АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
11 декабря 2017 года
№ дела
А46-15038/2017
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Горобец Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цимирман Е.Н. (до объявления перерыва в судебном заседании 27.11.2017), помощником судьи Землянухиной Я.И. (после перерыва 04.12.2017), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства экономики Омской области к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании незаконными пунктов 1 и 2 представления от 09.06.2017 №52-19-16/4874 и предписания от 09.06.2017 №52-19-16/4873,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Ревзиной Е.А. по доверенности от 05.10.2015 № 7/15 (удостоверение),
от заинтересованного лица - Зима Ю.Р. по доверенности от 31.08.2017 № 521610/6752 (удостоверение), Тереховой Ю.С. по доверенности от 22.09.2017 б/н (удостоверение), Ренгольд Е.Ю. по доверенности от 31.08.2017 № 52-1610/6760 (удостоверение),
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экономики Омской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными пунктов 1 и 2 представления от 09.06.2017 №52-19-16/4874 и предписания от 09.06.2017 №52-19-16/4873.
Определением Арбитражного суда Омской области от 08.09.2017 по делу № А46-15038/2017 заявление принято к производству, назначена дата судебного заседания.
Судом, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 27.11.2017, объявлен перерыв до 04.12.2017.
Судебное заседание продолжено после перерыва.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, представители заинтересованного лица настаивали на отсутствии оснований для удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Из материалов дела следует, что в период со 09 февраля.2017 по 15 мая 2017 года Управлением Федерального казначейства по Омской области в Министерстве экономики Омской области проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016 год, по результатам которой Министерству вынесены представление от 09.06.2017 №52-19-16/4874 и предписание от 09.06.2017 №52-19-16/4873.
Согласно пунктам 1 и 2 представления от 09.06.2017 №52-19-16/4874 Министерством:
- не обеспеченно достижение значения показателя результативности использования субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства», «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра», а именно фактическое значение показателя «исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия» составляет 79,3%, 85,2%, 86,9% соответственно, вместо установленного планового значения - 100%;
- в отчетах за 2016 год, предоставленных в Минэкономразвитие РФ, по состоянию на 1 января 2017 года отражены недостоверные (завышенные) данные о фактически израсходованных в 2016 году средствах субсидии из федерального бюджета по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства», «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра», а именно отчеты, подтверждающие фактические расходы бюджета Омской области за 2016 год, направленные Министерством в Минэкономразвития России, не содержит данных о неиспользованном остатке средств субсидии в размере 3 164 181, 60 рублей.
Министерство признано нарушившим статьи положения статей 162, 242 Бюджетного кодекса РФ, 309 Гражданского кодекса РФ, пункты 8, 43, 48, 49 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках Подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 316 (далее - Правила), а также Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области № 002-МБ-16 от 13 июля 2016 года (далее - соглашение №002-МБ-16).
В соответствии с предписанием, в связи с нарушением статьи 242 Бюджетного кодекса РФ и пункта 48 Правил, Министерству предписано принять меры по возврату в доход федерального бюджета средств субсидии, неиспользованных в проверяемом периоде в рамках Подпрограммы в сумме 3 164 181,60 рублей.
Полагая, что предписание и представление не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании их недействительными.
Рассмотрев материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспаривая пункты представления и предписание, заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Неиспользованными остатками субсидии, подлежащими возврату в федеральный бюджет, были признаны оставшиеся по состоянию на 1 января 2017 года денежные средства на счетах Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства (далее - Фонд) и АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» (далее - АРИ), поступившие из бюджета Омской области, которые, по мнению УФК, являются не использованными остатками межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных в форме субсидии.
Признавая Министерство нарушившими статьи 242 Бюджетного кодекса РФ и пункта 48 Правил УФК исходит из того, что предоставленная из бюджета Омской области Фонду и АРИ субсидия является по существу правоотношений субсидией из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, так как изначально поступила в бюджет Омской области в качестве межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в форме субсидии (далее - межбюджетные трансферты из федерального бюджета), и соответственно, поступив впоследствии на счета Фонда и АРИ, не изменила своего существа и существа возникших бюджетных правоотношений.
Вместе с тем, в данном случае, как указал заявитель, производится смешение понятий -межбюджетные трансферты в форме субсидии, предоставляемые в соответствии с главой 16 БК РФ, и субсидии, предоставляемые в порядке, предусмотренном статьями 78 и 78.1 БК Российской Федерации (при этом производится распространение требований бюджетного законодательства, регулирующее межбюджетные трансферты, на юридические лица, которые не могут являться участниками межбюджетных отношений), что является существенным нарушением норм бюджетного законодательства ввиду следующего.
Так, в соответствии со статьёй 6 БК РФ межбюджетные трансферты -это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 41 БК РФ бюджет субъекта РФ формируется из различных источников - налоговых, неналоговых поступлений и безвозмездных поступлений. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ и иные межбюджетные трансферты, в том числе из федерального бюджета, являются одним из видов безвозмездных поступлений и, соответственно, одним из видов доходов бюджета субъекта РФ.
Правила в свою очередь определяют порядок распределения и предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - субсидия на государственную поддержку СМСП).
Соглашением № 002-МБ-16 между Минэкономразвития России и Правительством Омской области субсидия на государственную поддержку СМСП, предоставлена в силу указанных выше норм бюджету Омской области.
Следовательно, заявитель указывает, что получателем поступившей в соответствии с Соглашением № 002-МБ-16 субсидии на государственную поддержку СМСП является бюджет Омской области.
Поскольку субсидия на государственную поддержку СМСП предоставлена бюджету Омской области, указанные средства становятся собственными доходами бюджета Омской области, имеющими целевое назначение. Указанный вывод подтвержден практикой Верховного суда (Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 310-КП5-13228 по делу № А09-7805/2014).
Как указал заявитель, средства, предусмотренные бюджетом Омской области, Министерству как главному распорядителю бюджетных средств на предоставление Фонду и АРИ субсидий на указанные цели, были перечислены Министерством в полном объеме, на 1 января 2017 года у Министерства остатки субсидий в части бюджетных обязательств перед Фондом и АРИ отсутствовали. Фонд и АРИ, не являются получателями бюджетных средств в смысле, придаваемом этому понятию статьей 6 БК РФ, не являются исполнителями областного бюджета, не осуществляет контроль за его исполнением и, соответственно, не относится к главным распорядителям бюджетных средств, а полученные ими средства субсидии становятся их собственностью, «обременной» целевым назначением их использования. В связи с чем, по мнению заявителя, после списания в установленном порядке средств субсидии со счета бюджета Омской области и ее зачисления на счета Фонда и АРИ указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета (в том числе статус федеральной субсидии) и на них не распространяются требования бюджетного законодательства.
Таким образом, по утверждению заявителя, субсидии дошли до получателей в соответствии с их целевым назначением. Неиспользованных остатков субсидии на закрепленных за Министерством счетах бюджета Омской области по мероприятиям: «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства», «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра» на 1 января 2017 года не было, оснований для признания средств в размере 3 164 181,64 рубля неиспользованными остатками федеральной субсидии и признания Министерства нарушившим статью 242 Бюджетного кодекса РФ и пункт 48 Правил нет.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Государственная политика в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), включая крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», приложение № 8 к Государственной программе № 316 (далее - Правила № 316), субсидии на софинансирование мероприятий предоставляются субъекту Российской Федерации при условии наличия утвержденной государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, содержащей мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п утверждена Государственная программа Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» (далее - Государственная программа). В состав Государственной программы входит подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области», предусматривающая обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП (далее - Подпрограмма № 266-п). Министерство является соисполнителем мероприятий по созданию благоприятных условий для ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования конкурентной среды на территории Омской области в рамках Подпрограммы № 266-п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства предоставлены Омской области на основании соглашения, заключенного Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Омской области от 13.07.2016 № 002-МБ-16.
По условиям соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по вопросам реализации условий соглашения определено Министерство, а целью предоставления субсидии являлось выполнение мероприятий Государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области».
Таким образом, получателем субсидии является Омская область, что не оспаривается Министерством.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Субсидии федерального бюджета были перечислены Министерством следующим организациям:
по мероприятию «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства» - Омскому региональному фонду поддержки и развития малого предпринимательства (далее -Фонд),
по мероприятиям «обеспечение деятельности Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Центр экспорта), «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра» (далее - РИЦ) - АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» (далее - Агентство).
Средства субсидии имели целевой характер направления - создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которой направлена на оказание консультационной поддержки.
В соответствии с Подпрограммой № 266-п, пунктом 1.1 Соглашения № 002-МБ-16, бюджету Омской области на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию следующих мероприятий: «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства» в размере 4 528 000,00 рублей, «обеспечение деятельности Центра экспорта» в размере 12 954 000,00 рублей и «обеспечение деятельности РИЦ» в размере 2 380 000,00 рублей.
Выборочной проверкой соответствия центра поддержки предпринимательства, Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП (далее - Центр экспорта) и регионального интегрированного центра (далее - РИЦ) условиям и требованиям конкурсного отбора, предусмотренным Условиями конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 (далее - Условия № 167) установлено следующее.
Центр поддержки предпринимательства функционирует на территории Омкой области с 2011 года на базе Фонда. Центр экспорта и РИЦ, созданные на территории Омкой области в 2012 году, функционируют с 2016 года на базе Агентства. Центр поддержки предпринимательства, Центр экспорта и РИЦ осуществляют свою деятельность на основании плана работ на текущий год с указанием планируемых результатов деятельности в отчетном периоде. По результатам деятельности составляется отчет, содержащий достигнутые значения показателей эффективности деятельности.
Правительством Омской области принято обязательство обеспечить функционирование центра поддержки предпринимательства, Центра экспорта и РИЦ в течение не менее 10 лет с момента их создания за счет субсидии из федерального бюджета (письма губернатора Омской области от 06.04.2016 № ИСХ-16/ГБ-451/01, № ИСХ-16/ГБ-448/01, № ИСХ-16/ГБ-447/01).
В целях обеспечения деятельности центра поддержки предпринимательства, Фондом в Министерство направлена заявка о предоставлении субсидий из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд (сопроводительное письмо Фонда от 05.09.2016 № 762).
Между Министерством и Фондом заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд от 15.09.2016 № б/н на сумму 4 528 000,00 рублей (субсидия из федерального бюджета).
На основании Распоряжения Министерства от 15.09.2016 № 851-к, пункта 5.1.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд от 15.09.2016 № б/н Фонду предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета на обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства по КБК 01704121810250647630 в сумме 4 528 000,00 рублей (заявка на кассовый расход от 16.09.2016 № 3, платежное поручение от 19.09.2016 № 128235, выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03522000120 за 19.09.2016).
Общая сумма софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Омской области по данному мероприятию составила 6 640 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 10 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета в виде имущественного взноса в Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства (приложение № 7 Подпрограммы № 266-п), пунктом 5.2.5 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд от 15.09.2016 № б/н, Фондом ежемесячно Министерству предоставлялись отчеты об использовании субсидий с указанием достигнутого значения показателей результативности, в соответствии с которыми фактическое использование субсидии на обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства за 2016 год составило:
Получено субсидий за 2016 год
Объем затрат на оказание содействия развитию МСП за 2016 год
Остатки средств субсидии по состоянию на 01.01.2017
Всего
Из
федерального
бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
Из
федерального
бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
из
федерального
бюджета
из бюджета
Омск обл
области
11 168 000,00
4 528 000,00
6 640 000,00
9 791253,39
3 590 750,00
6 200 503,39
1 376 746,61
937 250,00
439496,61 496,61
В соответствии с данными отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной Омской области из федерального бюджета в соответствии с Соглашением № 002-МБ-16 на реализацию данного мероприятия (Форма 12) на 01.01.2017, направленного Министерством в Минэкономразвития России письмом от 20.01.2017 № ИСХ-17/МЭК-414, и отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках реализации соглашений, заключенных между Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2016 году (форма № 1 - мониторинг) от 27.04.2017 (далее - Отчет-мониторинг (форма № 1 - мониторинг) от 27.04.2017), достигнуты следующие значения показателей результативности использования субсидии по средствам федерального бюджета по мероприятию: количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку, ед. - 2060 (при плановом значении, установленным пунктом 2.2.4 Соглашения № 002-МБ-16, - 1528); исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия, % - 100 (при плановом значении - 100); количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку, ед. - 10 (при плановом значении - 10); количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов МСП, ед. - 1613 (при плановом значении- 1579).
В целях обеспечения деятельности Центра экспорта, Агентством в Министерство направлено заявление о предоставлении субсидий из областного бюджета от 07.09.2016.
Между Министерством и Агентством заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта от 14.09.2016 № б/н на общую сумму 12 954 000,00 рублей (субсидия из федерального бюджета), в том числе: на возмещение затрат, исходя из объема понесенных затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта с 26.01.2016 по 07.09.2016 в размере 4 896 335,93 рублей; на финансовое обеспечение затрат, исходя из расчета стоимости планируемых затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта с 08.09.2016 по 31.12.2016 в размере 8 057 664,07 рубля.
На основании Распоряжения Министерства от 14.09.2016 № 846-к, пункта 5.2.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта от 14.09.2016 № б/н, Агентству предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета по КБК 01704121810250649810 в размере 12 954 000,00 рублей (заявка на кассовый расход от 15.09.2016 № 1, платежное поручение от 19.09.2016 № 128233, выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03522000120 за 19.09.2016).
Общая сумма софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Омской области по данному мероприятию составила 6 350 880,00 рублей.
В соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности регионального интегрированного центра и Центра экспорта (приложение № 13 Подпрограммы № 266-п), пунктом 5.4.2 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта от 14.09.2016 № б/н, Агентством Министерству предоставлялись отчеты об использовании субсидий с указанием достигнутого значения показателей результативности, в соответствии с которыми фактическое использование субсидии на обеспечение деятельности Центра экспорта за 2016 год составило:
Получено субсидий за 2016 год
Объем затрат на оказание содействия развитию МСП за 2016 год
Остатки средств субсидии по состоянию на 01.01.2017
Всего
Из
федерального
бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
Из
федерального
бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
из
федерального бюджета
из
бюдж Омск. обл.
19 304 880,00
12 954 000,00
6350880,00
17 295 171,91
11039 551,11
6 255 620,80
2009708,09
1914448,89
95259,20
В соответствии с данными отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной Омской области из федерального бюджета в соответствии с Соглашением № 002-МБ-16 на реализацию данного мероприятия (Форма 12) на 01.01.2017, направленного Министерством в Минэкономразвития России письмом от 20.01.2017 № ИСХ-17/МЭК-414, и Отчета-мониторинга (форма № 1 - мониторинг) от 27.04.2017, достигнуты следующие значения показателей результативности использования субсидии по средствам федерального бюджета по мероприятию: количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку, ед. - 218 (при плановом значении - 171); исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия, % - 100 (при плановом значении - 100); количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку, ед. - 16 (при плановом значении - 16); количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов МСП, ед. - 217 (при плановом значении 139); количество заключенных субъектами МСП при содействии Центра экспорта договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории Российской Федерации, ед. - 42 (при плановом значении - 39).
В целях обеспечения деятельности РИЦ, Агентством в Министерство направлено заявление о предоставлении субсидии из областного бюджета от 07.09.2016.
Между Министерством и Агентством заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ от 14.09.2016 № б/н на сумму 2 380 000,00 рублей (субсидия из федерального бюджета), в том числе: на возмещение затрат, исходя из объема понесенных Агентством затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ за период с 26.01.2016 по 07.09.2016 в размере 474 425,47 рублей; на финансовое обеспечение затрат, исходя из расчета стоимости планируемых Агентством затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ с 08.09.2016 по 31.12.2016 в размере 1 905 574,53 рубля.
На основании Распоряжения Министерства от 14.09.2016 № 847-к, пункта 5.2.1 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ от 14.09.2016 № б/н, Агентству предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета на обеспечение деятельности РИЦ по КБК 01704121810250648810 в размере 2 380 000,00 рублей (заявка на кассовый расход от 15.09.2016 № 2, платежное поручение от 19.09.2016 № 128234, выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03522000120 за 19.09.2016).
Общая сумма софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Омской области по данному мероприятию составила 1 343 240,00 рублей.
В соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ и Центра экспорта (приложение № 13 Подпрограммы № 266-п), пунктом 5.4.2 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности РИЦ от 14.09.2016 № б/н, Агентством Министерству предоставлялись отчеты об использовании субсидий с указанием достигнутого значения показателей результативности, в соответствии с которыми фактическое использование субсидии на обеспечение деятельности РИЦ за 2016 год составило:
Получено субсидий за 2016 год
Объем затрат на оказание содействия развитию МСП за 2016 год
Остатки средств субсидии по состоянию на 01.01.2017
Всего
Из
федерального бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
из
федерального
бюджета
из бюджета
Омской
области
Всего
из
федерального бюджета
из бюджета
Омской
области
3 723 240 ,00
2 380 000, 00
1 343 240,00
3 410 223,65
2 067 517,29
1 342 706,36
313 016,35
312 482,71
533,64
В соответствии с данными отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной Омской области из федерального бюджета в соответствии с Соглашением № 002-МБ-16 на реализацию данного мероприятия (Форма 12) на 01.01.2017, направленного Министерством в Минэкономразвития России письмом от 20.01.2017 № ИСХ-17/МЭК-414, и Отчета-мониторинга (форма № 1 - мониторинг) от 27.04.2017, достигнуты следующие значения показателей результативности использования субсидии по средствам федерального бюджета по мероприятию: количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку, ед. - 227 (при плановом значении - 74); исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия, % - 100 (при плановом значении - 100); количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов МСП, ед. - 272 (при плановом значении - 63); количество заключенных субъектами МСП при содействии РИЦ договоров о передаче иностранными хозяйствующими субъектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности российском субъектам МСП, а также о международном научном сотрудничестве, ед. - 1 (при плановом значении - 1); количество заключенных субъектами МСП при содействии РИЦ договоров на поставку товаров, работ, услуг за пределы территории Российской Федерации, ед. - 3 (при плановом значении - 3); количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку, ед. - 6 (при плановом значении - 6).
Выборочной проверкой достоверности предоставления Министерством в Минэкономразвития России отчетов о расходах бюджета Омской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии, а также своевременности возврата неиспользованных на 01.01.2017 остатков субсидии в доход федерального бюджета, установлено следующее.
По состоянию на 01.01.2017 общий остаток неиспользованных средств субсидии из федерального бюджета по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Центра экспорта», «обеспечение деятельности РИЦ», составил 3 164 181,60 рубль, в том числе: 937 250,00 рублей, 1914 448,89 рублей и 312 482,71 рубля соответственно.
Фонд и Агентство являются организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Омской области, т.е. не относятся к прямым получателям субсидии, а получают средства на возмещение затрат, связанных с оказанием консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом тот факт, что Фонд и Агентство не являются участниками бюджетного процесса, не исключает того факта, что перечисление средств субсидий, предоставляемых на выполнение мероприятий Государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», через Фонд и Агентство представляет собой лишь определенную схему реализации прав на получение субсидии конечными получателями, но не меняет при этом существа правоотношений по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджету субъектов. Данная позиция подтверждена решениями судов первой, апелляционной, кассационной инстанций и определением Верховного суда РФ по делу № А46-2217/2016.
Согласно пункту 6.2 соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд от 15.09.2016 № б/н остатки субсидии, неиспользованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату в бюджет Омской области. Возврат остатков субсидии Агентством осуществляется во всех случаях их образования после выполнения всех мероприятий, указанных в плане (пункт 6.1 соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта и РИЦ от 14.09.2016 № б/н).
Агентством направлены в Министерство письма от 31.01.2017 № 93 с просьбой предоставления реквизитов для возврата в областной бюджет остатка средств субсидии (по РИЦ) и от 31.01.2017 № 94 с целью рассмотрения возможности использования в 2017 году остатка средств субсидии, полученной в 2016 году, на реализацию запланированных Центром экспорта мероприятий.
В ответ на письма Министерство сообщило Агентству (письмо от 27.02.2017 № ИСХ-17/МЭК-1465), что направило в адрес Минэкономразвития России обращение о разъяснении порядка использования в 2017 году остатков субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Омской области в 2016 году (письмо об образовавшихся остатках от 13.02.2017№ ИСХ-17/МЭК-1102 направлено Министерством в Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России).
Согласно письменному объяснению ведущего специалиста отдела поддержки малого и среднего предпринимательства управления поддержки предпринимательства Министерства Осиповой А.С. от 05.05.2017, на момент проведения проверки разъяснения порядка использования остатков субсидии в 2017 году от Минэкономразвития России не поступали.
Реквизиты для возврата неиспользованных средств субсидии 2016 года в адрес Фонда и Агентства не направлялись (письменное объяснение главного специалиста отдела поддержки малого и среднего предпринимательства управления поддержки предпринимательства Министерства Бондаревой И.В. от 10.05.2017).
Согласно статье 242 БК РФ, пункту 48 Правил № 316, не использованные на 1 января текущего финансового года субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при отсутствии решения Минэкономразвития России, подлежат возврату в федеральный бюджет с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. В случае если неиспользованные субсидии не перечислены в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 37 Правил № 316, при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий, указанный остаток в соответствии с решением Минэкономразвития России может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Исходя из вышеизложенного, использование целевых средств, полученных в форме субсидий, возможно только в том случае, если Министерством экономического развития Российской Федерации подтверждена потребность в направлении сумм остатков данных субсидий на те же цели в очередном финансовом году.
Таким образом, не использованные средства субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Следовательно, в нарушение статьи 242 БК РФ, пункта 48 Правил № 316, Министерством не приняты меры по возврату в доход федерального бюджета средств субсидии в общей сумме 3 164 181,60 рубль, неиспользованных в проверяемом периоде Фондом (Центр поддержки предпринимательства) и Агентством (Центр экспорта и РИЦ).
В заявлении в суд Министерство настаивает на позиции, что у него отсутствовала обязанность осуществлять возврат остатков субсидии, числящихся на счетах Фонда и Агентства, так как эти средства, являются, по мнению Министерства, средствами бюджета субъекта.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2016 № Ф09-10480/15 по делу № А60-52623/2014 подтверждает позицию УФК по Омской области о том, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль в отношении Фонда и Агентства в части соблюдения ими условий использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету субъекта бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета, осуществляется лишь в процессе проверки Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего их Фонду и Агентству.
Письма Минэкономразвития России, указанные в обоснование позиции заявителя, не могут быть использованы как нормативное обоснование возможности не возврата в бюджет средств субсидий, в силу того, что, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами, и имеют рекомендательный и разъясняющий характер.
Кроме того, согласно пункту 46 Правил № 316, эффективность использования субсидий субъектами Российской Федерации оценивается Минэкономразвития России, в том числе на основании фактического достижения показателя результативности использования субсидии, которые являются обязательными для выполнения в рамках реализации мероприятий по исполнению расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 43 Правил № 316, пунктами 2.2.6 и 2.2.14 Соглашения № 002-МБ-16, Министерством предоставляется в Минэкономразвития России отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета и достижении значений показателей результативности использования субсидии, по формам, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.08.2015 № 571 «Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии» (далее - Приказ № 571), а также заполненные формы мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки МСП, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 27.03.2015 № 174 «Об утверждении форм мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки » (далее - Приказ № 174). В отчетах указываются средства субъекта Российской Федерации, подтверждающие осуществление расходов бюджета за счет субсидии из федерального бюджета по реализации мероприятий государственной поддержки субъектов МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно данным Отчетов по формам 1, 6 и 12, составленных по состоянию на 01.01.2017 и направленных Министерством в Минэкономразвития России (письмо Министерства от 20.01.2017 № ИСХ-17/МЭК-414) и Отчета - мониторинга (форма № 1 - мониторинг) от 27.04.2017, фактические значения показателей результативности использования субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Центра экспорта» и «обеспечение деятельности РИЦ», установленные пунктом 2.2.4 Соглашения № 002-МБ-16, выполнены Министерством в полном объеме.
В отчетности, предоставленной Министерством, указано исполнение расходных обязательств за счет субсидии главным распорядителем бюджетных средств (письменное объяснение ведущего специалиста отдела поддержки МСП Министерства Осиповой А.С. от 15.03.2017).
В соответствии с пунктами 2.2.3 и 2.2.6 Соглашения № 002-МБ-16, Министерство, являясь уполномоченным органом по реализации государственной поддержки МСП, предоставляет в Минэкономразвития России документы, подтверждающие осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств субсидии из федерального бюджета и отчеты о достижении показателей результативности использования субсидии по установленным формам. В формах отчетности, установленных Приказом № 571, предусмотрено отражение расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета. Приказом № 174 в формах мониторинга предусмотрено отражение фактической суммы расходов по соглашению.
В ходе выборочной проверки установлено, что непосредственное использование средств субсидии по мероприятиям государственной поддержки МСП, предусмотренных Соглашением № 002-МБ-16, осуществлялось субъектами МСП, муниципальными образованиями и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП (Фонд и Агентство) (далее - Получатели), которым Министерством в 2016 году были перераспределены средства субсидии, поступившей из федерального бюджета. Получателями в Министерство представлены отчеты о фактическом использовании средств субсидии в 2016 году.
Так, фактическое исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятий, подтверждено данными отчетов за 2016 год, предоставленных в Министерство Фондом и Агентством, согласно которым в 2016 году фактически не достигнуты значения показателя результативности использования субсидии «Исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия», в том числе по следующим мероприятиям:
- «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства» вместо предусмотренного пунктом 2.2.4 Соглашения № 002-МБ-16 объема исполненных расходных обязательств за счет субсидии в размере 100% (4 528 000,00 рублей), фактическое исполнение составило 79,3% (3 590 750,00 рублей);
- «обеспечение деятельности Центра экспорта» вместо предусмотренного пунктом 2.2.4 Соглашения № 002-МБ-16 объема исполненных расходных обязательств за счет субсидии в размере 100% (12 954 000,00 рублей), фактическое исполнение составило 85,2% (11 039 551,11 рубль);
- «обеспечение деятельности РИЦ» вместо предусмотренного пунктом 2.2.4 Соглашения № 002-МБ-16 объема исполненных расходных обязательств за счет субсидии в размере 100% (2 380 000,00 рублей), фактическое исполнение составило 86,9% (2 067 517,29).
Ответственность за осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе за их целевое использование, а также за достоверность представляемых сведений в Минэкономразвития России несут субъекты Российской Федерации (пункт 49 Правил № 316).
Согласно пункту 2.2.9 Соглашения № 002-МБ-16, Министерство, являясь уполномоченным органом по реализации государственной поддержки МСП, осуществляет контроль за реализацией государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, содержащей мероприятия, направленные на развитие МСП, а также обеспечивает целевое и эффективное использование субсидии.
В результате, при имеющихся неиспользованных остатках средств Субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Центра экспорта» и «обеспечение деятельности РИЦ» в общей сумме 3 164 181,60 рубль, Министерство направило в Минэкономразвития России отчеты с подтверждением фактического использования в 2016 году средств субсидии из федерального бюджета по вышеуказанным мероприятиям в полном объеме.
Таким образом, в нарушение статьи 162 БК РФ, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2.2.4 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 13.07.2016 № 002-МБ-16, заключенного между Минэкономразвития России и Правительством Омской области, в 2016 году Министерством не обеспечено достижение значения показателя результативности использования субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства», «обеспечение деятельности регионального интегрированного центра», а именно фактическое значение показателя «исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия» составляет 79,3%, 85,2%, 86,9%) соответственно, вместо планового значения, установленного соглашением, - 100%).
Отсутствие результативности использования средств федерального бюджета обусловлено, отсутствием контроля Заявителя за фактическим использованием представленных субсидий по прямому назначению. Отсутствие контроля за «судьбой» полученных денежных средств на стадии «Фонд (Агентство) - конечный получатель - предприниматель» свидетельствует о невозможности достижения эффективного результата по использованию субсидий.
Принцип результативности использования бюджетных средств, изложенный в статье 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
При таких обстоятельствах законом не определены какие-либо конкретные требования, раскрывающие понятие «результативности», каковая определяется в каждом конкретном случае оценочно, с субъективной точки зрения того или иного должностного лица.
То есть, вынесение представления по выявленным фактам не результативности расходования бюджетных средств носит фактически рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах информативное указание в пункте 1 представления на недостаточную результативность использования бюджетных средств фактически не нарушает прав и законных интересов, в том числе и постольку не влечет наступления каких-либо негативных последствий.
Далее, в соответствии с пунктом 3.2.2. соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса в Фонд от 15.09.2016 № б/н, пунктом 3.1.2 соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра экспорта и РИЦ от 14.09.2016 № б/н, одним из условий предоставления субсидии является предоставление получателем в Министерство отчетов об использовании субсидии.
Так, фактическое исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятий, подтверждено данными отчетов за 2016 год, предоставленных в Министерство Фондом (отчет об использовании субсидии за декабрь 2016 года с нарастающим итогом, предоставленный в соответствии с пунктом 10 Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета в виде имущественного взноса в Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства (приложение № 7 Подпрограммы № 266-п)) и Агентством (отчеты об использовании субсидий с указанием достигнутого значения показателей результативности Центром экспорта и РИЦ, предоставленные в соответствии с пунктом 11 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обеспечением деятельности регионального интегрированного центра и Омского регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение № 13 Подпрограммы № 266-п)).
В соответствии с пунктом 43 Правил № 316, пунктами 2.2.6 и 2.2.14 Соглашения № 002-МБ-16, Министерством предоставляется в Минэкономразвития России отчетность о достижении значений показателей результативности использования субсидии, по формам, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.08.2015 № 571 «Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии», а также заполненные формы мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки МСП, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 27.03.2015 № 174 «Об утверждении форм мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства». В отчетах указываются средства субъекта Российской Федерации, подтверждающие осуществление расходов бюджета за счет субсидии из федерального бюджета по реализации мероприятий государственной поддержки субъектов МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а не средства главного распорядителя средств бюджета.
Таким образом, Министерством, как уполномоченным органом, представляется в Минэкономразвития России отчетность, подтверждающая фактические расходы бюджета Омской области.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание прямой финансовой поддержки субъектам МСП находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации. Получить финансовую поддержку могут предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП.
В соответствии с п.2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства предоставлены Омской области на основании соглашений, заключенных Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Омской области. По условиям соглашений Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по вопросам реализации условий соглашения. Целью предоставления субсидии являлось выполнение мероприятий долгосрочной целевой программы Омской области.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением
субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в пункте 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (до введения данной нормы в БК РФ действовали аналогичные нормы нормативных актов субъектов, либо данное положение прописывалось в заключенных соглашениях о предоставлении субсидий). При этом Министерство в данном случае выступает в правоотношениях по выдаче средств предпринимателям за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, органом, обязанным осуществлять контроль за использованием указанных бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» «инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки».
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, осуществляемых субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации, при условии фактического направления в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации (уполномоченным органом - Министерством экономики Омской области) средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Ответственность за осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе за их целевое использование, а также за достоверность представляемых сведений в Минэкономразвития России несут субъекты Российской Федерации (пункт 49 Правил № 316).
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения №002-МБ-16, Министерство является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития России по реализации мероприятий в рамках государственной поддержки МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно пункту 2.2.9 Соглашения № 002-МБ-16, Министерство осуществляет контроль за реализацией государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, содержащей мероприятия, направленные на развитие МСП, а также обеспечивает целевое и эффективное использование субсидии.
Так, в 2016 году Министерством не обеспечено достижение значения показателя результативности использования субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Центра экспорта», «обеспечение деятельности РИЦ», а именно фактическое значение показателя «Исполнение расходных обязательств за счет субсидии, предоставленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию мероприятия» составляет 79,3%, 85,2%, 86,9% соответственно, вместо планового значения, установленного соглашением, - 100%.
В результате, при имеющихся неиспользованных остатках средств Субсидии по мероприятиям «обеспечение деятельности центра поддержки предпринимательства», «обеспечение деятельности Центра экспорта» и «обеспечение деятельности РИЦ» в общей сумме 3 164 181,60 рубль, Министерство направило в Минэкономразвития России отчеты с подтверждением фактического использования в 2016 году средств субсидии из федерального бюджета по вышеуказанным мероприятиям в полном объеме.
Факт предоставления отчетов об использовании субсидий в полном объеме Министерством не оспаривается.
Кроме того, в тексте Представления указано, что министру экономики Омской области необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения, а также проинформировать УФК по Омской области о результатах исполнения данного Представления.
В установленные сроки Заявителем был направлен ответ от 10.07.2017 № ИСХ-17/МЭК-5491 о результатах рассмотрения Представления (ответ поступил в УФК по Омской области 11.07.2017 входящий № 8231).
Таким образом, на момент обращения в Арбитражный суд Омской области с жалобой (17.08.2017) Министерством выполнены требования, установленные для него в Представлении.
В соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, (далее - Правила № 1092) по результатам выездной проверки было вынесено представление от 06.10.2016 № 52-19-16/4962. Формы и требования к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждены Приказом Федерального казначейства от 29.07.2016 № 12н.
Согласно ч.2 ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Исходя из содержания ч. ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о бюджете разных уровней, иных законов, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Следовательно, к бюджетному законодательству относятся любые нормативные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы РФ и осуществлении бюджетного учета.
В Представлении и Предписании указано на нарушение норм БК РФ, а также на нарушение норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих расходы, произведенные за счет средств федерального бюджета, пунктов Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», и Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 13.07.2016 № 002-МБ-16.
Таким образом, Представление и Предписание полностью соответствуют по форме и содержанию, требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих право выдачи и порядок составления представлений Федеральным казначейством.
Ссылка заявителя на возможные ограничения Министерства в предоставлении субсидий организациям, образующим, инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Омской области, а также на лишение Министерства возможности предоставлять Фонду средства субсидии в виде имущественного взноса с целью стимулирования предпринимательской инициативы в Омской области на постоянной основе судом отклоняется, поскольку оспариваемое Представление предлагает Министерству лишь не допускать выявленных нарушений в будущем, документ не содержит обязательных для Заявителя указаний, а, следовательно, не нарушает права и законные интересы Министерства.
В Предписании указано на необходимость принять меры, в предусмотренном законодательством порядке, по возврату в доход федерального бюджета средств субсидии, неиспользованных в проверяемом периоде в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в сумме 3 164 181,60 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242 БК и пунктом 37 Правил № 316, при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий, указанный остаток в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств -Минэкономразвития России может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
Исходя из вышеизложенного, использование целевых средств, полученных в форме субсидий, возможно, если Министерством экономического развития Российской Федерации подтверждена потребность в направлении сумм остатков данных субсидий на те же цели в очередном финансовом году. Предписание не нарушает права и законные интересы Заявителя, так как возлагает на него обязанность исполнить требования действующего законодательства.
Доказательства наступления для заявителя неблагоприятных последствий и нарушения права и законных интересов Министерства в связи с вынесением оспариваемых документов в материалы дела не представлены.
Учитывая выше изложенное, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое представление от 09.06.2017 №52-19-16/4874 (пункты 1 и 2) и предписания от 09.06.2017 №52-19-16/4873 вынесено в рамках полномочий УФК по Омской области с соблюдением процедуры вынесения данных документов и требований к его оформлению, не затрагивают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического и административного характера и не создают препятствий для осуществления деятельности.
Заявитель не доказал несоответствие оспариваемых актов нормам действующего законодательства, поэтому основания для удовлетворения его требований отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Министерству экономики Омской области в удовлетворении требований к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании незаконными пунктов 1 и 2 представления от 09.06.2017 №52-19-16/4874 и предписания от 09.06.2017 №52-19-16/4873 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Н.А. Горобец