Арбитражный суд Оренбургской области
г. Оренбург Дело № А47-4222/2007АК-32
03 июля 2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2007 года.
Полностью текст решения изготовлен 03 июля 2007 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи С. Г. Фёдоровой, при ведении протокола судьёй, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 19 (г. Оренбург) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о признании недействительным постановления от 03.05.2007г. № 342 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – директор (паспорт <...> выдан 15.02.2002г. Ленинским ОВД г. Оренбурга);
от ответчика: ФИО2 – специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность № 9 от 08.12.2006г., постоянная).
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.06.2007г. до 26.06.2007г. до 17 час. 15 мин.
У с т а н о в и л:
Жилищно-строительный кооператив № 19 (далее ЖСК № 19) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга о признании недействительным постановления от 03.05.2007г. № 342 по делу об административном правонарушении.
Права и обязанности сторонам разъяснены. Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
25.04.2007г. должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения требований Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и «Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением» в Жилищно-строительном кооперативе № 19, расположенном по адресу: <...>.
Проверкой выявлен факт правонарушения, выразившийся в неприменении бухгалтером кооператива контрольно-кассовой техники, ввиду ее отсутствия при приеме платы за коммунальные услуги (отопление, вода, вывоз мусора, газ).
В ходе проверки составлен акт проверки правильности выдачи чека от 25.04.2007 года, акт проверки выполнения Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов с использованием платёжных карт» от 25.04.2007г.
По результатам контрольных мероприятий составлен протокол об административном правонарушении от 26 апреля 2007 года № 342 и 03.05.2007г. вынесено постановление № 342 о привлечении ЖСК № 19 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб. (300 МРОТ).
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и интересы, ЖСК № 19 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие в своих действиях состава правонарушения, установленного ст. 14.5 КоАП РФ, неполное выяснение всех обстоятельств дела, поскольку законодательство РФ предусматривает обязанность применения ККТ только при осуществлении наличных денежных расчётов в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. По мнению кооператива, организация не занимается оказанием коммунальных услуг, а лишь аккумулирует платежи и взносы, передавая их затем в коммунальные организации в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ. В связи с данными обстоятельствами просит суд признать оспариваемое постановление незаконным и отменить.
Ответчик требования заявителя не признаёт. С точки зрения налогового органа квалификация состава правонарушения и вина ЖСК № 19 подтверждается материалами административного дела. Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления не допущено. В связи с чем, просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, заслушав доводы заявителя, возражения ответчика, суд считает, что требования ЖСК № 19 обоснованны и подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Оспариваемым постановлением кооператив привлечен к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. Таким образом, надлежащая квалификация административного правонарушения и правомерное привлечение лица к административной ответственности возможно лишь при наличии в совокупности объекта правонарушения, объективной стороны, субъекта правонарушения, субъективной стороны, предполагающей выявление признаков вины в форме умысла или неосторожности.
Суд считает мотивированным довод заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, установленного ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку объективной стороной данного состава является, в том числе, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Между тем, из представленных в дело документов следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, является потребительским кооперативом, т. е. некоммерческой организацией, основной целью деятельности которого является эксплуатация и управление недвижимым имуществом жилого дома.
Для обеспечения уставных целей кооператив наделен правом заключать договоры на оказание коммунальных услуг с соответствующими организациями.
Заявителем в материалы дела представлена копия договора от 23.01.2007г., заключенного с ОАО «Оренбургоблгаз» на оказание услуг по аварийному и техническому обслуживанию инженерных внутридомовых газовых сетей, копия договора от 01.02.2006г., заключенного с ООО «Спецтранссервис» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, копия договора от 01.01.2006г., заключенного с ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» на оказание услуг по обеспечению тепловой энергией и горячим водоснабжением. Данные договоры являются возмездными.
Члены жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления кооператива.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 3 Устава ЖСК № 19 обязан обеспечивать выполнение его членами обязательств по своевременному внесению обязательных платежей, сборов и взносов.
Таким образом, кооператив принимает платежи на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание имущества. При этом сами услуги, оплату которых обеспечивает кооператив, оказывают специализированные организации.
Оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что ЖСК № 19 осуществляет сбор денежных средств, не связанный с продажей (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг, что в свою очередь, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
Отсутствие необходимости применения ККТ при внесении в кассу кооператива взносов от жильцов дома, являющихся его членами, которые аккумулируются у кооператива и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, подтверждается письмом Федеральной налоговой службы от 04.05.2005г. № 22-3-14/722.
Помимо этого, из материалов дела следует, что ЖСК № 19 ведется отчетность, отражающая поступившие от членов кооператива платежи, направленные на оплату коммунальных услуг, что исключает нарушение прав жильцов в этой части.
ЖСК № 19 отрицает осуществление какой-либо предпринимательской деятельности. Данный факт подтверждается представленной выпиской из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, из которой следует, что единственным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда.
Согласно п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган.
Принимая во внимание, что в нарушение требований п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ административным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, оспариваемое постановление № 342 от 03.05.2007г. следует признать незаконным и отменить.
При таких обстоятельствах требования ЖСК № 19 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требование Жилищно-строительного кооператива № 19 удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление № 342 от 03.05.2007г. по делу об административном правонарушении, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражный апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .
Судья С. Г. Фёдорова