НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Оренбургской области от 03.07.2007 № А47-4222/07

Арбитражный суд Оренбургской области

                                   Именем  Российской Федерации

                                                                    Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Оренбург                                                           Дело № А47-4222/2007АК-32

03 июля 2007 года

                   Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2007 года.

                     Полностью текст решения изготовлен 03 июля 2007 года.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Фёдоровой, при ведении протокола судьёй, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению     Жилищно-строительного кооператива № 19 (г. Оренбург) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о признании недействительным постановления от 03.05.2007г. № 342 по делу об административном правонарушении        

при участии в судебном заседании:         

от заявителя: ФИО1 – директор (паспорт <...> выдан 15.02.2002г. Ленинским ОВД г. Оренбурга);

от ответчика: ФИО2 – специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность № 9 от 08.12.2006г., постоянная).

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.06.2007г. до 26.06.2007г. до 17 час. 15 мин.

У с т а н о в и л:

Жилищно-строительный кооператив № 19  (далее ЖСК № 19) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга о признании недействительным постановления от 03.05.2007г. № 342 по делу об административном правонарушении.          

Права и обязанности  сторонам разъяснены. Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.

В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.

25.04.2007г. должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения требований  Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и «Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением»   в Жилищно-строительном кооперативе № 19, расположенном по адресу:  <...>.

Проверкой выявлен факт правонарушения, выразившийся в неприменении бухгалтером  кооператива контрольно-кассовой техники, ввиду ее отсутствия при приеме платы за коммунальные услуги (отопление, вода, вывоз мусора, газ).

В ходе проверки составлен акт проверки правильности выдачи чека от 25.04.2007 года, акт проверки выполнения Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов с использованием платёжных карт» от 25.04.2007г.

По результатам контрольных мероприятий составлен протокол об административном правонарушении от 26 апреля 2007 года № 342  и 03.05.2007г. вынесено постановление № 342 о привлечении ЖСК № 19 к  административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб. (300 МРОТ).

Полагая, что указанное  постановление не соответствует   закону и нарушает его права и интересы,    ЖСК № 19 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие в своих действиях состава  правонарушения, установленного ст. 14.5 КоАП РФ, неполное выяснение всех обстоятельств дела, поскольку   законодательство РФ предусматривает обязанность применения ККТ только при осуществлении наличных денежных расчётов в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. По мнению кооператива, организация не занимается оказанием коммунальных услуг, а лишь  аккумулирует платежи и взносы, передавая их затем в коммунальные организации в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ.  В связи с данными обстоятельствами просит суд признать оспариваемое постановление незаконным и отменить.

Ответчик требования заявителя не признаёт. С точки зрения налогового органа квалификация состава правонарушения и вина   ЖСК № 19 подтверждается материалами административного дела.  Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления не допущено. В связи с чем, просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.

 Исследовав имеющиеся по делу доказательства,  заслушав  доводы заявителя, возражения ответчика, суд считает,  что требования    ЖСК № 19 обоснованны и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

 Оспариваемым постановлением   кооператив     привлечен к ответственности по  ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях  в виде штрафа в размере 30000 руб.

 В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ  продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие.  Таким образом,  надлежащая квалификация административного правонарушения и правомерное привлечение лица к административной ответственности возможно лишь при  наличии в  совокупности объекта правонарушения, объективной стороны, субъекта правонарушения, субъективной стороны, предполагающей выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности. 

Суд считает  мотивированным довод заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, установленного ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку объективной стороной  данного состава является, в том числе,   продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Между тем, из представленных в дело документов следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, является потребительским кооперативом, т. е. некоммерческой организацией, основной целью деятельности  которого является  эксплуатация и управление недвижимым имуществом жилого дома.

Для обеспечения уставных целей кооператив наделен  правом заключать договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими  организациями.

Заявителем в материалы дела представлена копия договора от 23.01.2007г., заключенного с ОАО «Оренбургоблгаз» на оказание услуг по аварийному и техническому обслуживанию инженерных внутридомовых газовых сетей, копия договора от 01.02.2006г., заключенного  с  ООО «Спецтранссервис» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, копия договора от 01.01.2006г., заключенного с ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» на оказание услуг по обеспечению  тепловой энергией и горячим водоснабжением. Данные договоры являются возмездными. 

Члены жилищного кооператива вносят обязательные платежи  и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления кооператива.  

 Кроме того, в силу п. 2 ст. 3 Устава ЖСК № 19 обязан обеспечивать выполнение его членами обязательств по своевременному внесению обязательных платежей, сборов и взносов.

Таким образом, кооператив принимает платежи на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание имущества. При этом сами услуги, оплату которых обеспечивает кооператив, оказывают специализированные организации.

Оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что ЖСК № 19 осуществляет  сбор денежных средств, не связанный с продажей (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг, что в свою очередь, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.

Отсутствие необходимости применения ККТ при внесении в кассу кооператива взносов от жильцов дома, являющихся  его членами, которые аккумулируются у кооператива и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, подтверждается письмом Федеральной налоговой службы от 04.05.2005г. № 22-3-14/722.

Помимо этого, из материалов дела следует, что ЖСК № 19  ведется отчетность, отражающая поступившие от членов кооператива платежи, направленные  на оплату коммунальных услуг, что исключает нарушение   прав жильцов в этой части.    

ЖСК № 19 отрицает осуществление какой-либо предпринимательской деятельности.  Данный факт подтверждается представленной выпиской из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, из которой следует, что единственным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда. 

Согласно п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения к ответственности, возлагается на административный орган.

Принимая во внимание, что в нарушение требований п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ  административным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности,  оспариваемое постановление № 342 от 03.05.2007г.  следует признать незаконным и отменить. 

При таких обстоятельствах  требования  ЖСК № 19 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

1.   Требование    Жилищно-строительного кооператива № 19   удовлетворить.        Признать  незаконным и отменить постановление № 342 от 03.05.2007г.  по делу об административном правонарушении, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по  Ленинскому району г. Оренбурга.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Восемнадцатым  арбитражным апелляционным судом.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о  времени,  месте  и  результатах  рассмотрения  апелляционной   или  кассационной  жалобы  можно  получить  соответственно  на  интернет-сайтах   Восемнадцатого арбитражный  апелляционного  суда www.18aac.ru или  Федерального  арбитражного суда  Уральского  округа www.fasuo.arbitr.ru .

    Судья                                                                              С. Г. Фёдорова