НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 27.02.2012 № А46-14150/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

27 февраля 2012 года

№ дела

А46-14150/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареница Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Иртышское пароходство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Омскому отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства, о признании пункта 1 Предписания № 04-03/09 от 16.08.2011 незаконным,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (паспот) по доверенности от 10.01.2012 № 20-01-05,

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение № 253) по доверенности от 09.12.2011 № 03-57/276,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Иртышское пароходство» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Иртышское пароходство») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства о признании пункта 1 Предписания № 04-03/09 от 16.08.2011 незаконным.

В судебном заседании, открытом в 11 часов 30 минут 22.02.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 27.02.2012.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель заинтересованного лица против удовлетворения требования общества возражал, настаивая на законности и обоснованности оспариваемой части предписания.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что на основании приказа заместителя руководителя – начальника отдела согласования, организации рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 26.07.2011 № 04-03/90 Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) в период с 01.08.2011 по 16.08.2011 была проведена плановая проверка ОАО «Иртышское пароходство», в ходе которой установлено размещение ОАО «Иртышское пароходство» на реке Иртыш, 1821,3-1817,5 км от устья, судов без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что нарушает требования пунктов 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15.08.1958 г. № 1045. Кроме того, проверкой установлено, что общество сбрасывает в реку Иртыш на 1434 км по л.к. и 1807,2 км по л.к. неочищенные в полном объеме сточные воды, что нарушает требования пункта 11 «а» «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР» от 15.09.1958 г. № 1045.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16.08.2011 № 04-03/90, составленном в присутствии заместителя начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности ОАО «Иртышское пароходство» ФИО4 Копия акта вручена указанному лицу 16.08.2011, о чем свидетельствует личная подпись на документе.

По результатам данной проверки Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) 16.08.2011 выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) – нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в связи с чем, 16.08.2011 специалистом-экспертом Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) в отношении ОАО «Иртышское пароходство» составлен протокол № 0025115 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ. Указанный протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно 17.08.2011 в 10 часов 00 минут в помещении территориального органа по адресу: <...>. Присутствовавший при составлении протокола заместитель начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности ОАО «Иртышское пароходство» ФИО4 просил рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие, с протоколом согласился, о чем в документе имеется его личная подпись.

17.08.2011 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого начальником Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания ФИО5 было принято постановление № 0025115 о применении в отношении ОАО «Иртышское пароходство» административного наказания, предусмотренного статьей 8.33. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

В пункте 1, вынесенного на основании постановления № 0025115 от 17.08.2011, предписания № 04-03/90 указано на необходимость ОАО «Иртышское пароходство» согласовать проект размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья.

Не согласившись с указанным пунктом предписания, полагая, что он не соответствует закону, нарушает права и интересы ОАО «Иртышское пароходство», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд находит заявленное обществом требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования ОАО «Иртышское пароходство» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие вынесенного органом охраны водных биоресурсов предписания (в части) закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов ОАО «Иртышское пароходство» данным ненормативным правовым актом.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно Положению о Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 02.03.2011 № 174, Управление наделено полномочиями в области охраны и контроля в сфере водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе проводить проверки на предмет соблюдения законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На территории Омской области полномочия Управления осуществляет его обособленное подразделение - Омский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания (пункт 3 Положения). В соответствии со статьей 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее № 166-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок и (или) проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Процедура и порядок проведения проверок деятельности юридических лиц регламентирована Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Судом установлено, что проверка в отношении заявителя проводилась на основании приказа от 26.07.2011 № 04-03/90, представитель юридического лица был заблаговременно ознакомлен с приказом о предстоящей проверке, по окончании проверки был составлен акт проверки, от 16.08.2011 № 04-03/90, составленный в присутствии заместителя начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности ОАО «Иртышское пароходство» ФИО4 Копия акта вручена указанному лицу 16.08.2011.

По результатам проверки был составлен протокол № 0025115 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 КоАП РФ. В протоколе отражено, что общество осуществляет размещение судов без согласования с органом рыбоохраны, а также осуществляло сброс неочищенных сточных вод в реку Иртыш, что нарушает положения ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 11 «а», п. 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 15.09.1958 № 1045. 17 августа 2011 г. административное дело рассмотрено начальником Омского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ). О дате и месте рассмотрения дела представитель юридического лица был уведомлен под роспись. Постановлением № 0025115 от 17 августа 2011 г. общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей. Материалами дела подтверждается, что указанный размер административного штрафа был уплачен в добровольном порядке на основании платежного поручения № 590 от 24.08.2011.

Далее, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлена обязанность должностного лица в случае выявления при проведении проверки нарушений, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения и (или) проведению мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде. Следуя изложенному, Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно указано на необходимость ОАО «Иртышское пароходство» согласовать проект размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья.

Исследовав материалы дела, суд не усматривает нарушений со стороны процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, послужившей основанием к вынесению частично оспариваемого предписания.

Обращаясь с заявлением о признании незаконным пункта 1 выданного 16.08.2011 Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Предписания № 04-03/90, заявитель указал на отсутствие у него обязанности по согласованию проекта размещения судов в районе реки Иртыш 1821,3-1817,5 км от устья, с органом исполнительной власти в области рыболовства.

Так, заявитель полагает, что ОАО «Иртышское пароходство» не должно согласовывать размещения флота в затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода (участок реки Иртыш 1817,5-1821,3 км от устья) с уполномоченным органом исполнительной власти в области рыболовства, поскольку данную деятельность (размещение флота на р. Иртыш в 1817,5-1821,3 км от устья) акционерное общество ведет с 1961 года и не планирует размещение новых объектов или внедрение новых технологических процессов. Затон был устроен в протоке Захламенской р. Иртыш в 1960 году как акватория Иртышской РЭБ флота (с 01.09.2002 г. Омский судоремонтно-судостроительный завод ОАО «Иртышское пароходство») предназначенный для отстоя и ремонта судов, для чего в верхней части протоки была построена дамба. В соответствии с ранее действовавшим законодательством общество использовало водный объект (акваторию, прилегающую к Омскому ССРЗ) на основании лицензии (серия ОМС № 01187) на водопользование от 14.09.2004г., выданной на срок до 14.09.2009г.

В настоящее время акватория затона используется для размещения судов ОАО «Иртышское пароходство» на основании договора водопользования, в силу которого обществом принимаются все необходимые меры, направленные на охрану окружающей среды, водных ресурсов, проведение мониторинга состояния используемого водного объекта.

Между тем, суд отмечает, что обязанность согласования деятельности, способной оказать негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания (а размещение судов предполагает возможность загрязнения среды обитания горюче-смазочными жидкостями, различным мусором) установлена статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ, пунктом 13 Постановления об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР. Согласно статье 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранении водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 №569 «Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания» (далее - Правила). Согласно Правил, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. В заявке указываются: сведения о заявителе, район размещения хозяйственных и иных объектов. К заявке прилагаются:

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;

данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;

сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Предметом договора водопользования, зарегистрированного в государственном водном реестре 03 ноября 2009 г., сроком действия до 03 ноября 2019 г., на который ссылается заявитель в обоснование своих доводов, является предоставление пользователю во временное владение и пользование участка акватории для осуществления определенного вида деятельности. Вопросы сохранения водных биологических ресурсов, их среды обитания на территории предоставленного в пользование водного объекта, разработка и принятие мер по предотвращению причинения вреда и гибели водных биоресурсов, их среды обитания, компенсации причиненного ущерба предметом договора водопользования не являются и, следовательно, обществом в рамках использования участка акватории не осуществляются. В разделе 3 договора водопользования перечисляются меры, имеющие целью охрану окружающей среды. По существу эти условия сводятся к мониторингу водного объекта. Ни Омский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства, ни Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства не являются сторонами по указанному договору, согласование условий водопользования в целях сохранения водных биоресурсов с ними также не производилось. С учетом изложенного, доказательства принятия ОАО «Иртышское пароходство» мер по сохранению водных биоресурсов в материалах дела отсутствуют. Таким образом, заключение договора водопользования не может являться обстоятельством, освобождающим общество от принятия мер по сохранению рыбных запасов и среды их обитания и согласованию таких мер с уполномоченным органом Росрыболовства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные отношения, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следуя изложенному, суд не находит оснований для отмены оспариваемого предписания (в части), что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Иртышское пароходство» требований об оспаривании пункта 1 выданного 16.08.2011 Омским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства Предписания № 04-03/90 отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья С.В. Ярковой