АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск мая 2018 года | № дела А46-3702/2018 |
Резолютивная часть объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст изготовлен 18 мая 2018 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьиПермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "ВЭД Агент" (ИНН 5404454954, ОГРН 1125476021483) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) о признании незаконным решения от 26.01.2018 № РКТ-10610000-18/000002, о признании незаконным требования от 19.02.2018 № 10610000/Тр2018/0000010,
взаседании суда приняли участие:
от заявителя – Плохотнюк М.А. по доверенности от 26.06.2017, паспорт, после перерыва Бабешко С.В. по доверенности от 09.04.2018, паспорт,
отзаинтересованного лица – Маилян Ш.А. по доверенности от 09.01.2018, служебное удостоверение, Свириденко А.А. по доверенности от 08.05.2018, служебное удостоверение, после перерыва также Селютина С.В. по доверенности от 09.01.2018, служебное удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «ВЭД Агент» (далее - Общество, АО «ВЭД Агент», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения о классификации товаров от 26 января 2018 года № РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары № 10610050/180215/0000141 как несоответствующего Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза; признании незаконным требования Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010 как несоответствующего Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Определением суда от 13.03.2018 удовлетворено ходатайство акционерного общества «ВЭД Агент» о принятии срочных временных мер, направленных на обеспечение иска. Суд приостановил действие решения Омской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС от 26.01.2018 года №РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары 10610050/180215/0000141, а также требования Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010. Меры по обеспечению имущественных интересов заявителя приняты до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение по существу дела № А46-3702/2018.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что спорный товар не может быть классифицирован в соответствии с кодом 8516 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как считает таможенный орган, поскольку спорный товар является многокомпонентным изделием, выполняющими несколько функций, представленными в наборе для розничной продажи. При этом можно выделить компонент (составную часть набора), придающий товару его основное свойство, а именно – парогенератор. В связи с чем, обществом был законно классифицирован товар по коду 8424309000 ТН ВЭД ТС (в редакции, действующей на момент декларирования товара) как механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства - устройства для мойки водой со встроенным двигателем - прочие. Ставка ввозной таможенной пошлины - 0%. В связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения о классификации товара от 26 января 2018 года № РКТ-10610000-18/000002 и направления требования об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010.
В представленном отзыве на заявление Омская таможня требование заявителя не признала, указав на законность и обоснованность оспариваемых решения и требования.
В судебном заседании, открытом 10.05.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 17.05.2018. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
АО «ВЭД АГЕНТ» (далее - общество, заявитель, декларант) с «Cuori Electrical Appliances (Group) Co. Ltd» (Китай) заключен контракт от 10.10.2013 № 176, предметом которого являлась поставка товаров.
Обществом с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), на Омский таможенный пост 18.02.2015 в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления в электронной форме подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер 10610050/180215/0000141, в графе 31 которой заявлены сведения о товарах:
В графе 33 данной ДТ в отношении декларируемых Товаров заявлен классификационный код в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0. Указанному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
Заявленный декларантом код соответствует разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части», товарной позиции 8424 «Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства», субпозиции 8424 30 «машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства», подсубпозиции 8424 30 900 0 «прочие».
В подтверждении заявленных сведений о классификационном коде Товаров декларантом в электронной форме представлены: контракт от 10.10.2013 № 176 (далее - Контракт), дополнительные соглашения к Контракту от 27.10.2014 № Приложение 9, от 30.05.2014 № доп. соглашение 3, от 04.08.2014 № доп. соглашение 2, инвойс от 09.02.2015 № 14CU10235249, сертификат соответствия от 14.02.2013 № РОСС CN.AГ80.B11822.
По результатам проведения таможенного контроля 19.02.2015 декларируемые товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления».
Омской таможней в порядке ведомственного контроля проведена проверка принятого Омским таможенным постом решения о подтверждении заявленного декларантом при таможенном декларировании классификационного кода товара, в ходе которой установлена неправомерность принятого решения о классификации товара.
В результате проведенной проверки выявлены факты неверной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем Омской таможней принято решение о классификации товара от 26.01.2018 № РКТ-10610000-18/000002.
Данный код соответствует разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», позиции 8516 «Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545», подсубпозиции 8516 40 000 0 «Электроутюги». Указанному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 10%.
Таким образом, неверная классификация товара повлекла за собой занижение размера таможенных платежей, подлежащих уплате.
В соответствии с абзацем 3 подпункта (а) пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров при выявлении недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Полагая, что решение Омской таможни о классификации товаров от 26 января 2018 года № РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары № 10610050/180215/0000141, а также требование Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010 не соответствуют Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В части 1 статьи 198 АПК РФ закреплено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц государственных органов необходимо, чтобы такие действия (бездействие) не отвечали одновременно двум условиям: не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавали ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает законность решения Омской таможни о классификации товаров по ТН ВЭД ТС, а также требование об уплате таможенных платежей. В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого ненормативного акта заинтересованное лицо должно доказать его соответствие закону.
Согласно статье 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств - членов ЕАЭС может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
В соответствии с требованиями пункта 12 статьи 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки и выездной таможенной проверки (пункт 7 статьи 122 ТК ТС).
Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС (пункт 1 статьи 122 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена ЕАЭС в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена ЕАЭС, в том числе у лиц, выступающих декларантами.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (подпункт 2 пункта 3 статьи 122ТКТС).
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС (пункт 4 статьи 122 ТК ТС).
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются различные виды таможенных деклараций, перечисленные в статье 180 Кодекса. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (статья 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что в таможенной декларации указываются, в числе прочего, такие сведения о товарах, как наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД и другие.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ОПИ ТН ВЭД), являющимися составной частью единого Таможенного тарифа.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 Положения).
В качестве критериев для классификации выступают материалы, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, примечаний к разделам и группам.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно, начиная с правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.
На основании изложенного, следует, что выбор раздела, группы и товарной позиции осуществляется не только исходя из наименования товара, а также его свойств.
Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих. Правил 2-5 ОПИ ТН ВЭД отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной под субпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется правило 6 ОПИ ТН ВЭД,
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции, в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы Российская Федерация взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированиой системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.
В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, применение при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической Комиссии от 12.03.2013 г. № 4 (далее - Рекомендация ЕЭК).
Согласно Рекомендации ЕЭК, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Из материалов дела следует, что в данном случае спор между сторонами возник по вопросу классификации товара по коду ТН ВЭД ТС.
АО «ВЭД Агент» полагает, что товары - отпариватели (парогенераторы) бытовые (предназначены для разглаживания и очистки тканей (одежды, скатертей, постельного белья, ковровых покрытий и т.д.) с помощью выделяемого горячего пара) следует применять классификационный код в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0. Данный код соответствует разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части», товарной позиции 8424 «Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства», субпозиции 8424 30 «машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства», подсубпозиции 8424 30 900 0 «прочие». Как следствие указанного, заявитель приходит к выводу о неверной классификации таможенным органом данных товаров и отнесении их к подсубпозиции 8516 40 000 0.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, в том числе Руководства по эксплуатации, Товар представляет собой электрические приборы с парогенераторами, предназначенные для глажки, отпаривания, восстановления свежести и дезинфекции одежды, штор, мебели и т.д. Приборы оборудованы водяными бойлерами, предназначенными для выработки пара. Пар, вырабатываемый бойлерами, подаётся к утюгу во время парового глажения, а во время паровой чистки к рабочим насадкам приборов.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются машины и устройства для метания, разбрызгивания или распыления пара, жидкостей или твердых материалов (например, песка, порошков, гранул, щебня или металлических абразивов) в виде струи, дисперсии (капельной или нет) или брызг.
Пунктом «Б» Пояснений к товарной позиции установлено, что в неё включаются пульверизаторы и аналогичные устройства с ручным управлением обычно предназначены для подключения к линиям сжатого воздуха или пара, а также непосредственно или через трубопровод к резервуару с распыляемым материалом. Они оборудуются триггерами или иными клапанами для управления потоком, проходящим через форсунку, которая обычно регулируется для получения струи или распыленной струи с большим или меньшим углом распыла. Они используются для распыления краски (в том числе клеевой), лаков, масел, полимерных материалов, цемента, металлических порошков, текстильной пыли и т.д. Они также могут быть использованы для создания мощной струи сжатого воздуха или пара для очистки каменной кладки в здании, скульптур и т.д.
Пульверизаторы с ручным управлением, которые оборудованы автономным электродвигателем, имеющие насос и емкость для распыляемого материала (краски, лаки и т.д.), также включаются в данную товарную позицию.
В соответствии с пунктом «В» Пояснений в товарную позицию 8424 ТН ВЭД ЕАЭС также включаются пескоструйные и им подобные машины часто имеют тяжелую конструкцию и иногда включают в себя компрессоры.
Они используются для удаления окалины или очистки металлических изделий, для травления или создания матовой поверхности на стекле, камне и других материалах путем воздействия на изделия струями высокого давления, содержащими песок, металлический абразив и т.д. Они обычно оборудуются пылеуловителями для удаления остатков песка и пыли. В данную товарную позицию также включаются пароструйные устройства, которые используются, например, для обезжиривания обработанных металлических поверхностей и т.д.
Исходя из смысла пояснений к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС в данную позицию включаются пароструйные устройства, предназначенные для использования в промышленной (технической) области.
В руководствах по эксплуатации отпаривателей с артикулами КТ-901, КТ-902, КТ-910, раздел «Общие сведения» изготовитель позиционирует отпариватели как «конкурента паровых утюгов: он позволяет чрезвычайно быстро прогладить любые вещи и изделия из текстиля... В отличие от утюгов, которыми гладят ткани и одежду, расположенные горизонтально, отпаривателем в основном обрабатывают одежду и ткани, расположенные вертикально. Никаких дополнительных приспособлений, вроде доски для глажки, здесь не требуется...».
Раздел XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» содержит товарную позицию 8516 «Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545».
Согласно правилу по ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Таким образом, текст товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8516 в полной мере отвечает функциональному назначению отпаривателей с артикулами КТ-901, КТ-902, КТ-910.
Кроме того, в соответствии с пунктом «Г» Пояснений к товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8516 установлено, что электроутюги это утюги всех видов независимо от того, применяются они в быту или портными и т.д., включая беспроводные утюги. Беспроводные утюги представляют собой утюг, включающий нагревательный элемент и подставку, которая подсоединяется к электросети. Утюг подключается к источнику питания, только когда он располагается на подставке. В данную группу (утюги) также включаются электрические отпаривающие утюги независимо от того, имеют они водяной резервуар или предназначены для подсоединения к паровой трубе.
Таким образом, в результате анализа ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснений к ним Омской таможней правомерно сделан вывод, что наименование и функциональное назначение спорного Товара в полной мере отвечает товарной позиции 8516 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Данный код соответствует разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», позиции 8516 «Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545», подсубпозиции 8516 40 000 0 «Электроутюги». Указанному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 10%.
Суд полагает необходимым отклонить довод Общества о том, что в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС 3 (б) и 6 товар декларантом был верно классифицирован в подсубпозиции 8424 30 900 0 (в качестве набора для розничной продажи) с основным компонентом – парогенератором.
Так, при применении Правила 3(б) термин «товары, представленные в наборе для розничной продажи» относится к товарам, которые состоят по крайней мере из двух разных изделий, prima facie, классифицируемых в различных товарных позициях. Термин «товары, представленные в наборе для розничной продажи», следовательно, относится только к наборам, состоящим из товаров, предназначенных для продажи конечному потребителю, в которых отдельные товары предназначены для использования вместе.
Как видно из комплектации отпаривателей во всех случаях присутствуют отпариватели (парогенераторы), паровые шланги с ручкой и утюжком и иные насадки и аксессуары не влияющие на функциональное назначение изделий. В соответствии с имеющейся технической документацией функциональнное назначение Товара единственное - глажка (отпаривание) и чистка изделий за счет действия пара.
Парогенераторы (бойлеры) являются устройствами (механизмами) необходимыми только для выработки рабочей среды (пара). Сам процесс обработки изделий (вещей, штор, мебели и т.д.) осуществляется посредством применения различных сменных инструментов (насадок): для глажки применяется «утюжок», дополнительно - щетки для чистки.
Основное функциональное назначение отпаривателей марок КТ-901, КТ-902, КТ-910 определяется исключительно выполняемой ими функцией глажки, а указанная функция осуществляются при помощи парового шланга с ручкой и утюжком.
Основное правило по интерпретации 3 б не применимо так как в рассматриваемом случае отсутствует набор отдельных товаров (отдельных означает самостоятельных, каждый из которых предназначен для определенной цели), собранных вместе для удовлетворения конкретной потребности и предназначенных для использования вместе. Товар представляет из себя единое изделие, имеющее единственный функционал со сменными насадками. Насадки сами по себе не являются отдельными товарами так как предназначены для использования исключительно вместе с отправителем.
Производителем Товара дано определение функционального назначения изделия. Как было указанно выше, изготовитель отпаривателей марок КТ-901, КТ-902, КТ-910 в разделе руководств по эксплуатации «Общие сведения» определяет назначение отпаривателей как глажка «Вертикальный отпариватель - серьезный конкурент паровых утюгов: он позволяет чрезвычайно быстро прогладить любые вещи и изделия из текстиля... В отличие от утюгов, которыми гладят ткани и одежду, расположенные горизонтально, отпаривателем в основном обрабатывают одежду и ткани, расположенные вертикально. Никаких дополнительных приспособлений, вроде доски для глажки, здесь не требуется...».
Довод Общества о наличии предварительных решений о классификации товаров (отпариватели) в товарной позиции 8424 90 900 0 Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза размещенных в НСИ ФТС России, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) (действовала в период декларирования товаров) предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
В соответствии пунктом 2 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 (далее - Административный регламент) заявителем на оказание государственной услуги являются: юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, правомочное выступать в качестве декларанта товара или обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение по классификации товара по Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента на сайте Евразийской экономической комиссии размещается Сборник предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС, в который включены в обезличенном виде предварительные решения, принятые таможенными органами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ТС предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена ЕАЭС, таможенный орган которого принял предварительное решение.
Из изложенного следует, что принятое предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС носит обязательный характер для таможенных целей только в случае его представления заявителем. Для остальных участников внешнеэкономической деятельности сведения, содержащиеся в Сборнике предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, носят исключительно справочный характер и не обязательны к применению.
На момент подачи Обществом ДТ № 10610050/180215/0000141 действовало распоряжение ФТС России от 15 августа 2014 г. № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров», которым был утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ТС отдельных товаров. Следует учитывать, что сведений и разъяснений по классификации товаров «Отпариватели (парогенераторы) бытовые...» или аналогичных товаров данный Сборник не содержит.
Согласно данным, указанным в Сборнике предварительных решений таможенных органов Республики Казахстан по классификации (по состоянию на 12 февраля 2018 г.) отпариватели для одежды отнесены к товарной позиции 85 16ТН ВЭД ЕАЭС.
Данный факт, в том числе указывает на исключительно справочный характер предварительных решений по ТН ВЭД ЕАЭС, принятых не по заявлению Общества по спорному товару.
Также, суд полагает необходимым отметить, что выводы Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, отраженные в решении по делу № А56-75153/2016, на которые ссылается Общество, не могут быть учтены по рассматриваемому делу, поскольку товары (паровые швабры), указанные в Решении, обладают иным функциональным значением и не имеют отношения к спорному товару. Идентичность товарных знаков и изготовителя товаров не является признаком идентичности товаров.
Кроме того, Обществом при декларировании товара представлен сертификат соответствия от 14.02.2013 № РОСС CN.AГ80.B11822, выданный на паровые швабры, парогенераторы и отпариватели бытовые электрические т.м. «Kitfort», в том числе с комплектующими и запасными частями. В графе «код ТН ВЭД» сертификата указана товарная позиция 8516 ТВ ВЭД.
Суд принимает во внимание Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 мая 2017 г. № 51 «О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», которым разъяснено, что бытовой отпариватель для одежды, представляющий собой электрический прибор с напряжением питания переменного тока 220 -240 В, оснащенный блоком управления, резервуаром для воды со встроенным электронагревательным элементом мощностью от 1500 до 2000 Вт, телескопической стойкой вертикального типа, пароподающим шлангом с насадками, предназначенный для разглаживания одежды паром, поступающим из резервуара по пароподающему шлангу за счет нагревания воды до температуры кипения, в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД классифицируется в товарной позиции 8516 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, анализ имеющихся документов и описанные выше признаки рассматриваемого товара подтверждают, что спорный товар полностью соответствует пояснениям товарной позиции 8516 ТН ВЭД и солгано ОНИ 1 ТН ВЭД подлежит в классификации в данной товарной позиции.
Применение ОПИ 3(a) ТН ВЭД, на которое ссылается Общество, является необоснованным в связи с достаточностью определения товарной позиции в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая изложенное выше, суд считает обоснованной позицию таможенного органа о том, что наименование и функциональное назначение спорного Товара в полной мере отвечает товарной позиции 8516 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с чем, решение Омской таможни о классификации товаров от 26 января 2018 года № РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары № 10610050/180215/0000141 соответствует Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и является законным и обоснованным.
Кроме того, Обществом оспаривается требование Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010.
Согласно статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6-8 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
19.02.2018 в адрес АО «ВЭД АГЕНТ» направлено требование об уплате таможенных платежей № 10610000/Тр2018/0000010 на сумму 563 865 руб. 52 коп.
Из вышеизложенного следует, что взыскание задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, включая процедуру выставления требования, произведено Омской таможней в установленные Федеральным законом № 311-ФЗ сроки и с соблюдением установленного порядка. Доказательств, свидетельствующих об обратном АО «ВЭД АГЕНТ» не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование АО «ВЭД АГЕНТ» о признании незаконными об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010 является необоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с этим, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства и доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований акционерного общества "ВЭД Агент" (ИНН 5404454954, ОГРН 1125476021483) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) о признании незаконным решения о классификации товаров от 26 января 2018 года № РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары № 10610050/180215/0000141 как несоответствующего Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза; признании незаконным требования Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010 как несоответствующего Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», отказать.
Отменить меры по обеспечению иска, наложенные определением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2018 по делу А46-3702/2018 в виде приостановления действия решения Омской таможни (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС от 26.01.2018 года №РКТ-10610000-18/000002, ввезенного по декларации на товары 10610050/180215/0000141, а также требования Омской таможни об уплате таможенных платежей от 19 февраля 2018 года № 10610000/Тр2018/0000010.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74).
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.В. Пермяков