НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 27.04.2010 № А46-17209/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

27 апреля 2010 года

№ дела

А46-17209/2009

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О. Ю.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Брежневой О.Ю., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2009 № АП-03-2009/05

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя   – Идзон Л.Э., действующего на основании доверенности от 15.04.2009 (удостоверение адвоката рег.номер 55/252 от 16.01.2003);

представителя заинтересованного лица   – Дынько Е.Ю., действующей на основании доверенности от 14.01.2010 № 06-05/ЕД (удостоверение № 4663 от 10.04.2009),

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное образовательное учреждение «Прайм-сервис» (далее по тексту – заявитель, НОУ «Прайм-сервис») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту – Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления № АП-03-2009/05 от 29.07.2009 о привлечении НОУ «Прайм-сервис» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере десяти сотых суммы выручки НОУ «Прайм-сервис» от реализации услуг на рынке оказания услуг по информационному и методологическому абонентскому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования в части использования программного обеспечения за 2008 год, что составляет 785 118,30 рублей.

Определением Арбитражного суда Омской области от 27.08.2009 по ходатайству представителя заявителя производство по данному делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А46-15051/2009, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела. Определением Арбитражного суда Омской области от 13.04.2010 производство по делу № А46-17209/2009 возобновлено.

Обосновывая заявленное требование, заявитель ссылается на недоказанность административным органом его вины и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в полном объеме материалы дела об административном правонарушении в отношении НОУ «Прайм-сервис»; с требованиями заявителя не согласилось, сославшись на законность и обоснованность принятого административным органом постановления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Приказом руководителя Омского УФАС России в отношении НОУ «Прайм-сервис» и Министерства образования Омской области возбуждено дело № 05/04-09 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения материалов дела № 05/04-09 Омским УФАС России было принято решение от 01.07.2009 (резолютивная часть решения оглашена 17.06.2009), которым:

- действия Министерства образования Омской области, выразившиеся:

в проведении закрытого конкурса на право поставки программных продуктов в учреждения отрасли «Образование» для автоматизации бюджетного учета;

в создании преимущественных условий участия в конкурсе для компаний, имеющих партнерские отношения с компанией «Парус», посредством указания в конкурсной документации предмета поставки – программных продуктов «Парус»,

в направлении приглашения на участие в закрытом конкурсе только трем компаниям, т.е. необоснованном ограничении числа компаний, имеющих партнерские отношения с корпорацией «Парус», действующих в тот момент времени, в том числе на территории Омской области в количестве не менее пяти, которые могли стать потенциальными участниками конкурса, признаны нарушившими часть 1 статьи 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

- действия Министерства образования Омской области, направленные на обеспечение НОУ «Прайм-сервис» преимущества в заключении с подведомственными образовательными учреждениями договоров на оказание услуг по информационному и методологическому абонентскому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда, ограничение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и координацию действий подведомственных учреждений, выразившиеся:

в извещении специалистами Министерства, курирующими органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждения, о необходимости заключения ими договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования именно с НОУ «Прайм-сервис»,

в непосредственной передаче учреждениям готовых для подписания экземпляров договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в доведении до сведения органов управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждений информации о том, что указанные договоры следует заключать с НОУ «Прайм-сервис», на обучающих семинарах, проводимых Министерством,

в рассылке по электронной почте в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения указаний о необходимости заключения вышеуказанных договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в согласии на использование почтовых ячеек учреждений, находящихся в Министерстве и предназначенных для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, для передачи готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис», признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»;

- действия Министерства образования Омской области и НОУ «Прайм-сервис», результатом которых стало массовое, синхронное заключение в ограниченный отрезок времени органами управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательными учреждениями Омской области, подведомственными Министерству образования Омской области, 175 договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования в части использования программного обеспечения, и, следовательно, получение 8 121,435 тыс. руб. дохода НОУ «Прайм-сервис», выразившиеся

со стороны Министерства в координации действий подведомственных Министерству учреждений:

в извещении специалистами Министерства, курирующими органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения, о необходимости заключения ими договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования именно с НОУ «Прайм-сервис» и непосредственной передаче учреждениям готовых для подписания экземпляров договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в доведении до сведения органов управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждений информации о том, что указанные договоры следует заключать с НОУ «Прайм-сервис», на обучающих семинарах, проводимых Министерством,

в рассылке по электронной почте в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения указаний о необходимости заключения вышеуказанных договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в предоставлении возможности использования почтовых ячеек учреждений, находящихся в Министерстве и предназначенных для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, для рассылки готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис»,

в передаче в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис», через специалистов Министерства;

со стороны НОУ «Прайм-сервис»:

в рассылке готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис», через почтовые ячейки Министерства, предназначенные для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, и через специалистов Министерства,

в заключении при содействии Министерства договоров на оказание услуг, объем которых заведомо неисполним для штатного числа специалистов НОУ «Прайм-сервис»,

признаны согласованными действиями, нарушающими статью 16 Закона «О защите конкуренции».

Также названным решением постановлено выдать Министерству образования Омской области предписание, предусматривающее подлежащие выполнению мероприятия.

На основании материалов дела № 05/04-09 Омским УФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении № АП-03-2009/05, в рамках которого 14.07.2009 в отношении НОУ «Прайм-сервис» был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Омским УФАС России 29.07.2009 было вынесено постановление о назначении административного наказания № АП-03-2009/05, которым НОУ «Прайм-сервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти сотых суммы выручки НОУ «Прайм-сервис» от реализации услуг на рынке оказания услуг по информационному и методологическому абонентскому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования в части использования программного обеспечения за 2008 год, что составляет 785 118,30 рублей.

Полагая, что указанное постановление Омского УФАС России не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы НОУ «Прайм-сервис» в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования НОУ «Прайм-сервис» подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 09.04.2007 № 45-ФЗ) заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по делу № А46-15051/2009 требования заявителя были удовлетворены полностью.

Признано недействительным решение от 01.10.2009, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области в отношении Негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис» и Министерства образования Омской области, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признано недействительным предписание от 01.10.2009, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области в отношении Министерства образования Омской области.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу № А46-15051/2009 решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по указанному делу было оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Как следует из материалов настоящего дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении НОУ «Прайм-сервис» и привлечения последнего к административной ответственности явилось решение от 01.07.2009 по делу № 05/04-09, вопрос проверки законности и обоснованности которого рассматривался в рамках дела № А46-15051/2009, что и послужило основанием для приостановления производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А46-15051/2009, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела (определение Арбитражного суда Омской области от 27.08.2009 по делу № А46-17209/2009).

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, оценивая законность привлечения НОУ «Прайм-сервис» к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходит из того, что у административного органа не имелось правовых и фактических основания для применения к заявителю мер административной ответственности, что следует из вступившего в законную силу судебного акта, имеющего преюдициальное значение.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено Омским УФАС России незаконно и необоснованно.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования НОУ «Прайм-сервис» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные негосударственным образовательным учреждением «Прайм-сервис» требования удовлетворить полностью.

Признать незаконным и отменить постановление № АП-03-2009/05 от 29.07.2009 о привлечении негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере десяти сотых суммы выручки негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис» от реализации услуг на рынке оказания услуг по информационному и методологическому абонентскому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования в части использования программного обеспечения за 2008 год, что составляет 785 118,30 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова