АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
04 октября 2010 года
№ дела
А46-8679/2010
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2010 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Третинник М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Эйсмант И.Л.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества cограниченной ответственностью «Агрофора»,
к государственному учреждению – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения от 09.04.2010 № 28 с/с, и обязании возместить расходы по обязательному социальному страхованию в размере 132 181 руб. 66 коп. в счет пособия по беременности и родам,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Васенина С.Н., действующего на основании доверенности от 10.06.2009 б/н (паспорт);
от ГУ ОРО ФСС РФ – Загорулько С.И. (паспорт) по доверенности от 25.12.2009 № 56;
У С Т А Н О В И Л:
общество c ограниченной ответственностью «Агрофора» (далее по тексту – заявитель, ООО «Агрофора») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту –ГУ ОРО ФСС, заинтересованное лицо) от 09.04.2010 № 28 с/с об отказе в выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию страхователям – плательщикам единого социального налога, а также об обязании заинтересованного лица возместить расходы в размере 132 181 руб. 66 коп. в счет пособия по беременности и родам.
Государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требования заявителя не признало, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.
ГУ-ОРО ФСС по итогам камеральной проверки было принято решение от 09.04.2010 № 28 об отказе в выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 132 181,66 руб.
Причиной такового решения, по мнению заинтересованного лица, стало создание искусственной ситуации многочисленного внешнего совместительства, превышение общей суммы пособий максимального размера, установленного федеральным законодательством и нарушение таковой возможной выплатой баланса бюджетных ассигнований, запланированных на цели обязательного социального страхования, что следует расценивать как злоупотребление заявителем своими правами с целью получения многократно завышенного пособия.
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «Агрофора» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Оценив все представленные документы и заявленные доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту – ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ), страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании пунктов 2.1, 2.2 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в соответствии с законодательством и на основании документов, подтверждающих право работника на получение пособия.
При этом, подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ к страховому обеспечению отнесено пособие по беременности и родам, выплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, как то предписано статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях, гражданам, имеющим детей».
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 2 Федерального закона от "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которым определены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, установлено, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Таким образом, ООО «Агрофора», является страхователем своих работников, которым, при возникновении страхового случая, будет обязано выплатить страховое обеспечение.
Заинтересованным лицом не оспаривался факт заключения между ООО «Агрофора» и Красовской Е.Н. 11.01.2009 трудового договора о выполнении обязанностей главного бухгалтера, а также выполнение Красовской Е.Н. своих трудовых обязанностей, согласно указанному трудовому договору. Доказательств иного в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Учитывая наличие между работодателем (ООО «Агрофора») и работником (Красовской Е.Н.) трудовых отношений, согласно трудовому договору, положения статей 183 и 255 ТК, устанавливающих, гарантии работнику при временной нетрудоспособности и тот факт, что Красовская Е.Н. как работник, имеет право на отпуск по беременности и родам с выплатой пособий по государственному социальному страхованию в установленном законом размере, ГУ – ОРО ФСС не имело оснований для отказа в возмещении понесенных расходов на цели социального страхования.
Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ГУ – ОРО ФСС не оспаривается факт того, что с дохода, полученного заявителем за проверяемый период, осуществлялись в полном объеме необходимые исчисления и удержания как налога на доходы физических лиц, так и страховых взносов в Фонд социального страхования Российской федерации в составе единого социального налога.
Самостоятельным основанием для удовлетворения требований заявителя является факт нарушения заинтересованным лицом процедуры проверки.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам» (далее по тексту – Методические указания) регламентирован порядок рассмотрения материалов проверок.
Страхователь вправе, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 23 Методических указаний).
Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
На основании пункта 26 Методических указаний, по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки принимает соответствующее решение. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации не принимается.
Акт документальной выездной проверки заявителя составлен 21.10.2009, однако решение принято с нарушением указанных выше сроков – 09.04.2010. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, или же документы о приостановлении проверки и уведомления об этом заявителя или его законного представителя (пункт 7 Методических указаний).
Вышеизложенные обстоятельства повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя, не позволив ему в ходе проведенной проверки реализовать право на представление доводов в защиту своей позиции.
Довод заинтересованного лица о совершении Красовской Е.Н. мошенничества в крупном размере с целью получения средств из бюджета Фонда социального страхования отклонен судом как бездоказательный.
Кроме того, позиция филиала ГУ – ОРО ФСС РФ, о нарушении баланса бюджетных ассигнований на цели обязательного социального страхования не основана на нормах, на которые ссылается государственный орган в своем решении. Федеральным законом от 31.10.2008 № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрен общий объем расходов, однако, установить конкретный объем указанного бюджета не представляется для законодателя возможным, в связи с тем, что нельзя установить точное количество страховых случаев, вероятных к наступлению. Из изложенного следует, что максимального размера пособия по беременности и родам, лицом, получающим его при совместительстве у разных работодателей в нормах действующего законодательства не установлено.
Также представителем заинтересованного лица не обоснован, как того требует статья 65 АПК РФ, довод о завышенной заработной плате, начисляемой Красовской Е.Н. при исполнении ею обязанностей главного бухгалтера, так как в представленных в судебное разбирательство доказательствах отсутствуют документы, свидетельствующие об анализе рынка труда по соответствующей должности и опыту работы.
С учетом вышеизложенного, ГУ – ОРО ФСС РФ не представлено в своей совокупности достаточных доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении заявителем своими правами.
Таким образом, отказ заинтересованного лица в возмещении расходов по обязательному социальному страхованию не может быть признан основанным на нормах действующего законодательства.
На основании части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым в соответствии со статьей 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче настоящего заявления, подлежат возмещению за счет средств заинтересованного лица.
Таким образом, в связи с удовлетворением требований, с ГУ - ОРО ФСС РФ подлежат взысканию судебные расходы в размере 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Агрофора» удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 9) от 09.04.2010 № 28 с/с об отказе в выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию страхователям – плательщикам единого социального налога.
Государственному учреждению – Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Агрофора» – возместить расходы общества с ограниченной ответственностью «Агрофора» по обязательному социальному страхованию в размере 132 181 рубля 66 копеек в счет пособия по беременности и родам.
Взыскать с государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агрофора» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А.Третинник