АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
14 августа 2018 года
№ дела
А46-3178/2018
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2018 года, полный текст решения изготовлен 14 августа 2018 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Микуцкой А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырьевой А.С., ознакомившись в судебном заседании с исковым заявлением акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527,
ОГРН 1052460054327, место нахождения: 660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Утинская средняя общеобразовательная школа» Называевского муниципального района Омской области (ИНН 5523003446, ОГРН 1025501782151, место нахождения: 646123, Омская область, Называевский район, село Утичье, улица Школьная, дом 5)
о взыскании 67 938 руб. 27 коп. и признании договора расторгнутым,
в судебном заседании участвуют:
от истца - представитель Елкина Г.С. по доверенности от 12.03.2018 № 00/415/55/18 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ответчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ПАО «МРСК Сибири», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Утинская средняя общеобразовательная школа» Называевского муниципального района Омской области (далее - МБОУ «Утинская СОШ», ответчик) о признании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2017 № 20.5500.1120.17 расторгнутым с 18.09.2017 и о взыскании 67 938 руб. 27 коп. расходов за выполнение мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2017 № 20.5500.1120.17, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 07.03.2018 исковое заявление принято к производству.
Определением от 10.04.2018 дело признано подготовленным и назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Протокольным определением от 24.07.2018 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 09.08.2018.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, суд установил следующее.
12.05.2017 между ПАО «МРСК Сибири» (сетевая организация) и МБОУ «Утинская СОШ» (заявитель) подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.5500.1120.17 (в редакции протокола согласования разногласий; далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 указанного договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения электроустановок заявителя (технологическое присоединение) - здание центральной котельной, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 39,55 кВт (максимальная мощность с учетом ранее присоединенной 60 кВт, в том числе 50 кВт электротермия);
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,40 кВ;
- максимальная мощность ранее присоединённых энергопринимающих устройств 20,45 кВт, а заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 указанного договора технологическое присоединение необходимо для здания школы, расположенного по адресу: Омская обл., Называевский район, д. Константинова, ул. Школьная, дом № 10 А.
Точка (и) присоединения указана(ы) в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия) и располагается(ются) на расстоянии не далее 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (пункт 3 договора).
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 5 лет со дня заключения настоящего договора (пункт 4. договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора (пункт 5. договора).
Согласно пункту 6 договора сетевая организация обязуется:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;
- в течение 5 (пяти) дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя;
- не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.
В свою очередь заявитель, в соответствии с пунктом 8 договора обязался:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;
- после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;
- принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией;
- после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных актов от сетевой организации:
- надлежащим образом исполнять указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение;
- уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения.
В соответствии с пунктом 10 договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2016 № 675/75 и составляет 28 949 руб. 72 коп.
В соответствии с пунктом 10 Технических условий № 8000304095 для присоединения к электрическим сетям Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (Приложение № 1 к Договору) Сетевая организация осуществляет организационные мероприятия:
- подготовку технических условий на технологическое присоединение;
- проверку выполнения технических условий со стороны Заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя.
Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» для электроснабжения объектов заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительством РФ от 16.02.2008 № 87 и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством.
Строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ УТ-7 до РУ-10 кВ новой ТП 10/0,4 кВ. Протяженность и характеристики ЛЭП-10 кВ уточнить проектом.
Строительство ТП 10/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности. Место установки, тип и параметры оборудования определить проектом.
Строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ вновь установленной ТП 10/0,4 кВ до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ф. 1 от 7УТ-4 с переводом части нагрузки ВЛ-0,4 кВ ф. 1 от 7УТ-4 на РУ-0,4 кВ вновь установленной ТП 10/0.4 кВ. Протяженность и характеристики ЛЭП-0,4 кВ уточнить проектом.
В свою очередь Заявитель в соответствии с пунктом 11 Технических условий № 8000304095 для присоединения к электрическим сетям Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго» (Приложение № 1 к Договору) осуществляет:
- монтаж измерительного комплекса учета энергии, соответствующего требованиям «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442);
- перед прибором учета установить отключающий аппарат, предусмотреть возможность его опломбирования;
- ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП. Место прокладки кабеля или провода должно быть доступно для беспрепятственного осмотра по всей длине про кладки;
- оснастить объекты электросетевого хозяйства, указанные в пункте 1 настоящих технических условий, необходимыми устройствами защиты и автоматики в соответствии с действующей ИТД Российской Федерации.
Как указывает истец, стоимость мероприятий по подготовке, согласованию и выдаче технических условий определена в соответствии с Приложением2Приказа РЭК Омской области от 28.12.2016 № 675/75 как произведение ставки за подготовку технических условий и максимальной мощности по договору и составляет 11 902 руб. 93 коп. (255,05 руб. * 1,18 *39,55 кВт= 11 902,93 руб.).
Стоимость разработки и согласования проектной документации составляет 56 035 руб. 34 коп. согласно документов, приложенных к исковому заявлению.
МБОУ «Утинская СОШ» не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 11 технических условий, уведомление об исполнении мероприятий, предусмотренных пунктом 11 технических условий, ответчиком в адрес истца не направлялось. Также МБОУ «Утинская СОШ» не произведена оплата промежуточных платежей по договору.
18.09.2017 в адрес ПАО «МРСК Сибири» поступило заявление МБОУ «Утинская СОШ» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения от 12.05.2017 № 20.5500.1120.17 по причине отсутствия бюджетного финансирования.
ПАО «МРСК Сибири» подготовлено и направлено в адрес ответчика соглашение о расторжении договора с актом приема-передачи работ (оказанных услуг) (от 16.11.2017 № 1.5/07-18/12808-исх), предусматривающее обязанность МБОУ «Утинская СОШ» оплатить истцу расходы за выполненные мероприятия в части подготовки, выдачи и согласования технический условий в размере 11 902 руб. 93 коп., а также за разработку и согласование проектной документации в размере 56 035 руб. 34 коп.
МБОУ «Утинская СОШ» выразило отказ от подписания соглашения о расторжении договора в связи с несогласием оплаты расходов сетевой организации (претензии от 03.11.2017 № 95, от 18.12.2017 № 106), что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд находит исковые требования ПАО «МРСК Сибири» подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Нормы, регламентирующие порядок заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии содержатся в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
Названные правила регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
По смыслу пункта 7 Правил № 861 под технологическим присоединением понимается состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 19 Правил № 861 предусмотрено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт «е» пункта 16, пункты 16 (2), 16 (4), 17, 18 Правил технологического присоединения).
В силу пунктов 3, 6, 16, 18 Правил присоединения № 861 сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении любого обратившегося к ней лица в соответствии с заключенным договором.
В договоре устанавливаются, среди прочего, такие существенные условия, как перечень подлежащих выполнению мероприятий, определяемый в технических условиях, положения об ответственности сторон, размер платы за технологическое присоединение.
Договор № 20.5500.1120.17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2017 включает в себя существенные условия договора технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Право заказчика на отказ от договора оказания услуг предусмотрено пунктом 1 статьи 782 ГК РФ.
Как установлено судом, ответчиком не исполнены принятые по договору обязательства: не внесена плата за технологическое присоединение, не выполнены мероприятия, предусмотренные техническими условями.
Более того, 18.09.2017 в адрес ПАО «МРСК Сибири» поступило заявление МБОУ «Утинская СОШ» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения от 12.05.2017 № 20.5500.1120.17 по причине отсутствия бюджетного финансирования.
В связи с нарушением МБОУ «Утинская СОШ» сроков внесения платы за технологическое присоединение, а также в связи с поступлением заявления МБОУ «Утинская СОШ» о расторжении договора, ПАО «МРСК Сибири» в адрес ответчика подготовлено и направлено соглашение о расторжении договора.
МБОУ «Утинская СОШ» данное соглашение о расторжении договора не было подписано. Однако суд учитывает, что причиной в отказа в подписания соглашения о расторжении послужило условие ПАО «МРСК Сибири» о возмещении понесенных сетевой организацией убытков, тогда как иные указанные выше действия свидетельствуют об утрате заявителем заинтересованности в его реализации, в связи с чем суд приходит к выводу, что в силу положений статьи 450.1 ГК РФ договор об осуществлении технологического присоединения от 12.05.2017 № 20.5500.1120.17 считается расторгнутым с 18.09.2017.
При этом, расторжение договора не может являться основанием для освобождения МБОУ «Утинская СОШ» от обязанности компенсировать понесенные ПАО «МРСК Сибири» расходы в рамках исполнения данной сделки.
Согласно пункту 5 статьи 453 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В пункте 2 данной статьи указано, что убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец просит взыскать с МБОУ «Утинская СОШ» в свою пользу расходы за выполненные мероприятия в части подготовки, выдачи и согласования технический условий в размере 11 902 руб. 93 коп., а также за разработку и согласование проектной документации в размере 56 035 руб. 34 коп.
Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5, в редакции, действовавшей на момент заключения договора, для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами;
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата.
Истцом были разработаны технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям (приложение к договору), и, соответственно, понесены расходы в соответствии с пунктом 12 «а» указанных выше Методических указаний.
Сетевая компания, подготовив и выдав ответчику технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.
Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением ответчиком условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно ответчик в силу требований статей 393, 453 ГК РФ обязан компенсировать сетевой компании, фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.
При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»).
Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16426, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что неравнозначно фактическим затратам.
В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением тарифа.
Как следует из дополнения от 03.05.2018 к исковому заявлению, фактически расходы ПАО «СМРСК Сибири» - «Омскэнерго» на выполнение работ «Подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю» составили 481,21 руб./кВт, что в рассматриваемом случае составило сумму 22 460 руб. 86 коп.
Вместе с тем, с учетом изложенной выше позиции Верховного Суда, истец просит взыскать с ответчика 11 902 руб. 93 коп.
В силу положений пунктов 16 и 30.1 Правил № 861, а также пунктов 7 и 11 Методических указаний № 365-э/5 плата за технологическое присоединение устанавливалась органом регулирования в виде:
- на период регулирования - ставок платы и стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы; которые применялись для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства конкретного заявителя при наличии технической возможности технологического присоединения i такого заявителя, исходя из мощности подключаемой нагрузки объекта заявителя в соответствии с формулой (3), приведенной в пункте 20 Методических указаний № 365-э/5; а также формулой (13), приведенной в пункте 27 Методических указаний № 365-э/5, соответственно;
- индивидуальной платы, определяемой органом регулирования для каждого технологического присоединения по формуле (1), приведенной в пункте 15 Методических указаний № 365-э/5, в тех случаях, когда осуществляется технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения не 1 ниже 35 кВ и мощности не менее 10 000 кВА; а также согласно пункту 21 Методических указаний № 365-э в тех случаях, когда количество технологических присоединений у сетевой организации в расчетном периоде регулирования планируется в размере менее 10;
- платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, устанавливаемой органом регулирования для каждого технологического присоединения в случае отсутствия у сетевой организации технической возможности технологического присоединения.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм законодательства определение размера платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства конкретного заявителя не органом регулирования возможно только в том случае, если эта плата будет определяться, исходя из установленных органом регулирования ставок платы, либо стандартизированных тарифных ставок.
Случаи определения органом регулирования размера платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства конкретного заявителя строго регламентированы, это: 1) отсутствие у сетевой организации технической возможности технологического присоединения; 2) осуществление технологического присоединения к электрическим сетям на уровне напряжения не ниже 35 кВ и мощности не менее 10000 кВА; 3) когда количество технологических присоединений у сетевой организации в расчетном периоде регулирования планируется в размере менее 10.
Соответственно, применительно к спору между ПАО «МРСК Сибири» и МБОУ «Утинская СОШ» какие-либо предусмотренные законом основания для определения органом регулирования размера платы за выполнение ПАО «МРСК Сибири» мероприятий по технологическому присоединению «подготовка ТУ» по договору между ПАО «МРСК Сибири» и МБОУ «Утинская СОШ» отсутствуют.
Следовательно, законный порядок определения размера платы за выполнение ПАО «МРСК Сибири» мероприятия по технологическому присоединению «подготовка ТУ» - это его определение по формуле (3), приведенной в пункте 20 Методических указаний № 365-э/5, исходя из соответствующей установленной ставки платы за технологическое присоединение «подготовка ТУ» и мощности технологического присоединения заявителя.
Приложением № 2 к приказу РЭК Омской области № 675/75 от 28.12.2016 ПАО «МРСК Сибири» (филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго») на 2017 год, установлены ставки за единицу максимальной мощности по мероприятиям, осуществляемым при технологическом присоединении энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения единицы мощности (1кВт), руб./кВт (без учета НДС).
В частности, пунктом 1 указанного приложения предусмотрена ставка платы за подготовку сетевой организации технических условий заявителю (ТУ), в связи с чем суд признает, что фактические расходы истца на подготовку, выдачу и согласование технический условий в размере 11 902 руб. 93 коп. документально подтверждены, определены истцом с разумной степенью достоверности, а само требование о взыскании расходов в указанной части является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.07.2018 по делу № А45-12261/2015.
Обосновывая требование о взыскании 56 035 руб. 34 коп. расходов за разработку и согласование проектной документации истец указал, что работы по разработке проектной документации в целях строительства электросетевых объектов выполнялись службой проектирования ПАО «МРСК Сибири», в подтверждение чего истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ хозяйственным способом от 30.08.2017:
- Акт на сумму 2 380 руб. 66 коп. по объекту «Строительство ТП-10/0,4 кВ»;
- Акт на сумму 33 376 руб. 57 коп. по объекту «Строительство ВЛ-10 кВ»;
- Акт на сумму 11 730 руб. 35 коп. по объекту «Строительство ВЛ-0,4 кВ».
Кроме того, в материалы дела представлена разработанная проектная документация, включающая в себя 6 томов.
Согласно приказу ПАО «МРСК Сибири» от 09.12.2016 № 1206, внесены изменения и дополнения в приказ от 25.04.2014 № 338 «Об утверждении сдельных расценок на проектирование». В соответствии с указанным приказом сдельная расценка на разработку проектной документации учитывает: выполнение стадии проектной документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, все подготовительные работы, в том числе сбор исходных данных, а также согласование документации в филиале и исполнительным аппаратом, РДУ, с государственными органами и органами местного самоуправления.
Приложением № 1 к приказу ПАО «МРСК Сибири» от 09.12.2016 № 1206, установлены сдельные единичные расценки на проектные работы, в том числе для филиала «Омскэнерго», которые положены в основу наряд - заданий от 30.08.2017.
Из представленных в материалы дела наряд - заданий следует, что стоимость работ по разработке проектной документации по объектам составила следующие суммы:
- 15 389 руб. 83 коп. по объекту «Строительство ВЛ-10 кВ», которая включает в себя разработку разделов проектной документации, геодезические работы в виде полевых и камеральных работ, а также выполнение расчётов токов КЗ и релейной защиты;
- 5 408 руб. 83 коп. по объекту «Строительство ВЛ-0,4 кВ», которая включает в себя разработку разделов проектной документации, а также геодезические работы;
- 1 097 руб. 71 коп. по объекту «Строительство ТП-10/0,4 кВ», которая включает в себя разработку разделов проектной документации.
Кроме того, в соответствии с Основными положениями бухгалтерской учётной политики ПАО «МРСК Сибири» расходы, имеющие отношение к приобретению, сооружению нескольких объектов капитальных вложений распределяются между отдельными объектами в следующем порядке:
- арендная плата - пропорционально площади земельных участков;
- проектно-изыскательские работы - пропорционально сметной стоимости
конкретного объекта;
- проценты по займам - в соответствии с разделом «Учёт кредитов и займов»;
- затраты на содержание службы капитального строительства, расходы по
страхованию гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие
недостатков строительных работ - в соответствии с распределением затрат на
содержание ОКСа филиала;
- прочие затраты - пропорционально сметной стоимости конкретного объекта.
По спорным объектам в расходы сетевой организации включены также затраты на проектные работы по наряд - заданиям, затраты на содержание службы проектирования, затраты отдела капитального строительства (заказчика-застройщика МРСК, филиала), а также прочие затраты - капитализированные проценты. Необходимость включения данных сумм в стоимость затрат по технологическому присоединению обусловлена положениями учётной политики общества.
Рассматривая заявленное требование, суд обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 10 договора, размер платы за технологическое присоединение, определенный в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2016 № 675/75, составляет 28 949 руб. 72 коп., тогда как истцом заявлено, в том числе требование о взыскании 56 035 руб. 34 коп. расходов за разработку и согласование проектной документации, что противоречит выводу, сделанному Верховным Судом РФ в определении от 24.03.3017, в котором указано, что размер убытков не может быть больше стоимости услуг, рассчитанной с применением ставки тарифа (либо его части, соответствующей определенной услуге).
В рассматриваемом же случае, указанное требование практически вдвое превышает размер платы за технологическое присоединение по договору.
Кроме того, по утверждению истца, проектная документация была разработана ПАО «МРСК Сибири» в августе 2017 года, то есть до получения уведомления ответчика о расторжении договора.
Вместе с тем, истцом в материалы дела не представлено доказательств передачи проектной документации ответчику до момента получения уведомления о расторжении спорного договора, а также доказательств ее согласования.
Более того, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что истцом достоверно не доказано несение расходов на разработку и согласование проектной документации.
Относительно затрат по наряд – заданиям, судом установлено следующее.
Как указывает истец, разработка проектной документации включает в себя комплекс мероприятий, в том числе осуществление геодезических работ в виде полевых и камеральных работ, связанных с выездом на место, характеристикой трассы, осуществлением расчетов и замеров, выполнение топографической съемки и плана электрических сетей, а также расчетов токов и удельного сопротивления линии.
Однако в нарушение статьи 65 АПК РФ ПАО «МРСК Сибири» не представило в материалы дела бухгалтерскую документацию, подтверждающую факт несения заявленных расходов (путевые листы на автотранспорт, закупки ГСМ и т.д.).
Также истцом не представлено доказательств, что работники ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго», указанные в оценочной ведомости коэффициента трудового вклада по выполнению работ по наряд - заданиям №№ 27, 28, 29, устроены с условием сдельной оплаты труда либо доказательств того, что для целей исполнения спорного договора истцом привлекались дополнительные работники. В то время как в силу статей 2, 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы является обязанностью работодателя, возникающей в результате заключения трудового договора между работником и работодателем.
Не подлежат возмещению расходы определенные истцом в соответствии с Основными положениями бухгалтерской учётной политики ПАО «МРСК Сибири», а именно: на содержание службы проектирования, затраты отдела капитального строительства, расходы по страхованию гражданской ответственности, а также прочие затраты - капитализированные проценты, необходимость включения которых в стоимость затрат по технологическому присоединению обусловлена положениями учётной политики общества.
В данном случае причинно-следственная связь между действиями ответчика и выплатой истцом заработной платы работникам, соблюдением учётной политики общества, отсутствует, поскольку они являются для последнего не ущербом, а условно-постоянными расходами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания 56 035 руб. 34 коп. расходов за разработку и согласование проектной документации.
В соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с частичным удовлетворением иска расходы по государственной пошлине в размере 6 476 руб. 20 коп. возлагаются на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
При этом истцу надлежит возвратить из федерального бюджета 182 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне перечисленной платежным поручением № 11213 от 24.05.2016.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать расторгнутым с 18.09.2017 договор № 20.5500.1120.17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2017, заключенный между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Утинская средняя общеобразовательная школа» Называевского муниципального района Омской области и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Утинская средняя общеобразовательная школа» Называевского муниципального района Омской области (ИНН 5523003446, ОГРН 1025501782151, место нахождения: 646123, Омская область, Называевский район, село Утичье, улица Школьная, дом 5) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, место нахождения: 660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А) 11 902 руб. 93 коп. расходов; а также 6 476 руб. 20 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, место нахождения: 660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А) из федерального бюджета 182 руб. 00 коп. государственной пошлины, перечисленной платежным поручением № 11213 от 24.05.2016.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.П. Микуцкая