НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 27.08.2010 № А46-8167/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

30 августа 2010 года

№ дела

А46-8167/2010

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 30 августа 2010 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе   судьи  Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Марковиченко С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственность Строительная компания «Планета – Югра» города Омска

к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области

о признании незаконным и отмене постановления № 131 от 08.06.2010

при участии в судебном заседании:

от заявителя –   Суриковой Е.А. паспорт 5201 645752 выдан 07.11.2001, УВД № 1 ЦАО г.Омска, действующей на основании доверенности от 01.04.2010, после перерыва Власова Ю.А., удостоверение № 55/116, действующего на основании доверенности от 04.05.2010,

от заинтересованного лица –   Сурниной Т.А., паспорт 5203 497757 выдан УВД № 1 ЦАО г.Омска, 16.07.2003, действующей на основании доверенности от 05.05.2010 № 2631,

УСТАНОВИЛ:

ООО Строительная компания «Планета-Югра» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы по Омской области О.А.Хилько № 131 от 08.06.2010 о привлечении ООО Строительная компания «Планета-Югра» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование своих требований заявитель указал на несоответствие обжалуемого постановления требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как из постановления не следует, в чём состоит вина общества. Кроме того, ООО Строительная компания «Планета-Югра» находится на специальном налоговом режиме, а именно, применяет упрощённую систему налогообложения с момента государственной регистрации. Действующим налоговым законодательством при нахождении налогоплательщика на упрощённой системе налогообложения, не предусмотрены ни право, ни обязанность общества составлять бухгалтерский баланс и представлять его кому бы то ни было, исчислять прибыль и убытки и подавать в налоговые органы отчёты о прибылях и убытках. ООО Строительная компания «Планета – Югра» не совершало и не могло совершить вменённого ему правонарушения, так как не имело права и возможности предоставлять бухгалтерский баланс.

Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее по тексту – Управление, административный орган) в удовлетворении требований заявителя просило отказать, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу, в частности, утверждённые годовые отчёты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трёх лет (за исключением регистров бухгалтерского учёта).

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено 27 августа 2010 года в 15 часов 00 минут.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

26.05.2010 административным органом была проведена документарная проверка ООО Строительная компания «Планета – Югра», в результате которой установлено, что ООО СК «Планета - Югра» не выполнило в установленный срок законное предписание Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области № 18 от 21 апреля 2010 года об устранении нарушений при долевом строительстве многоквартирного дома по улице Куйбышева –Успенская - Степная в Центральном административном округе города Омска, а именно ООО СК «Планета - Югра» не представило контролирующему органу бухгалтерскую отчетность за 4 квартал 2009 года., по результатом которой составлен акт от 26.05.2010 № 92.

Поскольку невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушения, 28.05.2010 в отношении ООО Строительная компания «Планета-Югра» составлен протокол № 113 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 08.06.2010 начальником Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области О.А.Хилько вынесено постановление № 131, согласно которому ООО Строительная компания «Планета – Югра» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ООО Строительная компания «Планета – Югра» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

ООО Строительная компания «Планета – Югра» является застройщиком, деятельность которого связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об участии в долевом строительстве) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Пунктом 3 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве закреплено право контролирующего органа ежеквартально получать от застройщика отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьёй 23 Закона об участии в долевом строительстве Правительством Российской Федерации от 27.10.2005 № 647 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Согласно пункту 2 названных Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

В состав отчётности включаются отчёты по формам согласно приложениям №№ 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам 4 квартала – годовая) бухгалтерская отчётность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В данном случае, как следует из материалов дела и не опровергается заявителем, в составе отчётности за 4 квартал 2009 года бухгалтерская отчётность не была представлена, то есть ООО Строительная компания «Планета-Югра» не в полной мере была исполнена обязанность по представлению отчётности. На основании чего, Главным управлением вынесено предписание № 18 от 21.04.2010

Доводы заявителя о том, что он не имеет ни права, ни обязанности представлять бухгалтерскую отчётность, так как находится на упрощённой системе налогообложения, применение которой в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», освобождает от обязанности ведения бухгалтерского учёта, не принимаются судом во внимание, так как в силу пункта 1 статьи 20 Закона об участии в долевом строительстве застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу утверждённые годовые отчёты, бухгалтерские балансы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.06.2006 № 319-О, освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учёта не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчётности в установленной законом формах в целях обеспечения информационной открытости.

Кроме того, в письме министерства финансов от 06.11.2009 № 07-02-06/231 говорится о том, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит норму об освобождении от ведения бухгалтерского учета организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Однако следует исходить из того, что обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от его размера и применяемого к нему режима налогообложения) напрямую вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 48), Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статьи 35, 42) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральных законах об организациях различных организационно-правовых форм содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.

Указанные Федеральные законы содержат нормы, реализация которых возможна только на основе данных бухгалтерского учета. В частности, организациям вменяется в обязанность сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, определять долю участника при выходе его из общества; формировать разделительный или ликвидационный баланс при реорганизации и ликвидации организации. Поскольку между законодательством о бухгалтерском учете, устанавливающим порядок ведения учета для всех юридических лиц, и специальными федеральными законами для организаций различных организационно-правовых форм есть противоречия, Министерство финансов рекомендует руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.

В указанном Письме Министерство финансов России рассмотрел вопрос о ведении бухучета на примере компании-застройщика. Для застройщиков, кроме указанных, действуют специальные нормы, обязывающие их представить любому заинтересованному лицу утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках за три последних года (Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а также Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645).

Таким образом, доводы заявителя о переводе на общую систему налогообложения в случае представления бухгалтерской отчётности в налоговый орган не основаны на нормах права.

Частью 4 статьи 19.5 Кодекса установлена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно статье 23 Закона № 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее контролирующий орган).

Контролирующий орган вправе направить застройщикам предписание об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и определить сроки устранения таких нарушений.

Выставленное соответствующим органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание.

Как подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, предписание Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы по Омской области не было обжаловано обществом, в связи с чем подлежало обязательному исполнению обществом.

Поскольку законное предписание в установленный срок исполнено не было, у Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы по Омской области имелись основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса за его неисполнение.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Учитывая, что наличие в действиях ООО Строительная компания «Планета-Югра» состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждёно имеющимися в деле доказательствами, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной указанной нормой, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Планета-Югра» о признании незаконным и отмене постановления Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области № 131 от 08.06.2010 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Планета-Югра» к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение этого срока лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В.Пермяков