АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.оrenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург
04 октября 2013 года
Дело № А47-7564/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2013 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи О.А. Вернигоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области к Комитету по делам архивов Оренбургской области об отмене предписания № 8 Комитета по делам архивов Оренбургской области, выданного 17.05.2013 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – и.о. начальника юридического сектора местной администрации района (доверенность № 2280 от 26.12.2012 г., постоянная),
от ответчика: ФИО2 – заместителя председателя комитета (доверенность от 13.11.2013),
в судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26.09.2013 г. по 03.10.2013 г.,
Установил:
Администрация Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Комитету по делам архивов Оренбургской области об отмене предписания № 8 Комитета по делам архивов Оренбургской области, выданного 17.05.2013 г.
Как следует из материалов дела, в период с 16.05.2013 г. по 17.05.2013г. Комитетом по делам архивов Оренбургской области на основании приказа комитета по делам архивов Оренбургской области от 06.05.2013 № 26 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрация Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области, по адресу: <...>- ая Целинная, д. 18.
По результатам проверки составлен Акт от 17.05.2013 № 4 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов от 17.05.2013 № 8.
В соответствии с названным предписанием, Комитетом установлен факт невыполнения требований предписания комитета по делам архивного законодательства от 19.05.2011 № 5 в части пункта 1, а именно:
- помещение муниципального архива не отвечает нормативным требованиям хранения архивных документов, чем нарушены: ч.1 ст. 15 Федерального; закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 21 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 № 2551/460-Ш-ОЗ «Об архивном деле в Оренбургской области»; пп. 2.11.1.1. «Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утверждённых приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18.01.2007 № 19. (зарегистрирован Минюстом России. Регистрационный № 9095 от 06.03.2007).
Названное нарушение, согласно оспариваемому предписанию необходимо устранить не позднее 15.08.2014 г.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований указывает на фактическое отсутствие выявленных нарушений, в связи с чем, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы администрации.
Ответчик требования заявителя не признает, указав на то, что факт неисполнения в срок требований ранее выданного предписания об устранении нарушений со стороны администрации муниципального образования Кваркенский район был полностью доказан материалами выездной проверки (16-17 мая 2013года), в том числе на основании документов, представленных администрацией в момент проверки.
При этом, документы Администрации о проведении экспертизы здания (копии распоряжения главы района от 13.06.2013 № 55-р и акта о соответствии помещения муниципального архива нормативным требованиям от 05.07.2013) поступили в Комитет 25.07.2013, т.е. через 2 месяца после составления предписания Комитета от 17.05.2013 № 8. К акту не приложены документы, подтверждающие выводы комиссии о степени огнестойкости здания, долговечности его основных конструкций и прочности межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, о состоянии помещений здания, наличии и состоянии отопительных и вентиляционных систем.
Изучив материалы дела в соответствии с ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 N 19 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук".
Согласно п. 2.11.1.1 указанных Правил, архив размещается в специально построенном(ых) или приспособленном(ых) для хранения архивных документов здании(ях) или отдельных помещениях здания, удаленном(ых) от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.). Пригодность месторасположения архива определяется с учетом заключений службы пожарной охраны и санэпидемстанции о степени загрязненности воздуха.
Строительство и реконструкция здания архива производятся в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими требования к объектам технического регулирования и проектной документацией, согласованной с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в сфере архивного дела.
Здание архива представляет собой комплекс основных и вспомогательных помещений, предназначенных для выполнения задач архива по хранению, обработке, использованию архивных документов и задач административно-хозяйственного, технического, бытового характера, отвечать требованиям рациональной планировки помещений.
Состав, расположение, оборудование помещений основного назначения должны обеспечивать сохранность архивных документов на всех участках работы с ними, соблюдение требований технологии работ, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также рациональное взаимодействие подразделений архива. К помещениям основного назначения относятся: архивохранилища; рабочие помещения работников архива; помещения для приема и временного хранения, акклиматизации архивных документов; помещения для изоляции, дезинфекции и дезинсекции пораженных архивных документов; помещения для обеспыливания, переплета и реставрации архивных документов; помещения для копирования и реставрации архивных документов (микро-, ксеро-, фотокопирования, фотореставрации и т.п.), обработки пленки и проведения технического контроля аудиовизуальных документов; помещения для хранения учетных документов; комплекс читального зала (с участками выдачи дел и справочно-поисковых средств, временным хранилищем); научно-справочная библиотека; методический кабинет; выставочный зал.
Размещение архива в приспособленных зданиях и помещениях производится в установленном порядке после проведения их экспертизы. Экспертиза устанавливает степень огнестойкости здания, долговечность его основных конструкций и прочность межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, состояние помещений здания (поэтажных, подвальных, чердачных), наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем. Экспертиза проводится представителями архива, пожарных, охранных, строительных, санитарно-эпидемиологических и других специальных служб. По итогам экспертизы составляется акт.
Не допускается размещение архива в ветхих строениях, деревянных постройках, зданиях с сырыми основными, подвальными, чердачными помещениями, печным отоплением.
Предназначенные для хранения архивных документов помещения в приспособленных зданиях должны быть изолированы от остальных помещений здания. Не допускается размещение архивных документов в помещениях здания, занятого службами общественного питания, пищевыми складами, организациями, хранящими пожароопасные и агрессивные вещества или применяющими пожароопасные и химические технологии.
Как следует из материалов дела, в период с 16.05.2013 г. по 17.05.2013 г. Комитетом по делам архивов Оренбургской области проведена проверка в отношении Администрация Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области на предмет исполнения требований предписания комитета от 19.05.2013 № 5.
Поскольку п. 1 ранее выданного предписания не был исполнен администрацией, Комитетом выдано новое предписание от 17.05.2013 № 8 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Факт невыполнения предписания подтверждается материалами административного дела, в частности актом проверки от 17.05.2013 № 4, составленным в присутствии заместителя главы администрации по оперативному управлению, коммунальному хозяйству, и главного специалиста муниципального архива Кваркенского района.
Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" регулируются отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" обеспечение финансовых, материально-технических и иные условий, необходимых для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, в том числе предоставление создаваемым ими архивам зданий и (или) помещений, отвечающих нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов, находится в компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, создающих предприятия государственных и муниципальных архивов.
Частью 1 статьи 21 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 N 2551/460-III-ОЗ "Об архивном деле в Оренбургской области" предусмотрено, что государственные органы Оренбургской области, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.
Таким образом, Комитет по делам архивов Оренбургской области установив факт нарушения заявителем Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук", утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 18.01.2007 N 19, правомерно выдал предписание от 17.05.2013 г. № 8.
При этом, доводы заявителя о том, что согласно Акту о соответствии помещения муниципального архива нормативным требованиям от 05.07.2013, помещения, находящиеся на 1 этаже (2-й подъезд здания) в здании по адресу: <...>, пригодны для размещения муниципального архива, в связи с чем, оспариваемое предписание выдано незаконно, не принимается судом во внимание, поскольку заявителем не представлено доказательств составления такого акта на момент осуществления в отношении него проверки.
Так, проверка в отношении администрации проведена в период с 16.05.2013 г. по 17.05.2013, акт, на который ссылается администрация составлен 05.07.2013, т.е. после вынесения оспариваемого предписания.
Таким образом, выявленные нарушения на момент выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов от 17.05.2013 № 8 имели место быть, тем самым оспариваемое предписание выдано законно и обосновано.
Представленный акт подтверждает лишь действия администрации по устранению выявленных нарушений, но не свидетельствуют об их отсутствии на момент выдачи в отношении заявителя предписания от 17.05.2013 № 8.
Иные доводы заявителя не принимаются судом во внимание, как не имеющие существенного значения для разрешения настоящего дела.
В силу часть 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Администрации Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области об отмене предписания № 8 Комитета по делам архивов Оренбургской области выданного 17.05.2013 г. следует отказать.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку заявитель от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении требований Администрации Муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области об отмене предписания № 8 Комитета по делам архивов Оренбургской области выданного 17.05.2013 г. отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья О.А. Вернигорова