АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
30 мая 2022 года
№ дела
А46-21909/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2022.
Полный тест решения изготовлен 30.05.2022.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петренко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (ИНН 7726635927, ОГРН 1097746538064)
к Новороссийской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, к Омской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021, о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Сибника»,
в судебном онлайн-заседании приняли участие:
от заявителя посредством вэб-конференции - Пикин Д.В. по доверенности от 03.02.2022 сроком действия 3 года, паспорт, диплом,
от Омской таможни - Лысенко Т.В. удостоверение, по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022, диплом, Колодина Т.А., на основании доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.01.2022, диплом,
от Новороссийской таможни – Дудорова О.В., доверенность от 19.01.2022 № 04-32/015 сроком действия один год, диплом, паспорт, Редченко С.В. по доверенности от 18.04.2022 № 04-32/059 сроком действия один год, диплом, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (далее – ООО «ЛИПЦ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), к Новороссийской таможне (далее также – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021; к Омской таможне (далее также – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021, о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000164, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000166, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000168, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000170, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000172, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000174, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000176, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000178, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000180, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000182, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000184, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000186, от 03.11.2021 № 10610000/У2021/0000200.
Определением суда от 10.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сибника» (далее – ООО «Сибника»).
Заявление мотивировано тем, что на момент регистрации таможенных деклараций у ООО «Сибника» не было обязанности по уплате акцизов, поскольку ввезённый товар не является подакцизным, что ООО «Сибника» не перемещало через таможенную границу табачные изделия, упакованные в потребительскую тару, что подтверждено в ходе таможенного контроля, тем, что приказ ФТС России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета», адресован только таможенным органам и не может дополнять законодательство о налогах и сборах, и тем, что ООО «Сибника» имело договоры и фактически передавало спорный ввезённый товар предприятиям, являющимся производителями табачной продукции. ООО «ЛИПЦ» настаивает на том, что Новороссийской таможней и Омской таможней не установлены факты использования спорного товара не в качестве сырья для производства табачной продукции, и на том, что обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой после помещения товаров под таможенную процедуру возложена на декларанта, а не на таможенного представителя, поэтому у таможенных органов отсутствовали достаточные правовые основания для начисления Обществу соответствующей суммы акциза.
Омская таможня в представленных суду письменных отзывах на заявление и на уточнённое заявление настаивает на законности оспариваемых Обществом решений и уведомлений, ссылаясь, в том числе, на то, что курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет, на то, что при декларировании спорный товар помещён под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при этом условия использования товаров в соответствии с названной таможенной процедурой не предусмотрены, и на то, что в рассматриваемом случае ООО «ЛИПЦ» несёт обязанность за результат проведения таможенных операций, поскольку могло и должно знать о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое назначение товара, как сырья для производства табачной продукции и освобождения от уплаты акцизов.
Новороссийская таможня в письменном отзыве на заявление также просила отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований ввиду законности оспариваемых им актов таможенных органов, указала на то, что обязанность по уплате акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и налога на добавленную стоимость (далее – НДС) возникла в связи с неподтверждением целевого назначения ввезённого товара, как сырья для производства табачной продукции.
ООО «Сибника» письменный отзыв суду не представлен.
В судебном заседании стороны спора высказались согласно сформулированным в письменной форме позициям и пояснениям.
ООО «Сибника», извещённое надлежащим образом о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в отсутствие представителя указанного участника арбитражного процесса, надлежащим образом извещённого о месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
15.02.2019 между ООО «Сибника» и «GODFREY PHILLIPS INDIA LTD» (Индия) заключён внешнеторговый контракт № RUS/19-20/001 (далее также - Контракт) на поставку товара – сырья для производства табачных изделий (табачный лист и табачная меша). Общая сумма контракта составила 1 000 000 (один миллион) долларов США.
На основании вышеуказанного Контракта на таможенную территорию ЕАЭС ООО «Сибника» ввезён товар: «курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком, производитель: «GODFREY PHILLIPS INDIA LTD», тов. знак: отсутствует».
Декларирование обозначенного выше товара при его ввозе на территорию ЕАЭС произведено ООО «ЛИПЦ» на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению от 25.10.2019 № 2019-103/588, заключённого между ООО «ЛИПЦ» (таможенный представитель) и ООО «Сибника» (декларант).
ООО «ЛИПЦ» с целью таможенного декларирования товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС на основании внешнеторгового контракта от 15.02.2019 № RUS/19-20/001, на Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни поданы декларации на товары (далее – ДТ) №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728.
Кроме того, с целью таможенного декларирования товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС на основании Контракта, ООО «ЛИПЦ» на Омский таможенный пост (центр электронного декларирования) Омской таможни также подана ДТ № 10610080/071119/0054490.
В графе 31 перечисленных ДТ заявлено следующее наименование и описание товара: «курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP – 18406, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком, производитель: «GODFREY PHILLIPS INDIA LTD, ИНДИЯ, товарный знак: ОТСУТСВУЕТ».
В графе 33 ДТ соответствующий товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
В графе 47 рассматриваемых ДТ указаны сведения об исчислении ввозной таможенной пошлины – 15%, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) – 20%, акциза – не облагается.
Контролируемые товары по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, а также по ДТ № 10610080/071119/0054490 выпущены таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В период с 15.07.2021 по 12.10.2021 Новороссийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров в отношении декларанта – ООО «Сибника» по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, по вопросу контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.10.2021 № 10317000/212/121021/А0214, в котором зафиксировано, что имеются основания для вывода о недовзыскании при ввозе ООО «Сибника» товара по обозначенным выше ДТ сумм акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, и сумм НДС в общем размере 689 400 000 рублей, без учёта пени; указано на необходимость внесения изменения в ДТ и принятия мер по доначислению таможенных платежей.
12.10.2021 Новороссийской таможней на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров в части данных ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728 об исчислении платежей (акциза и НДС).
13.10.2021 данные о суммах задолженности по акцизам и НДС, доначисленных по результатам проверки по указанным выше ДТ, посредством АПС «Задолженность» переданы в Омскую таможню для проведения мероприятий по взысканию задолженности.
Кроме того, в период с 15.07.2021 по 02.11.2021 Омской таможней также проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров в отношении декларанта – ООО «Сибника» по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении товара, продекларированного по декларации на товары № 10610080/071119/0054490.
По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021, в котором установлены признаки нецелевого использования товара, продекларированного по ДТ № 10610080/071119/0054490. В акте указано, что ООО «Сибника» допущены нарушения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, решения об освобождении от уплаты акциза по товару, продекларированному по ДТ № 10610080/071119/0054490.
02.11.2021 Омской таможней принято решение № 10610000/210/021121/Т000094 по результатам таможенного контроля, согласно которому в действиях ООО «Сибника» выявлено нарушение регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившееся в нецелевом использовании товара «курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP – 19247, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком: производитель «GODFREY PHILLIPS INDIA LTD», тов. знак: отсутствует» для промышленного производства табачных изделий, в связи с чем возникла обязанность по уплате акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции): код 1801/021121/111119.
03.11.2021 Омской таможней на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров в части данных ДТ № 10610080/071119/0054490 об исчислении платежей (акциза и НДС).
15.10.2021 Омской таможней в адрес участника внешнеэкономической деятельности – ООО «Сибника» и таможенного представителя – ООО «ЛИПЦ» направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней: №№ 10610000/У2021/0000164, 10610000/У2021/0000166, 10610000/У2021/0000168, 10610000/У2021/0000170, 10610000/У2021/0000172, 10610000/У2021/0000174, 10610000/У2021/0000176, 10610000/У2021/0000178, 10610000/У2021/0000180, 10610000/У2021/0000182, 10610000/У2021/0000184, 10610000/У2021/0000186.
03.11.2021 Омской таможней в адрес ООО «Сибника» и ООО «ЛИПЦ» направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10610000/У2021/0000200.
Не согласившись с решением Новороссийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, с решением Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021, а также с направленными в адрес ООО «ЛИПЦ» Омской таможней на основании указанных выше решений уведомлениями о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как уже установлено выше, в рассматриваемом случае предметом оспаривания со стороны ООО «ЛИПЦ» являются решения Новороссийской таможни и Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, а также уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, сводящиеся к возложению на ООО «ЛИПЦ», как на таможенного представителя, обязанности по уплате солидарно с ООО «Сибника» таможенных платежей, доначисленных таможенными органами в связи с ввозом товара на таможенную территорию ЕАЭС на основании ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 в общем размере 689 766 000 рублей (без учёта пени).
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как пояснил представитель ООО «ЛИПЦ» в устном выступлении в судебном заседании, о принятии решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, от 03.11.2021 Обществу стало известно одновременно с поступлением в адрес Общества обозначенных выше уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, то есть в ноябре 2021 года. Документы, опровергающие обозначенные выше пояснения представителя ООО «ЛИПЦ» относительно момента уведомления Общества о вынесении решений Новороссийской таможни и Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, в материалах дела отсутствуют, возражения со стороны представителей таможенных органов также не поступили.
Таким образом, с учётом указанного, суд исходит из того, что заявление ООО «ЛИПЦ» (вх. № 90341 от 22.04.2022), содержащее требования о признании незаконными решений Новороссийской таможни и Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, от 03.11.2021 (об уточнении исковых требований), подано в арбитражный суд за пределами срока оспаривания, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Вместе с тем, в судебном заседании представителем ООО «ЛИПЦ» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, мотивированное тем, что необходимость оспаривания обозначенных выше решений возникла у Общества с учётом доводов таможенных органов, заявленных в связи с рассмотрением в рамках производства по настоящему делу первоначальных требований заявителя о признании незаконными уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей.
Частями 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок по ходатайству лица, участвующего в деле, если признает причины пропуска уважительными.
Учитывая изложенное, суд, применительно к рассматриваемому случаю, исходит из характера спорных правоотношений и содержания требований, предъявляемых к заявителю в соответствии с оспариваемыми актами таможенных органов, свидетельствующими о том, что лишение Общества возможности реализации предоставленного ему права на судебную защиту в связи с вынесением соответствующих решений может повлечь возникновение правовой неопределённости в вопросе допустимости возложения на ООО «ЛИПЦ» обязанности по уплате в бюджет таможенных платежей в значительном размере (около 800 млн. руб.).
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу настоящего заявления и рассмотреть заявленные Обществом требования к Новороссийской таможне и Омской таможне в полном объёме и, в том числе, по вопросу о соответствии решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, от 03.11.2021 положениям действующего законодательства и исходя из возможного нарушения прав и (или) законных интересов заявителя.
В соответствии со статьёй 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс)все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом или в соответствии с Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 351 ТК ЕАЭС функции по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля, по взиманию таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, по контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврату (зачёту) и принятие мер по их принудительному взысканию выполняются таможенными органами.
Так, пунктом 1 статьи 46 ТК ЕАЭС установлено, что к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
5) таможенные сборы.
В соответствии со статьёй 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС определено, что декларант обязан уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с Кодексом.
Декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
При этом в силу пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС, в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несёт с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Деятельность таможенного представителя, как она определена в подпункте 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, состоит в совершении юридическим лицом, включённым в реестр таможенных представителей, таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
Такая деятельность осуществляется на постоянной, профессиональной основе, о чём свидетельствуют предъявляемые к таможенному представителю требования и необходимость их включения в соответствующий реестр, а также на договорной основе.
Понятие таможенных операций закреплено в подпункте 37 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, согласно которому таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
С учётом изложенного назначением института таможенного представительства является участие специально уполномоченных юридических лиц - таможенных представителей в совершении таможенных операций.
Лица, совершающие таможенные операции и заявляющие в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяют полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияют на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счёт товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ установлено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
При солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях (часть 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность таможенного представителя по уплате таможенных платежей в солидарном порядке с декларантом, в том числе в случае, когда суммы таможенных платежей не уплачены декларантом в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено Кодексом (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 105 ТК ЕАЭС одним из видов таможенных деклараций, применяемых при таможенном декларировании, является декларация на товары.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - при таможенном декларировании припасов (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о товарах (наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; о сделке с товарами и её условиях; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 Кодекса; о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса; о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата её составления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭСтовары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено Кодексом.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, в поданных ООО «ЛИПЦ», как таможенным представителем, ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 указано наименование и описание товара: «курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP – 18406, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком», товар классифицирован в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, указаны сведения об исчислении ввозной таможенной пошлины – 15%, НДС – 20%, акциза – не облагается.
Выпуск товара, ввезённого на основании обозначенных ДТ, произведён в соответствии с заявленной таможенной процедурой – выпуск для внутреннего потребления.
Исходя из содержания акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021 и акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021, суд установил, что основанием для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 в части исчисления подлежащих уплате платежей (акцизов и НДС), после выпуска товаров послужили установленные таможенными органами обстоятельства, свидетельствующие о неподтверждении использования ООО «Сибника» ввезённого товара – табака – в соответствии с целью, являющейся основанием для освобождения от уплаты акцизов, а именно в качестве сырья для производства табачных изделий.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза признаются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром является табачная продукция.
Согласно пункту 1 статьи 193 НК РФ (в редакции, действовавшей в период декларирования товаров в соответствии с обозначенными выше ДТ) на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно установлена налоговая ставка акциза в размере 3050 рублей за килограмм.
Приказом ФТС России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета» предусмотрены ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, коды вида платежа и коды бюджетной классификации Российской Федерации, применяемые для учёта акцизов, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации.
Ставки акциза применительно к табачной продукции также указаны в отношении табака трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного, кальянного, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции.
При этом в пункте 8 приложения к приказу ФТС России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета» указано, что курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при её производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.
Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).
В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.
При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.
Таким образом, системное толкование приведённых выше положений действующего законодательства позволяет установить, что ввоз табака не предполагает уплату акциза только в случае, если табак ввозится в качестве сырья для производства табачной продукции самим предприятием – производителем табачной продукции для промышленного производства табачных изделий либо организациями или физическими лицами по договорам с предприятиями – производителями. При этом организации (или физические лица), не являющиеся производителями табачной продукции, должны подтвердить обозначенную цель ввоза – в качестве сырья для производства табачной продукции – путём представления соответствующих обозначенных выше документов, в том числе при проведении таможенными органами мероприятий по контролю за дальнейшим использованием товара, выпущенного в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом доводы заявителя о том, что приказ ФТС России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета» адресован только таможенным органам и не может дополнять положения законодательства о налогах и сборах, судом во внимание не принимается, поскольку названный приказ ФТС является нормативным правовым актом и опубликован в установленном порядке («Таможенные ведомости», № 11, ноябрь, 2017), в связи с чем является обязательным для применения всеми участниками соответствующих правовых отношений, которые он регулирует.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что приказ ФТС России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета», вопреки позиции заявителя, не устанавливает дополнительные права или обязанности налогоплательщиков по сравнению с приведёнными выше положениями главы 22 НК РФ, не изменяет категории лиц, признаваемых плательщиками акцизов, перечень подакцизных товаров, объект налогообложения акцизами, налоговые ставки, порядок определения налоговой базы акзицов, установленные НК РФ, а лишь разъясняет порядок подтверждения целевого назначения ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС товара, не облагаемого акцизом, что само по себе не противоречит ни общим принципам налогового законодательства, ни конкретным положениям НК РФ.
Как усматривается из материалов дела и заявителем по существу не оспаривается, по результатам проведённых Новороссийской таможней проверочных мероприятий по контролю правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в том числе акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в связи с ввозом товара – табака в качестве сырья для производства табачной продукции – на основании ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, установлено, что ООО «Сибника» не осуществляет деятельность по производству табачной продукции (основным видом экономической деятельности Общества является оптовая торговля табачными изделиями, дополнительные виды деятельности – строительство жилых и нежилых зданий, работы строительные, деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами и другие, специальные марки для маркировки табачной продукции по заявлению ООО «Сибника» в период с 2018 года не выдавались), и что договоры между Обществом и организациями – производителями табачной продукции, подтверждающие операции с товарами, задекларированными по указанным ДТ, у ООО «Сибника» также отсутствуют.
Так, в ответ на запрос Новороссийской таможни налоговым органом по месту регистрации ООО «Сибника» представлены только копии договоров ответственного хранения от 09.01.2020, от 12.05.2020, в соответствии с которыми товар, ввезённый ООО «Сибника», передан на ответственное хранение сроком на три года ООО «Табачная компания «Феникс».
При этом согласно ответу межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федерального округу, в Единой информационной системе Росфинмониторинга отсутствует информация о каких-либо операциях (сделках) ООО «Сибника» с участием ООО «Табачная компания «Феникс».
Кроме того, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, размещённой на официальном Интернет-портале ФНС России, подтверждается, что ООО «Табачная компания «Феникс» исключено из ЕГРЮЛ 17.06.2021.
При таких обстоятельствах, учитывая, что иные доказательства, подтверждающие реальное исполнение указанных выше договоров ответственного хранения от 09.01.2020, от 12.05.2020 как со стороны ООО «Сибника», так и со стороны ООО «Табачная компания «Феникс» в рамках контрольных мероприятий таможенным органом не получены и ООО «Сибника», как и ООО «ЛИПЦ» в рамках производства по настоящему делу не представлены, и что иные данные, свидетельствующие о передаче ООО «Сибника» ввезённого по обозначенным ДТ товара – табака в адрес организаций – производителей табачной продукции, в материалах дела также отсутствуют, суд считает обоснованной позицию таможенных органов, сводящуюся к тому, что ООО «Сибника» не подтверждено фактическое использование ввезённого по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728 табака в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий.
Поддерживая обозначенную выше позицию, суд также учитывает, что анализ сведений о движении денежных средств по расчётным счетам ООО «Сибника» за 2018-2020 годы свидетельствует о наличии перечислений в пользу названной организации денежных средств от иных организаций и индивидуальных предпринимателей за табачные изделия (сигареты и махорку). При этом из ответов организаций, перечислявших денежные средства в пользу ООО «Сибника», следует, что у последней приобретались только готовые табачные изделия (сигареты различных торговых марок), а представленные счета-фактуры содержат сведения о том, что в отношении реализованных ООО «Сибника» товаров акциз не уплачивался.
С учётом изложенного, суд полагает, что Новороссийская таможня по результатам проведённых контрольных мероприятий пришла к обоснованному выводу о неподтверждении ООО «Сибника» целевого использования товара, ввезённого по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, а именно табака в качестве сырья для последующего производства табачных изделий, в связи с чем такой товар не может признаваться товаром, не облагаемым акцизами, и в перечисленные ДТ должны быть внесены изменения в части акциза и НДС, подлежащих исчислению и уплате при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС.
Аналогичным образом Омской таможней по результатам проведённой проверки по контролю правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, в том числе акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в связи с ввозом товара – табака в качестве сырья для производства табачной продукции – на основании ДТ № 10610080/071119/0054490 установлено, что в отношении такого товара между ООО «Сибника» (поставщик) и ООО «Черноморская Табачная Компания» (покупатель) заключён договор поставки от 06.07.2018, и что основным видом деятельности ООО «Черноморская Табачная Компания» является производство табачных изделий.
Вместе с тем, по результатам анализа документов по обозначенной выше сделке, представленных ООО «Сибника» по запросу таможенного органа, последним установлено, что оплата за поставленный по договору от 06.07.2018 товар не производилась (денежные средства на расчётный счёт ООО «Сибника» не поступали), что согласно письму от 03.12.2019, направленному ООО «Черноморская Табачная Компания» в адрес ООО «Сибника», ООО «Черноморская Табачная Компания» отказалось от приобретения материалов для табачного производства в рамках договора поставки от 06.07.2018 в связи с трудным финансовым положением, и что 12.05.2020 ООО «Сибника» заключён договор ответственного хранения товара сроком на три года в ООО «Табачная компания «Феникс», однако расчёты с ООО «Табачная компания «Феникс» также не осуществлялись, 17.06.2021 ООО «Табачная компания «Феникс» прекратило осуществление деятельности, местонахождение товара не установлено.
Указанные обстоятельства обоснованно оценены таможенным органом в качестве свидетельствующих о том, что ввезённый ООО «Сибника» и контролируемый таможенным органом товар – табак в качестве сырья для производства табачных изделий – фактически не использовался в обозначенных целях (в качестве сырья для производства), поэтому ввоз такого товара на таможенную территорию ЕАЭС не может быть освобождён от уплаты акциза.
Иными словами, оспариваемое ООО «ЛИПЦ» решение Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021, как и аналогичное решение Новороссийской таможни от 12.10.2021 основаны на фактических обстоятельствах, установленных таможенными органами по результатам контрольных мероприятий, проведённых в рамках предоставленных таможенным органам полномочий, а также на приведённых выше положениях действующего законодательства, в связи с чем не могут быть признаны незаконными или нарушающими права или законные интересы заявителя.
При этом оспариваемые Обществом уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней: №№ 10610000/У2021/0000164, 10610000/У2021/0000166, 10610000/У2021/0000168, 10610000/У2021/0000170, 10610000/У2021/0000172, 10610000/У2021/0000174, 10610000/У2021/0000176, 10610000/У2021/0000178, 10610000/У2021/0000180, 10610000/У2021/0000182, 10610000/У2021/0000184, 10610000/У2021/0000186 вынесены Омской таможней на основании указанных выше решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров и представляют собой, в силу положений части 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок. Иными словами, обозначенные уведомления сами по себе не определяют обязанности декларанта или лица, несущего солидарную обязанность, по уплате таможенных платежей в соответствующих размерах, и содержат в себе сведения о подлежащих уплате таможенных платежах, определённых соответствующими решениями таможенных органов.
Кроме того, направление в рассматриваемом случае уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не только в адрес ООО «Сибника», как декларанта товара по соответствующим ДТ, но и в адрес ООО «ЛИПЦ», как таможенного представителя, осуществлявшего непосредственное декларирование ввозимого товара, также, вопреки доводам заявителя, не противоречит положениям действующего законодательства, поскольку осуществлено Омской таможней в силу прямого указания норм частей 1, 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Ссылки заявителя на положения подпункта 1 пункта 5 статьи 405 ТК ЕАЭС и на то, что в рассматриваемом случае ООО «ЛИПЦ» не несёт обязанность по уплате таможенных платежей, доначисленных таможенными органами на основании ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Так, подпунктом 1 пункта 5 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении предусмотренных в соответствии с Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары.
Как уже указывалось выше, товар, задекларированный по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490, выпущен в соответствии с таможенной процедурой – выпуск для внутреннего потребления.
При этом положения главы 20 ТК ЕАЭС, определяющие правовое содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, не устанавливают какие-либо конкретные условия использования товаров в случае помещения их под названную таможенную процедуру. Как следствие, норма подпункта 1 пункта 5 статьи 405 ТК ЕАЭС вовсе не применима к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с установлением таможенными органами обязанности по уплате таможенных платежей в связи с осуществлением ввоза товара по обозначенным выше ДТ.
Иное толкование нормы подпункта 1 пункта 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, предложенное заявителем, является ошибочным, поскольку не основано на конкретных положениях ТК ЕАЭС или иных действующих нормативных актов, или их системном толковании.
Суд также отклонят доводы заявителя о том, что таможенный представитель не имеет полномочий и возможностей по выполнению условий использования товара после его ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а пунктом 2 той же статьи определено, что при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных Кодексом требований.
При этом ТК ЕАЭС не возлагает ответственность за уплату таможенных платежей и налогов на таможенного представителя единолично и в полном объёме, а использует конструкцию солидарной обязанности, которая не только гарантирует поступление таможенных и налоговых платежей в бюджеты государств-членов Союза, но и учитывает специфику отношений между таможенным представителем и декларантом.
Данное регулирование призвано гарантировать уплату обязанными лицами таможенных платежей, которая, как и институт таможенного контроля в целом, направлена на защиту не только фискального интереса государства, но и таких конституционных ценностей, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, законные интересы участников гражданского оборота.
Исходя из разъяснений, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 № 15658/09, от 20.04.2010 № 18162/09, от 12.02.2008 № 12210/07, проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платёжеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
С учётом указанного, оформляя ввоз табака по спорным ДТ, ООО «ЛИПЦ», как лицо, профессионально действующее от имени и в интересах ООО «Сибника» (декларанта), имело возможность изучить документы, на основании которых осуществляется ввоз соответствующего товара, а также документы, представленные в подтверждение последующего целевого использования спорного товара, проанализировать сведения об организациях – производителях табачной продукции, в адрес которых предполагалась передача ввезённого товара для его использования в качестве сырья на промышленном производстве.
Как следствие, установленный в данном случае факт неподтверждения целевого использования ввезённого на таможенную территорию ЕАЭС товара, задекларированного по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490, не может не учитываться судом при оценке добросовестности и разумной осмотрительности ООО «ЛИПЦ» при оформлении указанных деклараций на товары.
При этом, по мнению суда, установленные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «ЛИПЦ», являясь профессиональным участником отношений в сфере перемещения товаров через границу ЕАЭС, не проявил должного внимания в отношении обстоятельств ввоза товаров, декларируемых по спорным ДТ, и незаконно задекларировал товар в качестве не облагаемого акцизом.
Следует указать, что порядок и правила защиты прав и законных интересов таможенного представителя на национальном уровне урегулированы нормами таможенного законодательства государств-членов, которые соотносятся с правом Союза.
Так, в Российской Федерации таможенному представителю предоставлено право осуществления своей деятельности с учётом степени предпринимательского риска, которое реализуется им посредством самостоятельного ограничения сферы своей деятельности (пункт 2 статьи 346 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289-ФЗ)) или отказа в определённых законом случаях (пункт 4 статьи 346 ФЗ № 289) от заключения договора, если у таможенного представителя имеются достаточные основания полагать, что действия (бездействие) декларанта или иного заинтересованного лица являются противоправными и влекущими уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Целью указанного регулирования является предоставление таможенному представителю правомочий для исключения возможных неблагоприятных последствий в своей деятельности и осуществления таможенных операций в правовых рамках.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств проявления Обществом должной степени осмотрительности и заботливости при декларировании товара от имени декларанта без уплаты акциза, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения ООО «ЛИПЦ» от солидарной ответственности таможенного представителя по факту неподтверждения целевого использования товара, ввезённого на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ №№ 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490.
Таким образом, основания для признания выставленных Омской таможней уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не соответствующими таможенному законодательству отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в удовлетворении требований ООО «ЛИПЦ» о признании незаконными решений таможенных органов, а также уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней должно быть отказано в полном объёме.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (ИНН 7726635927, ОГРН 1097746538064) к Новороссийской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и(или) транспортных средств № 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021; к Омской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и(или) транспортных средств № 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021; о признании незаконными уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000164, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000166, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000168, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000170, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000172, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000174, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000176, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000178, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000180, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000182, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000184, от 15.10.2021 № 10610000/У2021/0000186, от 03.11.2021 № 10610000/У2021/0000200, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Логистический и информационно-правовой центр» (ИНН 7726635927, ОГРН 1097746538064) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 42 000 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Яркова