АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск апреля 2019 года | № дела А46-1090/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2019.
Решение в полном объёме изготовлено 24.04.2019.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Касаткиной ЕМ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 08.10.2018 № 04-22/52674 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – не явились, извещены,
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 01.02.2019, ФИО2, на основании доверенности от 23.01.2019, ФИО3, доверенность от 21.01.2019,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (далее также заявитель, ООО «ЛВЗ «ОША», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным решения от 08.10.2018 № 04-22/52674 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного разбирательства дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
По правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного участника арбитражного процесса.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы представителей заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией в отношении Общества проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за май 2018 года, представленной 14.08.2018.
По итогам камеральной проверки вынесено решение о привлечении ООО «ЛВЗ «ОША» к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислены: недоимка по акцизам в сумме 68 280 508 руб., пени в сумме 2 357 047,55 руб., а также назначен штраф в размере 865 669 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 24.12.2018 № 16-22/19190@ означенное выше решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что налоговым органом не в полном объёме были проведены контрольные мероприятия, а именно, исходя из решения невозможно определить, проводились ли мероприятия в отношении контрагентов Общества, были ли у них истребованы первичные документы, сопоставлялись ли эти докменты с декларациями Общества, а также считая, что начисленный штраф является чрезмерным относительно тяжести совершённого правонарушения, ООО «ЛВЗ «ОША» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими отказу в удовлетворении, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками акциза признаются организации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Согласно статье 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами является реализация на территории Российской Федерации лицами произведённых ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
ООО «ЛВЗ «ОША» является плательщиком акциза на этиловый спирт, алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию поскольку реализует на территории Российской Федерации, а также за пределы РФ произведённые им подакцизные товары.
На основании статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», организации, осуществляющие производство и поставки алкогольной продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёмов их производства и оборота.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, запрещён.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ к документам, разрешающим и сопровождающим оборот алкогольной продукции на территории РФ, отнесены: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, уведомление.
Организация, осуществляющая оборот алкогольной продукции, обязана фиксировать информацию о движении алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) путём отражения сведений, содержащийся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Таким образом, сведения об объёмах реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вносятся в ЕГАИС на основании данных, представленных непосредственно организацией, осуществляющей такую реализацию, на основании первичной документации и показателей автоматических средств измерения и учёта.
14.08.2018 Общество представило в Инспекцию уточнённую налоговую декларацию по акцизам по коду подакцизного товара «водка» за май 2018 года.
По данным уточнённой налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также пиво и пивную продукцию за май 2018 представленной Обществом, объём отгруженной продукции по виду продукции «водка» составил 151 859,745 литров.
Инспекцией, проведён анализ данных об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информационного ресурса ЕГАИС по заявителю за период с 01.05.2018 по 30.05.2018, по результатам которого установлено, что объём отгруженной продукции по виду продукции «водка», согласно реестру товарно-транспортных накладных указанных в отчёте «Об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции» ЕГАИС составляет 405 413,800 литров.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 187 НК РФ в случае, если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определённая налогоплательщиком в соответствии с п.п. 1 п. 2 настоящей статьи, менее объёма реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отражённого в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС.
Таким образом, заявителем, в нарушение указанной нормы права занижена налоговая база на 253 559,055 литров, что привело к не полной уплате суммы акциза по коду подакцизного товара «водка» в сумме 49 520 508 руб.
Кроме того, проведён анализ объёмов отгруженной продукции по виду продукции «пиво, пивные напитки»; согласно реестру товарно-транспортных накладных, указанных в отчёте «Об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции», в ЕГАИС за период с 01.05.2018 по 30.05.2018 объём продукции составил 1 271 866,400 литров.
По данным налоговой декларации по акцизам на алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию за май 2018 года, объём отгруженной продукции по виду продукции «пиво, пивные напитки» составил 319 485,430 литров.
Таким образом, заявителем в нарушение с пункта 2.1 статьи 187 НК РФ занижена налоговая база на 952 380,970 литров.
Данное занижение налоговой базы привело к неполной уплате суммы акциза по коду подакцизного товара «пиво, пивные напитки» в сумме 18 760 000 руб.
Поскольку Общество, осуществляя оборот алкогольной продукции, обязано фиксировать информацию о движении алкогольной продукции в ЕГАИС путём отражения сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, сведения об объёмах реализации этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции вносятся в ЕГАИС на основании данных, предоставленных непосредственно заявителем, осуществляющем такую реализацию, втом числе на основании первичной документации и показателей автоматических средств измерения учёта.
По факту расхождения налоговой базы по реализации подакцизной спиртосодержащей продукции (водка, пиво, пивные напитки), отражённых в налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за май 2018 года и сведений указанных в ЕГАИС за период с 01.05.2018 по 30.05.2018, в адрес ООО «ЛВЗ «ОША» в соответствии с пунктом 3 статьей 88 НК РФ Инспекцией было направлено требование о предоставлении пояснений.
Обществом были представлены следующие документы: реестры расходных накладных на алкогольную продукцию, товарные накладные унифицированной формы ТОГР-12, оборотно-сальдовые ведомости по счёту 43, анализ счёта 90 за апрель 2018 г. по видам продукции (водка, пиво, пивные напитки); расчёт суммы акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья и материалов для производства подакцизных товаров. Также были представлены документы бухгалтерского учёта, подтверждающиефактическое использование подакцизного сырья в производстве алкогольной продукции; перечень предприятий с указанием количества реализованного спирта в разрезе каждого налогоплательщика по признакам применения ставки акциза (3,0) за май 2018 г.; реестр расходных накладных на реализацию спирта этилового, товарные накладные унифицированной формы ТОРГ-12 за май 2018 г; расчёт суммы акциза, уплаченного в мае 2018 г., за реализацию спирта этилового. Общество представило заверенные копии товарных накладных унифицированной формы ТОРГ-12, подтверждающие отгрузку алкогольной продукции (водка, пиво, пивные напитки) в мае2018 г, а также реестры документов за период с 01.05.2018 по 31.05.2018.
Налоговым органом было установлено, что представленные ООО «ЛВЗ «ОША» первичные документы соответствуют сведениям, отражённым в ЕГАИС за период с 01.05.2018 по 31.05.2018.
С целью установления полноты отражения ООО «ЛВЗ «ОША» реализации алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции в мае 2018 года, в соответствии со статьёй 93.1 НК РФ Инспекцией направлены поручения об истребовании документов у следующих покупателей спиртосодержащей продукции: ООО «КЕДР»; ООО «ЮВИЛИНА»; ООО «ПС»; ООО «ТАНДЕР»; ООО «ОПТ АЛКО»; ООО «КОМПАНИЯ ТВ»; ООО «ВиноВодкаПиво»; ООО «Триумф»; ООО «Кузбасс-Алко»; ООО «Винторг-С»; ООО «Компания «Метрополис»; ООО «Фирма «Нат»; ООО «Штормаркет»; ООО «Альбион-2002»; ООО «Гепард»; ООО «ПРОГРЕСС»; ООО «Торговый Дом «Русский Купец»; ООО «Мастер Трейд»; ООО «Продторг»; ООО «Продрог-2»; ООО «ВМС»; ООО «Северная Крепость»; ООО «Камелот - А»; ООО «Иртыш»; ООО «Инвина - ЮТК»; ООО «Лакки».
Полученные ответы от вышеуказанных контрагентов также подтверждают реализацию Обществом алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции в объёмах отражённых им в системе ЕГАИС.
Несоответствие (занижение) данных, отражённых ООО «ЛВЗ «ОША» в налоговой декларации по акцизам за май 2018 года, данным отражённым в ЕГАИС, свидетельствует о занижении налоговой базы по акцизам.
Поскольку налоговым органом дана верная оценка обстоятельствам соблюдения Обществомналогового законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.
Общество также не согласно с указанным решением в части снижения суммы штрафа в 32 раза, а не в 64 раза, и фактически просит повторно применить обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотренные статьёй 112 НК РФ, и снизить размер штрафа.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй НК РФ.
Между тем, при вынесении оспариваемого решения сумма штрафа уже была уменьшена налоговым органом, в этой связи суд не усматривает оснований для ещё большего снижения размера санкций.
По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя несения судебных расходов возлагается на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Яркова