НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Омской области от 08.02.2024 № А46-7222/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

22 февраля 2024 года

№ дела

А46-7222/2023

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ивановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дубровиной Ю.П., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) к бюджетному общеобразовательному учреждению «Киселёвская основная школа» Знаменского муниципального района Омской области (ИНН 5513003694, ОГРН 1025502355372) о взыскании задолженности в размере 74 520 руб. 05 коп.,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418),

в судебном заседании приняли участие:

от истца – Чернова Д.Э. по доверенности от 09.01.2024 сроком действия по 31.12.2024 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ, диплом о высшем юридическом образовании на обозрение суда представлен),

от иных участвующих в деле лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – ООО «Магнит», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к бюджетному общеобразовательному учреждению «Киселёвская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области (далее – БОУ «Киселёвская средняя школа», ответчик) о взыскании задолженности в размере 74 520 руб. 05 коп.

Определением суда от 28.04.2023 указанное исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.

29.05.2023 ответчиком в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором учреждение ссылается на то, что в период с 30.03.2020 по 21.06.2020 оно не осуществляло деятельность по соответствующему адресу и не образовывало отходы в связи с введёнными на территории Омской области ограничительными мерами по недопущению распространения новой короновирусной инфекции.

15.06.2023 истцом в адрес суда направлены возражения на отзыв ответчика, в которых истец указывает на то, что ответчиком не представлены доказательства приостановления деятельности в указанный период, и на то, что расчетный метод определения количества образуемых ТКО не предполагает учет времени нахождения на рабочем месте, поскольку расчет стоимости услуг произведен исходя из количества расчетных единиц, норматива накопления и единого тарифа и не зависит от фактического графика работы ответчика.

Определением суда от 25.06.2023 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области; с учётом обстоятельств дела, позиций сторон, в порядке статьи 66 АПК РФ истребованы дополнительные сведения.

В ходе рассмотрения дела судом от Комитета по образованию Администрации Знаменского муниципального района Омской области истребованы сведения о количестве лиц, непосредственно занятых в организации учебного процесса и деятельности школы в спорный период.

Во исполнение определения суда Комитетом по образованию Знаменского муниципального района Омской области представлены сведения о количестве обучающихся в БОУ «Киселёвская основная школа», в том числе сведения о количестве лиц, непосредственно занятых в организации учебного процесса и деятельности БОУ «Киселёвская основная школа» за 2020 год: выпускников – 6, сотрудников по Знаменский район, д. Киселево ул. Новая, 2: с 30.03.2020 по 03.04.2020 – 14, с 04.04.2020 по 30.04.2020 – 0, 01.05.2020 по 31.05.2020 – 0, с 01.06.2020 по 14.06.2020 – 0, с 14.06.2020 по 21.06.2020 – 14; сотрудников по Знаменский район, д. Киселево, ул. Ленина, 4: с 30.03.2020 по 03.04.2020 – 8, с 04.04.2020 по 30.04.2020 – 0, с 01.05.2020 по 31.05.2020 – 0, с 01.06.2020 по 14.06.2020 – 0, с 14.06.2020 по 21.06.2020 – 8.

Определением Арбитражного суда Омской области от 16.01.2024ответчику предложено представить сведения об организации рабочего времени учреждения за период с 30 марта по 21 июня 2020 года; локальный акт об организации дистанционного обучения или проведения занятий в указанный период (при наличии такого акта) с 30 марта по 21 июня 2020 года; заверенные копии табеля учетного рабочего времени всех работников учреждения за указанный период (с пояснениями в части того, сколько из работников работало в указанный период на каждом из двух спорных объектов); штатное расписание учреждения за указанный период; приказы об административных отпусках сотрудников учреждения за указанный период (при их наличии).

01.02.2024 БОУ «Киселёвская средняя школа» представило в материалы дела копию табеля учета рабочего времени от 04.03.2020, табеля учета времени от 06.05.2020, табеля учета рабочего времени 08.06.2020, табеля учета рабочего времени от 03.04.2020, копии штатного расписания, приказа № 24 от 24.04.2020, приказа № 20 от 26.03.2020, положения об электронном обучении, использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе БОУ «Киселевская основная школа», приказа № 26 от 03.06.2020, приказа № 25 от 12.05.2020, приказа № 24 от 06.04.2020.

Истец, с учётом представленных Комитетом по образованию Знаменского муниципального района Омской области и ответчиком в материалы дела документов, уточнил исковые требования (вх. № 34531 от 06.02.2024), просит взыскать с ответчика задолженность в размере 74 520 руб. 05 коп.

Уточненные исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ приняты судом к рассмотрению.

В судебном заседании представитель истца поддержал уточнённые исковые требования.

Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По правилам статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязанности в порядке положений Закона № 89-ФЗ и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктом 8 (17) Правил № 1156 предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора в разделе «Заключение договоров» - «Предложение о заключении договора с региональным оператором» в связи с чем, договор с ответчиком считается заключенным на условиях типового договора, размещенного на официальном сайте регионального оператора, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.

Для осуществления транспортирования отходов региональным оператором на основании конкурсных процедур привлечён подрядчик – ООО «ПТБО», с которым заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Региональным оператором установлено, что БОУ «Киселёвская Средняя Школа» осуществляет деятельность по следующим адресам: Омская область, Знаменский район, д. Киселево ул. Новая, 2; Омская область, Знаменский район, д. Киселево, ул. Ленина, 4.

К основному виду деятельности БОУ «Киселёвская средняя школа» по выписке из ЕГРЮЛ относится образовательная деятельность.

Расчет стоимости услуг производится исходя из категории деятельности субъекта образования отходов согласно Приказу РЭК Омской области № 61/27 от 31.05.2017 и Приложения № 1 к нему.

Приказом РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области» установлены нормативы накопления для школ на 1 учащегося 0, 365 куб.м./год.

ООО «Магнит» в адрес ответчика направлены претензии № 10494 от 01.12.2021, № 3932 от 13.05.2021, от 31.03.2022 об оплате задолженности, возникшей в связи с предоставлением услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Оставление ответчиком претензий истца без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО «Магнит» в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового требования ООО «Магнит», исходя из следующего.

Согласно статье 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьёй 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Порядок заключения договора предусмотрен Правилам № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Так, согласно пунктом 8 (17) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил № 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил.

Согласно протоколу от 20.03.2018 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Омской области (извещение 200318/26813093/01 лот № 1) общество признано единственным участником конкурсного отбора.

17.08.2018 общество заключило с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области.

Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://mag№it-tko.ru/zaklyuche№ie_dogovorov/) в разделе «Заключение договоров» - «Предложение о заключении договора с региональным оператором».

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8(12), 8(17) Правил № 1156).

В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, как следует из материалов дела, ООО «Магнит» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилам обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156), на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018.

Услуги оказываются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Омской области, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74.

В соответствии со статьёй 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Исходя из приведённых положений, основанием для оплаты услуг является факт их оказания.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Поскольку ООО «Магнит» осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником.

Данное положение следует и норм статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, согласно которой региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1).

При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг находящимся в данном регионе физическим и юридическим лицам исключительно истцом (статья 24.6 Закона № 89-ФЗ).

ТКО ответчика, в отсутствие доказательств их транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации иным лицам, в любом случае осуществляет ООО «Магнит».

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с Правилами № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Омской области (пункт 9).

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правил № 505), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 расчетным путем исходя либо из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета (Решение Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 № АКПИ20-956).

Таким образом, юридические лица вправе производить расчет как по количеству и объему установленных контейнеров, так и по установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативам накопления ТКО.

При расчете задолженности истцом учтены количество учащихся по данным, предоставленным Комитетом по образованию Администрации Знаменского муниципального района Омской области, а также по данным БОУ «Киселёвская средняя школа» на соответствующий учебный год в пределах спорного периода с 01.01.2020 по 31.12.2022, общий расчет произведен исходя из норматива накопления для школ по 6 категории на 1 учащегося 0,365 куб.м./год (приказ РЭК Омской области от 31.05.2017 № 61/27 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области»).

При этом истцом в расчете также принято во внимание, что ввиду приостановления деятельности на основании распоряжения Губернатора Омской области от 05.06.2020 № 66-р образовательную деятельность БОУ «Киселёвская средняя школа» осуществляло дистанционно, в связи с чем за период с 30.03.2020 по 21.06.2020 расчет стоимости оказанных услуг осуществлен исходя из норматива по 28 категории («Учреждения, организации, офисы) 1,46 куб.м./год (на 24 человека по обоим адресам осуществления деятельности Учреждения).

Всего задолженность за спорный период по расчету истца составила 74 520 руб. 05 коп.

Правильность осуществленного истцом расчета платы за оказанные услуги и задолженности по внесению такой платы за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 ответчиком не оспорена, документы, опровергающие обоснованность соответствующего расчета, в материалы дела не представлены.

Суд, проверив расчет истца, находит его обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт оказания истцом ответчику услуг по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 на сумму 74 520 руб. 05 коп., а также учитывая, что ответчиком не доказана оплата оказанных ООО «Магнит» услуг, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования в заявленном размере.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 названного Кодекса. Следовательно, истцу надлежит возвратить из федерального бюджета 83 руб. государственной пошлины.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением иска судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с бюджетного общеобразовательного учреждения «Киселёвская основная школа» Знаменского муниципального района Омской области (ИНН 5513003694, ОГРН 1025502355372) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) задолженность по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 74 520 руб. 05 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 981 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654) из федерального бюджета 83 руб. государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд по платежному поручению № 2879 от 31.03.2023.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Омской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья И.А. Иванова