АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
21 декабря 2009 года
№ дела
А46-12399/2009
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2009 года
Решение в полном объёме изготовлено 21 декабря 2009 года
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Чернышёва В.И.,
судей Голобородько Н.А., Солодкевича И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия «Омскэлектро» города Омска
к Региональной энергетической комиссии Омской области
о признании недействующим в части приказа от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Нестеренко А.С. (паспорт 52 04 900129, доверенность № 72 юр от 14.10.2009), Сахарчук Т.В. (паспорт 52 05 054049, доверенность № 20 юр от 02.03.2009),
от заинтересованного лица – Ширяева Т.А. (удостоверение №122, доверенность № 01-05/3 от 02.03.2009),
от прокурора Омской области – Пересыпкин К.С. (удостоверение №081049),
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное производственно-эксплутационное предприятие «Омскэлектро» (далее по тексту МУПЭП «Омскэлектро», заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту – РЭК, комиссия, заинтересованное лицо) от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» (далее по тексту приказ № 230/54) в части установления ему индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (приложение № 2 к приказу № 230/54).
Как отмечает заявитель, в силу пункта 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2004 № 861, потребители услуг обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
В результате принятия РЭК Омской области приказа от 21.10.2008 № 230/54, не соответствующего приказу Министерства энергетики РФ от 30.12.2008, у МУПЭП «Омскэлектро» возникают необоснованные убытки. При применении размера потерь 11,6 % стоимость потерь составляет 301 570 000 руб. При применении размера потерь 14,63 %, установленного названным актом Министерства, стоимость потерь составляет 380 308 000 руб.
Следовательно, из-за незаконного применения размера потерь убытки предприятия в 2009 году составят 158 184 900 руб.
Решением от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области МУПЭП «Омскэлектро» отказано в удовлетворении заявленных требований, обжалуемый нормативный правовой акт в оспариваемой части признан вынесенным комиссией в пределах предоставленных ей законом полномочий. Содержащаяся в нём норма признана соответствующей требованиям Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2004 № 861, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2009 решение от 31.07.2009 Арбитражного суда Омской области по делу № А46-12399/09 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Омской области на новое рассмотрение. Как указано в постановлении суда кассационной инстанции: «Арбитражный суд по результатам оценки приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 328 от 30.12.2008, пришёл к выводу о том, что в связи с его изданием уже утверждённые тарифы могут быть изменены.
Однако, несмотря на вышеизложенный вывод, МУПЭП «Омскэлектро» отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку изменение нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям произошли позднее 01 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
…Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.12.2008 № 281/70 внесены изменения в обжалуемый нормативный правовой акт, в том числе в отношении размера тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУПЭП «Омскэлектро», участвующего в процессе электроснабжения потребителей Омской области.
Из выводов, изложенных в мотивировочной части решения от 31.07.2009, следует, что Арбитражным судом Омской области оценка вышеизложенному обстоятельству не дана и признана законной обжалуемая часть приказа от 21.10.2008 № 230/54, в уже недействующей на момент обращения МУПЭП «Омскэлектро» в суд с заявлением редакции.
Поскольку без оценки вышеизложенного обстоятельства не возможно принятие законного и обоснованного решения по настоящему делу обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
При новом рассмотрении Арбитражному суду Омской области необходимо устранить допущенное нарушение».
При новом рассмотрении дела суд установил следующее.
Региональной энергетической комиссией Омской области 21.10.2008 был издан приказ № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год».
Указанным нормативным правовым актом были установлены и введены в действие с 01.01.2009 по 31.12.2009 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей, согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.
При расчёте индивидуального тарифа для МУПЭП «Омскэлектро» регулирующим органом были учтены нормативные потери в размере 11,6 %, утверждённые Министерством промышленности и энергетики в Российской Федерации от 04.07.2006 № 144 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по сетям на 2007 год».
Приказом от 30.12.2008 № 328 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год» Министерство энергетики Российской Федерации утвердило названные нормативы на 2009 год. В частности, для МУПЭП «Омскэлектро» нормативы потерь на 2009 год были утверждены в размере 14,63 %.
В связи с утверждением норматива потерь в размере большем, чем было учтено комиссией при формировании тарифа на 2009 год, МУПЭП «Омскэлектро» обратилось в регулирующий орган с письмом от 27.01.2009 с просьбой пересмотреть баланс мощностей полезного отпуска и размер необходимой валовой выручки для заявителя со 2 квартала 2009 года, с учётом расходов на оплату потерь в размере 14,63 %.
В ответ на обращение предприятия комиссия сообщила об отсутствии оснований по изменению тарифно-балансных решений, в том числе, по корректировке сводного прогнозного баланса на 2009 год.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ.
Следовательно, как полагает предприятие, с принятием Приказа Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год», являющегося нормативно-правовым актом, РЭК Омской области обязана была привести приказ № 230/54 в соответствие с названным приказом Министерства энергетики РФ, однако этого не сделала, в связи с чем МУПЭП «Омскэлектро» обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования и просил признать приказ РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» (в редакции приказов РЭК Омской области от 25.12.2008 № 281/70, от 26.05.2009 № 44/24) недействующим в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска (Приложение № 2 к приказу РЭК Омской области от 21.20.2008 №230/54).
Также представители заявителя пояснили, что у пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее – Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, и у упоминаемых РЭК положений Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок), утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4, абсолютно разные сферы действия.
Пункт 6 Правил регламентирует приведение в целом тарифного решения в соответствие с законодательством, в независимости от возможности, либо невозможности изменения факторов, на основании которых он был принят.
Порядок устанавливает частные критерии корректировки только сводного прогнозного баланса в рабочем порядке, а именно, в случаях, не подпадающих под приведение тарифа в соответствие с требованиями законодательства в рамках пункта 6 Правил.
При этом, необходимо различать понятия корректировки сводного прогнозного баланса и приведения ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ, являющимися неидентичными понятиями, регламентирующими разные правовые механизмы «изменения тарифного решения», преследующие разные цели, но прежде всего с абсолютно разными основаниями возникновения.
Также представители Предприятия подчеркнули, что РЭК Омской области своим приказом от 25.12.08 № 281/70 внесла изменения в тарифное решение и в сводный прогнозный баланс после 01.12.2008.
Заинтересованным лицом в порядке статьи 131 АПК РФ представлен отзыв на заявление, в котором РЭК Омской области отметила следующее.
1. Утверждение Минэнерго РФ размера нормативных потерь для конкретного предприятия является необходимым, но недостаточным условием для принятия их во внимание регулирующим органом при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В рассматриваемом споре имеет место именно факт существования утверждённого для МУПЭП «Омскэлектро» уполномоченным органом размера нормативных потерь в собственных сетях (14,63%), но отсутствует факт включения данной информации в состав утверждённого на 2009 год сводного прогнозного баланса.
Акты Минэнерго РФ учитываются при формировании СПБ, однако их последующее принятие (после утверждения СПБ) не является в силу указанных нормативных актов основанием к изменению СПБ ни самой ФСТ РФ, ни органом регулирования субъекта РФ. Вывод заявителя о внесении РЭК Омской области изменений в СПБ является неправильным, поскольку размер нормативных потерь в сетях Заявителя при принятии приказа № 281/70 не изменялся.
Если РЭК Омской области выполнит требования Заявителя и увеличит размер нормативных потерь вутверждённом для МУПЭП «Омскэлектро» тарифе до 14,63%, то, во-первых, самостоятельно указанными действиями внесёт изменения в СПБ (чем прямо нарушит действующее законодательство, поскольку указанными полномочиями не обладает), во-вторых, допустит превышение размера установленных в этой связи тарифов по сравнению с предельными максимальными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждёнными ФСТ РФ (поскольку предельные уровни тарифов устанавливаются ФСТ РФ также на основании СПБ, в котором нормативные потери Заявителя учтены только в размере 11,6%).
2. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ (в редакции от 10.01.2003) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе, населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов, до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.
Бюджет Омской области на 2009 год принят законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год». Таким образом, приказы об установлении тарифов на очередной финансовый год должны были быть приняты регулирующим органом, ориентировочно, до этой даты. В то же время, приказы ФСТ РФ об утверждении предельных уровней тарифов издаются в декабре текущего года. В этой связи РЭК Омской области установлен тариф приказом от 21.10.2008, затем в связи с изданием приказа ФСТ России от 17.12.2008 № 376-э/9 проведена корректировка установленных тарифов в соответствии с утверждёнными предельными максимальными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
На основании изложенного РЭК просила отказать МУПЭП «Омскэлектро» в удовлетворении заявленных требований полностью. В дополнение к доводам, изложенным в отзыве на заявление, РЭК Омской области также указала на то, что для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год МУПЭП «Омскэлектро» в РЭК Омской области были представлены предварительные предложения по расходам на услугу по передаче электрической энергии с информацией о нормативных потерях в сетях предприятия в размере 12,6%. При этом, подтверждения существования нормативных потерь в сетях именно в указанных заявителем размерах МУПЭП «Омскэлектро» не представлено. Вместе с тем, заявителем направлены и в дальнейшем утверждены Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 328 нормативы потерь в размере 14,63%.
РЭК Омской области в апреле 2008 года произведена проверка МУПЭП «Омскэлектро» за 2007 и 1 квартал 2008 года, в результате которой установлено, что фактически нормативные потери в собственных сетях составляют 11,5%.
Прокурором, привлечённым к участию в процессе в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, дано заключение о законности оспариваемого нормативного акта и отсутствии оснований для признания его недействующим.
В судебном заседании стороны поддержали ранее изложенные в письменных документах позиции.
Суд, изучив материалы дела, ознакомившись с заявлением предприятия, отзывом РЭК, заключением прокурора, и выслушав участвующих в деле лиц, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом государственной власти, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно статье 7.1 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) в электроэнергетике, в частности, цены (тарифы) по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ.
По положениям пункта 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2004 № 861 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организации, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери только на объемы электрической энергии, не обеспеченные выработкой соответствующей электрической станцией.
Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Названные Правила, разработанные во исполнение статьи 5 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренный Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 6 отмеченных Правил тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством РФ, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В рассматриваемом случае, обосновывая необходимость изменения установленного тарифа на услуги МУПЭП «Омскэлектро» по передаче электрической энергии, заявитель ссылается на необходимость приведения утверждённых приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 (с последующими изменениями) тарифов в соответствие с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 328 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год».
Суд считает правомерными доводы заявителя о том, что названный Приказ Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год» относится к числу нормативных правовых актов, в связи с изданием которого уже утверждённые тарифы могут быть изменены. Однако это должно быть произведено, по мнению суда, только с соблюдением установленной законодательством РФ процедуры.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и упомянутые выше Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и «Об электроэнергетике», определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
По положениям пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
При принятии решения суд учитывает, что согласно пункту 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчётного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтённые при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчётного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчётный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Данная норма позволяет предприятию учесть упомянутые расходы при установлении тарифов на последующие годы.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который был применён регулирующим органом при установлении тарифов для МУПЭП «Омскэлектро».
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования.
Расчётный годовой объём производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования (абзац шестой) величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ, рассчитанного с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ.
Порядок формирования сводного прогнозного баланса, а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.
Изложенные выше правовые нормы позволяют суду прийти к выводу, что при установлении тарифов используются данные именно сводного прогнозного баланса, который, в свою очередь, формируется с учётом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики РФ.
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации в период принятия оспариваемого нормативного акта был утверждён Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4 (этот документ утратил силу лишь в связи с изданием Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 № 125-э/1, вступившего в силу 10.08.2009).
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок) был разработан в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».
Основными задачами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) являются:
- удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности;
- обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей;
- минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности);
- обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и отпускаемой с него;
- соблюдение качества электрической энергии.
Федеральная служба по тарифам формирует сводный прогнозный баланс согласно графику прохождения документов.
Согласно пункту 4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса сформированный в соответствии с пунктом 3 Порядка сводный прогнозный баланс является основой для расчётов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
По положениям пункта 5 Порядка сводный прогнозный баланс формируется на год с разбивкой по месяцам и утверждается Федеральной службой по тарифам не позднее 1 августа года, предшествующего периоду регулирования.
Сводный прогнозный баланс может корректироваться Федеральной службой по тарифам до 1 декабря года, предшествующего периоду регулирования.
В течение периода регулирования сводный прогнозный баланс не подлежит корректировке за исключением:
- приобретения в течение периода регулирования участником ОРЭМ права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) в соответствии с Правилами оптового рынка. В целях определения регулируемых договоров на ОРЭМ в объемах сводного прогнозного баланса с начала года выделяются объемы поставки (покупки) электрической энергии (мощности) указанной организации, исходя из ее договорных объемов потребления (поставки) электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
- исключения организации из реестра субъектов ОРЭМ в случаях, предусмотренных Правилами оптового рынка.
В силу пункта 6 Порядка основой для составления сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией, поставщиками, покупателями - участниками ОРЭМ, предложения организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт), предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые всеми сетевыми компаниями в части покупки электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций.
Для определения в сводном прогнозном балансе объёмов потребления электрической энергии (мощности) населением организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному периоду регулирования, информацию о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности) населением на очередной период регулирования в соответствующий регулирующий орган, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 25 апреля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют соответствующую информацию в Федеральную службу по тарифам с разбивкой по организациям.
Как установлено пунктом 10 Порядка, энергоснабжающие, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями (приложение 2) и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование. Согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанные предложения энергоснабжающие, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации направляют для утверждения сводного прогнозного баланса согласно графику прохождения документов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при взаимодействии с системным оператором проверяют соответствие разработанных энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложений по формированию сводного прогнозного баланса требованиям пункта 13 настоящего порядка, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в Федеральную службу по тарифам (приложение 2).
Пункт 11 Порядка предусматривает, что при отсутствии согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанных в пункте 10 настоящего Порядка предложений, формируемых энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями, указанные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют свои предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.
У суда отсутствуют доказательства, что участниками настоящего арбитражного процесса до принятия оспариваемого нормативного акта были представлены предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.
В силу пункта 25 Порядка приложения 1 и 2 к настоящему Порядку и сроки разработки и представления предложений по формированию сводного прогнозного баланса, установленные Федеральной службой по тарифам, являются обязательными для всех участников процесса формирования сводного прогнозного баланса.
При этом суд отмечает, что в форме 1 приложения 2 к Порядку (Баланс электрической энергии энергоснабжающей организации) и в форме 2 приложения 2 к Порядку (Баланс электрической мощности по энергоснабжающей организации) при указании показателей потерь при передаче электрической энергии учитываются как потери в электрических сетях собственно энергоснабжающей организации, так и потери в иных сетях (региональных, муниципальных, ведомственных и других, к числу которых, по мнению суда, могут быть отнесены и бесхозяйные сети).
Это свидетельствует о том, что уровень потерь при передаче электрической энергии, в том числе и по бесхозяйным сетям учтён при формировании СПБ. Следовательно, в СПБ на 2009 год содержались сведения об уровне потерь непосредственно предприятия (11,6%), а также об уровне потерь по субъекту в целом (с учётом, в том числе, потерь в бесхозяйных сетях).
Суд обращает внимание, что в соответствии с пунктом 24 Порядка именно сформированный и утверждённый сводный прогнозный баланс является основой для регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регулирования соответствующих видов тарифов.
Системный анализ изложенных норм подтверждает позицию, что и в случае изменения законодательства (например, в связи с изданием Приказа Министерства энергетики РФ №328 от 30.12.2008 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год»), если в результате такого изменения законодательства пересматриваются параметры, зафиксированные в СПБ, то до изменения тарифов органом регулирования субъекта РФ первоначально должны быть внесены коррективы ФСТ в сводный прогнозный баланс на соответствующий год.
В рассматриваемом случае уровень потерь предприятия, зафиксированный в СПБ, изменён указанным приказом Министерства энергетики РФ, но последующих изменений в сводный прогнозный баланс в этой связи не вносилось.
Приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 № 281/70 «О внесении изменений и дополнений в приказы Региональной энергетической комиссии Омской области» в Приложении № 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 строка 7 таблицы «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области», изложена в новой редакции применительно к заявителю.
Как считает суд, является необоснованным вывод предприятия о том, что РЭК Омской области приказом от 25.12.2008 № 281/70 привела утверждённые ранее тарифы в соответствие с принятым ФСТ РФ приказом от 17.12.2008 № 376-э/9 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации», однако, в аналогичном случае oт корректировки тарифа после принятия Минэнерго РФ приказа oт 30.12.2008 №328 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям на 2009 год» необоснованно уклонилась. Суд отмечает, что приказ ФСТ РФ № 376-э/9 принят на основании, в том числе, СПБ (в котором нормативные потери в размере 14,63% для предприятия не учтены). Кроме того, приведение нормативных актов органов регулирования субъектов РФ всоответствие с такого рода актами ФСТ прямо предусмотрено законодательством (статья 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российское Федерации»). В отличие от приказа ФСТ РФ № 376-э/9, упомянутый приказ Минэнерго РФ ни в одном из указанных нормативных актов не предусмотрен в качестве основания для приведения нормативных актов органов регулирования субъектов РФ всоответствие с принятым приказом.
Суд отмечает, что приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 для МУПЭП «Омскэлектро» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, состоящий из ставки на содержание электрических сетей в размере 112561,33 руб./МВт/мес. (далее - ставка на содержание) и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии на ее передачу в размере 139,94 руб./МВт.ч. (далее - ставка на потери).
Приказом ФСТ России от 17.12.2008 № 376-э/9 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам РФ, состоящие из ставки (тарифа) на содержание электрических сетей и ставки (тарифа) технологического расхода (потерь) электрической энергии на передачу по сетям. Установленные ФСТ расходы на содержание электрических сетей для расчёта предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, превысили размер расходов на содержание, в соответствии с которыми приказом РЭК утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем, возникла возможность корректировки в сторону увеличения ранее утверждённого для МУПЭП «Омскэлектро» тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В связи с указанной возможностью увеличения ранее принятого тарифа и в соответствии с предложением МУПЭП «Омскэлектро» по возмещению расходов по содержанию бесхозяйных сетей (письмо от 05.12.2008), РЭК Омской области принято решение об увеличении ставки на содержание электрических сетей в индивидуальном тарифе на услуги по передаче электрической энергии, установленном для МУПЭП «Омскэлектро», за счёт увеличения расходов предприятия на содержание бесхозяйных сетей с 5 694,30 тыс. руб. (приказ № 230/54) до 49 183,16 тыс. руб. (приказ № 281/70). В ходе судебного разбирательства было установлено, что при этом технологический расход электроэнергии (потери) в сетях самого МУПЭП «Омскэлектро», учтённый при расчёте тарифа для предприятия, как при принятии приказа № 230/54, так и при принятии приказа № 281/70, остался неизменным - 288,5 млн. кВтч. (Приложения № 1 к протоколам заседания правления РЭК Омской области от 21.10.2008 № 54, от 25.12.2008 № 70). Таким образом, увеличение в составе установленного для МУПЭП «Омскэлектро» индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии размера ставки на содержание электрических сетей с 112561,33 руб./МВт/мес. (приказ № 230/54) до 124242,13 руб./МВт/мес. (приказ № 281/70) произведено исключительно за счёт расходов на содержание бесхозяйных сетей, а не за счёт увеличения норматива технологических потерь в сетях МУПЭП «Омскэлектро» (11,6%), первоначально учтённого при формировании тарифов на 2009 год. Как отметил суд выше, потери при передаче энергии по бесхозяйным сетям заложены в СПБ, а значит, изданию приказа № 281/70 не должно было предшествовать изменение СПБ.
Приказом РЭК Омской области от 26.05.2009 № 44/24 «О внесении изменений и дополнений в приказы Региональной энергетической комиссии Омской области» в Приложение № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области» к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.12.2008 № 281/70) внесены изменения, касающиеся индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области, для взаиморасчётов между парой смежных сетевых организаций.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей Омской области, для взаиморасчётов между парой смежных сетевых организаций, указанные в настоящем приложении, определены исходя из расходов сетевых организаций на содержание электрических сетей и расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на её передачу. Данные изменения не повлияли на суть рассматриваемого вопроса.
С учётом ранее изложенных аргументов, суд считает, что в случае увеличения РЭК Омской области размера нормативных потерь вутверждённом для МУПЭП «Омскэлектро» тарифе до 14,63%, комиссия самостоятельно указанными действиями внесёт изменения в СПБ (чем прямо нарушит действующее законодательство, поскольку указанными полномочиями не обладает).
Доводы заявителя о превышении РЭК Омской области своих полномочий, не приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 54.1 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утверждённых Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, в случае если какая-либо сетевая организация не представила необходимых данных для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то единый (котловой) тариф рассчитывается исходя из данных, использованных для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования. Полномочий по утверждению нормативов технологических потерь регулирующим органам действующим законодательством РФ не предоставлено, в связи с чем при расчёте тарифа для МУПЭП «Омскэлектро» был учтён норматив потерь, утверждённый уполномоченным органом (Министерство промышленности и энергетики РФ) на 2007 год. Кроме того, судом обращалось ранее внимание на то, что доказательств направления предприятием разногласий в ФСТ по тарифу на 2009 год заявителем не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку приказ РЭК Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» (в редакции приказов РЭК Омской области от 25.12.2008 №281/70, от 26.05.2009 №44/24) в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска (Приложение №2 к приказу РЭК Омской области от 21.20.2008 №230/54), издан в пределах предоставленных РЭК полномочий, соответствует требованиям Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственной регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Приказу Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 № 225-э/4, оснований для признания его недействующим в отмеченной части не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Так как в удовлетворении требований заявителю отказано, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия «Омскэлектро» о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» (в редакции приказов РЭК Омской области от 25.12.2008 №281/70, от 26.05.2009 №44/24) в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска (Приложение №2 к приказу РЭК Омской области от 21.20.2008 №230/54), отказать.
Признать Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 230/54 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год» (в редакции приказов РЭК Омской области от 25.12.2008 №281/70, от 26.05.2009 №44/24) в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска (Приложение №2 к приказу РЭК Омской области от 21.20.2008 №230/54), соответствующим пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2004 № 861, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий В.И. Чернышёв
Судьи Н.А. Голобородько
И.М. Солодкевич