АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
04 октября 2023 года
№ дела
А46-11175/2023
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2023 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Малявиной Е.Д. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубенцовой Д.Л., рассмотрев в судебном заседание дело по исковому заявлению акционерного общества «Омскоблавтотранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании убытков в размере 5 739 553 руб.,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной экономической комиссии Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности, паспорт, диплом,
от ответчика ФИО2 по доверенности, служебное удостоверение, диплом,
от третьего лица – не явились, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Омскоблавтотранс» (далее – АО «Омскоблавтотранс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее – Министерство) о взыскании убытков за период с января 2021 года по сентябрь 2021 включительно в размере 5 739 553 руб.
В обоснование исковых требований указано, что в нарушение постановления Правительства Омской области от 09.02.2015 № 18-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа» (далее - Порядок № 18-п) и пункта 1.3 договоров Министерством не произведено перечисление субсидий на расчетный счет перевозчика, что привело к возникновению убытков в испрашиваемом размере.
Ответчик представил отзыв, в котором с требованиями истца не согласился, указал что в настоящее время Порядок № 18-п не предусматривает выдачу субсидии перевозчикам автомобильным транспортом, а, следовательно, невозможно возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Общество не подавало заявки на участие в отборе, не участвовало в процедуре проведения отбора на предоставления субсидии в соответствии с Порядком № 18-п. По утверждению ответчика, факт заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом не может являться согласно нормам бюджетного законодательства основанием для предоставления субсидии.
В возражениях на отзыв ответчика АО «Омскоблавтотранс» указало на убыточность (отсутствие экономической обоснованности) установленных для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения тарифов, а также что в установленном порядке обращалось за предоставлением субсидии со ссылкой на данный ответчиком отказ, настаивало на наличии между сторонами согласованного в договорах порядка возмещения убытков.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональную экономическую комиссию Омской области (далее – РЭК Омской области), которая отзыв на исковое заявление не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, хотя о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя РЭК Омской области.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, представитель ответчика настаивал на позиции, изложенной в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между Министерством (Заказчик) и АО «Омскоблавтотранс» (Перевозчик) заключены договоры № 149/14Б от 30.04.2014, № 196/14 Б от 14.11.2014, № 70/13Б от 15.07.2015 (далее – Договоры), в соответствии с которым Перевозчик обязался выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок (далее - работы) в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области, согласно приложению № 1 к настоящему договору с использованием транспортных средств, согласно приложению № 2 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 1.2. Договоров регулярные перевозки пассажиров выполняются Перевозчиком с учетом тарифов, установленных уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов, а также с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, проживающих на территории Омской области, в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1.3 Договоров возмещение Перевозчику затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, проживающих на территории Омской области, а также недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, производится в порядке, предусмотренном областным законодательством.
11.03.2021 АО «Омскоблавтотранс» письмом № 05/472 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров в 2021 году.
Общество в соответствии с положениями Порядка № 18-п направило в адрес Министерства сопроводительные письма № 05/1226 от 15.06.2021, № 05/1428 от 08.07.2021, № 05/2159 от 12.10.2021 с приложением отчетов о фактической сумме недополученных доходов в связи с оказанием населению услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на территории Омской области за январь-сентябрь 2021 года.
12.07.2021 Общество повторно обратилось к Министерству со ссылкой на пункты 1.3 Договоров и положения Порядка № 18-п с требованием подписать и направить в адрес АО «Омскоблавтотранс» соглашение о предоставлении субсидии.
В отказе от 28.07.2021 № МСТД-8197 Министерство указало, что государственной программой Министерству не предусмотрены в 2021 году бюджетные ассигнования для реализации мероприятия «Обеспечение доступности транспортных услуг с использованием механизмов тарифного регулирования автомобильным транспортном», в рамках которого предоставляются перевозчикам субсидии. В этой связи в 2021 году не проводился отбор получателей субсидий, соответственно, АО «Омскоблавтотранс» не может быть признано победителем отбора, на основании чего отсутствуют основания для заключения соглашения о предоставлении субсидии.
03.09.2021 АО «Омскоблавтотранс» обратилось к ответчику с требованием о выплате субсидии в размере 5 224 005 руб. с учетом фактических понесенных затрат Общества за период с января 2021 года по июнь 2021 года.
Оставление ответчиком требований истца без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ, действовавшей на момент заключения договоров и их исполнения в исковой период) межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом положений Закона № 220-ФЗ (часть 2 статьи 14).
В силу статьи 15 Закона № 220-ФЗ регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1).
Регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации (часть 2).
В качестве переходного положения частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключён государственный или муниципальный контракт.
Из содержания приведённых норм права следует, что законодатель возлагает обязанность по обеспечению доступности транспортных услуг для населения в части установления межмуниципальных маршрутов на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; устанавливает регулируемый порядок ценообразования; предусматривает (в определённых случаях) возможность привлечения перевозчиков на договорной, а не контрактной основе; допускает финансирование таких перевозок за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно абзацу пятому статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьей 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Из бюджета субъекта Российской Федерации названные выше субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Анализ положений статьи 78 БК РФ показывает, что из названной нормы не следует обязанность субъекта принять именно закон, позволяющий субъекту предоставлять субсидии на компенсацию межтарифной разницы, а указано лишь на то, что субсидии должны быть предусмотрены законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 № 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 № 305-ЭС18-17266 указано, что по смыслу приведённых положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Как указывалось выше, ссылаясь на пункты 1.3 договоров и положения Порядка № 18-п, Общество просит возместить убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, проживающих на территории Омской области, а также недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что с 01.10.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов и был утверждён Порядок № 18-п.
Основные правила толкования условий договоров разъяснены в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора», согласно которым данное толкование осуществляется в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из её незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учётом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Истолковав по правилам статьи 431 ГК РФ условия договоров, суд приходит к выводу о том, что пункт 1.3 Договоров устанавливает предмет, иначе говоря, основные действия сторон, которые определяют цель заключения договора.
То есть, по мнению суда, пункт 1.3 определяет право перевозчика, в данном случае, - АО «Омсоблавтотранс», потенциальное право в установленном законом порядке обратиться за возмещением соответствующих затрат, но такому праву не корреспондирует обязанность заказчика безусловно предоставлять данную субсидию на основании договора об организации перевозок.
Раздел 2 (обязанности и права сторон) договоров указание на такую обязанность заказчика не содержит.
Таким образом, субсидия, которую просит взыскать истец в виде убытков, носит стимулирующий характер.
Природа стимулирующих субсидий определена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2019), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 и состоит в финансовой поддержке, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не её обязанностей.
По этой причине, вопреки позиции истца, участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Доводы Общества об убыточности установленных тарифов, на основании которых производилась перевозка пассажиров и багажа по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения, суд отклоняет в виду недоказанности.
Суд отмечает, что ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления экономической обоснованности указанных тарифов сторонами не заявлено.
Право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определённые цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию строго по целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2022 № 309-ЭС21-23440, от 28.03.2022 № 309-ЭС21-23372, от 07.02.2022 № 309-ЭС21-18136).
В то же время заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определённых условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое также подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключённого с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Аналогичная правовая позиция, имеющая универсальный характер, ранее уже высказывалась Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.02.2018 № 305-КГ17-16017, от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941, от 06.12.2018 № 305-ЭС18-13693.
Судебной защите подлежит лишь право на получение субсидии в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов; и только в этом случае решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования.
Решение о предоставлении Обществу субсидий по спорному периоду не принималось.
Таким образом, по смыслу вышеприведённого нормативного регулирования в случае, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.
Убытки же представляют собой институт гражданского права, субсидиарно применяемый в условиях пробелов регулирования иных сфер общественных отношений.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» разъясняется, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка № 18-п субсидии предоставляются в соответствии с государственной программой Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утверждённой постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 262-п (далее – Порядок предоставления субсидий), утверждаемой исходя из показателей, заложенных в Законе Омской области от 16.12.2021 № 2450-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Пунктами 1, 7, 9, 17, 24, 24 Порядка предоставления субсидий установлены общие положения о предоставлении субсидий, процедура проведения отбора участников, требования, которым должны соответствовать участники отбора, условия предоставления субсидии, требования к отчётности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушения.
Согласно пункту 16 Порядка предоставления субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: 1) несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определённым в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объёме) указанных документов; 2) установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется получателю субсидии при соблюдении им следующих условий: 1) прохождение отбора в соответствии с категорией и требованиями, установленными пунктами 4, 9 настоящего Порядка; 2) заключение соглашения, дополнительного соглашения к соглашению в соответствии с подпунктом «и» пункта 5 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, и типовыми формами, установленными Министерством финансов Омской области.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления субсидий отбор проводится Министерством способом запроса предложений на основании предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе (далее - заявка), исходя из соответствия участника отбора категории получателей субсидий и очерёдности поступления заявок в Министерство. Типовая форма заявки утверждается Министерством.
В силу пункта 10 Порядка предоставления субсидий в целях участия в отборе участники отбора направляют в Министерство не более одной заявки, содержащей информацию о потребности в субсидии.
Приказом Министерства развития транспортного комплекса Омской области от 17.02.2015 № 5 «О мерах по реализации Порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа» утверждены Порядок деятельности комиссии по проведению отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа и Методика установления плановых значений показателей перевезённых пассажиров (пассажирооборота) автомобильным транспортом по пригородным и внутриобластным маршрутам.
По смыслу вышеприведённого нормативного регулирования в случае, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.
Более того, учтивая, что Правительством Омской области принят соответствующие нормативный акт, предусматривающий методику (алгоритм) расчёта подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, расчёт недополученной платы должен определяться в соответствии с указанным актом и на основании предусмотренной этим актом методики и формул, и перевозчик не вправе самостоятельно производить определение расходов иным расчётным путём, в произвольно избранном и нормативно не предусмотренном порядке, в том числе с применением обобщённых, условных, среднестатистических показателей.
Так, сумма, предъявленная к возмещению, определена, как видно из материалов дела, расчётным путём, но, тем не менее, размер расходов подлежит документальному подтверждению, посредством представления доказательств, содержащих сведения о фактически осуществленных в заявленный период перевозках конкретных льготных пассажиров.
В отсутствие таких документов осуществить проверку расчётов, в том числе, связанных с ценообразованием (рентабельностью, экономической обоснованностью тарифа на перевозку, наличия либо отсутствия реальных убытков перевозчика, состоящих в причинной связи с неправомерными (нерыночными) условиями деятельности) не представляется возможным.
В соответствии со статьёй 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
В соответствии с пунктом 11 названного выше Порядка № 18-п предоставление субсидий осуществляется уполномоченным органом в сфере транспорта в пределах утверждённых на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу в сфере транспорта на соответствующие цели сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Поскольку финансирование мероприятий по предоставлению субсидий осуществляется в рамках реализации бюджетного процесса и регламентируется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в отношениях сторон отсутствует основной принцип гражданско-правовых отношений, установленный статьёй 421 ГК РФ, - свобода договора.
Следовательно, правоотношения между Министерством и Обществом в связи с перечислением на счета последнего денежных средств во исполнение вышеуказанного Порядка не являются гражданско-правовыми, а относятся к бюджетным. При этом наличие подписанных сторонами договоров не меняет правовую природу обязательства.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Вместе с тем из расширительного толкования статьи 2 АПК РФ следует, что судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесённым к их компетенции; суд лишь должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого им акта. Тем более это справедливо в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти (например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 № 08АП-5686/2022 по делу № А81-13494/2021).
В настоящем случае судом установлено, что Обществом подана заявка на участие в отборе, определённом Порядком № 18-п, однако истец не принимал и не мог принимать участия в процедуре проведения отбора на предоставление субсидии в силу того, что Порядком предоставления субсидий на 2021 год не предусмотрено бюджетных ассигнований для реализации мероприятия «Обеспечение доступности транспортных услуг с использованием механизмов тарифного регулирования автомобильным транспортном», в рамках которого предоставляются перевозчикам субсидии.
Министерство в отсутствие бюджетных средств отбор не проводило, следовательно, оснований для предоставления субсидии в обход административного порядка у Министерства не имелось.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска полностью отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.Д. Малявина