АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск октября 2022 года | № дела А46-5530/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулаковой И.А., рассмотрев исковое заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503259055, ОГРН 1225500009811) о взыскании с акционерного общества «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) в областной бюджет субсидии в размере 27 271 487,82 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Омской области,
при участии в заседании суда:
от истца – Каролюнич Д.С. по доверенности от 15.08.2022, паспорт, диплом,
от ответчика – Кузьмина Т.Г. по доверенности от 10.01.2022 № 1 сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом,
от третьего лица – не явились, извещены (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее также – истец, Министерство, Минтранс Омской области) с учетом состоявшегося правопреемства на основании определения Арбитражного суда Омской области от 12.07.2022 обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества «Омскоблавтотранс» (далее также – ответчик, Общество, АО «Омскоблавтотранс») в областной бюджет субсидии в размере 27 271 487,82 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 08.04.2022 исковое заявление принято, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании, возбуждено производство по делу № А46-5530/2022.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Омской области (далее также – третье лицо), осуществляющее контроль в целях пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения областного бюджета.
В заседании суда истцом требование поддержано, ответчиком – не признано по доводам, приведенным в отзыве.
Третьим лицом в представленном в материалы дела отзыве поддержана позиция истца, направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения истца и ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
Контрольно-счетной палатой Омской области проведено контрольное мероприятие «Проверка Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 2019, 2020 годах на реализацию основного мероприятия «Обеспечение гарантированности и безопасности услуг, предоставляемых транспортной инфраструктурой на территории Омской области» государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области» (далее - основное мероприятие).
Основное мероприятие включает в себя мероприятие – «Финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области». Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, утвержден постановлением Правительства Омской области от 28.06.2017 № 176-п (далее - Порядок).
В рамках Порядка, а также в соответствии с распоряжениями Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 13.12.2019 № 250-рп «О предоставлении в 2019 году субсидий на возмещение затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области», от 08.07.2020 № 222-рп, от 25.12.2020 № 494-рп «О предоставлении в 2019 году субсидий на возмещение затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области» между Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области и АО «Омскоблавтотранс» заключены следующие соглашения:
- от 13.12.2019 № 1 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, в 2019 году (далее - соглашение 2019 года);
- от 09.07.2020 № 1 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, в 2020 году;
- от 25.12.2020 дополнительное соглашение № 1 к соглашению от 09.07.2020 № 1 (далее - соглашение 2020 года).
В ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Омской области проведена встречная проверка АО «Омскоблавтотранс» как получателя субсидий, предоставленных в 2019, 2020 годах целях возмещения затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций.
Проверкой установлено, что сумма предоставленных АО «Омскоблавтотранс» субсидий в рамках реализации основного мероприятия составляет в 2019 году - 39 004 567,23 рублей, в 2020 году - 43 352 062,52 рубля.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.12.2021.
По результатам встречной проверки выявлены следующие нарушения.
Вместе с тем, в период с 14 июля 2020 года по 6 февраля 2021 года Оконешниковская автостанция не осуществляла деятельность в установленном режиме.
Возмещение затрат в период прекращения деятельности Оконешниковской автостанции не способствует достижению цели - обеспечение стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области в полном объеме, а также эффективному использованию бюджетных средств.
Вместе с тем, в ходе встречной проверки установлено наличие у АО «Омскоблавтотранс» просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг по водоснабжению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов, теплоснабжению, электроснабжению автовокзалов и автостанций, услуг охраны автовокзалов и автостанций в сумме 1 698,4 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2019 года, в сумме 221,0 тыс. рублей по состоянию на 31 декабря 2020 года.
Таким образом, в нарушение подпункта 3 пункта 15 Порядка, подпунктов 5.3.1, 5.3.3 пункта 5.3 Соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области от 13 декабря 2019 года и от 9 июля 2020 года показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидий – «отсутствие по состоянию на 31 декабря отчетного года просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг», АО «Омскоблавтотранс» не достигнут.
В соответствии с пунктом 26 Порядка (в редакции постановления Правительства Омской области от 28.06.2017 № 176-п, действовавшей до 15 декабря 2021 года) в случае недостижения любого из показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидий и указанных в пункте 20 Порядка, сумма субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, устанавливается в размере 33 процентов от общей суммы предоставленных субсидий за каждый показатель.
В связи с недостижением одного из показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии и наличием просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг по состоянию на 31 декабря 2019 года и на 31 декабря 2020 года, Министерство направило в адрес АО «Омскоблавтотранс» уведомление о возвращении средств областного бюджета, полученных в виде субсидии, в сумме 27 271 487,82 руб.
Неосуществление АО «Омскоблавтотранс» выплаты в названном размере послужило основанием для обращения Министерства в Арбитражный суд Омской области с соответствующим исковым заявлением.
Суд отказывает в удовлетворении иска полностью, основываясь на следующем.
Исходя из положений статьи 28, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также– БК РФ), субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определённом нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвёртым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Требование Министерства мотивировано ненадлежащим исполнением АО «Омскоблавтотранс» обязательств, предусмотренных подпунктами 5.3.1, 5.3.3 пункта 5.3 Соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области от 13 декабря 2019 года и от 9 июля 2020 года в части недостижения результата предоставления субсидий: отсутствие по состоянию на 31 декабря отчетного года просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг.
Правовым последствием указанного, по мнению истца, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 27 271 487,82 руб. (12871507,19 руб. – 2019 год, 14306180,63 руб. – 2020 год), рассчитанной в соответствии с пунктом 26 Порядка (в редакции, действовавшей до 15.12.2021), а именно: 33 % от общей суммы предоставленных субсидий за каждый показатель.
Как указывалось выше, правоотношения сторон были обусловлены Порядком, Соглашениями о предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, заключенными между Минстроем и Обществом, от 13.12.2019 № 1 и от 09.07.2020 № 1.
Настоящий Порядок в редакциях от 10.12.2019 № 403-п и от 29.06.2020 № 254-п на даты заключения соглашений устанавливает цель, условия и результат предоставления из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям (далее соответственно - субсидии, получатели субсидий), а также показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидий (далее - показатели), порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, недостижения показателей и результата предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, не использованных в отчетном финансовом году (далее - остатки субсидий), в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка результатом предоставления субсидий является бесперебойное функционирование в соответствии с установленным режимом работы автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области, принадлежащих получателю субсидии на праве собственности или ином праве.
Подпунктом 3.1 пункта 9 Порядка предусмотрено достижение показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидий.
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда работников, указанных в подпункте 6 пункта 2 настоящего Порядка;
- обеспечение выполнения минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, установленных законодательством.
Пунктом 16 Порядка определено, что уполномоченный орган направляет получателю субсидий уведомление о возврате:
- субсидии в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения;
- остатков субсидий при отсутствии решения уполномоченного органа по согласованию с Министерством финансов Омской области о наличии потребности в указанных средствах в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом;
- субсидии в случае недостижения показателей и результата предоставления субсидии на основании отчета о достижении показателей и результата предоставления субсидии за предыдущий год, подготовленного получателем субсидии в соответствии с настоящим Порядком, в размере, предусмотренном пунктом 16.1 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета.
В случае недостижения любого из показателей, указанных в подпункте 3.1 пункта 9 настоящего Порядка, сумма субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, устанавливается в размере 33 процентов от общей суммы предоставленных субсидий за каждый показатель. При недостижении всех показателей или результата предоставления субсидии осуществляется возврат в областной бюджет предоставленных субсидий в полном объеме (пункт 16.1 Порядка).
Также при заключении (подписании) Соглашений Минстроем и Обществом согласованы положения Соглашений о необходимости достижения Обществом показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидий.
Так, подпунктами 5.3.1, 5.3.3 Соглашений установлен показатель результативности предоставления субсидий - «отсутствие по состоянию на 31 декабря отчетного года просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками услуг».
Из пояснений ответчика следует, что у АО «Омскоблавтотранс» по состоянию на 31 декабря отчетного года действительно имелась задолженность по расчетам с поставщиками услуг. Однако, наличие такой задолженности объективно обусловлено значительным превышением расходов на содержание функционирования в соответствии с установленным режимом работы автовокзалов и автостанций, принадлежащих АО «Омскоблавтотранс» в 2019 и 2020 годах.
Так, согласно сводной ведомости затрат по автовокзалам и автостанциям за январь – декабрь 2019 год с НДС, сумма затрат составила 79 070 806,00 рублей, в то время как размер предоставленной в 2019 году субсидии равен 39004567,23 руб.
Расходы ответчика в 2020 году на содержание автовокзалов и автостанций согласно сводной ведомости затрат по автовокзалам и автостанциям за январь-декабрь 2020 года с НДС в сумме 68 145 257,00 рублей также превысил размер предоставленной в 2020 году субсидии, равной 43352062,52 руб.
При этом, в Министерство в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка предоставления субсидии и Соглашениями представлены отчеты за 2019 и 2020 годы о целевом расходовании предоставленных денежных средств субсидии для достижения результата - бесперебойного функционирования в соответствии с установленным режимом работы автовокзалов и автостанций, принадлежащих АО «Омскоблавтотранс» в 2019 и 2020 годах.
С учетом изложенного судом не усмотрено нарушений АО «Омскоблавтотранс» требований Порядка и Соглашений при использовании предоставленных средств субсидии.
Вопреки позиции истца, возмещение затрат средствами предоставленной субсидии на обслуживание Оконешниковской автостанции суд находит обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о прекращении деятельности автостанции в период с 14 июля 2020 года по 6 февраля 2021 года.
Так, согласно пояснениям ответчика, Оконешниковская автостанция функционировала в соответствии с расписанием движения автобусов, осуществлявших перевозку пассажиров и багажа сторонними перевозчиками, работало здание автовокзала, предоставлялись залы ожидания, туалетные комнаты и площадка для посадки/высадки пассажиров. Каких-либо решений о закрытии Оконешниковской автостанции Обществом не принималось.
Исходя из представленного в материалы дела приказа АО «Омскоблавтотранс» от 13.07.2020 № 104-пд в связи с закрытием маршрутов, проходящих через Оконешниковскую автостанцию, в штатное расписание были внесены изменения, а именно, начиная;
- с 14.07.2020 из штатного расписания из состава подразделения «Оконешниковская автостанция» выведены: 1 вакантная единица «кассир билетный» с должностным окладом 7 000 руб., 0,62 вакантной единицы «уборщик территории» с должностным окладом 6 710 руб., 0,62 вакантной единицы «уборщик производственных и служебных помещений» с должностным окладом 6 710 руб.;
- с 15.07.2020 из штатного расписания из состава подразделения «Оконешниковская автостанция» выведена 1 вакантная единица «старший кассир» с должностным окладом 10200 руб.;
- с 14.07.2020 в штатном расписании перемещены из состава Оконешниковского подразделения в состав Оконешниковской автостанций 1,8 единиц «сторож» с должностным окладом 8 220 руб.;
- с 14.07.2020 закрыта Любимовская автокасса подразделения «Оконешниковская автостанция»;
- с 14.07.2020 из штатного расписания, состава подразделения «Оконешниковская автостанция» исключено 0,4 вакантной единицы «кассир автокассы» Любимовской автокассы с должностным окладом 7 495 руб.;
- с 14.07.2020 в штатном расписании подразделение упразднено «Любимовская автокасса».
Названные изменения были связаны, в том числе, с действием ограничительных мер, препятствующих распространению новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного, истцом не доказан факт недостижения результативности выданной субсидии исключительно по вине ответчика.
В связи с изложенным суд полагает, что при отсутствии доказательств расходования субсидии не по целевому назначению отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Порядком предоставления субсидии и заключенными Соглашениями произведены целевые траты для реализации целей обеспечения стабильного функционирования автовокзалов и автостанций, расположенных на территории Омской области. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503259055, ОГРН 1225500009811) о взыскании с акционерного общества «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) в областной бюджет субсидии в размере 27 271 487,82 руб., оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева