НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 19.09.2019 № А46-13066/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

сентября 2019 года

№ дела

А46-13066/2019

Решение в виде резолютивной части принято 19.09.2019.

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2019.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газетный дом «Вечерний Омск» (ИНН 5504010871, ОГРН 1025500993517) к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.07.2019 № 20,

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Газетный дом «Вечерний Омск» (далее по тексту – заявитель, ООО «Газетный дом «Вечерний Омск», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, заинтересованное лицо, Инспекция) о назначении административного наказания от 11.07.2019 № 20.

Определением Арбитражного суда Омской области от 22.07.2019 заявление ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» принято к производству в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощённого судопроизводства.

В обоснование заявленного требования общество указало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В представленном 09.08.2019 в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска не согласилась с позицией заявителя, отразив, что постановление является законным и обоснованным.

По настоящему делу 19.09.2019 судом принято решение путём подписания его резолютивной части, в соответствии с которым в удовлетворении требований заявителя отказано.

24.09.2019 (вход. № 126681) ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» обратилось в суд с заявлением в порядке части 2 статьи 229 АПК РФ о составлении мотивированного решения арбитражного суда.

Рассмотрев материалы дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ, суд установил следующее.

20.06.2019 в 10 час. 10 мин. при проведении проверки по вопросу соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчётов в маршрутном такси № 399 «СНТ Молния-5 – Оптовый рынок «Черлакский» автомобиль FIATDucato, рег. знак О 646 МК 58, на котором согласно путевому листу № 000711 от 20.06.2019 деятельность по перевозке пассажиров осуществляет ООО «Газетный дом «Вечерний Омск», установлено, что при оплате за проезд двух пассажиров стоимостью 30,00 руб. за одного пассажира, на сумму 60,00 руб. – наличными денежными средствами водителю Воронкову П.О. была выдана купюра номиналом 100,00 руб. после чего, водителем Воронковым П.О. была выдана сдача в сумме 40,00 руб., однако билет за проезд или чек ККТ вместе со сдачей водителем Воронковым П.О. выдан не был. Таким образом, наличные денежные расчёты водителем Воронковым П.О. осуществлялись без применения ККТ и без выдачи бланка строгой отчётности (билетной продукции), что свидетельствует о нарушении статьи 1.2, статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 54), пункта 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 20.06.2019 серии АА № 000123.

По результатам проверки Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2019 № 009034.

11.07.2019 исполняющим обязанности начальника ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Калашниковой Ириной Анатольевной вынесено постановление о назначении административного наказания № 20, в соответствии с которым ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчётов, полноты учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом № 54.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 54 контрольно-кассовая техника, включённая в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно части 2 той же статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчёты и (или) расчёты с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчётности.

Статьёй 5 Федерального закона № 54 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в том числе применять при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учёт денежных средств при проведении расчётов (фиксацию расчётных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, постольку расчёты за её оказание могут осуществляться с использованием бланков строгой отчётности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.

Порядок утверждения форм бланков строгой отчётности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учёта, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники, согласно пункту 2 которого на бланках строгой отчётности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путёвки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Таким образом, суд приходит выводу о том, что общество как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров, обязано при осуществлении денежных расчётов с клиентами выдавать им билеты, талоны или другие документы, приравненные к чекам и подтверждающие приём денежных средств за соответствующую услугу.

При этом в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъясняется, что в случае невыдачи документов строгой отчётности соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчётов без применения контрольно-кассовой машины.

Частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за  неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трёх четвёртых до одного размера суммы расчёта, осуществлённого с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается, в том числе, в невыдаче покупателю (клиенту) товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего приём денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий Инспекцией установлено, что водителем, работающим у общества, при оказании услуги по перевозке пассажира билеты или иные документы, заменяющие кассовые чеки, выданы не были.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что факт совершения ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» вменённого ему административного правонарушения подтверждается актом проверки от 20.06.2019 серии АА № 000123, протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 № 009034, протоколом опроса свидетеля от 20.06.2019 Воронкова Павла Олеговича.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае вина ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» в совершении вменяемого ему правонарушения выражается в том, что заявитель не обеспечил соблюдение требований Закона № 54-ФЗ при оказание услуг по перевозке пассажиров. При этом заявитель осознавал противоправный характер приёма денежных средств в счёт оплаты оказания услуг без выдачи клиенту документа, заменяющего кассовый чек, и предвидел негативные последствия такого нарушения в виде непредоставления плательщику сведений, подтверждающих совершение расчётной операции и раскрывающих информацию об исполнителе услуг.

Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.

При этом ссылка Общества на неверную квалификацию вменяемого правонарушения (по мнению Общества, деяние должно быть квалифицировано по части 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) основана на неверном толковании норм материального права, поскольку в рассматриваемом случае административным органом установлено не отсутствие передачи или направления чека при применении контрольно-кассовой техники, а именно неприменение контрольно-кассовой техники как таковой.

Однако в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 2 статьи 17.1 КоАП РФ, исключающие возможность исполнения вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности в случае смягчения ответственности новым законом.

В силу частей 2, 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.12 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» (далее - постановление № 37), в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Согласно абзацу 2 пункта 2 постановления № 37 судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено приостановление до 01.07.2020 действия частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении применения контрольно-кассовой техники.

Указанные изменения вступили в силу 14 июля 2019 года, но с учётом положений КоАП РФ имеют обратную силу.

В этой связи постановление налогового органа о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежит исполнению в части назначения ООО «Газетный дом «Вечерний Омск» административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьёй 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Газетный дом «Вечерний Омск» (ИНН 5504010871, ОГРН 1025500993517, адрес (место нахождения): 644034, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 282, кабинет 3 этаж 2, зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.1993 Омской городской регистрационной Палатой (государственное учреждение) о признании незаконным и отмене постановление инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816, адрес (место нахождения): 644001, Омская область, город Омск, улица Красных зорь, 54/5, зарегистрирована в качестве юридического лица 21.12.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области) от 11.07.2019 № 20 о признании общества с ограниченной ответственностью «Газетный дом «Вечерний Омск» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения, отказать.

Признать не подлежащим исполнению постановление инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска от 11.07.2019 № 20 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью «Газетный дом «Вечерний Омск» административного наказания в виде предупреждения.

По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений и рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощённого производства, решение принимается путём подписания его резолютивной части.

По рассматриваемым в порядке упрощённого производства делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принудительное исполнение производится на основании решения, принятого путём подписания резолютивной части, поскольку исполнительный лист на основании судебных актов по данным делам не выдаётся (часть 4.2 статьи 206, часть 5.2 статьи 211 АПК РФ) (пункты 37, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.В. Яркова