АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск февраля 2021 года | № дела А46-20330/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Омской области в составе cудьи М.А. Третинник, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой А.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБВ ФИНАНС" (ИНН 4013230 , ОГРН 5543001844 ) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе города Омска (ИНН 3060728 , ОГРН 5500975125 ) о признании недействительными решений №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, требований на основании указанных решений от 14.09.2020,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Земляков В.Л. (паспорт), директор ООО «АБВ Финанс»,
от заинтересованного лица – Новикова Н.К. (паспорт), доверенность от 01.02.2021, № 927,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «АБВ Финанс» (далее – заявитель, Общество, ООО «АБВ Финанс») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительными решений №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, требований №№ 065S01200008918, 065S01200008919, 065S01200008920, 065S01200008921, 065S01200008922, 065S01200008923, 065S01200008924, 065S01200008925, 065S01200008926, 065S01200008927, 065S01200008928, 065S01200008929, 065S01200008930 от 14.09.2020, выставленных на основании указанных решений.
Определением от 20.11.2020 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В целях выяснения дополнительных доказательств определением от 18.01.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, указывал на то, что его вина в непредставлении отчетности отсутствует, так как Пенсионный фонд не исполнил свою обязанность по уведомлению Общества о необходимости представления отчетности по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства по делу.
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО «АБВ Финанс» сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, по результатам которой составлены акты от 25.03.2020 и приняты решения №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ с назначением наказания в виде штрафа в общем размере 6 500,00 руб.
С целью досудебного урегулирования спора Пенсионным фондом в адрес Общества направлены требования об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в указанный в требованиях срок.
Не согласившись с вынесенными решениями от 10.08.2020 и требованиями от 14.09.2020, выставленными на основании указанных решений, в соответствии с которыми ООО «АБВ Финанс» назначено наказание в виде штрафа в общем размере 6 500,00 руб., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит настоящие требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном названным кодексом.
Статьей 8 Гражданского кодекса РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит наличие следующих обстоятельств:
- несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Закона № 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу статьи 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).
В преамбуле Закона № 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены указанным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и подтверждается сторонами, основанием для привлечения заявителя к ответственности послужило непредставление последним в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) за отчетные периоды: так, при нормативном сроке представления сведений по форме СЗВ-М – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год – не позднее 02.03.2019, отчетность по форме СЗВ-М за период с января по декабря 2019 года и отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год была представлена только 29.06.2020, то есть с нарушением установленных сроков.
Общество в качестве обстоятельства, освобождающего его от ответственности за непредставление отчетности в соответствии с пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, ссылается на тот факт, что между единственным работником ООО «АБВ Финанс» (директором и единственным учредителем Общества) и ООО «АБВ Финанс» отсутствует заключенный договор, в связи с чем Пенсионный фонд обязан был уведомить заявителя о необходимости представления указанной отчетности.
Судом отклоняется указанный довод, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в соответствии с нормами Закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам.
Работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Из изложенных норм следует, что даже при отсутствии заключенного в письменной форме трудового договора, при фактическом допуске работника к работе с ведома или по поручению работодателя, возникают трудовые отношения между работником и работодателем, следовательно, такое лицо является застрахованным лицом в соответствии со статьей 7 Закона № 167-ФЗ и в отношении такого лица у страхователя в силу действующего законодательства возникает обязанность по предоставлению сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в установленные частями 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сроки вне зависимости от наличия или отсутствия уведомления Пенсионного фонда о данной обязанности.
При таких обстоятельствах, учитывая несвоевременное представление заявителем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года с типом формы «ИСХ», суд полагает правомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде применения финансовых санкций, в связи с чем, оснований для признания оспариваемых решений и требований недействительными у суда не имеется.
Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела документы, учитывая, что в рассматриваемом случае решения Пенсионного фонда приняты без учета обстоятельств, позволяющих индивидуализировать примененное к заявителю наказание, характер и степень его вины в совершении правонарушения, иных заслуживающих внимания обстоятельств, что привело к нарушению прав плательщика страховых взносов, суд пришел к выводу о возможности снижения размера санкции до 3 250,00 руб.
Данный размер штрафа, по убеждению суда, соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному правонарушению.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ признана утратившей силу.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из указанных выше принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия и подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 310-КГ16-12072).
Снижая установленный Пенсионным фондом размер штрафа до 3 250,00 руб., судом в качестве смягчающих вину обстоятельств судом учтены такие обстоятельства как: фактическое исполнение установленной законом обязанности, устранение нарушений сразу после получения уведомления от Пенсионного фонда, отсутствие недобросовестности в поведении страхователя и умысла в совершении правонарушения, отсутствие реальных убытков бюджету, а также несоразмерность финансовой санкции последствиям совершенного правонарушения и отсутствие существенных негативных последствий.
Таким образом, снижение судом размера штрафа, установленного решениями заинтересованного лица, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.02.2013 № 4-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2016 № 2-П, способствует выполнению превентивной функции и является достаточной мерой для профилактики аналогичных нарушений со стороны заинтересованного лица в будущем.
Ввиду указанного, с учетом характера совершенного заявителем правонарушения, учитывая, что недобросовестности в действиях Общества судом не установлено, суд считает необходимым размер штрафа, возложенный на ООО «АБВ Финанс» решениями Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе города Омска №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, снизить до 3 250 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью "АБВ ФИНАНС" о признании незаконными вынесенных государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе города Омска решений №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, требований №№ 065S01200008918, 065S01200008919, 065S01200008920, 065S01200008921, 065S01200008922, 065S01200008923, 065S01200008924, 065S01200008925, 065S01200008926, 065S01200008927, 065S01200008928, 065S01200008929, 065S01200008930 от 14.09.2020 оставить без удовлетворения.
Размер штрафной санкции, возложенной на общество с ограниченной ответственностью "АБВ ФИНАНС" решениями государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе города Омска №№ 065S19200008359, 065S19200008360, 065S19200008361, 065S19200008362, 065S19200008363, 065S19200008364, 065S19200008365, 065S19200008366, 065S19200008367, 065S19200008368, 065S19200008369, 065S19200008370, 065S19200008371 от 10.08.2020, - 6500 руб. снизить до 3 250 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.А. Третинник