АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
город Омск | № дела А46-12399/2009 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2009 года, решение в полном объёме изготовлено 31 июля 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Н.А.Голобородько,
судей В.В.Пермякова, В.И.Чернышёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.Ю.Евсиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия «Омскэлектро» города Омска
к Региональной энергетической комиссии Омской области
о признании недействующим в части приказа от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год»
в заседании приняли участие:
от заявителя – А.С.Нестеренко по доверенности № 617 юр от 16.01.2008, Т.В.Сахарчук по доверенности № 20 юр от 02.03.2009,
от заинтересованного лица – Е.В.Никифорова по доверенности № ИСХ-09-РЭК-01-05/4, В.П.Юртаев по доверенности № 01-05/15 от 30.06.2009
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное производственно-эксплуатационное предприятие «Омскэлектро» города Омска (далее по тексту – МУПЭП «Омскэлектро», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту – РЭК Омской области, регулирующий орган) от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» недействующим в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУПЭП «Омскэлектро» (Приложение № 2 к приказу РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54).
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что тарифы, установленные приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54, рассчитаны с учётом размера нормативных технологических потерь электроэнергии при её передаче по сетям МУПЭП «Омскэлектро» в размере 11,6%, утверждённых Министерством промышленности и энергетики РФ в Приказе от 04.07.2006 № 144. Между тем, Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год» утверждён норматив технологических потерь в сетях МУПЭП «Омскэлектро» в размере 14,63%.
Таким образом, считает заявитель, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утверждённые приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54, противоречат требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ.
Следовательно, с принятием Приказа Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328, являющегося нормативно-правовым актом, РЭК Омской области обязана была привести приказ № 230/43 в соответствие с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328.
В результате принятия РЭК Омской области приказа от 21.10.2008 № 230/54, не соответствующего закону и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, у МУПЭП «Омскэлектро» возникают необоснованные убытки. При применении размера потерь 11,6% стоимость потерь составляет 301 570 000 руб. При применении размера потерь 14,63% стоимость потерь составляет 380 308 000 руб.
Следовательно, из-за незаконного применения размера потерь убытки МУПЭП «Омскэлектро» в 2009 году составят 158 184 900 руб.
РЭК Омской области требования заявителя не признала, указав на то, что в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее по тексту – Основы ценообразования), регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования.
Расчётный годовой объём производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.
При этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ, рассчитанного с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ. Порядок формирования сводного прогнозного баланса определяется Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждённым Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4, сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) формируется на год с разбивкой по месяцам и утверждается Федеральной службой по тарифам не позднее 1 августа года, предшествующего периоду регулирования. Сформированный и утверждённый сводный прогнозный баланс является основой для регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регулирования соответствующих видов тарифов.
Для формирования сводного прогнозного баланса на 2009 год РЭК согласованы и направлены в Федеральную службу по тарифам сведения о нормативных технологических потерях в сетях МУПЭП «Омскэлектро» в размере 11,6%, что соответствует уровню фактических потерь и утверждено приказом Минпромэнерго России от 04.07.2006 № 144. Данный показатель учтён при формировании сводного прогнозного баланса, в соответствии с которым сформированы, в том числе, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области на 2009 год.
Нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год в размере 14,63% установлены МУПЭП «Омскэлектро» Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 328, а информация об этом представлена в РЭК в январе 2009 года, в связи с чем сводный прогнозный баланс на 2009 год по Омской области и, соответственно, тарифы на услуги по передаче электрической энергии сформированы с учётом предложений предприятия по нормативным потерям в размере 11,6%.
В дополнение к доводам, изложенным в отзыве на заявление, РЭК Омской области также указала на то, что для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год МУПЭП «Омскэлектро» в РЭК Омской области представлены предварительные предложения по расходам на услугу по передаче электрической энергии с информацией о нормативных потерях в сетях предприятия в размере 12,6%. При этом подтверждения существования нормативных потерь в сетях именно в указанных заявителем размерах МУПЭП «Омскэлектро» не представлены. Вместе с тем, заявителем направлены и в дальнейшем утверждены Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 328 нормативы потерь в размере 14,63%.
РЭК Омской области в апреле 2008 года произведена проверка МУПЭП «Омскэлектро» за 2007 и 1 квартал 2008 года, в результате которой установлено, что фактически нормативные потери в собственных сетях составляют 11,5%.
Возражая против требований заявителя, РЭК Омской области также указала на то, что возможность применения в данном случае норматива технологических потерь в размере 11,6% предусмотрена пунктом 54.1 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
В ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на применении положений пункта 6 Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109. По мнению заявителя, является ошибочным утверждение РЭК Омской области о том, что приказ Минэнерго РФ не является нормативным правовым актом, в связи с принятием которого решение регулирующего органа подлежит приведению в соответствие с нормами, в нём содержащимися.
Возражая против доводов РЭК Омской области, заявитель также указал на то, что в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства № 109 установление регулируемых тарифов осуществляется регулирующим органом в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничного рынков.
Согласно статье 4 Федерального закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
В соответствии с пунктом 64 Постановления Правительства РФ № 109 в тарифах учитываются расходы на оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы на электрическую энергию, в целях компенсации экономически обоснованных расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на покупку электрической энергии и мощности в объёмах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь.
Таким образом, считает заявитель, РЭК Омской области превысило свои полномочия при утверждении тарифа на услугу по передаче электрической энергии по сетям МУПЭП «Омскэлектро» на 2009 год, применив норматив технологических потерь, срок действия которого распространялся только на 2007 год.
Кроме того, МУПЭП «Омскэлектро» информировало РЭК Омской области об экспертном заключении по результатам экспертизы, обосновывающем значение норматива технологического расхода (потерь) электрической энергии при её передаче по сетям МУПЭП «Омскэлектро» на 2009 год в размере 15,7%, что подтверждается письмом от 13.10.2008.
Таким образом, до даты принятия приказа № 230/54 от 21.10.2008 РЭК Омской области имела возможность привести в соответствие расходы МУПЭП «Омскэлектро» на покупку электрической энергии и мощности в объёмах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь.
Приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 № 281/70 «О внесении изменений и дополнений в Приказы Региональной энергетической комиссии Омской области» внесены изменения в строку 7 таблицы «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области».
Исходя из письма РЭК Омской области от 25.03.2009 в смете затрат МУПЭП «Омскэлектро» учтены расходы на покупку потерь электрической энергии 13,37%.
То есть, внося частичные изменения в индивидуальный тариф на услугу по передаче электрической энергии по сетям МУПЭП «Омскэлектро» на 2009 год, РЭК Омской области признало неправомерность применения при расчётах тариф на услугу по передаче электрической энергии по сетям МУПЭП «Омскэлектро» норматив потерь 11,6%, то есть признало превышение своих полномочий.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил, что 21.10.2008 РЭК Омской области был издан Приказ № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год».
Данным Приказом были установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2009 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей, согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.
При расчёте индивидуального тарифа для МУПЭП «Омскэлектро» регулирующим органом были учтены нормативные потери в размере 11,6%, утверждённые Министерством промышленности и энергетики РФ от 04.07.2006 № 144 на 2007 год.
Приказом от 30.12.2008 № 328 Министерство энергетики РФ утвердило нормативы технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год. В частности, для МУПЭП «Омскэлектро» нормативы потерь на 2009 год были утверждены в размере 14,63%.
В связи с утверждением норматива потерь в размере большем, чем было учтено РЭК Омской области при формировании тарифа на 2009 год, МУПЭП «Омскэлектро» обратилось в регулирующий орган с письмом от 27.01.2009 с просьбой пересмотреть баланс мощностей, полезного отпуска и размер необходимой валовой выручки для МУПЭП «Омскэлектро» со 2 квартала 2009 года с учётом расходов на оплату 14,63% потерь.
В ответ на обращения МУПЭП «Омскэлектро» РЭК Омской области сообщила об отсутствии оснований по изменению тарифно-балансных решений, в том числе по корректировке сводного прогнозного баланса на 2009 год.
Полагая, что РЭК Омской области обязана была привести решение об утверждении тарифа для МУПЭП «Омскэлектро» в соответствие с законодательством Российской Федерации, в частности, с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328, МУПЭП «Омскэлектро» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) в электроэнергетике, в частности, цены (тарифы) по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенным в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых во исполнение статьи 5 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В рассматриваемом случае, обосновывая необходимость изменения установленного тарифа на услуги МУПЭП «Омскэлектро» по передаче электрической энергии, заявитель ссылается на необходимость приведения утверждённых приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 тарифов в соответствие с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328.
Суд считает правомерными доводы заявителя о том, что названный Приказ Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 относится к числу нормативных правовых актов, в связи с изданием которого уже утверждённые тарифы могут быть изменены, однако суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из нижеследующего.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и упомянутые выше Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который был применён регулирующим органом при установлении тарифов для МУПЭП «Омскэлектро».
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования.
Расчётный годовой объём производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.
Порядок формирования сводного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.
При этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования (абзац шестой) величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ, рассчитанного с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ.
Таким образом, при установлении тарифов используются данные сводного прогнозного баланса, который, в свою очередь, формируется с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ.
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утверждён Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4.
Указанным Порядком предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам формирует сводный прогнозный баланс, согласно графику прохождения документов.
Сформированный прогнозный баланс является основой, в том числе, для расчётов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка сводный прогнозный баланс формируется на год с разбивкой по месяцам и утверждается Федеральной службой по тарифам не позднее 1 августа года, предшествующего периоду регулирования.
Сводный прогнозный баланс может корректироваться Федеральной службой по тарифам до 1 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
В течение периода регулирования сводный прогнозный баланс не подлежит корректировке за исключением: приобретения в течение периода регулирования участником ОРЭМ права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) в соответствии с Правилами оптового рынка; исключения организации из реестра субъектов ОРЭМ в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка.
Таким образом, анализируя указанные нормы в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу о том, что положения пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, следует применять с учётом Основ ценообразования, утверждённых тем же Постановлением Правительства РФ, и Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4.
То есть изменения нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям могут быть учтены при установлении тарифов в случае, если такие изменения произошли и о них стало известно регулирующему органу не позднее 1 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
Иное толкование нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области электроэнергетики, может привести к срыву тарифного регулирования, что повлечёт нарушение прав и интересов иных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Доводы заявителя о превышении РЭК Омской области своих полномочий, не приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 54.1 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утверждённых Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, в случае если какая-либо сетевая организация не представила необходимых данных для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то единый (котловой) тариф рассчитывается исходя из данных, использованных для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования. Полномочий по утверждению нормативов технологических потерь регулирующим органам действующим законодательством не предоставлено, в связи с чем при расчёте тарифа для МУПЭП «Омскэлектро» был учтён норматив потерь, утверждённый уполномоченным органом (Министерство промышленности и энергетики РФ) на 2007 год.
Доводы МУПЭП «Омскэлектро» о том, что Приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 № 281/70 тариф был изменён – учтены расходы на покупку потерь электрической энергии 13,37%, также не приняты судом во внимание, поскольку данные действия РЭК Омской области не являются предметом рассматриваемого спора.
В соответствии с ч.4 ст.194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку приказ РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП «Омскэлектро», издан в пределах предоставленных РЭК полномочий, соответствует требованиям Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственной регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2004 № 861, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, оснований для признания его недействующим не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия «Омскэлектро» о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой Муниципальным унитарным производственно-эксплуатационным предприятием «Омскэлектро», отказать.
Признать Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой Муниципальным унитарным производственно-эксплуатационным предприятием «Омскэлектро», соответствующим пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2004 № 861, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Н.А.Голобородько
Судьи В.В.Пермяков
В.И.Чернышёв