АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск января 2017 года | № дела А46-13546/2016 |
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петра Романовича (ИНН 7717701059, ОГРН 1117746443308) к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уткина Алексея Дмитриевича о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица – Алоян Л.Г. по доверенности от 12.01.2016 №01-17/00110,
У С Т А Н О В И Л:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петра Романовича (далее по тексту – конкурсный управляющий ООО «Реалком» Круподра П.Р., заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, выразившихся в непредоставлении запрошенных сведений в отношении бывшего генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Реалком» и обязании Управления Федеральной налоговой службы по Омской области предоставить информацию обо всех открытых (закрытых) счетах бывшего генерального директора Управления Федеральной налоговой службы по Омской области Уткина А.Д.
В обоснования заявленных требований заявитель ссылается на то, что он обратился в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при этом полномочия конкурсного управляющего были подтверждены соответствующим судебным актом, а запрашиваемые сведения обо всех открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях бывшего генерального директора ООО «Реалком» Уткина А.Д. отвечают критерию необходимости для осуществления полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.11.2016 судом в порядке статьи 51 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уткин Алексей Дмитриевич.
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петр Романович и Уткин Алексей Дмитриевич, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 09.01.2017, объявлен перерыв до 16.01.2017.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица настаивала на отсутствии оснований для удовлетворения требования общества по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-202731/15-24-481 от 20.06.2016 (резолютивная часть) общество с ограниченной ответственностью «Реалком» (ОГРН 1117746443308, ИНН 7717701059) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. конкурсным управляющим утвержден Круподра П.Р.
Конкурсный управляющий ООО «Реалком» Круподра П.Р. 18.08.2016 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области с запросом о предоставлении информации обо всех открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях Уткина А.Д. (ИНН 503213560327).
Письмом от 31.08.2016 № 06-15/11771 Управления Федеральной налоговой службы отказала конкурсному управляющему ООО «Реалком» Круподра П.Р. в предоставлении запрошенных сведений в отношении бывшего генерального директора ООО «Реалком» Уткина А.Д., со ссылкой на статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации на невозможность их предоставления, как на сведения, содержащие налоговую тайну.
Считая, что действия налогового органа нарушают его права и законные интересы, конкурсный управляющий ООО «Реалком» Круподра П.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными и обязании предоставить запрашиваемую информацию.
Рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя заинтересованного лица, суд находит требование общества подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности (часть 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В целях исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
К числу указанных государственных органов относятся и налоговые органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также обладающие вышеуказанной информацией.
Материалами дела подтверждается, что именно в целях реализации своих обязанностей, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсный управляющий, в соответствии с законодательством исполняющий обязанности руководителя должника, обратился в налоговый орган с запросом о получении сведений о расчетных счетах бывшего генерального директора ООО «Реалком».
В этой связи конкурсный управляющий, направляя запрос о получении сведений о расчетных счетах, не только был вправе реализовывать свои полномочия в интересах должника и кредиторов, но и был вправе получить запрашиваемые им сведения.
Отказ налогового органа в предоставлении запрошенных сведений создал препятствия для осуществления конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах, в данном случае, имеется совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемые действия налогового органа подлежат признанию незаконными.
В силу пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Кроме этого, пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает банки выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Налоговый орган, отказывая конкурсному управляющему в предоставлении запрашиваемой информации ссылается на то, что в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения в отношении бывшего генерального директора ООО «Реалком» составляют налоговую тайну.
Как установлено статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений: являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков; предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам; о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи; об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи; о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса; о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, получив сведения от Банка, составляющие для него банковскую тайну, в пределах своих полномочий, предусмотренных статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан соблюдать соответствующую налоговую тайну о неразглашении таких сведений.
Следовательно, если налоговый орган действует в пределах представленных ему полномочий, он вправе в установленном законом порядке истребовать у банков необходимые документы (информацию), в том числе и содержащие сведения, относящиеся к банковской тайне.
Статья 857 ГК РФ гарантирует клиенту банка тайну банковского счета, однако она не входит в коллизию с нормами Закона о банкротстве, поскольку указанная гарантия действует в полном объеме только до тех пор, пока клиент не вступает в сферу публичных отношений, связанных с его несостоятельностью и невозможностью удовлетворить требования кредиторов.
Несмотря на то, что конкурсный управляющий не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации и сведений составляющую банковскую тайну, это не свидетельствует об отсутствии у него такого права. Исходя из вышеназванных норм, такое право вытекает из обязанностей управляющего возложенных на него Законом о банкротстве и прямо предусмотрено им.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
В силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку налоговый орган обладает испрашиваемой информацией, в качестве меры, восстанавливающей нарушенные права конкурсного управляющего, суд считает необходимым обязать Управление Федеральной налоговой службы по Омской области предоставить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петру Романовичу информацию обо всех открытых (закрытых) счетах бывшего генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Уткина А.Д. (ИНН 503213560327).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петра Романовича удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, выразившиеся в непредоставлении запрашиваемых сведений в отношении бывшего генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Уткина А.Д.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Омской области предоставить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Круподра Петру Романовичу информацию обо всех открытых (закрытых) счетах бывшего генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Реалком» Уткина А.Д. (ИНН 503213560327).
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Г.В. Стрелкова