатья 290) в сумме 1 704,713 тыс. рублей.
Кроме того, в марте 2018 года 17 муниципальными общеобразовательными учреждениями в нарушение положений пункта 11 Порядка № 874-п за счет предоставленных им субсидий на выполнение муниципального задания, источником финансового обеспечения которых являлась, в том числе Субвенция из областного бюджета, произведено финансирование расходов, не предусмотренных положениями Порядка № 874-п, на общую сумму 327,925 тыс. рублей, а именно на:
командировочные расходы, кроме курсовой подготовки педагогических работников, (подстатья 212) в сумме 15,671 тыс. рублей;
оплату услуг связи, не включая интернет-трафик, (подстатья 221) в сумме 74,423тыс. рублей;
оплату комиссии за переводы в рублях, неисключительного права на использование программ, медицинского осмотра, взноса за участие в первенстве спортивного соревнования, подписки на периодические издания, подписки на информационно-техническое сопровождение, проведения VI международного форума лидеров образования, проведения научно-исследовательской работы, подключения к юридически значимому документообороту (подстатья 226) в сумме 209,256 тыс. рублей;
оплату недоимки, пени, командировочные расходы, кроме курсовой подготовки педагогических работников (подстатья 290) в сумме 9,387 тыс. рублей;
оплату пени, налогов, командировочные расходы, кроме курсовой подготовки педагогических работников (подстатья 296) в сумме 19,188тыс. рублей.
Министерство, сделав вывод о том, что Управление, заключив с образовательными учреждениями соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальные услуг (выполнение работ), в которых не установило цели расходования средств, определенные Порядком № 874-п и Соглашениями №7 от 13.01.2017 и от 09.01.2018, направило средства Субвенции в общей сумме 6 685,255 тыс. руб. на цели, не соответствующие целям, определенным правовыми документами, составило протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31.07.2018, Министерство, рассмотрев дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Управления, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесло Постановление № 83, признало Управление виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначило наказание в виде штрафа в размере 334 262 рубля, что составляет 5 % от суммы 6685255 руб. в отношении которой допущено нецелевое использование.
Не согласившись с размером санкции, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав документальные доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективную сторону правонарушения составляет нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в действиях, указанных в диспозиции статьи 15.14 Кодекса, за исключением случаев, когда такое действие содержит признаки уголовно наказуемого деяния.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Управления в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Процедура привлечения Управления к административной ответственности проверена судом, нарушений не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд не усматривает основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из смысла указанных норм, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, а также цель создания и специфику деятельности Управления, являющегося казенным учреждением, суд приходит к выводу, что назначенный размер штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа – 167 131 руб. (334262 / 2).
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Управления образования администрации муниципального образования город Новотроицк удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении №83 от 31 июля 2018 г. Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области признать незаконным в части размера штрафа, превышающего 167 131 руб.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, жалобы подаются через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.А. Вернигорова