НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 06.10.2014 № А47-4753/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-4753/2014

13 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вакуленко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орентрейд Оренбург» (Оренбургская область, Оренбургский район, с. Ивановка) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (г. Нижний Новгород) о признании незаконным и отмене постановления № 3/98Ю от 01.04.2014г. о назначении административного наказания,

при участии представителей:

от заявителя – Фурмана Г.Л. – представителя (доверенность от 30.05.2014 года, постоянная; паспорт);

от заинтересованного лица – не явились, извещены надлежащим образом в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее в тексте – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.09.2014 года по 06.10.2014 года до 12 часов 30 минут.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Орентрейд Оренбург» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 3/98Ю от 01.04.2014г. о назначении административного наказания, принятого Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО).

Представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме, заявляя об отсутствии в действиях общества прямого умысла, и, соответственно состава административного правонарушения.

Заявление мотивировано тем, что состав административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) характеризуется преднамеренным введением в заблуждение административного органа, заведомым искажением данных в декларациях. В рассматриваемой ситуации допущена ошибка, которая была устранена путем представления декларации в бумажном виде согласно данным первичных бухгалтерских документов, а также уточненной декларации в электронном виде – 04.03.2014г.

Как указывает заявитель, используемое обществомпрограммное обеспечение «Контурн.Экстерн Декларант Алко» не содержит модуля предварительной проверки отправленных данных, при распечатывании декларации в бумажном виде, нарушений выявленных при подаче деклараций в электронном виде не обнаружено.

Фактически о наличии разночтений в отправленных и принятых данных обществу стало известно только из определения о возбуждении административного расследования.

В заявлении, поданном в арбитражный суд, общество также просит восстановить срок на обращение в суд, поскольку период просрочки является не существенным. В качестве причины пропуска срока заявитель указывает на выпадение в общий срок на обжалование 7 нерабочих дней (майские праздники).

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.

В представленном в материалы дела письменном отзыве, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО, возражает против удовлетворения заявленных требований. При этом заинтересованное лицо указывает на доказанность факта административного проступка ООО «Орентрейд Оренбург», в связи с чем, просит в удовлетворении требования отказать.

Рассмотрев заявленное заявителем ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, суд пришел к выводу о том, что указанное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку срок заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 11.02.2014 проверки при осуществлении контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО проверены данные ООО «Орентрейд Оренбург», отраженные в декларациях по формам согласно приложениям к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (далее по тексту - Правила) за 4 квартал 2013 года.

В результате анализа данных деклараций административным органом установлено несоответствие и искажение данных деклараций № 5 (декларация об объеме этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), № 6 (декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), № 7 (декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) за проверяемый период.

По данному факту Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование.

11.03.2014 года в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении № 2/98Ю по статье 15.13 КоАП РФ.

Материалы административного дела рассмотрены 01.04.2014 года и вынесено постановление № 3/98Ю о привлечении ООО «Орентрейд Оренбург» к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражным суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 3/98Ю от 01.04.2014г. о назначении административного наказания.

Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

ООО «Орентрейд Оренбург» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.02.2013 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (по тексту - Закон № 171-ФЗ) организация осуществляющая производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязана осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок предоставления декларации установлен Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (далее в тексте - Правила).

Декларации об объемах производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняются в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее по тексту – Порядок).

Согласно статьи 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ правонарушения характеризует включение в декларации заведомо искаженных данных.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетеля, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно положения, закрепленного в Определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2005г. № 122-О назначение административного наказания за нарушения тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности или виновности.

В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, поэтому доказывание вины возложено на административный орган.

Исходя из смысла статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включение в декларацию заведомо искаженных данных предполагает не любое искажение сведений, а заведомое искажение данных, касающихся объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и административная ответственность наступает при доказанности вины в форме умысла.

Недоказанность заведомого характера искажения данных (например, из-за опечаток, технических ошибок, неточностей и так далее) свидетельствует об отсутствии состава данного административного правонарушения.

Как следует их материалов дела, в вину обществу вменяется отражение объемов закупленной продукции в декларации № 5 и декларации № 7.

Так, по декларации № 5 в графе 14 отражена закупка продукции в общем объеме 28920,26 дал, тогда как по декларации № 7 объемы закупок не отражены. Поскольку данные декларации № 7 конкретизируют данные декларации № 5, выявлено искажение ввиду неотражения указанных данных в графе 20 по декларации № 7 за 4 квартал 2013 года на 28920,26 дал.

В указанных декларациях также должны совпадать общие объемы возвращенной от получателей продукции (по кодам продукции). По декларации № 5 в графе 11 отражен возврат продукции от получателей в общем объеме - 154,72 дал, тогда как по декларации № 7 в разделе «Сведения об объемах а этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в графе 20 - 29074.98 дал. Поскольку данные декларации № 7 конкретизируют данные декларации № 5, выявлено искажение ввиду занижения указанных данных в графе 11 по декларации № 5 за 4 квартал 2013 года на 28920,26 дал.

Согласно Порядку заполнения по декларации № 5 в графе 14 «всего» указывается общий объем поступившей продукции (п. 7.2); по декларации № 7 в графе 20 «объем закупленной продукции» - объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам (п. 9.2). По отчету «Сопоставление данных деклараций по организации детализация» АИС при сопоставлении данных по декларациям №№ 5, 7 за 4 квартал 2013 года общества выявлены несоответствия объемов поступившей продукции по каждому производителю/импортеру.

Кроме того, в соответствии с п. 7.2 Порядка заполнения по декларации № 5 в графе 6 «остаток на начало отчетного периода» указывается остаток продукции на начало отчетного в графе 23 «остаток на конец отчетного периода» - остаток продукции на конец периода. Тем самым, остатки продукции на начало отчетного периода должны совпадать с остатками продукции на конец предыдущего отчетного периода.

По отчету «Сопоставление данных деклараций по организации детализация» АИС «Паспорт» при сопоставлении остатков по декларации № 5 ООО «Орентрейд Оренбург» на начало 4 квартала 2013 года и остатков на конец 3 квартала 2013 года выявлены несоответствия объемов по каждому производителю/импортеру.

Искажение указанных выше данных в декларациях за 4 квартал 2013 года установлено в формах электронных документов, однако материалами дела подтверждается, что указанные искажения отсутствуют в декларация за 4 квартал 2013 года, направленных обществом в адрес административного органа в тот же день почтой, что подтверждается отметкой почтового отделения на описи вложения, свидетельствующем о направлении для дублирования отчетности за 4 квартал 2013 года, а также почтовой квитанцией № 02781 от 20.03.2014 года.

Таким образом, по мнению суда, обществом не было допущено преднамеренного искажения данных, указанных в декларациях.

Доказательств обратного административным органом не представлено.

Кроме того, административным органом при рассмотрении административного дела также не принят во внимание тот факт, что обществом представлена уточненная декларация в электронном виде – 04.03.2014 года, то есть до вынесения оспариваемого постановления.

На основании чего, суд приходит к выводу, что допущенные в декларациях ошибки не повлекли сокрытия или неуплату налогов, а также занижения за отчетный период общего объема произведенной и реализованной алкогольной продукции.

Анализ представленных документов свидетельствует о том, что обществом при заполнении деклараций об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо данные не искажались.

Таким образом, суд не усматривает вины общества в совершении вменяемого ему нарушения.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу субъективной стороны вменяемого административного правонарушения. Состав административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ отсутствует, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено не законно.

Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд считает, что у административного органа не имелось оснований для привлечения ООО Орентрейд Оренбург» к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях события и состава правонарушения, в связи с чем, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу № 3/98Ю от 01.04.2014г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орентрейд Оренбург» к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей следует признать незаконным и отменить.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Орентрейд Оренбург» (Оренбургская область, Оренбургский район, с. Ивановка) удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (г. Нижний Новгород) № 3/98Ю от 01.04.2014г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орентрейд Оренбург» (ОГРН 1135658006879, ИНН 5638062230, место нахождения: 460528, Оренбургская область, Оренбургский район, с. Ивановка, ул. Советская, дом 117А) к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если в указанный срок в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, пр-кт Ленина, 83) через Арбитражный суд Оренбургской области не подана апелляционная жалоба.

В случае апелляционного обжалования решение суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Судья С.Г. Федорова